22 августа 2022, 15:10

Автор проекта «Дети в городе»: «Они сразу сливают все взрослые понты и оценивают самое важное»

Малыши - источник вдохновения. Они помогают нам улыбаться, удивляться и любить жизнь. В чём секрет? Автор проекта «Дети в городе» и один из наставников детской кооперации «Лес» Юра Рычков рассказал, как пришёл к театральным постановкам и уличному искусству для самых маленьких. Мы встретились с героем в его творческой студии в старом городе на улице Садовой. И вот его история.

Эксперименты и актёрство

В 2015 году, я обратил внимание на детское творчество и решил перенести его в городское пространство. Когда приехал на родину в Октябрьск, то придумал там проект «Микрополис». Мне показалось, что подрастающее поколение поможет изменить этот город, украсить его и сделать привлекательным. Тогда мы собрали детские рисунки и перенесли их на фасады жилых домов с помощью опытных художников. «Микрополис» просуществовал несколько лет, в нём принимали участие и подростки. Были не только фасады, но и театральные постановки. Затем мы переехали в Самару, где запустили свой театр.

«Корней Чуковский» существует почти три года. Это проект, который мы делаем вместе с Настей Шабровой. Она хореограф и работала очень много лет в театре «Грань». У неё есть дочь Полина, а у нас с Лианой - сын Лука. Мы как-то задумались, что в Самаре нужно создать театр для детей. Три года назад посетили «Волгафест» и обратили внимание на детские постановки столичного театра «Моника и дрозд». Захотелось нечто подобное запустить у нас. Так появился «Корней Чуковский».

Проект уникален тем, что театральный сериал, то есть каждый спектакль - это не отдельное произведение, все они связаны двумя персонажами Юком и Ану (я и Настя). Они путешествуют по разным мирам, как по жизням, чтобы чему-то научиться, что-то узнать. В первом сезоне было четыре спектакля. Затем вышел второй. Он рассчитан на детей от шести лет и взрослых любого возраста. Мы сломали стереотип о том, что, если нет детей, то ходить на спектакли не нужно. К нам приходят и взрослые без малышей. Мы обращаемся к душе и сердцу каждого нашего зрителя.

Движ в городах

В какой-то момент ты понимаешь, что нужно двигаться дальше. В Октябрьске процесс не остановился. Прямо сейчас там идёт проект, связанный с мифами и легендами о городе. Вместе с детьми сочиняем и пишем сказку. Планируем вместе с известной детской писательницей Катей Панфиловой выпустить книгу. Плюс ко всему в городе будут расписывать фасады, а также ставить спектакли.

В Самаре тоже будем развиваться. Мы знаем, что делать, что мы хотим, поэтому всё складывается. Мне нравится здесь. Самара - классный город. Переезжать в какую-то другую точку России не хочется. Мы здесь укоренились, у нас есть театр. Не так давно купили землю в Рождествено. Хотим обустроить там место, где дети и родители смогут какое-то время жить, а мы для них будем организовывать приключения.

Ещё у нас были планы на Чапаевск. Мы приезжали туда несколько раз, провели несколько мероприятий. Но там нужно именно находиться. Дистанционно настроить процессы достаточно сложно.

Сейчас я участвую в проекте «Креативное бюро», который охватывает два города и одно село: Жигулёвск, Октябрьск и Усолье. Там тоже нужно работать с детьми, быть с ними в контакте. В моих мечтах создание кооперации, в которой будут участвовать ребята из разных городов, все они будут что-то создавать.

В самом сердце

Детское творчество кажется мне наивным, интересным, честным и прямым. Часто мы привлекаем и взрослых, чтобы они вместе с детьми что-то создавали. И потом, мне кажется, что актуальное современное искусство, оно как раз таки детское. Оно может трогать так, как не сможет взрослое. Старшее поколение как-будто не может говорить о простых вещах. Например, в Самаре мы делали проект с домами, которые скоро снесут. Дети писали на табличках последние слова этих зданий. Это нашло отклик у взрослых. Проект зацепил, потому что его сделали дети. Их фразы сразу попадают в сердце. Если бы на табличках писали взрослые, такого эффекта не было бы. Послания малышей к старшим будто говорят: «Мы здесь! У нас есть своё мнение, переживания и мечты».

