20 июля 2021, 17:27

Автостопом из Самары во Владивосток и обратно

Весной 2021 года Николай Пелевин и Таисия Фирсова отправились в долгое путешествие. Они проехали автостопом от Самары до Владивостока и обратно 17 000 километров, потратили 40 000 рублей за 46 дней. Ребята составили краткий ликбез по 12 городам, рассказали, где самые наглые голуби, как заселиться в избу в самом центре мегаполиса и про парк, в котором надписи на стенах превратили в достопримечательность.

Отправиться в путешествие мы хотели ещё в 2020 году, но из-за коронавируса ввели ограничения, поэтому всё отложилась. И как-то так сошлось, что в мае этого года владелец квартиры, которую мы снимали, решил её продать. Мы съехали, отвезли свои вещи на склад и решили ехать во Владивосток. Проблем с работой не было, потому что мы оба  фрилансеры.

Готовились к путешествию долго и основательно. Когда едешь автостопом самые главные твои вещи - обувь и рюкзак. На этом экономить нельзя. Вещи мы пересобирали несколько раз, пока не убедились в том, что оставили только необходимое. Для девушек Таисия вывела правило: уроните сумку, если не можете поднять, то пересобирайте заново. В итоге, рюкзака Коли весил 16 кг, а Таи – 11 кг.

Из еды взяли сушёное мясо и овощи, быстро отварные крупы, каши и немного картошки. Всё это занимает не так много места и не портится. Не обошлось и без нескольких банок тушёнки и хлеба. На сладкое у нас были домашние батончики-мюсли. К сожалению, мы не взяли с собой витамины в таблетках, о чём пожалели. Когда вернулись домой мы накинулись на фрукты. В дороге их очень не хватало.

Златоуст - пыльная полка

Это был первый город на нашем маршруте, в который мы заехали, чтобы погулять. Златоуст напоминает пыльную полку с кучей забытых вещей. Он одновременно интересный и разбитый, некрасивый. Самое классное место - парк Бажова. В нём есть и скульптуры персонажей из сказок автора, и красивые виды на национальный парк Таганай. Туда-то мы и отправились после Златоуста. В национальном парке хорошая инфраструктура: есть «перевалочные» приюты, где можно снять армейскую палатку с обогревом или домик, организованные места для разведения костров, везде проложены тропы. Минус последних был только в том, что нигде не был указан их уровень сложности. Ты проходишь по тропе несколько километров, а потом видишь, что дальше надо лезть по камням. А это не всем под силу.

Пока шли по нацпарку видели много людей с огромными рюкзаками, были даже старые, советские, размером с человека. Мы всё думали: «Что же они такого берут с собой?» И вот доходим до «перевалочного» приюта, смотритель нам говорит: «Если у вас закончилась еда или вам просто что-то нужно, можете взять с общего стола». Мы подходим и видим там килограммы картошки, моркови, макарон. Спасибо туристам. Благодаря им, мы в тот вечер поели суп.

Челябинск, который притворяется мегаполисом

Он безусловно старый, красивый, через него проходил Шёлковый путь, поэтому здесь везде изображены верблюды. Город шумный, пыльный и, к сожалению, быдловатый. Хостел, в котором мы жили, находится около бора. Мы ходили прогуляться в этот лес, а там - полно мусора, который оставляют после себя местные жители. Причём везде. Необычным для нас стало то, что все бездомные в городе носят светоотражающие жилеты. В целом Челябинск оставил от себя ощущение маленького города-стройки, который притворяется мегаполисом. 

Екатеринбург - город уличных музыкантов

Здесь очень свободные и улыбчивые люди. Это сразу бросается в глаза. Некоторые ходят по улицам с алкоголем. Когда мы заметили это, то спросили у проходящего мимо мужчины с пивом: «Извините, а как же запрет на распитие в общественных местах?» Он ответил: «Ну, есть такое. Если мы увидим полицейских, то спрячем… А так, всем всё равно, мы свободные люди!»

Екатеринбург очень ухоженный. В городе очень много уличных музыкантов. Нам ещё повезло попасть на «Ночь музеев». Мы сходили в три: «Гамаюн», Музей радио имени Попова и областной краеведческий. В сравнении с Екатеринбургом Самара стала казаться нам маленькой, уютной и милой.

Там, где идеальные дороги

Москва похорошела при Собянине, но до неё похорошела Тюмень. Здесь идеально ровные дороги, везде чисто и нет пыли. А люди в городе спокойные. Мы гуляли с утра, и никто не бежал сломя голову на работу. В Тюмени красивые скульптуры, есть Сквер сибирских кошек и даже Площадь солнца. Но больше всего нас удивили таблички, которые можно увидеть на улицах. У одного фонтана: «Спасибо, что не позволяете детям купаться в фонтанах и сохраняете их здоровье», у пешеходного перехода: «Спасибо, что соблюдаете правила ПДД». Здесь ничего никому не запрещают, а просто благодарят за «правильность».

