26 мая 2022, 10:18

Режиссёр из Самары: «Снимать плохое кино - это нормально»

В феврале этого года в России вышел новый сериал «И снова здравствуйте!», который быстро стал популярным у зрителей онлайн-кинотеатров. Режиссёр и сценарист проекта - Егор Чичканов из Самары. Он рассказал, по какой причине его не волнуют отзывы на «Кинопоиске», из-за чего в Самаре пока не снимают большое кино и почему на главную роль в комедийном сериале выбрали именно «бандита» Мерзликина.

Ссора с продюсером, флёр Нагиева, 12-летний фанат

- Сериал «И снова здравствуйте!» - первая твоя работа, которая получила выше семи баллов на «Кинопоиске». Как он появился в твоей жизни?

- Работа сценариста заключается в том, что ты либо приносишь сценарные заявки и работаешь над ними, либо разрабатываешь чужие идеи. Лично я никогда не держусь за то, что я источник идеи, мне важно, что я источник основного драматического или комедийного движка. Поэтому когда продюсер из компании «Медиаслово», с которым мы познакомились на «Ёлках», предложил для них что-то писать, я согласился.

Много работал, мне говорили: «Классно пишешь», но ничего не запускалось. Причин для этого может быть масса - проект может исчезнуть, отложиться или трансформироваться во что-то, как это и получилось с сериалом «И снова здравствуйте!».

Мне принесли на разработку идею, отдалённо напоминающую «День сурка». Когда я прочитал заявку, понял, что там всё не очень хорошо, и сказал продюсерам: «Герой - отстой, мямля. Круто следить за персонажем, который не рефлексирует 40 страниц о причинах происходящего с ним, а встаёт и делает дела». Накидал ещё несколько идей, они выслушали и сказали: «Иди и пиши эту историю, которую ты нам сейчас рассказал». Я стал писать и написал весь сценарий.

Может показаться, что я - фанат бандитской романтики, но нет, для меня этот антураж - просто повод для безостановочной смерти, потому что люди из этой среды могут умереть в любой момент. А обаяние в том, что там есть абсолютно разные люди - и идиоты, и крутые спецы, и харизматичные злодеи, и сломанные люди.

Снимать сериал изначально тоже должен был я. Но первый этап работы режиссёра - это кастинг, и здесь мы разошлись во мнениях с продюсером. 

- Из-за чего?

- Первое, что должен сделать режиссёр - сформировать у себя в голове «дримкаст», то есть идеальный актёрский состав. И когда я писал сценарий, представлял себе в главной роли Юрия Колокольникова. А продюсер говорит: «Нет, это должен быть смешной человек - Бурунов, Нагиев». Я считал, что нужен человек, который будет убедителен в роли бандита.

- Нагиев не был бы убедителен? 

- У него слишком огромный флёр ролей обаятельного бандита. Тот же «Физрук» его зацементировал, и я автоматически находился бы в плену этой ситуации. Как, например, создатели сериала «Чикатило».

В понимании продюсера нашего проекта герой должен был комично реагировать на сложившиеся ситуации, то есть весь юмор строился бы на отыгрыше. А я объяснял: «У меня реалистичное кино, и ситуации смешные не из-за кривляний, а из-за столкновений характерных героев, которым ты веришь». В итоге меня не стали слушать, мы поссорились, и я сказал, что не буду снимать.

Продюсеры начали предлагать проект другим режиссёрам, но те говорили им, что либо не понимают, как это вообще снимать, либо повторяли то же, что и я: «Здесь не нужны комики». Индустрия маленькая, все друг друга знают, поэтому в итоге вернулись ко мне, я ещё раз подробно изложил своё видение, и его приняли.

Колокольников в итоге на роль не подошёл, хотя в голове мне казалось, что это идеальный кандидат. В принципе, это нормально, и постоянно происходит в индустрии.

- Кого вы кастили?

- Пробовали всех, в том числе, из «Бригады» и «Бумера». Лучше всех подошёл Андрей Мерзликин. Оказалось, что он очень чувствует юмор, обаятельный, смешливый, активный. И он хотел эту роль! А если артист сильно заряжен сыграть, это подкупает не только с точки зрения подхода к работе. Это значит, что актёр готов будет пойти на уступки в сложном съёмочном графике.

