13 июля 2023, 15:05

Режиссёр Ксения Вострикова: «Для съёмок фильма у меня было ноль знаний, умений и денег»

Ксения Вострикова начала работу над первым фильмом в 18 лет. У неё были только 10 тысяч рублей и огромное желание создать свою короткометражную ленту. Этим летом работа молодой режиссёрки «Только 50» (0+) про расстройство пищевого поведения попала на фестиваль самарского кино «Сделано здесь». Мы встретились с Ксенией после премьеры, которую тепло приняли зрители.

Ксения, ты учишься или работаешь?

По образованию я педагог. Работаю фотографом в самарском медиажурнале «СОМ», также снимаю видео, иногда даю уроки для детей и взрослых. Веду индивидуальные занятия. С детьми чаще всего мы ходим куда-то, что-то фотографируем на улице. Сейчас ничем глобальным не занимаюсь. Только что закрыла проект с фильмом. Поэтому у меня небольшая «реабилитация». Потом возьмусь за новые проекты, коммерческие и некоммерческие.

Как у тебя возникла идея снимать собственный фильм?

Я снимаю многое для себя. Всё, что в голову взбредёт. Так вышло, что я перестала умещаться в формат фотографии. Я человек творческий: окончила музыкальную школу, пишу стихи, участвую в конкурсах со своими произведениями. Как-то это всё соединилось: писательство, музыкантство и визуал. Когда ты видишь, слышишь, чувствуешь - это и называется кино.

Я закончила Самарское областное училище культуры и искусств и в итоге получила странную профессию. Вообще я училась на фотографа-видеографа, а в дипломе указана специальность «педагог». Это произошло из-за какой-то там реформы.

В училище и сняла своё первое кино?

Да. Моей дипломной работой был короткометражный фильм. Я ничего не умела. Не было на руках нормальной аппаратуры и даже навыков. Всему училась сама. Идея фильма появилась благодаря моей подруге. Сценарий построили на её реальной истории.

О чём она?

Не люблю об этом распространяться. Подруга была всегда против того, чтобы я об этом рассказывала. Мне кажется, что она до сих пор не знает, что стала прототипом главной героини. История связана с проблемами питания, лишнего веса и восприятия себя. Я раньше не особо задумывалась о том, как это может влиять на человека. У меня лично с этим проблем нет – я прекрасно себя чувствую и ем всё, что хочу.

Ты затронула очень щепетильную тему в своём фильме. Как ты думаешь, почему в кинематографе очень редко освещают такие проблемы, а если и берутся, то превращают их в комедию? 

Не хочу показаться сексисткой, но после углубления в вопрос я пришла к выводу, что в 60% случаев причина в том, что режиссёр – мужчина. Он считает, что женщина сильно хочет понравиться окружающим, поэтому стремится похудеть. Это работает подсознательно. 

Девушки, которые пришли на мой фильм, увидели в нём себя, свои проблемы. А мужчины-критики начали разбирать его по косточкам: куда можно было «копнуть», как изменить взаимоотношения, кто куда посмотрел. Их волнует немного другое.

Почему булемия или анорексия обсуждаются в не всегда правдоподобном ключе? Потому что мы привыкли к этим темам в рамках социального кино. Нам показывают, как героиня себя уничтожает, а потом спасается. Получается поучительная история. Это почти всегда нереально. Анорексички никогда не выздоравливают за 15 минут из-за приготовленного блюда или влюблённости.

Каким образом ты постаралась передать ощущения главной героини?

Я читала научные статьи, сидела на форумах, смотрела другие фильмы. А ещё мне помогла исполнительница главной роли Ульяна. Она – фотомодель, очень худенькая и хрупкая, весит 50 кг при достаточно высоком росте. Есть при этом может сколько угодно. Но у неё непереносимость некоторых продуктов, в том числе лактозы. В фильме мы готовили стейки исключительно из говядины, потому что Ульяну реально тошнило от свинины.

В общем для меня реально открылся новый мир, в котором люди не могут себе что-то позволить, потому что их организм это не воспринимает.

Небольшой «спойлер»: сейчас для нового проекта я собираю фокус-группу, чтобы мне ответили на вопросы по неоднозначной теме. Будет интересно. Картина коснётся человеческих отношений, но на этот раз рассказ не про личность, а про проблемы постоянного непонимания в обществе.

На презентации фильма на фестивале «Сделано здесь» ты немного рассказала про процесс создания картины – отсутствие профессионального оборудования и актёры-любители. Всё получилось сложнее, чем ты думала?

Да, предполагала, что будет легче. В нашей команде было человек 10, вместе с актёрами. Нужно было, чтобы люди меня слушались. На меня же свалилась техническая часть. Физически было сложно, потому что я решила снимать на свой фотоаппарат, который ставила на монопод. А чтобы камера не переворачивалась, прицепила на монопод груз в шесть килограммов.

