Село Утёвка в Нефтегорском районе привлекает путешественников со всей России. Славу ему принёс безрукий иконописец Григорий Журавлёв, родившийся и творивший здесь. Рассказываем, почему стоит посетить это место и где увидеть работы мастера.
История села
Утёвка расположена в полутора часах езды на машине от Самары. И осмотреть её можно часа за два-три. Поэтому поездку логично совмещать с осмотром расположенной рядом – 10 минут на машине – Бариновской мельницы.
По дороге в Утёвку. Фото: Виталий Шабинский
Судя по архивным документам, история села началась в 1792 году. А заложил, как гласят местные предания, поселение в 1742 году казак Селезнёв. Он переселился в наши края из Красно-Самарской крепости, располагавшейся примерно в пяти километрах от этого места на реке Самаре. Топоним, по одной из версий, происходит от названия реки Тёва, близ которой и расположилась деревенька. Появилась эта версия не так давно, когда оцифровали старинные карты области, рассказала руководитель утёвского музея Григория Журавлёва Людмила Чернецова.
Утёвка и её окрестности. Фото: Виталий Шабинский
Сегодня центр Утёвки и главная её достопримечательность – это церковь. Построенный в 90-е годы XIX столетия краснокирпичный храм Святой Троицы до сих пор стоит. Недавно в нём провели реконструкцию. Сюда едут туристы, паломники, чтобы посмотреть работы безрукого и безногого иконописца Григория Журавлёва (1860 -1916). Его имя привлекает в Утёвку и съёмочные группы федеральных телеканалов, и искусствоведов-исследователей, и просто любопытных.
Церковь Троицы Живоначальной в Утёвке. Фото: Виталий Шабинский
В цирк или на паперть
Журавлёв – фигура действительно необычная. Родился в простой крестьянской семье. Годом рождения долгое время считался 1858-й, но утёвцы не так давно выяснили, что ошибочно.
Кропотливые изыскания сотрудников управления культуры Нефтегорского района внесли коррективы в этот вопрос: нашли метрические книги, в одной из которых записано – Григорий Журавлёв родился 31 января 1860 года.
руководитель музея Григория Журавлёва Людмила Чернецова
Но вернёмся к новорождённому. Родительская радость от появления сына омрачилась быстро: взрослые обратили внимание, что руки и ноги младенца неподвижны. Три-четыре года они пытались разными способами лечить ребёнка, но всё было тщетно. Конечности оказались атрофированными, не развивались вместе с телом. А это означало одно – долгожданный сын помощником в хозяйстве не будет. В те годы судьба чаще всего приводила таких людей либо на паперть, либо в цирк: а как иначе можно зарабатывать, имея такие, мягко говоря, нестандартные физические данные?
Портрет Григория Журавлёва в местном музее. Фото: Виталий Шабинский
Всё это было и в биографии будущего иконописца. И милостыню собирал у храма, и в цирке в Казани работал – рисовал картинки. И никто тогда не догадывался, что между делом, зажав в зубах кисти или карандаш, писал в том числе и иконы. Для себя, потому что нравилось. И получалось.

