Мощный по своему размаху и монументальности памятник находится в конце «Итальянского сквера» возле Дворца спорта «Волгарь» в Тольятти. Долгое время панно из огромного количества кусочков смальты было скрыто забором и незаслуженно вообще никак не обращало на себя внимание. В сентябре 2022 года его начали приводить в порядок. Мы отправились в Тольятти, чтобы пообщаться с реставраторами и узнать, в чем же ценность этой огромной советской мозаики.
Монумент «Радость труда» создавали с 1977 по 1981 годы под руководством художника-монументалиста Юрия Королёва.
Размер панно в метрах - 100 х 5 х 3. При оформлении использовали более 3,5 миллионов отдельных элементов смальты ста оттенков.
Это не здание, не спецсооружение, которое имеет практическое применение, а визуальная часть архитектурного ансамбля. Проще говоря - просто украшение пространства. Судя по архивным снимкам, которые встречаются в сети, наблюдать «Радость труда» во всей красе можно было со стороны стадиона «Торпедо» - он находится ровно через дорогу. К монументу вели несколько широких аллей, окруженных зелёными газонами. Сейчас, конечно, всё заросло дикой травой, деревьями и кустарниками. Но это пока.
Панно «Радость труда» по содержанию – это 16 сюжетов, которые показывают значимые события из истории тогда еще советского государства, а также достижения промышленного и научного прогресса. Здесь художники изобразили революционные годы, время так называемой ликвидации безграмотности, Великую Отечественную войну, полёт в космос Юрия Гагарина, строительство Тольятти и «Волжского автомобильного завода». Сюжеты просты, но наполнены символизмом, главными идеями той эпохи, историческими событиями, верой в светлое будущее. Здесь можно найти строчки из гимна «Интернационал»: «Мы наш, мы новый мир построим: кто был ничем, тот станет всем».
«Радость труда» – это безграничная ностальгия по прошлому. В ней – память поколений, пропаганда ценностей советского времени и тех событий, которыми мы продолжаем гордиться. К сожалению, некоторые части мозаики со временем были утрачены. Например, почти пропал сюжет на тему выпуска первого автомобиля с конвейера «АвтоВАЗа».
Его, как и другие утраченные или испорченные элементы мозаики, специалистам предстоит восстановить до конца 2023 года. К работе привлекли отделы Тольяттинского государственного университета, Институт изобразительного и декоративно-прикладного искусства, Центр мозаики под управлением директора Алексея Зуева, Центр урбанистики, а также экспертов архитектуры и строительства.
Несмотря на то, что сюжет, может быть, для кого-то не актуальный, не несущий художественной ценности, исполнение и материал на высшем уровне. Искусство из смальты создавать не так просто. Мы чувствуем сопричастность к чему-то большому. Это очень важно. Здесь работали художники с именами. Тот же Королёв, который руководил созданием мозаики, впоследствии возглавлял Третьяковскую галерею. И это место после завершения работ должно стать проходным. Здесь будет продолжение Итальянского сквера, а стела станет завершающим его штрихом.
научный сотрудник Музея актуального реализма в Тольятти Анна Иванушкина
Восстановление панно будет проходить в несколько этапов. Сейчас специалисты ликвидируют повреждённые участки, проводят их фотофиксацию и подбирают остатки разноцветной мозаики. Так как смальта – очень дорогой материал, из выпавших кусочков выбирают целые, чтобы их вновь использовать.
Если при осмотре находят сильно потрескавшиеся фрагменты или части со сколами, их аккуратно выбивают строительными инструментами. Смальта – довольно прочный материал, но и он не может устоять перед вандалами. Кто, зачем и как откалывал мозаику? Никто не может дать ответа на эти вопросы. Эксперты склоняются к тому, что кто-то пытался сковырнуть смальту, но лишь повредил её.
Восстанавливать будут только внешнюю часть панно. Внутри конструкция полая. Там разместят коммуникации и водоотводы. Преобразить планируют пространство вокруг панно. Ведь оно уже давно притягивает туристов, исследователей советской монументальности, манит своим необычным внешним обликом.
Мы предлагали семь вариаций того, как могло бы выглядеть пространство: от минимального благоустройства с лавочками и фонарями до максимального, более насыщенного. Мы предлагали накрыть стелу специальным навесом. Примеры есть в мире – стела Пабло Пикассо, которая тоже начала разрушаться и так ее защитили от осадков. Потом мы думали над созданием музейного павильона вокруг панно. Еще вокруг стелы можно разместить некие арт-объекты с элементами мозаики или стилизацией под неё. Они подчеркнут ценность панно. Скоро ко всем предложениям подготовят эскизы и представят их на совещании рабочей группы.
директор Центра урбанистики ТГУ Мария Степанова
Фото: Екатерина Ершова
Комментарии ()
Написать комментарий