Это самый молодой город Самарской области, но деловая жизнь бурлит тут с XVII века. Некоторые объекты, возникшие на этой территории, имеют отметку «первый в России». При всём при этом для турпоездки Октябрьск – место не самое очевидное. Но, если знать его историю, путешествие может стать крайне увлекательным. Рассказываем, что в Октябрьске делал поэт Гавриил Державин, какое отношение к городу имеет основатель Нобелевской премии, покажем настоящие клёпки Александровского моста, которые местный музей хранит в запасниках и редко выставляет на обозрение.
Набережная Октябрьска зимой. Фото: Андрей Савельев
Костычи, Батраки, Октябрьск
Так сложилось, что Октябрьск всё время пребывает в тени Сызрани. Несмотря на близкое соседство, Сызрань всегда жила по-купечески широко, богато, с особняками, монастырями, фабриками и ремесленными мастерскими. И тогда ещё не-Октябрьск был тем, что сегодня называют промзоной, где сызранские, самарские и иностранные купцы и промышленники разворачивали бизнес. Поэтому многие «октябрьские» производства имели юридическую прописку в Сызрани, что позволяет ей официально присваивать некоторые достижения этой местности себе. Например, знаменитый железнодорожный мост через Волгу до сих пор именуют Александровским или Сызранским, хотя расположен он вдоль октябрьских берегов.
Костычи – историческое поселение, ставшее прародителем будущего Октябрьска. Фото: Андрей Савельев
Современный Октябрьск – это территория двух исторических поселений Костычи, Батраки и позднее возникшего посёлка Правая Волга. Здесь когда-то стоял монастырь, переправляли через Волгу восточные караваны в столицу, развивалось пароходство, работали первые в России асфальтовые заводы, разрастались сады, набирала мощь железная дорога. В XIX веке возвели первый в стране металлический железнодорожный мост через Волгу. В XX веке посёлки объединили и сделали Октябрьским районом Сызрани, а в 1956 году район стал городом Октябрьском.
Кафтан с боковыми вставками, давший название поселению Костычи. Фото: Андрей Савельев
Первые деревушки на этой территории появились в конце XVII века. Слободу Городище в текстах впервые упоминают в 1684 году. Потом на карте возникло село Вознесенское по названию женского монастыря, который здесь располагался. В народе же место звали Костычи. Это был своего рода топоним-кличка. Местные женщины очень умело и продуктивно шили костычи – кафтан с боковыми вставками, которые, как костыли, держали форму этой одежды. Одежда эта была тогда, что называется, в тренде, и вскоре её название стало прозвищем поселения, а в начале XVIII века официальным топонимом. Сейчас Костычи – самый старый район Октябрьска. В этом году ему исполнилось 340 лет. Следующее поселение на картах появляется в XVIII веке. Выросло оно из батрацкой зимницы – места, где стояло несколько рыбацких домиков, а потом переросло в стратегически важный объект – батрацкий перевоз (батрак с татарского – «бобыль, одинокий неженатый мужчина, нанимающийся на работу»). С него переправляли через Волгу большие торговые караваны из Китая и Туркестана в Москву.

Дороги идут в Октябрьск
Самая большая историческая достопримечательность здешней округи – Александровский мост. История его связана с развитием всего местного железнодорожного узла. Два столетия назад через ещё не рождённый Октябрьск проходили три железных дороги. В Сызрани две, тут – три, подчёркивают местные краеведы. Вокзал первой дороги – Моршано-Сызранской – не сохранился. Предположительно, сейчас на его месте стоит паровоз-памятник, расположенный под железнодорожным переходом.
По одной из версий, на месте паровоза когда-то было здание вокзала Моршано-Сызранской железной дороги. Фото: Андрей Савельев
В 1870-х годах появилась вторая дорога – Самаро-Оренбургская, начиналась она как раз со станции Батраки. Тот вокзал, с которого сейчас пассажиры отправляются в Самару, и есть здание Самаро-Оренбургской дороги. Изначально оно было одноэтажным. Присмотревшись, видно, что его нынешний второй этаж «неродной». Третья дорога – Московско-Казанская – появилась в 1890-е годы. Сейчас в её бывшем вокзале располагается историко-краеведческий музей, а стоящие рядом деревянные бараки когда-то выполняли функции мастерских, конторы и жилья. О них мы ещё поговорим.