Талант художника
Слава о необычном мастере пошла по губернии и за её пределы. Постепенно он стал получать заказы на создание портретов и икон. Одно из своих творений – икону Николая Чудотворца Журавлёв подарил тогда ещё цесаревичу, будущему императору Николаю II. Сейчас подарок хранится в Государственном Эрмитаже в Петербурге, в утёвском музее есть копия.
В музее воссоздали рабочее место, за которым работал художник. Фото: Виталий Шабинский
Судя по всему, впоследствии иконописец встречался с императором лично. Прямых, задокументированных доказательств тому нет, но есть масса косвенных. Одна из них – альбом гравюр «Ветхий Завет в картинках» 1846 года выпуска. Издание было редким и дарили его только выдающимся художникам того времени. Григорий Журавлёв оказался в их числе. По предположению исследователей, книгу живописцу-самоучке подарил сам император. Сейчас альбом на обозрение не выставляют из-за ветхости, но в музее есть репринтное издание. Его можно полистать и увидеть, что художник и его ученики использовали дорогой подарок как учебное пособие: изначально пустые страницы альбома заполнены карандашными набросками, эскизами будущих икон.
Репринт альбома «Ветхий Завет в картинках» с набросками художника и его учеников. Фото: Виталий Шабинский
Иконы Журавлёва разошлись по всей стране. Часть работ можно увидеть в утёвском храме: справа от алтаря оформлен небольшой уголок из тринадцати икон. Местные прихожане охотно подсказывают, какие из представленных икон принадлежат кисти Журавлёва, а какие созданы его учениками. Табличек, позволяющих сориентироваться самостоятельно, нет.
Иконы, написанные Григорием Журавлёвым. Фото: Виталий Шабинский
Расписывал свод храма и фрески на стенах сам Григорий Журавлёв. По местным преданиям и архивным данным, художника подвешивали в специальной люльке, и он часами работал кистью на высоте. Уставал неимоверно. После завершения работы долго болел и медленно восстанавливался.
Иконописный стиль конца XIX - начала XX, которого придерживался и Григорий Журавлёв ещё до конца не изучен. Одно можно сказать точно – это очень живая, близкая к портретной технике живопись.
руководитель музея Григория Журавлёва Людмила Чернецова
Роспись церковного свода, которую можно наблюдать сейчас, не совсем журавлёвская. Несколько лет назад в храме проводили реставрацию. И специалистам, работавшим над этой частью росписи, не удалось полностью повторить оригинал. По словам местных жителей и краеведов, лики и некоторые детали композиции стали иными. Говорят, от подобного не застрахован ни один реставратор. Увидеть, каким был оригинальный, журавлёвский, купол можно опять-таки в музее, где есть фотоплакат с дореставрационным сводом.
Купол и настенные фрески после реставрации. Фото: Виталий Шабинский
Как уже говорилось, писал Журавлёв и портреты. Копия одного из них висит на церковной стене у свечной лавки, другие – в музее.
Копия портрета семейной пары, художник – Григорий Журавлёв. Фото: Виталий Шабинский
Храм Святой Троицы в Утёвке работает по выходным и в большие церковные праздники. Поэтому попасть в него можно только в часы службы. В остальное время церковь чаще всего закрыта.
Внутреннее убранство Троицкой церкви в Утёвке. Фото: Виталий Шабинский

«Вот человек»
Умер иконописец в 1916 году. Утёвцы с почестями похоронили земляка у стены храма, которому тот отдал так много творческих и физических сил. Но на кресте, по воспоминаниям современников, написали только два слова «Се Человек».
Памятник иконописцу во дворе храма. Фото: Виталий Шабинский
В 1934 году храм закрыли, здание отдали под колхозные нужды, а территорию вокруг разровняли. Так могила художника затерялась. В 2021 году, опираясь на рассказы старожилов, захоронение обнаружили археологи. Пару раз копали не там, попутно найдя ещё два погребения. Останки иконописца нашли и опознали по небольшому, чуть более 150 сантиметров, скелету и остаткам кожаных подушек, которые ему подкладывали под ноги, чтобы удобнее было сидеть. Сейчас они находятся в алтарной части храма. Во дворе церкви с 2019 года стоит памятник Журавлёву. Изображение на нём сделано с единственной существующей фотографии иконописца.
С колокольни утёвской церкви Троицы Живоначальной. Фото: Виталий Шабинский
Увидеть работы Григория Журавлёва, а также экспозицию, посвящённую его жизни и творчеству, можно в музее, который расположен в сельском Доме культуры в 10-15 минутах ходьбы от храма. Музей работает ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме воскресенья.
Экспозиция музея Григория Журавлёва, посвящённая исследователю жизни и творчества иконописца, Александру Малиновскому. Фото: Виталий Шабинский
Григорий Журавлёв – легенда нашего села. Человек, прославивший свою малую родину, несмотря на слабое здоровье и ограниченные физические возможности. Но талант, интерес к жизни и желание творить позволили ему сделать очень и очень многое. Думаю, нет в Утёвке человека, который не знал бы о знаменитом земляке, не мог о нём рассказать. Это наша гордость.
руководитель музея Григория Журавлёва Людмила Чернецова
В музее помимо вещей, так или иначе связанных с художником, можно увидеть реальные костюмы местных крестьян прошлого-позапрошлого века, предметы быта. Есть тут и удивительный предмет – своеобразный памятник советской антицерковной политики. Это колодезное ведро, сделанное из жестяной части церковного убранства, на котором остались фрагменты религиозной фрески. Долгие годы оно было засыпано землёй, нашли его случайно при раскопках – сплющенное и покорёженное.
Ведро, сделанное из фрагмента церковного убранства. Фото: Виталий Шабинский
Фото обложки: Виталий Шабинский

Комментарии ()
Написать комментарий