- Дмитрия Нагиева ты не хотел брать из-за шлейфа. Но Мерзликин, несмотря на огромное количество ролей военных и сотрудников правоохранительных органов, ассоциируется именно с ролью бандита в «Бумере».

- И это был один из важных аргументов в его пользу. Если я беру человека на роль бандита, в случае с комедийным актёром мне придётся потратить экранное время, чтобы убедить зрителя, что это опасный человек. А в случае с Андреем доказывать большинству людей, что он - бандит, не надо. Мы даже специально в первых сценах посадили его в BMW, чтобы он как бы передал привет своей фильмографии.

В итоге я трачу экранное время в основном на то, чтобы героя любили - показываю, что он обязательный и живой.  
     
- Алексей Серебряков тоже проходил кастинг? (в ответе на этот вопрос есть спойлер)

- Нет, совсем больших звёзд нет необходимости кастить, если они играют жанровую роль. У Алексея роль была номинальная в том смысле, что он должен сыграть очевидного главаря банды, чтобы все думали, что он - главный плохой. Мне нужно было, чтобы он оттянул внимание на себя. Изначально его роль была короче, но всем так нравилось, что у нас Серебряков, что в итоге я сделал с ним больше сцен. Хотя чисто сюжетно они не являлись движущими.

Алексей очень классный профессионал, супер держит текст и выполнял мои режиссерские задачи ровно, снайперски, идеально. А у Любы Толкалиной, например, абсолютно другой тип подхода к работе - она «летает» в кадре, она супер восторженная, и тебе нужно буквально ставить её.

- В какой момент приходит понимание, что сериал будет успешным? 

- Понятия не имею, у меня такое первый раз (смеётся). Круто, что получился хит, потому что у многих за всю карьеру его не случается. У меня не было опыта такого успеха, и я не знал, что точно работает, а что нет. В моём понимании этот сериал - довольно экспериментальная штука со специфическим юмором, и удивительно, что она зашла.

Про успех стало понятно, когда продюсеры начали сильно вкладываться в проект и привлекать большие рекламные мощности. Первый тизер был с очень положительными комментариями. На премьерном показе первых серий в кинотеатре люди очень смеялись, а после премьеры на IVI появились цифры. Мне сказали, что сериал порвал всё из русского и дошёл до топов.

Важно, что была большая досматриваемость. Это показатель того, сколько людей с предыдущей серии продолжили смотреть следующую. Цифра была очень высокой. Я не уверен, что имею право светить цифры, но могу сказать, что людей оставшихся на сериале было подавляющее большинство.  

- Какой была самая классная обратная связь?

- Случайно увидел одну ситуацию. У моих друзей сыну 12 лет, и он дикий фанат сериала. Мы собрались небольшой компанией у них дома, и ребята шёпотом позвали меня подойти к комнате сына: «Слушай, что мелкие обсуждают».

А там их сын рассказывал своему другу сюжет сериала: «Бах-бах, он забегает, стреляет, ему попало в голову, он потом прыгает в тачку…» - в общем, так же, как я в детстве пересказывал фильмы со Шварценеггером с видеокассет. Я видел это, вспомнил свои эмоции и понял, что сделал что-то не зря.

Перспективы Самары в большом кино

- Съёмки сериала проходили в Москве и области. Можно ли было организовать их в Самаре?

- Были варианты съёмок в Ростове. Естественно, я говорил и про Самару, но выгода от переезда съемочной группы оказалась не такая большая, как удобство от производства в столице.

- Хочется понять: Самара - киношный город? Потому что есть большое количество специалистов из Самары, которые реализовывают себя только после отъезда в Москву.

- Это в целом проблема киноиндустрии. Она сосредоточена в Москве и немного в Питере, где делают телевизионные сериалы. И то, в Питер кино едут снимать москвичи за нужной фактурой. В этом смысле город практически не отличается от регионов.

