23 сентября 2021, 15:33

Девушка-командир вертолёта: «Это только кажется, что в небе много места»

Она - единственная девушка-командир вертолёта в пилотажной группе «ЦСКА-Самара». Елена Прокофьева в свободное время занимается фигурным катанием, а на работе выполняет сложные пируэты уже на многотонной махине. И вот её история. 

Елена Прокофьева

- Летчик-инструктор Аэроклуба самарского филиала ЦСКА

- Мастер спорта международного класса по вертолётному спорту
- Лётчик 1 класса
- Трёхкратная абсолютная чемпионка мира и многократная чемпионка России по вертолётному спорту

Родом я из Ахтубинска. Это военный городок в Астраханской области. Никогда там не встречала женщин-пилотов, потому даже представить не могла, что когда-нибудь стану командиром экипажа вертолёта. Как-то брат решил записаться в аэроклуб. Мама предложила и мне пойти с ним за компанию. С первого же занятия я поняла, что это моё. Для девочки такой выбор, особенно в 1990-е годы, был неочевидным. Даже если твой папа - лётчик-испытатель, как у меня. Год мы изучали теорию, а потом начали летать с инструкторами, наблюдая за тем, как они управляют самолётом. В Астрахани же случился мой первый самостоятельный полёт. Мандража не было, только сосредоточенность. По ощущениям, наверное, похоже на то, что испытывают парашютисты. Первый раз тебя выталкивают, и ты толком не понимаешь, что происходит. А потом ты уже сам осознанно шагаешь в пропасть.

После школы я поступила Самарский аэрокосмический университет и переехала в Самару. Стала частым гостем аэроклуба в Смышляевке. Здесь я освоила самолёт Ан-2. В 2004 году уже в ЦСК ВВС коллеги посадили меня на вертолёт. Дали карту, посмотрели, как ориентируюсь на местности, и стали обучать на второго пилота. Женщины в нашей профессии - редкость. Сейчас, насколько знаю, девушки проходят единичные отборы в лётные учебные заведения. Когда училась я, это было вообще редкостью. Женская форма отсутствовала как таковая, поэтому под себя ушивали мужскую или делали её под заказ.

Боюсь прыгать в бассейн с трёхметровой вышки

С вертолётом обращаюсь, как с живым существом. Ну, а как иначе? Говорю в полёте ему: «Маленький мой», «не злись». Машина всё понимает, и её тоже надо чувствовать. Слышать, что ей плохо, ещё до того, как загорится Check. Важно в полёте - уметь ориентироваться по приборам и не доверять чувствам. Залетаешь в облака - вокруг «молоко». Может казаться, что машина отклоняется вправо, а на самом деле - влево. Тут и помогают приборы. 

Маршрут полёта строим на земле, но чётко следовать ему не всегда получается. Это только кажется, что в небе много места. На самом деле там достаточно оживлённое движение. Это и самолёты, и вертолёты. А ещё  - птицы. От них не отвернёшь. В прошлом году заходили на посадку, и одна попала в двигатель. Приземлились благополучно.
Вообще, летать мне нестрашно. И тут такой парадокс: боюсь прыгать с трёхметровой вышки в бассейн, а вот подниматься в небо на самолёте или вертолёте - нет. За штурвалом иначе воспринимаешь высоту и осознаёшь себя в пространстве.

Наверху всё по-другому. Холодно, даже когда внизу жарко. У земли может мести метель, или всё заволакивает туманом. В небе же - чисто и спокойно. Когда поднимаюсь на максимально возможную для вертолёта высоту в четыре тысячи метров, становится заметна «круглость» Земли. 
Конечно же, и природа сверху тоже воспринимается по-другому. Летишь, например, по Астраханской области - кругом степь. С воздуха кажется, что поверхность ровная - садись, где угодно. Но это ощущение обманчиво. Можно попасть на неровности, и это приведёт к аварии.
Я много полетала по России. Самый дальний перелёт - в Сочи на показательные выступления. Вокруг - красота: море, горы. Но любоваться ей особо некогда. Нужно быть сосредоточенным на приборах. Хотя иногда удаётся уделить внимание видам. И могу сказать, что природа в Самарской области - самая красивая. Тут и Волга, и леса, и Жигулёвские горы. Осенью, когда с деревьев опадает листва, иногда видела животных: лосей, кабанов и даже волков. 