Но главной проблемой в итоге стал звук. Теперь я буду в первую очередь искать звукорежиссёра или проконсультируюсь, как лучше всё устроить. Сложность была ещё с тем, что люди в команде никогда в съёмках кино не участвовали. Они делали, что могли, и за это я им неимоверно благодарна. Мы использовали компьютерную программу для сценаристов, чтобы каждый мог увидеть свои задания. Иногда ребята не понимали, сколько времени занимает работа. Только сцены на кухне мы снимали два дня. А подготовка к ним занимала около трёх часов. Нужно было убрать лишние вещи, мыть посуду, полы. При этом мы старались сохранить атмосферу старой квартиры, чтобы был заметен быт героинь. Получилась полуобщажная история жизни двух подружек. Красной нитью через весь фильм идёт история про стул. Как это обычно бывает со старой мебелью, что-то скрипит и разваливается. Главная героиня была единственным человеком, которую стул выдерживал.

Сколько ты потратила на фильм?

Около 10 000 рублей. Это были мои личные накопления, которые оставались с коммерческих съёмок.

А он будет доступен широкой публике?

Да, я выложу его на один из видеохостингов. 

Фестиваль самарского кино что-то изменил в твоей жизни?

Резких изменений я не почувствовала. Единственное, меня стали узнавать на улице. Как-то, например, встретила четырёх человек, которые ко мне сначала присматривались. Они спросили что-то в духе: «Это вы на афише? Вы режиссёр?». Я с удовольствием с ними поговорила.

Фестиваль дал возможность пообщаться с людьми из профессии, расширить связи. Познакомилась, например, с Али Алыевым - режиссёром, который также представил свой фильм на этом же фестивале. Мой показ посетили актёры и люди, разбирающиеся в теме. Для меня было важно услышать их мнение, так как для съёмок фильма у меня было ноль знаний, умений и денег. Снимала на ощупь.

Как ты относишься к самарскому кино? Что из локального ты смотрела?

Картины Али Алыева и Дениса Кудрина. Конечно, короткометражное местное кино, как и любое локальное творчество, нельзя рассматривать как блокбастер. От него не нужно ожидать невероятных масштабов. Это работа, грубо говоря, пяти человек: оператора, режиссёра, монтажёра и допустим пары актёров. Снимать кино без спонсоров – всё равно что тащить баржу по реке как бурлак. Это, по сути, работа за идею. Хотелось бы видеть в Самаре больше идейных людей.

Фото: Лилия Файзуллова

 

Комментарии ()

  1. Нонна 17 июля 2023, 21:11 # 0
    Невероятная девушка! Есть в Самаре индивидуальности.

    Рекомендуемое

    Архитектор Ира Фишман: «ЖЭК-арт – это всегда сомнительная эстетика»
    01 февраля 2023, 15:37
    Архитектор Ира Фишман: «ЖЭК-арт – это всегда сомнительная эстетика»

    Если вбить в поисковике «Как вырезать лебедя из покрышки своими руками», можно открыть бесконечный портал и найти сотни, а может, и тысячи подробных инструкций. Следовать им мы не стали, но с удовольствием обсудили такую самодеятельность с главным архитектором проектов бюро ТМ Ирой Фишман. Поговорили про пчёлок из бутылок и экологию, музейные экспонаты из палисадников и действительно красивый ЖЭК-арт, который мы все заслужили.

    Художественный руководитель балета Юрий Бурлака: «Мне не стыдно за то, что мы делаем»
    23 ноября 2023, 17:14
    Художественный руководитель балета Юрий Бурлака: «Мне не стыдно за то, что мы делаем»

    Узнали у заслуженного артиста Российской Федерации, педагога и художественного руководителя балета Самарского академического театра оперы и балета Юрия Бурлаки, как танец стал неотъемлемой частью его жизни, какие чувства он испытывал, когда переезжал из столицы в провинцию, и что удивило его в театре, городе и самарском зрителе.

    Реставратор Анна Толстова: «Хорошо, когда город чистый и обновлëнный, но ещё лучше, когда в нём не забывают про исторические детали»
    06 февраля 2024, 12:30
    Реставратор Анна Толстова: «Хорошо, когда город чистый и обновлëнный, но ещё лучше, когда в нём не забывают про исторические детали»

    За восстановлением каждого музейного экспоната, архитектурной детали или целого здания стоят люди, которых чаще всего не видно, зато здорово заметны результаты их работы. Познакомились с реставратором музея Алабина, волонтёром проекта «Надо сохранить» и керамистом Анной Толстовой. Поговорили про связь реставрации и туризма, право реставратора на ошибку и случайно найденные сокровища.

    Директор художественного музея Алла Шахматова: «Всё, что вы видите – это 1,5-2% от того, что мы имеем»
    15 декабря 2023, 17:44
    Директор художественного музея Алла Шахматова: «Всё, что вы видите – это 1,5-2% от того, что мы имеем»

    Это одна из главных и самых известных выставочных площадок Самары. Здесь презентуют не только классические проекты. Музей использует также пространство улиц, для фестивалей, концертов и даже участвует в коллаборациях с ресторанами. Директор музея Алла Шахматова от первого лица рассказывает о том, что искусство способно воздействовать на все органы чувств, зачем возить картины во Владивосток и что делает авангард на шёлковых платках.