Да, есть ещё Свердловская киностудия, есть яркая точка в виде Якутии, в Краснодаре строят студии, но в основном это всё стихийно. Все киношники в Москву приехали из регионов, получилась огромная солянка, как это и должно быть, наверное. 

- Ты сам упомянул Якутию. Они периодически круто показывают себя на разных уровнях вплоть до международных фестивалей. Что надо сделать Самаре, чтобы достичь того же?

- Сложный вопрос. Должны быть две вещи: зритель и сообщество, которое родит конкуренцию и поддержку. Все якутские фильмы очень недорогие. Там за 3 миллиона снимают так же, как в Москве за 30 миллионов. Да, ты привозишь из столицы актёра или пару специалистов за относительно большие деньги, но остальное производство сильно дешевле.

Если киносообщество будет большое или хотя бы регулярно снимающее, то в один момент что-то выстрелит. Изначально уровень работ будет низкий, но снимать плохое кино - это нормально. Хорошего мало в любой индустрии. Якутия ещё 15 лет назад снимала дикий треш, но потом с опытом смогла на своём культурном материале собрать аудиторию и делать достойные работы.

А касательно зрителя… На выход своей короткометражки в Самаре я дважды собрал полный зал из 300 человек. Понятно, что это друзья и друзья друзей, но всё же. А если бы эти показы были регулярными, зрители, которым понравилось, рассказывали бы своим знакомым, и всё больше людей приобщалось бы к местному кино, и люди начали бы приходить, потому что это стало бы постоянно где-то звучать.

Создание киносообщества - это процесс трудозатратный, требует времени. И либо появится меценат, который завалит деньгами, и за ними сюда приедут специалисты, которые будут здесь снимать и учить других, либо появится человек с переизбытком энергии, который будет вдохновлять людей и закрутит всё вокруг себя.

- Ты допускаешь, что будешь снимать в Самаре?

- Да, конечно. Но пойми, я только добрался наверх. Хотя мы сейчас пишем с товарищем историю про «АвтоВАЗ», так что Тольятти и Самару потихоньку внедрим. 

Короткометражки, хорошее кино и идеальный герой

- Когда у тебя вообще появилась мысль, что надо делать кино?

- Я учился в академии Наяновой и там начал писать пьесы. Мы с друзьями даже поставили три спектакля. А однажды мой товарищ привёл меня в киноклуб «Ракурс» смотреть дебют братьев Коэнов «Просто кровь» (16+). Меня просто унесло - они стали моими любимчиками. Я все фильмы знаю наизусть и постоянно их цитирую в своих работах. Потом открыл для себя «Магнолию» (16+) Пола Томаса Андерсона, японских режиссёров.

В общем, я так сильно загорелся кинематографом, что в какой-то момент сообщил всем, что поеду учиться на режиссёра. Во ВГИК из-за финансовых условий поступить не получилось, и я пошёл на «режиссёра мультимедиа» в Питер. 

- Это оттуда пошла твоя многостаночность? Потому что, заходя на страницы некоторых твоих короткометражек, я удивлялся: режиссёр, сценарист, оператор, монтажёр и композитор - Егор Чичканов.

- Да, я интересовался всем процессом, но наш заведующий кафедрой, человек старой закалки, сказал: «Вы не должны ничего снимать и писать, для этого есть режиссёры кино». И нет лучше вызова для мечущейся души, чем что-то запретить (смеётся). Я начал снимать короткие метры - сначала в Питере, а потом и в Самаре. Здесь, у нас, это делать очень удобно - ты всех знаешь, о чём-то договориться гораздо проще, чем в Петербурге. 

- После короткометражек в твоей фильмографии идут подряд четыре работы с Андреем Першиным, более известным как Жора Крыжовников. Как ты стал частью его команды?

- В Москве работала мастерская комедии от компании BAZELEVS Тимура Бекмамбетова, где преподавал и Андрей Першин. Чтобы попасть туда на обучение, нужно было пройти конкурс. Я участвовать не хотел, но меня убедила моя подруга, я согласился. Потом прошёл отбор. После была очная встреча с Андреем. Она прошла ужасно - меня полностью растоптали.