Иногда «вертушкой» расчищаем аэродром от листьев

Сейчас я летаю на вертолёте Ми-2. Это многоцелевая, учебная машина, очень манёвренная. На ней можно исполнить много чего: боевые развороты, спирали. Очень зрелищно выглядит «вертушка». Машина зависает в воздухе носом вниз и крутится вокруг одной точки. Иногда так осенью очищаем аэродром от листьев.
Свои умения и возможности вертолёта показываем на соревнованиях, выполняя разные упражнения. Например, в этом году на международных вертолётных гонках, где взяли «бронзу», на скорость «цепляли» грузы. Я управляю машиной, а второй пилот опускает краном лебёдку в стоящие на земле бочки. Всего их четыре. На упражнение мы потратили 30 секунд.

Ещё был слалом. На земле - несколько ворот. Наша задача: забросить в них вёдра, которые подцеплены к вертолёту веревками. На это у нас ушло полторы минуты.
Цель - медаль на Всемирных воздушных играх. Это что-то типа Олимпиады в авиаспорте. Проходят они редко. Мы участвовали в них в 2009 году и заняли четвёртое место. А в 2015 году выступали как приглашённые гости. Когда состоятся следующие воздушные игры, пока неизвестно. 

Фото: Екатерина Ершова

Комментарии ()

  1. Горбунов Виктор 27 февраля 2022, 15:08(Комментарий был изменён) # 0
    Спасибо за замечательную историю

    Рекомендуемое

    Архитектор Дмитрий Храмов: «Самара должна стать центром сплочения всей Волги - самым ярким пространством общения»
    03 июля 2023, 13:41
    Архитектор Дмитрий Храмов: «Самара должна стать центром сплочения всей Волги - самым ярким пространством общения»

    Он – один из самых узнаваемых самарских архитекторов. Дмитрий Храмов берётся за разные проекты: парки, скверы, бары, библиотеки, музеи. Его воображению и ощущению места можно только позавидовать. Поговорили с Дмитрием про необычные решения в городской среде.

    Совладелец фотостудии и автопортретной Максим Мидзяев: «Многие никогда не были на фотосессиях у фотографов, потому что им было страшно работать на камеру в присутствии других людей»
    12 декабря 2023, 16:21
    Совладелец фотостудии и автопортретной Максим Мидзяев: «Многие никогда не были на фотосессиях у фотографов, потому что им было страшно работать на камеру в присутствии других людей»

    Желания и мечты, как известно, имеют свойство сбываться прямо перед Новым годом. По крайней мере, так случилось у героя нашего интервью – совладельца фотостудии «f/0,95» и автопортретной «Моменты» Максима Мидзяева. Узнали у него, как решиться на открытие собственного дела после многих лет в большом бизнесе, зачем городу нужны автопортретные, не отнимают ли они работу у фотографов, подходит ли Самара для развития стрит-фотографии, и куда ехать за топовыми кадрами за пределами фотостудий.

    Главный смотритель Самарского художественного музея: «Если ты не любишь людей, эта работа не для тебя»
    21 ноября 2022, 18:50
    Главный смотритель Самарского художественного музея: «Если ты не любишь людей, эта работа не для тебя»

    Встретились с администратором подразделения музейных смотрителей Самарского художественного музея Фаридой Земляновой и узнали, чем занимаются смотрители на работе помимо работы, подходит ли эта должность для непосед и мизантропов и действительно ли для «хранителей искусства» крайне важен внешний вид.

    Режиссёр Антон Долганов: «Чайкин остров реально существует, но искать его по названию на картах бессмысленно»
    04 апреля 2024, 12:03
    Режиссёр Антон Долганов: «Чайкин остров реально существует, но искать его по названию на картах бессмысленно»

    В конце февраля 2024 года в кинотеатре «Художественный» состоялась премьера фильма «Чайкин остров». Около года над его созданием работала команда самарской видеостудии Modjo films. Журналист «Кому на Волге» встретилась с режиссёром проекта и основателем студии Антоном Долгановым: говорили про, как оказалось, реально существующий Чайкин остров, прототип главного героя, родительскую любовь, отдых за Волгой и возвращение в места детства.