Она - единственная девушка-командир вертолёта в пилотажной группе «ЦСКА-Самара». Елена Прокофьева в свободное время занимается фигурным катанием, а на работе выполняет сложные пируэты уже на многотонной махине. И вот её история.
Елена Прокофьева
- Летчик-инструктор Аэроклуба самарского филиала ЦСКА
- Мастер спорта международного класса по вертолётному спорту
- Лётчик 1 класса
- Трёхкратная абсолютная чемпионка мира и многократная чемпионка России по вертолётному спорту
Родом я из Ахтубинска. Это военный городок в Астраханской области. Никогда там не встречала женщин-пилотов, потому даже представить не могла, что когда-нибудь стану командиром экипажа вертолёта. Как-то брат решил записаться в аэроклуб. Мама предложила и мне пойти с ним за компанию. С первого же занятия я поняла, что это моё. Для девочки такой выбор, особенно в 1990-е годы, был неочевидным. Даже если твой папа - лётчик-испытатель, как у меня. Год мы изучали теорию, а потом начали летать с инструкторами, наблюдая за тем, как они управляют самолётом. В Астрахани же случился мой первый самостоятельный полёт. Мандража не было, только сосредоточенность. По ощущениям, наверное, похоже на то, что испытывают парашютисты. Первый раз тебя выталкивают, и ты толком не понимаешь, что происходит. А потом ты уже сам осознанно шагаешь в пропасть.
После школы я поступила Самарский аэрокосмический университет и переехала в Самару. Стала частым гостем аэроклуба в Смышляевке. Здесь я освоила самолёт Ан-2. В 2004 году уже в ЦСК ВВС коллеги посадили меня на вертолёт. Дали карту, посмотрели, как ориентируюсь на местности, и стали обучать на второго пилота. Женщины в нашей профессии - редкость. Сейчас, насколько знаю, девушки проходят единичные отборы в лётные учебные заведения. Когда училась я, это было вообще редкостью. Женская форма отсутствовала как таковая, поэтому под себя ушивали мужскую или делали её под заказ.
Боюсь прыгать в бассейн с трёхметровой вышки
С вертолётом обращаюсь, как с живым существом. Ну, а как иначе? Говорю в полёте ему: «Маленький мой», «не злись». Машина всё понимает, и её тоже надо чувствовать. Слышать, что ей плохо, ещё до того, как загорится Check. Важно в полёте - уметь ориентироваться по приборам и не доверять чувствам. Залетаешь в облака - вокруг «молоко». Может казаться, что машина отклоняется вправо, а на самом деле - влево. Тут и помогают приборы.
Маршрут полёта строим на земле, но чётко следовать ему не всегда получается. Это только кажется, что в небе много места. На самом деле там достаточно оживлённое движение. Это и самолёты, и вертолёты. А ещё - птицы. От них не отвернёшь. В прошлом году заходили на посадку, и одна попала в двигатель. Приземлились благополучно.
Вообще, летать мне нестрашно. И тут такой парадокс: боюсь прыгать с трёхметровой вышки в бассейн, а вот подниматься в небо на самолёте или вертолёте - нет. За штурвалом иначе воспринимаешь высоту и осознаёшь себя в пространстве.
Наверху всё по-другому. Холодно, даже когда внизу жарко. У земли может мести метель, или всё заволакивает туманом. В небе же - чисто и спокойно. Когда поднимаюсь на максимально возможную для вертолёта высоту в четыре тысячи метров, становится заметна «круглость» Земли.
Конечно же, и природа сверху тоже воспринимается по-другому. Летишь, например, по Астраханской области - кругом степь. С воздуха кажется, что поверхность ровная - садись, где угодно. Но это ощущение обманчиво. Можно попасть на неровности, и это приведёт к аварии.
Я много полетала по России. Самый дальний перелёт - в Сочи на показательные выступления. Вокруг - красота: море, горы. Но любоваться ей особо некогда. Нужно быть сосредоточенным на приборах. Хотя иногда удаётся уделить внимание видам. И могу сказать, что природа в Самарской области - самая красивая. Тут и Волга, и леса, и Жигулёвские горы. Осенью, когда с деревьев опадает листва, иногда видела животных: лосей, кабанов и даже волков.
Иногда «вертушкой» расчищаем аэродром от листьев
Сейчас я летаю на вертолёте Ми-2. Это многоцелевая, учебная машина, очень манёвренная. На ней можно исполнить много чего: боевые развороты, спирали. Очень зрелищно выглядит «вертушка». Машина зависает в воздухе носом вниз и крутится вокруг одной точки. Иногда так осенью очищаем аэродром от листьев.
Свои умения и возможности вертолёта показываем на соревнованиях, выполняя разные упражнения. Например, в этом году на международных вертолётных гонках, где взяли «бронзу», на скорость «цепляли» грузы. Я управляю машиной, а второй пилот опускает краном лебёдку в стоящие на земле бочки. Всего их четыре. На упражнение мы потратили 30 секунд.
Ещё был слалом. На земле - несколько ворот. Наша задача: забросить в них вёдра, которые подцеплены к вертолёту веревками. На это у нас ушло полторы минуты.
Цель - медаль на Всемирных воздушных играх. Это что-то типа Олимпиады в авиаспорте. Проходят они редко. Мы участвовали в них в 2009 году и заняли четвёртое место. А в 2015 году выступали как приглашённые гости. Когда состоятся следующие воздушные игры, пока неизвестно.
Фото: Екатерина Ершова
Комментарии ()
Написать комментарий