Я думал, что на этом всё и закончилось, но нет - я прошёл, хотя обучение предложили платное. Я жил в Питере, у меня на тот момент не было денег, и я сказал: «Я к вам не пойду, у меня на «Сапсан» уйдёт столько же, сколько стоит обучение». Организаторы сжалились и взяли меня бесплатно.

Першин - не профессиональный преподаватель, и, пока мы учились ремеслу, он учился преподавать. Он очень жёсткий - ты за секунду можешь потерять всяческое уважение, если делаешь фигню. Это человек старой школы, точный и профессиональный, он ещё у Марка Захарова учился. Из-за характера Андрея половина людей ушла с обучения. После этой мастерской любое унижение и оскорбление я переношу легко (смеётся). И мы до сих пор с ним плотно работаем.

По итогу обучения мы должны были написать новеллу в фильм «Ёлки». Нас мотивировали тем, что лучшие из них снимут, а авторов оставят работать дальше. Получилось смешно - мне сказали: «Твоя история в фильм точно не войдёт, но нам нравится, как ты работаешь, давай с нами». Так я прокачивал истории, которые изначально придумали другие, и в итоге понемногу писал каждую новеллу.

Сценарная работа - это вообще когда ты безостановочно что-то переписываешь. Нормально, что сценарий ты можешь переписать 20 или 30 раз.

- У тебя уже сложилось понимание, какие обязательные элементы должны быть у хорошего кино или сериала?

- История должна быть крутой, в хорошем смысле будоражить. Раньше я очень пытался ухватиться за какой-то принцип, ограничить себя чем-то…

- Звучит как совет из книги типа «История на миллион долларов» Роберта Макки.

- Во-во! Я пытался зацепиться за подобные книги и любые существующие методики, а потом понял, что это, по большей части, редакторские инструменты, которые полезны уже после написания сценария.

Я писал и думал: «Герой должен поступить вот так, он должен измениться во что бы то ни стало». А потом вдруг понимал, что круто было бы вообще сделать наоборот. Самое плохое - это когда видна сценарная воля, то есть событие произошло не из-за героев, а потому что ты так захотел. А самое классное - когда событийный ряд вдруг движется благодаря персонажам. 

«Ошибки» в «Ёлках», Badcomedian - смешной и злой, тоска по кинокритике

- «Ёлки» тебя будоражили?

- «Ёлки новые» - да, «Ёлки последние» не получились, как мне кажется. Понимаешь, с чем бы ты не работал, ты становишься частью этого проекта, а проект становится частью тебя. И не важно, ты режиссёр, сценарист или помощник звукооператора - в один момент это становится твоим детищем. Даже если ребёнок уродский, ты всё равно его любишь.

При этом я думаю, что благодаря Андрею Першину в наших «Ёлках» было найдено много человеческого. Да, герои немного утрированные, ситуации можно критиковать - предъявить можно многое. Хотя при этом я смотрел обзоры BadComedian’а - ничего такого он и не сказал, это был веселенький хейт.

- То есть он не нашёл каких-то обезоруживающих ошибок? 

- Что вообще понимать под «ошибкой»? Если это мотивация героев, в которую ты не веришь, это проблема широкого толка, а не ошибка. Например, ребёнка одного пустили в самолёт (речь про сюжет новеллы из фильма «Ёлки новые») - такое возможно? По правилам посмотрели - возможно. Более того, нашли случай, что такое было. А дальше ты делаешь допущение.

Ещё Задорнов, кажется, шутил над американским кино, где человек висит над пропастью, держась за краешек одним пальцем, и все в зале над его шутками смеялись. А я понимаю, что мне не смешно. Что смешного? Что это неправдоподобно? Так в этом весь смысл! Твоя задача как сценариста - чтобы все висели на краю беды безостановочно. Зритель ради этого приходит кино смотреть, а не из-за того, что это правдоподобно.

Есть же фильмы Marvel, где всё неправдоподобно, но миллионы людей смотрят и сопереживают. Уровень допущения у истории такой, что всем плевать: «Теперь он умеет уменьшаться? Ну окей». Это приводит к новым аттракционам, и никого это не волнует, а тут, видите ли, на пальце висит.