Вокзал, с которого сегодня уезжают в Самару. Когда-то он относился к Самаро-Оренбургской железной дороге. Фото: Андрей Савельев
И вот чтобы продолжить Самаро-Оренбургскую дорогу, нужен был мост через Волгу. Его проект подготовил инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения Николай Белелюбский. Это был первый металлический мост в России. До этого железнодорожные переправы делали деревянными. Они быстро приходили в негодность, требовали частого ремонта. Официально строить мост начали в 1875 году, но Волга проявила характер, и в первый же осенний ледоход всё снесло. Пришлось проект усиливать. Для быков материалы использовали российские, кое-что даже с Жигулёвских гор, а металлические конструкции привозили из Бельгии. Быки ставили кессонным способом: опускали на дно металлический цилиндр, выкачивали воду и там уже проводили все работы. Металлические фермы собирали на берегу в шаландах. Затем плавсредства выводили между быками и по команде начинали подтапливать, заполняя водой. Лодка опускалась вниз – ферма садилась на своё место. На весу такую огромную конструкцию собрать тогда было невозможно.
Александровский мост кисти местного художника А.И. Вырыпанова. Из собрания краеведческого музея Октябрьска. Фото: Андрей Савельев
Построили однопутный мост за четыре года. Открыли 30 августа 1880 года, в год 25-летия правления Александра II. В честь него и назвали Александровским. Сам император на мосту не был, а вот его внук Николай II, говорят, прогуливался. Событие было настолько масштабное, что без внимания его не оставила зарубежная пресса. Британцы язвили: под мостом может проплыть весь Зимний дворец вместе с Государем Императором. Сегодня от того сооружения остались лишь быки: все металлические конструкции в конце 1950-х заменили на современные и построили второй путь. Так что теперь по исконной части моста мы едем только в сторону Самары. Сохранились с тех самых «императорских» ферм три клёпки – детали для соединения частей металлической конструкции. От болта их отличает хватка: болт может открутиться, клёпка держит намертво. Хранятся они в историко-краеведческом музее Октябрьска, но в экспозиции их нет. Иногда экспонаты вывозят на тематические выставки. Бытует в городе легенда, что последние пять клёпок моста были серебряными, и забили их на торжественном открытии переправы. Октябрьские кладоискатели до сих пор ищут те самые серебряные клёпки и мечтают поднять из реки вензель Александра II. Есть гипотеза, что он упал с моста, когда тот подорвали белочехи, и поныне почивает на дне Волги.
Клёпки с первоначальных ферм Александровского моста. Фото: Андрей Савельев

Здесь был Гавриил
Отмечена история города и многими знаменитыми именами России. Трое из них – Гавриил Державин, Александр Суворов и Емельян Пугачёв идут в связке. Будущий поэт, а тогда подпоручик Преображенского полка Державин прибыл в сызранскую крепость на подавление Пугачёвского бунта, но волнения до тех мест не дошли. Жил Державин в Сызрани, но бывал и в Костычах, и в Батраках. Когда же восстание разбили, а Пугачёва арестовали, этапировать его в столицу прибыл Александр Суворов. Переправились будущий генералиссимус и арестант в Батраках, где и заночевали.
Емельян Пугачёв, Гавриил Державин и Александр Суворов тоже вошли в историю Октябрьска. Фото: Андрей Савельев
В списке именитых гостей города числится Илья Ульянов, а также его знаменитый сын, о переправе которого через Волгу в Октябрьске даже есть памятный знак, и бытует история, как правовед Владимир Ульянов положил конец самоуправству купца Арефьева, запрещавшего лодочникам перевозить через Волгу людей. Будущий вождь революции инициировал дело, по которому купца приговорили к одному месяцу тюрьмы, а лодочники стали свободно заниматься прежним промыслом.
Из ныне здравствующих знаменитостей в Октябрьске родился артист Владимир Симонов – актёр театра имени Вахтангова. Публике он больше известен по сериалу «Граница. Таёжный роман» (18+), где исполнил роль эстрадного певца, покорившего сердце героини Ренаты Литвиновой.

Пионеры асфальта
Как это ни удивительно, но два первых в России асфальтовых завода появились в Октябрьске. До этого покрытие завозили из-за границы. И уже во второй половине XIX века сызранские купцы Воейковы открыли асфальтовый завод, а чуть дальше в сторону Зольного – гудронный. Тогда по имени села завод назывался Печёрским, в советское время его переименовали в Первомайский. Сейчас это один из районов города Октябрьска. Второй завод построили в Батраках. Продукцию вывозили на международные выставки и ниже третьего места никогда не брали.
В краеведческом музее находится несколько образцов тех асфальтовых плит. Периодически эти артефакты находят в различных районах нашей страны. Самое интересное в них – клейма. Сами плиты разительно отличаются от того, что сейчас мы понимаем под асфальтом. По форме и способу укладки они скорее схожи с современной плиткой, но намного толще и прочнее. При укладывании плит пространство между ними засыпали камнями, а затем заливали битумом с того самого гудронного завода.
