11 июля 2022, 19:28

На площадках «Чистого Репина»

В Ширяеве 9 июля прошёл эко-арт фестиваль. Наш автор Вадим Карасёв погрузился в  «Чистого Репина» и узнал, зачем камням давали имена, увидел как становятся полезными отходы, ну и приложил сам руку к одному из арт-объектов.

В 2022 году фестиваль «Чистый Репин» вырвался за пределы историко-музейного комплекса. Неделю инициативные художники Дария Григоревская, Олеся Нураева и Настя Калинина создавали ленд-арт объекты. Всего их  шесть. Инициатором выступила куратор фестиваля Дария Григоревская. Как она считает, Ширяево - это уникальнейшее место, которое необходимо сохранять и бережно к нему относиться, привлекать внимание к его проблемам через искусство.

Дария представила три объекта. Один из них -«Арка-портал», ленд-арт на берегу, который позволяет зрителю посмотреть на пространство с видом двух перспектив: новой набережной и первозданного берега. Другой объект - инсталляция «Зелёная дорожка». Травяную дорожку раскатали перед входом в Ширяевские штольни. Каждый гость мог здесь пройти босиком и почувствовать живую траву под ногами.

Ещё один объект авторства Дарии -«Экспонаты», установленные на дамбе.  Это своего рода перевёрнутый реди-мейд, в котором экспонатами стали нехарактерные предметы в нехарактерном выставочном пространстве. Здесь открылась целая галерея. У каждого камня появилась датировка и авторство. Например, горы Отважная, Стрельная, Верблюд, Могутова, Попова и другие с указанием их «возраста» - более 270 миллионов лет. Несложно догадаться, что всё это вершины Жигулёвских гор, которые создали представленные «экспонаты». Автор объясняет, что жигулёвский ландшафт при дальнейшем благоустройстве и развитии необходимо сохранить, как и многие первозданные природные объекты в Самарской Луке . А для того, чтобы обратить на это внимание, каждый камень персонифицировали.

Художница Олеся Нураева представила ленд-арт под названием «Гнездо», символизирующий зарождение и возрождение жизни, символ спокойствия и защиты. Место, куда всегда можно вернуться. Ещё один её объект - «Желание» - солярный символ, вечный цикл роста и плодоношения Земли.

Объект «Белохвостый орлан» представила Анастасия Калинина. Его она посвятила краснокнижной птице, обитающей на территории Национального парка.

А главное, конечно, происходило на музейных творческих площадках. На одной из них гости фестиваля вместе с представителями самарской архитектурной школы «Футуругуру» создавали «лес», а точнее - импрессионистскую инсталляцию с таким названием. Из бумажных отходов молодые архитекторы делали «деревья». Гостям фестиваля предложили раскрасить их в любимые цвета. Добавил и я свой любимый фиолетовый в общую яркую картину.

Мастер-класс по ремизному ткачеству провела Марина Архипова из Тольятти. Она даёт вторую жизнь старым вещам, работает в технике «ляпочиха».

- Эта техника родилась в Архангельской области, в Каргополе, и существует с давних пор, - рассказала Марина Архипова. – Каждая крестьянка должна была обшивать всю семью  одеждой из собственноручно сотканного полотна. Считалось, что поношенные платья и костюмы нельзя выбрасывать, иначе семья будет обречена на бедность. Мастерицы стремились сберечь каждый лоскут ткани и использовали их для украшения дома. Особую популярность приобрели лоскутные одеяла и пушистые коврики, созданные из цветных обрезков старой одежды. Эта техника не требовала навыков шитья и дорогих материалов.

Гончарному ремеслу на фестивале обучали Ростислав и Ольга Долбины. На их мастер-классе можно было создать посуду и другие изделия из глины. Плоды своего творчества посетители забирали с собой. Тут же, на мини-выставке - забавные козочки, коровки, медвежата, коты, созданные мастерами в духе традиций дымковской игрушки. 

Создать красивые вещички из всяких безделушек можно было на мастер-классах «Вторая жизнь» (переработка изделий из ветоши), «Лакомник» (здесь учили делать карманчики с таким названием), «Ясело», где можно было получить навыки росписи.

На одной из площадок поселились куклы-обереги, созданные Еленой и Сергеем Погодиными из травы, тряпочек и других доступных материалов. Некоторые из этих созданий оживали прямо на глазах. Деревянная птичка с помощью специального механизма начинала клевать корм. Куклы на коняшках кружились на нарядной карусели. А другие персонажи водили хоровод.

