Самарская филармония, по данным туристического портала ТурСтат, входит в топ-10 лучших филармоний России. Здание в историческом центре Самары - одно из самых красивых и узнаваемых. Как конструктор Козлов поучаствовал в строительстве филармонии, почему высоким людям не стоит садиться на первый ряд балкона, где увидеть частичку старого здания цирка «Олимп». Обо всём этом рассказываем в нашем материале.
Первое, на что обращаешь внимание, зайдя в филармонию - стебли «Цветы музыкантам». Это начало композиции, которая «проросла» через четыре этажа. Наверху видны бутоны цветов. Архитектор здания и всего его внутреннего оформления - Юрий Храмов. Исполнитель композиции - Вячеслав Герасимов. Цветные витражи высотой в три этажа - тоже его работа. Правый, из красно-жёлтого стекла, символизирует «пламя революции». Левый, в сине-зелёных тонах - северное сияние. Стекло для витражей везли из Прибалтики. Помог его доставить самарский конструктор Дмитрий Козлов. Транспорта, который бы взял ценный груз, не нашли. Тогда Герасимов обратился к Козлову, с которым подружился, когда писал его портрет. Ученый-конструктор помог найти самолёт для перевозки.
Также прибалтийское стекло нарезали квадратами и уложили в перила на лестницах филармонии. Со временем его пришлось частично заменить. Некоторые элементы декора растащили не чистые на руку посетители. На первом этаже филармонии - гардеробная с кабинками для переодеваний. Подобные есть в Самаре только в театре оперы и балета. Справа и слева от фойе - буфеты.
Поднимаемся на второй этаж и попадаем в просторное фойе. На полу - мрамор, привезённый из Хакасии. Если присмотреться, то можно увидеть, что он разных оттенков: от белого до серого с прожилками. Его добывали в разных карьерах. В фойе проходят репетиции и мероприятия: от камерных концертов до юбилеев предприятий. Ещё здесь есть музей филармонии. Его открывают для посетителей за час до начала концертов. Музей создали в 2015 году. Здесь есть голова музы Эрато. Это часть скульптуры с крыши театра- цирка «Олимп», на месте которого построили филармонию. Сохранил фрагмент композиции Виталий Симонов. Он когда-то возглавлял одиннадцатый трест и работал на строительстве филармонии. При демонтаже старого здания Симонов решил оставить голову Эрато себе, а шесть лет назад передал её в музей.
Со второго этажа попадаем в партер главного зала. По форме он напоминает морскую ракушку. Декор на балконах создает эффект набегающих волн. Зрительские кресла в партере стоят близко к сцене. Это создает впечатление, что музыканты находятся среди зрителей. Архитектура зала предполагает хороший обзор с любого места, но постоянные посетители советуют брать билеты на седьмой-восьмой ряд в партере или на второй-третий ряд балкона. Говорят, на этих местах лучше всего слышно музыку. А вот идти на первый ряд балкона не стоит высоким людям, потому что между креслами и передней стенкой слишком маленькое расстояние. Будет просто некуда деть колени. В глубине сцены расположен немецкий орган. Инструмент состоит из 3 540 трубок.
Выходим из зала и поднимаемся на третий этаж. Тут - бюсты известных композиторов: Прокофьева, Рахманинова, Бородина, Шостаковича и других. На полу - паркет. В фойе третьего этажа стоят диванчики в старинном стиле. На четвёртом этаже - тоже паркет, но уложили его по другому рисунку. Всё паркетное покрытие в филармонии собрали из разных ценных пород древесины.
Во всех фойе и в концертном зале на потолке - люстры. В их оформлении использовали 300 000 хрусталиков. Рассказывают, что собирали люстры в том числе и ученики художественных школ. Хрусталики соединяли проволокой, которой школьники случайно прокалывали себе пальцы чуть ли не до крови. Это продолжалось до тех пор, пока кто-то не подсказал, что можно распрямлять проволоку монетой, а не пальцами. Но перед этим люстры собирал сам Юрий Храмов, стоя на лесах. Он придумывал их в процессе, так, как если бы работал над скульптурами.
Самая верхняя точка зрительного зала, с которой видно сцену, закрыта для посетителей. Это звукорежиссёрская. Она находится под самым куполом. В неё можно попасть из «служебной» части здания. Тут стоят прожекторы и звуковое оборудование. Здесь можно почувствовать, насколько хороша в филармонии акустика. Когда мы были в звукорежиссёрской, на сцене репетировал оркестр. Было слышно, как дирижёр тихо напевая мелодию, показывал вступление оркестра.
В недоступной для посетителей служебной части здания находятся репетиционные классы, гримёрки, административные офисы, нотная библиотека. Здесь же - склад для больших музыкальных инструментов. В служебной части здания также находится камерная сцена. Здесь в основном проходят концерты литературно-музыкального отдела «Олимп».
Современную филармонию открыли для посетителей в 1988 году. Внешне она очень напоминает здание театра-цирка «Олимп», когда-то стоявшее на этом месте. Нынешнюю филармонию немного «отодвинули» от улицы Фрунзе . И само здание стало значительно больше своего предшественника. В прошлом веке здесь также кипела культурная жизнь: устраивали массовые гуляния, останавливался шапито. Поэтому именно на этом месте купцы братья Калинины решили построить театр-цирк «Олимп». Проект здания заказали у местного архитектора Платона Шаманского. Строительство закончили в 1907 году. В деревянном здании в стиле модерн устраивали цирковые представления, концерты, лекции.
В 1909 году в «Олимпе» прошёл единственный самарский концерт Фёдора Шаляпина. Изначально он должен был состояться в театре драмы, но там не выветрился запах краски. Зал «Олимпа» на 1 100 мест был переполнен. Часть зрителей слушали Шаляпина стоя. В 1940-х годах власти приняли решение о создании филармонии, которую и разместили в «Олимпе». Первый симфонический оркестр состоял в основном из музыкантов, работавших в кинотеатрах «Молот» и «Художественный». Решение о строительстве на месте «Олимпа» нового здания приняли из-за ветхости бывшего сооружения.
Фото: Виталий Шабинский
артисты, и ведущая, и атмосфера в зале и фойе. Восхищение! Хочется вернуться!