Иногда, когда смотришь на города, создается ощущение, что там нет детей. Для них сделали зоны - игровые площадки, а остальное пространство будто не для них. Это часто недетская среда. Я конечно понимаю, что мы выросли в Советском Союзе, ели гудрон и всё было нормально. Но иногда недружелюбная среда может стать поводом для игры. Это доказывает, например, история со стрит-артом. Городские трещины, куски отвалившейся штукатурки и прочее могут стать основой для творчества.

Детский стрит-арт - это продолжение «Микрополиса». Если ты погуляешь по улице, то заметишь, что дети часто подрисовывают мелом или карандашами какие-то моменты. Они будто дают подсказку - смотри, тут человечек. Когда ты даёшь им краску, то предлагаешь играть по-серьёзному. Они с удовольствием займутся этим. Когда мы с детьми искали трещины, стали смотреть на город по-другому. Ребята начинают присваивать себе пространство через творчество. Это же круто из трещины сделать персонажа, найти котика, который тут живет. Всего в проекте было 15 маленьких участников. Мы гуляли двумя группами, искали объекты, фотографировали, потом готовили эскизы, подбирали цвета, делали наклейки. Перед этим нас прокачал художник Арт Абстрактов, он показал, какой есть микро стрит-арт, как он появился и чем отличался от граффити.

Мы хотим продолжить эту историю и дать возможность участникам подготовиться чуть более основательно. Кстати, самым маленьким было по семь лет. Мы объясняем нашим юным художникам, что они не должны быть привязаны к тому, что они создают, потому что это всё могут закрасить или разрушить.

Во дворе рядом с нашей студией мы планируем запустить ещё один проект. Дети здесь пинают мяч об стену. Было бы здорово, если бы прямо на фасадах появлялись игры. Например, подходишь к стене, а там расчерчено игровое поле. Ребята сами дают подсказки, как играть с городом.

Я не знаю имена многих наших учеников, они сами выбирают, как их будут звать - такое у нас правило. Есть Кролик, Лиса, Оскар, Совушка и так далее. Меня ребята называют Юк, потому что я всегда в шляпе и костюме. Девочка, которой ещё нет восьми лет, по имени Кролик начала вырезать кроликов и картона. Одного наклеила на улице, а другие взяла на детскую ярмарку, которую проводили на Ленинградке. Они разлетелись как пирожки. У персонажа есть свой стиль, если его размножить и развесить по городу, то он будет как Космический Захватчик (псевдоним художника из Франции, который выкладывает рисунки из квадратной мозаики).

Дети учат нас

Существует стереотип, что взрослый учит ребёнка, а на самом деле это мы учимся быть гибкими, открытыми, пробовать варианты реакций, действий.

В четыре или пять лет у малышей очень быстрая реакция на желания. Они не думают - получится у них или нет, просто берут и делают. Могут набить себе шишку, но достигнут цели. Потому что нет таких страхов, как у взрослых. Этот момент важно сохранять.

Сомнения появляются в семь-восемь лет. Понятно, что нельзя действовать бездумно, на то мы взрослые существуем. Всегда взвешиваем риски, но при этом добавляем ко всему кучу страхов. Почему мы не едем куда-то? Почему не занимаемся чем-то? Не открываем что-то? Мы придумываем поводы, почему это не получится. У детей такого нет. Они просто творят. Когда малышка создавала кролика, она не думала, что он дурацкий или что получится ерунда. Девочка просто сделала, ей понравилось.

Наш мозг в какой-то момент костенеет, мы живем в какой-то колее, где выбора становится все меньше и меньше. Дети более гибкие и подвижные. Вообще, если с ними общаться и играть, то можно находиться в постоянном тонусе. Скучным можно стать в два счета. Когда ты сам боишься, строишь себе преграды, то становишься неинтересным для ребенка. Быть для них всегда неожиданным - это труд и практика.

Если захотите проверить себя как профессионала или ощутить вкус жизни, то поработайте с детьми. Например, придумайте с ними фотопроект. Мы, кстати, мастерили с учениками самодельные фотоаппараты из спичечных коробков и плёнки. Ребята ходили и снимали город. Получался такой арт-хаус без всякой обработки. Сделайте с детьми журнал или ещё что-то. Иногда мы просим экспертов, чтобы они поговорили с ребятами, рассказали про что-то. Дети сразу сливают все взрослые понты и оценивают самое важное.

Новые практики

Это лето очень насыщенное. Мы провели три театральные смены. Поставили спектакль с малышами и детьми чуть постарше. Прошла архитектурная смена с бюро «Мельница». Мы совершили уличные вылазки «Дети в городе». Также идёт проект в Октябрьске, где мы пытаемся работать с местной идентичностью.

Осенью будем продолжать работать с кооперацией детей «Лес», чтобы она становилась больше, чтобы появлялись новые спектакли. Будем создавать постановки для театра «Корней Чуковский». Скоро презентуем видео-квест для кинотеатра «Художественный», который мы создавали вместе с режиссером Егором Чичкановым. По сюжету блогер попадает ночью в здание на Куйбышева и снимает разоблачение разных легенд. Дети занимались производством фильма: кто-то был режиссером, хлопушкой, звуковиком, редактором, оператором и так далее. Всё было по-серьёзному.

Плюс ко всему, мы открываем ещё одно пространство для дошкольников на Молодогвардейской, потому что Луке нужно будет подготовиться к учёбе. Он скоро пойдет в первый класс. По этой логике потом надо открыть вуз и создать компанию, в которой он будет работать. Ахахаха.. Но так далеко мы заходить не будем.

Хотелось бы, чтобы игровая система «Леса» не замыкалась только на нашей студии, но и разрасталась по всему городу, по школам. Тогда мы могли бы делать с детьми более масштабные акции. Ещё хотим попробовать работать с детьми-аутистами, потому что это глубокая и очень важная тема.

Фото: Екатерина Ершова

Комментарии ()

  1. Дьякова Лариса 24 августа 2022, 11:06 # 0
    Спасибо за идеи!!! Очень рада, что в нашем городе появился такой чудесный живой проект для ребят. Очень хочется быть причастной к подобному творчеству.

    Рекомендуемое

    Татьяна Мрдуляш: «Самара становится культурной столицей нашей великой страны, и доступность для широкой публики классической музыки - один из признаков этого движения»
    10 августа 2022, 16:06
    Татьяна Мрдуляш: «Самара становится культурной столицей нашей великой страны, и доступность для широкой публики классической музыки - один из признаков этого движения»

    Большое интервью с Татьяной Мрдуляш мы решили провести в формате прогулки. Вместе с ней прогулялись по историческому центру города. Говорили о «хлебной столице», тусовке на Грушинском, получили один из тизеров о ВолгаФесте и лайфхак, как взбодриться перед рабочим днём.

    Путешественник из Самары: «Иногда выбираем маршрут по книгам и фильмам»
    02 марта 2022, 11:58
    Путешественник из Самары: «Иногда выбираем маршрут по книгам и фильмам»

    В свои 60 лет он объехал почти всю Самарскую область и еще под 60 регионов России. Все маршруты Николай Глумов наносит на гугл-карту, чтобы помогать другим туристам. Он рассказал, как путешествовал по книгам, чем манят Кавказ и Камчатка, на что стоит обратить внимание в Самарской области.

    Автостопом из Самары во Владивосток и обратно
    20 июля 2021, 17:27
    Автостопом из Самары во Владивосток и обратно

    Весной 2021 года они вдвоём отправились в долгое путешествие. Ребята проехали автостопом 17 000 километров, погуляли в 12 городах и потратили 40 000 рублей за 46 дней. Нам они рассказали, где хорошие дороги, кормят шишками, а где за всё благодарят.

    Куратор галереи «Виктория» и художник: «Нельзя морить себя культурным голодом и поститься»
    12 июля 2022, 17:29
    Куратор галереи «Виктория» и художник: «Нельзя морить себя культурным голодом и поститься»

    Меняется мир, а вместе с ним и арт-рынок. Скоро увидим, как искусство приспосабливается к новым условиям 2022 года. Мы решили узнать, как сейчас развиваются культурные пространства в Самаре? Что будут предлагать галереи посетителям? Кто из местных художников выделяется на фоне остальных? Говорим об этом с куратором галереи «Виктория» и художником Сергеем Баландиным.