В самарском филиале Третьяковской галереи представили новый выставочный проект «В круге цвета. Красный» (12+). На площадке собрали более 70 произведений из Государственной Третьяковской галереи и ведущих частных художественных собраний страны. Вдохновившись увиденными произведениями искусства, рассказываем, чем интересна эта выставка и как зарядиться мощной энергией цвета.
Выставка «В круге цвета. Красный» (12+) будет доступна до 30 марта 2025 года в самарском филиале Третьяковской галереи. Фото: Виталий Шабинский
Выставка имеет два сюжета, но в обоих из них красный цвет выступает неотъемлемой доминантой, либо ярким актором. Первый сюжет посвящён истории русского авангарда. Второй – всецело красному цвету, который после просмотра экспозиции кажется таким глубоким, философским, лирическим, смелым и энергичным. Выставка разделена на три раздела, плюс лирический постскриптум. Они подобны мирам, сквозь которые путешествуют посетители.
Выставка имеет два сюжета, но в обоих из них красный цвет выступает неотъемлемой доминантой. Первый сюжет посвящён истории русского авангарда. Второй – всецело красному цвету. Фото: Виталий Шабинский
«Энергия материи»
В этой части можно увидеть работы Натальи Гончаровой, Василия Кандинского, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька. В начале прошлого века они были участниками выставки «Бубновый валет», организованной в Москве, с которой и начался расцвет русского авангарда. Примерно тогда же был тренд на исследование искусства коренных народов Востока, Мексики, Африки, увлечение исконным древнерусским искусством и лубочной живописью. Поэтому в экспозиции представлен ряд произведений русского искусства XV–XVIII веков, в которых эксперименты авангарда нашли свои корни.
В экспозиции представлен ряд произведений русского искусства XV–XVIII веков, в которых эксперименты авангарда нашли свои корни. Фото: Виталий Шабинский
Например, Наталья Гончарова изобразила Богоматерь с младенцем Христом, которые смотрятся по-византийски монументально, но в то же время народно. Работа художницы отсылает к культуре, которая была распространена на Урале в XVIII и XIX веках. В то время были распространены иконы «краснушки», которые писали не профессионалы, а простые люди.
Есть работы с отсылками к истокам красного цвета в искусстве. Ведь это был первый цвет, который человек научился изготавливать. Он долгое время выступал атрибутом власти, торжества и роскоши. В нём скрыты чувства и желания, перемены и политические явления. А ещё, это символ драматического напряжения.
«Сложные предчувствия»
Центральной картиной выставки стала «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина. Она символизирует слом эпох и является самым знаменитым русским произведением с доминирующим красным. Когда художник впервые представил эту работу, то она произвела фурор, её много и долго обсуждали. А ведь Петров-Водкин изначально был иконописцем и даже имел свою артель. Картина «Купание красного коня» написана до революционных событий. В ней скрыты языческие символы в виде огня и коня, а также православные мотивы. Красный цвет здесь ассоциируется с жертвой, вторым пришествием, воскрешением. Художник использовал иконописные традиции не просто так. В Самаре это знаменитое полотно показали не впервые, в 1980-х картину можно было увидеть в художественном музее Куйбышева.
Картина «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина. Фото: Виталий Шабинский
В этом разделе представлены также работы, посвящённые искусству рубежа 1910-1920-х годов: полотна в стиле конструктивизм, а также произведения выпускников Высших художественно-технических мастерских, которые экспериментировали с новым образом человека. Здесь нельзя не упомянуть Казимира Малевича. Именно он придумал супрематизм, чтобы освободить искусство от законов и дойти до высшей точки развития.
Работа Казимира Малевича «Девушка с гребнем в волосах». Фото: Виталий Шабинский
У Малевича было много последователей, самый яркий из них – Эль Лисицкий (некоторые называют его Леонардо да Винчи XX века). На выставке можно увидеть его работу «Клином красным бей белых». В ней художник наделил красный цвет силой, которая способна разбить белый круг. Соприкосновение этих двух форм даже сравнивают с вытянутыми руками к друг другу Бога и Адама на знаменитой фреске в Сикстинской капелле. Также Эль Лисицкий создал свой вариант футуристической оперы «Победа над Солнцем» (12+), где вместо людей внедрил марионетки-машины.
