22 сентября 2022, 12:42

Панно «Радость труда». «Оживление» 100-метрового гиганта

Мощный по своему размаху и монументальности памятник находится в конце «Итальянского сквера» возле Дворца спорта «Волгарь» в Тольятти. Долгое время панно из огромного количества кусочков смальты было скрыто забором и незаслуженно вообще никак не обращало на себя внимание. В сентябре 2022 года его начали приводить в порядок. Мы отправились в Тольятти, чтобы пообщаться с реставраторами и узнать, в чем же ценность этой огромной советской мозаики.

Монумент «Радость труда» создавали с 1977 по 1981 годы под руководством художника-монументалиста Юрия Королёва.

Размер панно в метрах - 100 х 5 х 3. При оформлении использовали более 3,5 миллионов отдельных элементов смальты ста оттенков.

Это не здание, не спецсооружение, которое имеет практическое применение, а визуальная часть архитектурного ансамбля. Проще говоря - просто украшение пространства. Судя по архивным снимкам, которые встречаются в сети, наблюдать «Радость труда» во всей красе можно было со стороны стадиона «Торпедо» - он находится ровно через дорогу. К монументу вели несколько широких аллей, окруженных зелёными газонами. Сейчас, конечно, всё заросло дикой травой, деревьями и кустарниками. Но это пока.

Панно «Радость труда» по содержанию – это 16 сюжетов, которые показывают значимые события из истории тогда еще советского государства, а также достижения промышленного и научного прогресса. Здесь художники изобразили революционные годы, время так называемой ликвидации безграмотности, Великую Отечественную войну, полёт в космос Юрия Гагарина, строительство Тольятти и «Волжского автомобильного завода». Сюжеты просты, но наполнены символизмом, главными идеями той эпохи, историческими событиями, верой в светлое будущее. Здесь можно найти строчки из гимна «Интернационал»: «Мы наш, мы новый мир построим: кто был ничем, тот станет всем»

«Радость труда» – это безграничная ностальгия по прошлому. В ней – память поколений, пропаганда ценностей советского времени и тех событий, которыми мы продолжаем гордиться. К сожалению, некоторые части мозаики со временем были утрачены. Например, почти пропал сюжет на тему выпуска первого автомобиля с конвейера «АвтоВАЗа». 

Его, как и другие утраченные или испорченные элементы мозаики, специалистам предстоит восстановить до конца 2023 года. К работе привлекли отделы Тольяттинского государственного университета, Институт изобразительного и декоративно-прикладного искусства, Центр мозаики под управлением директора Алексея Зуева, Центр урбанистики, а также экспертов архитектуры и строительства.

Несмотря на то, что сюжет, может быть, для кого-то не актуальный, не несущий художественной ценности, исполнение и материал на высшем уровне. Искусство из смальты создавать не так просто. Мы чувствуем сопричастность к чему-то большому. Это очень важно. Здесь работали художники с именами. Тот же Королёв, который руководил созданием мозаики, впоследствии возглавлял Третьяковскую галерею. И это место после завершения работ должно стать проходным. Здесь будет продолжение Итальянского сквера, а стела станет завершающим его штрихом. 

научный сотрудник Музея актуального реализма в Тольятти Анна Иванушкина

Восстановление панно будет проходить в несколько этапов. Сейчас специалисты ликвидируют повреждённые участки, проводят их фотофиксацию и подбирают остатки разноцветной мозаики. Так как смальта – очень дорогой материал, из выпавших кусочков выбирают целые, чтобы их вновь использовать. 

Если при осмотре находят сильно потрескавшиеся фрагменты или части со сколами, их аккуратно выбивают строительными инструментами. Смальта – довольно прочный материал, но и он не может устоять перед вандалами. Кто, зачем и как откалывал мозаику? Никто не может дать ответа на эти вопросы. Эксперты склоняются к тому, что кто-то пытался сковырнуть смальту, но лишь повредил её.

Восстанавливать будут только внешнюю часть панно. Внутри конструкция полая. Там разместят коммуникации и водоотводы. Преобразить планируют пространство вокруг панно. Ведь оно уже давно притягивает туристов, исследователей советской монументальности, манит своим необычным внешним обликом. 

Мы предлагали семь вариаций того, как могло бы выглядеть пространство: от минимального благоустройства с лавочками и фонарями до максимального, более насыщенного. Мы предлагали накрыть стелу специальным навесом. Примеры есть в мире – стела Пабло Пикассо, которая тоже начала разрушаться и так ее защитили от осадков. Потом мы думали над созданием музейного павильона вокруг панно. Еще вокруг стелы можно разместить некие арт-объекты с элементами мозаики или стилизацией под неё. Они подчеркнут ценность панно. Скоро ко всем предложениям подготовят эскизы и представят их на совещании рабочей группы.

директор Центра урбанистики ТГУ Мария Степанова

Фото: Екатерина Ершова 

Комментарии ()

  1. Юрий Леднев 24 июля 2023, 17:22 # 0
    Жду Очень надеюсь на скорое открытие и восстановление крупнейшего мозаичного панно.

    Рекомендуемое

    Улица как галерея: зачем в Самаре оформлять пространства
    25 июля 2022, 13:49
    Улица как галерея: зачем в Самаре оформлять пространства

    Уличное искусство имеет огромную силу. Оно может создавать точки притяжения людей, менять наш взгляд на привычное окружение, заставлять думать и наслаждаться эстетикой наших городов. Мы нашли пять мест в Самаре - примеры паблик-арта, который стал удачным коммерческим оформлением пространств.

    Самарский художественный музей: эклектика, мраморная лестница и грифоны
    28 ноября 2022, 17:54
    Самарский художественный музей: эклектика, мраморная лестница и грифоны

    Мы внесли Самарский художественный музей в список мест, обязательных для посещения. Прийти сюда стоит хотя бы для того, чтобы обойти 20 выставочных залов общей площадью в 1300 квадратных метров, узнать всё про иконопись и авангард, потереть дверную ручку на входе в бывший операционный зал банка и увидеть «ожившую» картину.

    Какой была «Ночь музеев – 2023»
    23 мая 2023, 10:39
    Какой была «Ночь музеев – 2023»

    В Самаре наконец-то потеплело настолько, чтобы мы снова начали чувствовать себя здесь, как на курорте. Это мог ощутить каждый, кто в прошедшие выходные присоединился к «Ночи музеев». Бесконечное количество детей на разных площадках, долгожданные открытия и море позитива. Рассказываем о том, какой «Ночь музеев» увидели мы.

    Детский стрит-арт и рок-н-ролл. Любимые материалы журналиста Жанны Скоковой
    01 января 2024, 10:15
    Детский стрит-арт и рок-н-ролл. Любимые материалы журналиста Жанны Скоковой

    Весь год журналист «Кому на Волге» Жанна Скокова ходила на выставки и фестивали, открывала для нас новые арт-пространства и знакомила с людьми, которые знают про культуру, кажется, вообще всё. Как итог – собрала и рассказывает про пять самых любимых текстов в своём исполнении: здесь и интервью с самарским архитектором о волжском гедонизме, и выставочные пространства в подъездах, и яркое открытие года – Дом Рока.