Все проблемы истории в кино рождаются по двум причинам: либо ты безостановочно пытаешься сделать сюжет ещё опаснее и напряжённее, сгущая краски, либо что-то вырезали на монтаже. То есть это не потому, что авторы ленивые.

- Как ты относишься к упомянутому тобой BadComedian’у?

- Да нормально. У него есть классные смешные обзоры,  а есть злые. Наличие вторых - плохо и для индустрии, и для зрителя. Одно дело, когда он задаётся вопросом: «И на это дал деньги минкульт?» - такую критику я могу понять. Но формирование злобы к русскому кино…

Начало половины отзывов на мой сериал - это мысль: «А я думал, в России не снимают нормально». Это, конечно, приятно, но, с другой стороны, откуда настолько низкая планка? А она такая в том числе потому, что BadComedian и подобные ему делают такой акцент. Оценить, что в кино выходит много хрени, может любой, а найти что-то классное и обратить внимание людей на это - единицы. Некоторые ролики строятся по схеме «Злой школьник ругает очевидно плохое кино». 

- Волнуют ли тебя отзывы и оценки на «Кинопоиске»?

- Нет, потому что я знаю, как это работает. У сотни фильмов, которые мне нравятся, довольно низкие оценки на «Кинопоиске». Да и я много плохого успел прочитать, когда «Ёлки» выходили, так что сейчас спокойнее воспринимаю.  Я рад, что оценка у «И снова здравствуйте!» высокая и что получился хит, но когда дело касается культуры и искусства, цифры в плане оценки перестают иметь смысл.

А отзывы… Смешно, когда пишут что-то в духе: «Первую серию снял нормальный режиссёр, а дальше какому-то ноунейму-идиоту отдали» - я-то знаю, что я и сценарист, и режиссёр всего проекта. Люди существуют в каком-то оценочном клише, но даже в нём получилось завоевать их доверие.

Фото: Екатерина Ершова

Комментарии ()

  1. Роман 03 июня 2023, 13:09 # 0
    Хороший парень, талантливый, дай Бог ему и дальше удачно снимать.
    И да, российское кино последнего времени очень даже неплохое, я американское перестал смотреть года так с 2017, что ли. «Великий уравнитель-2», кажется, последнее, что я видел.
    Надо бы ещё про Джуэла нетленку Иствуда глянуть, а так там смотреть и нечего: сын затащил на «Нет пути домой», так тянуть не надо.

    Рекомендуемое

    Главный шеф-повар Самарской области: «Колбаса не может стоить дешевле 1000 рублей за килограмм»
    04 марта 2022, 11:33
    Главный шеф-повар Самарской области: «Колбаса не может стоить дешевле 1000 рублей за килограмм»

    В Самаре он открывал «Якиторию», рестораны комплекса Kin-up, «Золотую Пагоду», поработал бренд-шефом восьми заведений. Поговорили Константином Маковецким о том, чем привлекательны придорожные кафешки, почему не стоит брать дешёвые сосиски, бьют ли поваров на кухне и о гастротуризме.

    Сергей Алафинов: про полёты над Арктикой, малочисленные города и самолёты-амфибии
    24 августа 2021, 08:44
    Сергей Алафинов: про полёты над Арктикой, малочисленные города и самолёты-амфибии

    В 2016 году он с ещё несколькими смельчаками за 43 дня пролетел вокруг света по полярному кругу. А в 2023-м собирается в воздушную экспедицию на Южный полюс. И всё это на собственных самолётах, которые производят под Самарой.

    Архитектор Дмитрий Храмов: «Самара должна стать центром сплочения всей Волги - самым ярким пространством общения»
    03 июля 2023, 13:41
    Архитектор Дмитрий Храмов: «Самара должна стать центром сплочения всей Волги - самым ярким пространством общения»

    Он – один из самых узнаваемых самарских архитекторов. Дмитрий Храмов берётся за разные проекты: парки, скверы, бары, библиотеки, музеи. Его воображению и ощущению места можно только позавидовать. Поговорили с Дмитрием про необычные решения в городской среде.