Именно в Тюмени у нас появилась шутка: «Посмотреть город за три часа». И вот почему. Если раньше можно было оставить вещи в камере хранения на вокзале, и стоило это недорого, то сейчас за это нужно отдать больше тысячи рублей. Если берешь ячейку на три часа, это стоит всего 150 рублей. Поэтому в некоторых городах, как и в Тюмени, мы оставляли сумки на вокзале на три часа и быстро-быстро пробегали по достопримечательностям. Тюмень показалась нам очень милым городом, и про себя мы её даже прозвали «Тюмеменень».

Неопасный Омск

Многие нас пугали, что это очень криминальный и опасный город. На деле же было не так. В Омске есть две красивые отреставрированные улицы, осталась древняя оборонительная крепость. Можно увидеть и красивые новостройки, по которым и не скажешь, что они новостройки в нашем привычном понимании. Всё смотрится очень к месту.

Город уже северный, здесь появляются совершенно другие птицы, нет воробьёв. А голуби совершенно обнаглевшие. Вполне реально, что тебе приходится чуть ли не драться с птицей за кусок булки.

В Омске когда-то в ссылке был Достоевский, о чём вещает соответствующая табличка. Для самарцев интересный факт - именно здесь родился Куйбышев, и рядом с Омском есть маленький город, названный в его честь.

Непонятный Новосибирск

На трассе из Омска нас подобрал странный мужчина. Он остановил машину, молча открыл багажник и взял наши сумки. Мы немного испугались, потом состоялся следующий диалог:

Мы: Извините, а вы куда едите?

Мужчина: Вам куда надо?

Мы: В Новосибирск.

Мужчина: Ну, значит, в Новосибирск.

От Новосибирска остались смешанные чувства. Мы не до конца его поняли. Местами он был красивым, местами совершенно заброшенным, местами чем-то напоминал Самару. Мы точно решили, что должны посетить его ещё раз, чтобы узнать получше.

Красноярские виды

Мы хотели посетить Красноярск одним днём и поехать дальше. Когда об этом узнал один из водителей, то с удивлением сказал: «А как же Красноярские Столбы?!» Так мы приняли решение немного задержаться. Это был первый город, где для нас впервые поменялась Россия. Изменилась погода, птицы, архитектура, говор людей и еда. Здесь абсолютный культ шишек. Их добавляют везде и всюду, вплоть до кофе. Красноярск для нас стал городом видов. Ты ходишь и везде засматриваешься: горы, река, национальный парк “Красноярские Столбы”… Столбы - это такие скалы в виде очень высоких столбов. Кроме них на территории парка есть и горы, текут притоки Енисея: реки Базаиха, Мана и Большая Слизнева. 

До Красноярских столбов мы доехали на автобусе за 30 минут. В парке есть небольшой магазин с тематическими сувенирами. Там нас поразил уровень мерча. Он настолько хорош, что хотелось скупить всё. Мы удивились стикерам с изображением Столбов и словами на них. Были обычные, вроде - «Свобода», а были и со всякой нецензурщиной. Во время прогулки мы видели те же, в том числе и матерные, надписи на камнях и тогда поняли задумку. Все надписи на стикерах - это наскальная «живопись», которую оставили после себя туристы.

Иркутск - город декабристов

Здесь в сквере имени Кирова есть макет старого города, по которому мы и ориентировались. В 1826 году сюда ссылали декабристов. Многие здания отстроили именно они. В Милицейский переулке даже стоит памятник жёнам декабристов, которые поехали за ними в ссылку. Город неоднозначный, но всё-таки старый и красивый.

В Иркутске у нас были проблемы с жильём, поэтому мы решили воспользоваться каучсёрфингом. Это один из бюджетных вариантов ночёвки для путешественников. Единственный минус – нужно предупреждать заранее, иногда за три недели. На сайте мы увидели объявление: «Изба в центре города». Туда мы и заселились. Жили там, в реальной избе, три студентки художественного института. Жильё в городе дорогое, поэтому по площади и цене им больше всего подошла эта изба.

Улан-Удэ - это буддизм

Второе место, где для нас поменялась Россия. Здесь распространены буддизм, шаманизм, язычество, старообрядчество. Когда мы попали на службу в буддистский храм, то первую минуту не понимали, где находимся. Очень завораживающая и непривычная атмосфера. 

Интересно, что город со всех сторон оброс деревнями. Ты едешь по одной дороге и только названия меняются. И ещё оказалось, что в Улан-Удэ в домах нет газа. И это несмотря на то, что газовые месторождения находятся недалеко от города. Хотелось бы приехать в этот город на недельку, чтобы поближе познакомиться с другими религиями и с другой культурой.

Чита - город из 90-ых

Когда нас спрашивают, какой город оставил самое яркое впечатление, мы говорим про Читу. Сам город выглядит неплохо, хотя и заброшенные места есть. Удивили люди. По центру города разгуливают быдловатого вида ребята. Жители не привыкли к туристам. Нас даже фотографировали просто из-за того, что мы ходили с рюкзаками. А ещё мы наблюдали, как «верховный» бомж указывал своим подчинённым, где кто будет спать. Ну и в Чите мы потратили больше всего денег, чтобы купить поесть. Впечатлений от этого города масса, жаль, не самых хороших.