Архитектор Лиза Драчкова показала на фестивале красивые авторские украшения и аксессуары, созданные из того, что просто валяется под ногами.

Дария Григоревская представила свой экспериментальный  фотопроект «Дальше...». На снимках – семь самарских мастеров: кофевар, портной-дизайнер, механик из автосервиса, художник-граффитист, парикмахер, юрист, изготовитель мебели из дерева. А рядом – описание их деятельности и хода эксперимента, который провела Дария.

- Я попросила их в течение недели не выбрасывать отходы, которые остаются от «производства», - рассказывает она, - чтобы потом можно было понять, что с этими, казалось бы, ненужными материалами можно сделать дальше.

Выяснилось, что отходы вполне можно применять в самых разных сферах. Например, материалы, которые остаются после работы портного-дизайнера Олеси Порох, годятся для пэчворка, декорирования текстильных изделий. Опилки, ставшие отходами от деятельности мастера по дереву Никиты Пигарева, можно использовать на садовых участках, а остатки бруса и дерева пригодны для создания украшений, игрушек или реставрации мебели.

Один из гостей эко-культурного проекта в Ширяеве – московский архитектор Алексей Бавыкин. Он поделился своими впечатлениями от фестиваля и рассказал об идее создания экологических троп.

- Ширяево – замечательное место, - отметил он. – Село потрясает своей цельностью и неиспорченностью. У меня есть идея – создать здесь экологические тропы. На этом маршруте гостей будут встречать объекты, которые будут многозначными и нести два-три смысла. Их сделают мастера специально для Ширяево.

Фото: Андрей Савельев

Комментарии ()

  1. Елена 13 июля 2022, 13:29 # 0
    Хороший состоялся фестиваль. Мы пришли в самом начале и поэтому успели и полепить и пошить и порисовать. Отличный концерт с замечательными артистами. Нам всё понравилось. А ещё хотела бы сказать спасибо работникам музейного комплекса за отзывчивость и хорошее отношение к посетителям.

    Рекомендуемое

    Премьера в «Грани»: «Учёные женщины»
    28 декабря 2023, 13:50
    Премьера в «Грани»: «Учёные женщины»

    «Учёные женщины» (18+) – первая премьера «Грани» в статусе государственного театра. В тонкостях новой постановки разбиралась профессиональный критик Ксения Аитова. Она уверяет, что от спектакля не стоит ждать какой-то излишней серьезности. И ничего про феминизм, кстати, в нём тоже нет. Зато иронии по поводу отношений полов – море.

    Фотограф «Кому на Волге» Виталий Шабинский о поездках по области, классных кадрах и важных городских открытиях
    03 января 2024, 08:15
    Фотограф «Кому на Волге» Виталий Шабинский о поездках по области, классных кадрах и важных городских открытиях

    Продолжаем подводить итоги прошедшего года вместе с командой «Кому на Волге». Рекордное количество классных кадров в наших материалах и социальных сетях – дело рук и, конечно, фотоаппарата Виталия Шабинского. Виталий собрал пять материалов, работа над которыми в этом году понравилась ему больше всего: от съёмки в мастерской проекта «Ламповый блок» до прогулки по эко-тропе «Каменная чаша». Коротко и по делу.

    Красота на воде: яхтинг в Самаре
    27 июля 2022, 19:07
    Красота на воде: яхтинг в Самаре

    Десятки парусов, которые видны с берега Волги практически каждые выходные, - завораживающее зрелище. Но можем с уверенностью сказать, что эти эмоции несравнимы с теми, которые испытывают яхтсмены, рассекая волны. Вместе с исполнительным директором яхт-клуба «Волга» Александром Карякиным и капитаном-инструктором Константином Мазуром отвечаем на семь самых распространённых вопросов о парусном спорте в Самарской области. Поднять паруса! 

    НЕкладбище самолетов
    12 апреля 2021, 01:45
    НЕкладбище самолетов

    Есть под Самарой закрытое для свободного посещения место. Под редкими фото в соцсетях можно увидеть, что некоторые его называют «кладбищем самолетов». Разбираемся, что это собственно за «кладбище» и кого, а точнее что, там хоронят и хоронят ли вообще.