Сейчас от Батракского и Первомайского заводов ничего не осталось, только единичные экспонаты в музее. К слову, в самом Октябрьске первый асфальтированный участок появился лишь в 1951 году – через 80 лет после открытия первого завода.
Первые в России асфальтовые плиты начали производить на территории нынешнего Октябрьска. Фото: Андрей Савельев
Была в этих местах и перевалочная нефтяная база, которой владели братья Нобель, один из которых основал известную ныне премию. Большую часть своего капитала шведские промышленники заработали на российской нефти. Добывали её они в Баку, по Волге переправляли в Октябрьск, где из барж переливали в резервуары собственного изобретения и отправляли по железной дороге. Лично Нобели на волжской нефтебазе не были.

История под ногами
Лучше всего в Октябрьске бывать летом и в хорошую погоду. Расстояния, на которые раскинулся город, холмистая местность, отсутствие крепких дорог к «реликтовым» местам и слабо развитый городской транспорт зимой и в слякоть делают туристические магниты отчуждёнными. Но если в путешествии искать не зрелищность, а историю и задумчивое настроение, Октябрьск – самое то. И лучше к нему подготовиться: настроить свою внутренюю оптику, чтобы видеть и собирать впечатления, а также узнать историю места.
Поэтому рекомендуем начинать знакомство с городом с посещения историко-краеведческого музея. Если заранее договориться с его сотрудниками, то вам организуют выездную экскурсию по достопамятным местам.
Окрестности Октябрьска. Фото: Андрей Савельев
Из сразу заметного в городе – новая набережная и Парк Поколений. Но есть и много другого. От лубочного, как храм Вознесения, который парит на холме, деревянное кружево наличников и ставень, до мрачно-артхаусного, как «мёртвый» переулок с опустевшими бараками от железнодорожной остановки до краеведческого музея. Когда-то эти сооружения были мастерскими и офисными помещениями железной дороги. Потом их приспособили под жильё сотрудников. В начале 2024 года по программе расселения оттуда съехали последние жильцы. Сейчас это улочка с опустевшими помещениями. Длинные деревянные домики по-прежнему излучают тепло: они заросли диким виноградом, во дворах небольшие огороды, яблони, кустарники, садовая утварь. Кажется, что здесь ещё кто-то живёт, и лишь сугробы у калиток и крыльца говорят о том, что хозяев давно нет. В некоторые наведываются бродяги, оставляя в некогда обжитых квартирах следы своего нечистоплотного пребывания. Мы заглянули в пару таких разворошенных «гнёзд».
Контрасты маленького города. Фото: Андрей Савельев
Прелесть Октябрьска также в неприметных деталях с советской историей, рассыпанных везде: под ногами – чугунный люк с пятиконечной звездой, на больничной стене – обрывок каменной фразы, кусок объявления 1979 года – на заколоченных ставнях, кирпичный дымоход с «лестницей в небо» прямо на улице.
Внимательный путешественник найдет в Октябрьске немало занимательных мелочей в пространстве. Фото: Андрей Савельев
Что нужно знать туристу
Добраться зимой из Самары в Октябрьск проще всего на электричке, направление Самара – Сызрань. Поезда из Самары и в Самару прибывают на разные станции, будьте к этому готовы.
Общественный транспорт в самом Октябрьске развит пока плохо, несмотря на достаточно большую протяжённость города – 27 километров. От станции до набережной можно добраться на маршрутке №611, которая идёт в Сызрань. Для других целей, например, для поездки в Парк Поколений, берите такси. Стоянка у него в центре – по улице Ленина в сторону администрации. Местные жители приспособились делить расходы в складчину: если есть время, можно дождаться, когда машину заполнят другие попутчики, и тогда проезд обойдётся в 40 рублей.
В городе, преимущественно в центре, много точек, где можно перекусить.
Почти все достопримечательности Октябрьска расположены рядом с железной дорогой. Вывесок о запрете съёмок нет, но объект считается стратегическим, и охрана дороги настоятельно просит не фотографировать.
Фото обложки: Андрей Савельев
С благодарностью Юрий, село Колтубанка.
Вы можете нажать на аватар/фото автора и появится страница со всеми его материалами на сайте.
Кроме того, когда вы будете на странице определённого автора слева сверху над его фото будет строка меню «Главная / Авторы / (имя автора)». Нажав на «Авторы», появится страница со всеми именами авторов, чьи материалы есть на сайте. Далее нажимаете на того, кто нужен.