Хабаровск - почти Корея

Самой опасной трассой в нашем трипе стала дорога Чита - Хабаровск. Здесь почти не было машин. Водители редко подбирают пассажиров. На остановках пьют какие-то подростки. Везде болота. Ночью мы укрывали палатку дождевиком, чтобы скрыть светоотражающие части. Нас предупреждали, что ночевать на воздухе может быть небезопасно, поэтому мы старались быть как можно незаметнее. На трассе мы провели три дня. Опытные люди сказали нам, что это еще немного.

О Хабаровске изначально был стереотип, что здесь сильно влияние Китая. Нам же показалось, что тут даже больше корейской темы. Здесь можно купить в обычном магазине онигири, дешёвую и вкусную рыбу. Повсюду корейские магазинчики и кафе. В Хабаровске мы наконец-то нашли реку похожую на Волгу – Амур. К сожалению, в городе мы пробыли не так долго. Хотелось бы изучить его получше.

Владивосток - совершенно другая Россия

Обычно автостоперов подбирают люди на отечественных недорогих машинах. Во Владивостоке же останавливались владельцы дорогих иномарок. Водители были очень простые и добродушные. Один из них нам рассказывал, как любит рыбачить, а потом заявил: «Вы знаете, так утомительно работать в правительстве Владивостока».

Здесь Россия для нас поменялась в третий раз. Из-за людей. У них другое отношение к деньгам, работе, они очень свободолюбивые. В городе чувствуется большое влияние Японии. Машин очень много, все они праворукие.

фото: Виталий Шабинский, Николай Пелевин

Комментарии ()

  1. Vic 03 августа 2021, 10:20 # 0
    Хорошая статья! Ребята молодцы!
    1. Ася 20 августа 2021, 11:56 # 0
      Цитата из текста: «Мы: Извините, а вы куда едИте?»

      Куда же они едят? В /Коммуне корректора съели, видимо

      Рекомендуемое

      Шеф-повар и управляющий баром Денис Дроздов: «Есть те, кто танцуют под Бейонсе, а через трек во весь голос кричат “Императрицу” Аллегровой»
      23 июня 2023, 09:53
      Шеф-повар и управляющий баром Денис Дроздов: «Есть те, кто танцуют под Бейонсе, а через трек во весь голос кричат “Императрицу” Аллегровой»

      Кажется, нет баров, которым не ставил или хотя бы не помогал разрабатывать меню Денис Дроздов. Поговорили с экс-шефом «Дорогой» и «Ветерка», а сейчас – управляющим «8 бит» про дружбу самарских баров, ностальгию по ушедшим местам, «настоящих рок-н-ролльщиков» и самарский культ, который держит нас всех в заложниках.

      Стрит-арт художник Денис Тачез: «Всю первую стипендию потратил на баллоны с краской»
      12 октября 2023, 10:12
      Стрит-арт художник Денис Тачез: «Всю первую стипендию потратил на баллоны с краской»

      Денис Тачез (Tachez) занимается уличным искусством около 20 лет. Он не только создаёт арт-объекты и муралы, но и работает с диджитал-артом. Художник даже придумал специальное мобильное приложение с оживающими картинами Graff1. Также автор увлекается кастомизацией одежды и создаёт ковры с абстрактными рисунками. Мы встретились с Денисом возле одной из его свежих работ на улице Маяковского, чтобы поговорить о том, как развиваются художники уличной волны в Самаре.

      Реставратор Анна Толстова: «Хорошо, когда город чистый и обновлëнный, но ещё лучше, когда в нём не забывают про исторические детали»
      06 февраля 2024, 12:30
      Реставратор Анна Толстова: «Хорошо, когда город чистый и обновлëнный, но ещё лучше, когда в нём не забывают про исторические детали»

      За восстановлением каждого музейного экспоната, архитектурной детали или целого здания стоят люди, которых чаще всего не видно, зато здорово заметны результаты их работы. Познакомились с реставратором музея Алабина, волонтёром проекта «Надо сохранить» и керамистом Анной Толстовой. Поговорили про связь реставрации и туризма, право реставратора на ошибку и случайно найденные сокровища.

      Архитектор Олег Фёдоров: «Необязательно уделывать чем-то историческую кладку»
      11 апреля 2023, 10:46
      Архитектор Олег Фёдоров: «Необязательно уделывать чем-то историческую кладку»

      Он любит самарские бары, но не часто в них ходит. Его дизайнерские решения можно увидеть в «Куйбышеве», «Волжайне», «Боре», «Проходной», «Турбазе “Ветерок”» и других питейных заведениях города. Олег Фёдоров как никто другой чувствует место, в котором живёт. Поговорили с архитектором о волжском гедонизме, путешествиях и камерности исторического центра Самары.