Работа «Клином красным бей белых». Автор Эль Лисицкий. Фото: Виталий Шабинский
В 1930-х годах во время коллективизации художники вдохновлялись второй крестьянской серией работ Малевича. Они создавали образы без индивидуальности. Люди становились единым кулаком или одной волной для рождения чего-то нового. Однако постепенно у героев картин появлялось лицо. Персонажи обретали черты живых существ, а не машин в виде наборов шестерёнок и деталей. Возможно, этот переход от обезличивания к индивидуальности и предчувствовали художники.
На площадке можно увидеть более 70 произведений из Государственной Третьяковской галереи и ведущих частных художественных собраний страны. Фото: Виталий Шабинский
«Символическое поле»
В этой части экспозиции красный цвет – это чувственность и свобода творчества вопреки обстоятельствам. Большинство художников в этом зале начали активно работать в 1960-х и использовали в своём творчестве концептуальные подходы. На авторов повлияли «оттепель», выставки зарубежного искусства, а также предвкушение перемен.
В части экспозиции «Символическое поле» красный цвет – это чувственность и свобода творчества вопреки обстоятельствам. Фото: Виталий Шабинский
«Красная дверь» Михаила Рогинского приглашает зрителей заглянуть в неизвестность, в будущее, которое трудно предсказать. Как говорил сам художник, его работа – это энергия. В советское время красный цвет был ещё и символом запрета, поэтому дверь в картине предвещает опасность: почему в неё нельзя войти? что ждёт за ней? утешение или новые вызовы? В то же время красный цвет соблазняет, ведь людей постоянно притягивает что-то запретное.
Красный цвет для художников был кодом, который можно трактовать в зависимости от контекста. Фото: Виталий Шабинский
Этот цвет для художников был кодом, который можно трактовать в зависимости от контекста. Многие авторы того времени воспевали эстетику науки и мирный атом, они стремились к тому, чтобы снова и снова исследовать свет и цвет внутри пространства. В это же время появляется соц-арт – смешение символов, лозунгов, пропаганды с иронией.
«Вопрос»
В отдельном пространстве находится работа современной художницы Аллы Урбан. Это масштабная инсталляция из прутьев под названием «Вопрос». Она наделена особой философией и заставляет задуматься. Что появляется в голове, пока ты созерцаешь яркие детали: высокая трава в поле, технический прогресс, лес проводов? Представить себе можно всё, что угодно.
Работа современной художницы Аллы Урбан под названием «Вопрос». Фото: Виталий Шабинский
На самом деле форма арт-объекта является отпечатком пальца художницы, жёсткие струны с нитками повторяют по форме рисунок её кожи. Материал инсталляции звучит и к нему можно даже прикоснуться. Яркий цвет арт-объекта напоминает кровь, тепло и большую духовную силу, скрытую в каждом человеке. Специально для этой работы музыкант Алексей Тилли создал саунд-дизайн, который можно уловить на фоне.
Новая выставка сильно отличается от первой «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» (6+), но с другой стороны, она продолжает нашу концептуальную линию, в которой мы собираем искусство разных эпох. В этом плане выставка получилась более широкой. Здесь вы видите и иконы, и авангард, которого не было на предыдущем проекте, и современное искусство, созданное в последние несколько лет: всё это объединено драматичным волнующим цветом.
Для выставки была создана новая архитектура пространства. Залы выглядят по-другому, другой цвет стен, другая навигация. В рамках выставки будет отдельная образовательная программа, сувенирная линейка, лекционная программа. Это большой масштабный проект.
директор филиала Третьяковской галереи в Самаре Михаил Савченко
Выставка будет доступна до 30 марта 2025 года, в конце апреля здесь планируют открыть уже следующую экспозицию. Кроме того, совсем скоро в самарской Третьяковке запустят резиденции для художников из других городов, поэтому раз в месяц можно будет посмотреть и на экспериментальные проекты.
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий