Его построили в рекордные сроки – за 8,5 месяцев 1942 года на невероятной для того времени глубине в 37 метров. В самом центре города, в условиях секретности. Бункер носит имя того, кто там никогда не был. Вокруг него до сих пор ходит много легенд, потому что даже сейчас не со всех его документов снят гриф «совершенно секретно». Мы побывали на «Объекте №1», заглянули туда, куда нет доступа посторонним, расспросили служащих о секретах строительства бункера и постарались развеять несколько мифов.
Бункер Сталина в Самаре (Фрунзе, 167). Фото: Виталий Шабинский
Бункер Сталина
Адрес: Самара, ул. Фрунзе, 167
Координаты: 53.197566, 50.097801
Начнём с неочевидного. Это – не музей. Именно поэтому сюда не так просто попасть: работает объект только в будни и в часы, когда большинство людей на службе или на учёбе. До сих пор это действующее бомбогазоубежище, где может укрыться до 500 человек. Официальное его название – учебно-исторический центр «Бункер Сталина». Заведует им Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям. Да и экскурсии здесь называют не иначе как «посещениями объекта гражданской обороны», а экскурсоводы в штатном расписании числятся дежурными КПП.
До 1991 года подземный бастион был секретным. Сотрудники, служившие здесь, числись в обкоме партии, а после рассекречивания уже относились к штабу гражданской обороны Куйбышевской области. Они каждый день ходили на работу, поддерживали жизнедеятельность укрытия, круглосуточно дежурили. Кстати, это делают и сейчас.
КПП. Фото: Виталий Шабинский
Куйбышевский бункер – сооружение типовое, таких в союзе было много. Но его уникальность – глубина. И вызвана она не какими-то особыми страхами генералиссимуса, а особенностями ландшафта местности.
По своей конструкции Бункер Сталина – это тоннель метро, поставленный вертикально. Диаметр его 6,5 метров. Стены укреплены 500-килограммовыми чугунными тюбингами (сегментами кольца большого диаметра, применяемых для сборки цилиндрического крепления шахт и туннелей), которые между собой соединены мощными болтами. За ними – метровой толщины бетонное кольцо, а потом ещё метр слоя уплотнённой глины – гидроизоляции. Прочность конструкции такая, что во время Великой Отечественной войны пробить тоннель не смогла бы ни одна самая мощная на тот период бомба. И даже не все современные средства вооружения способны сегодня достичь первого этажа.
По своей конструкции Бункер Сталина – это тоннель метро, поставленный вертикально. Диаметр его 6,5 метров. Стены укреплены 500-килограммовыми чугунными тюбингами. Фото: Виталий Шабинский
Все убежища того времени в СССР по типовому проекту конструировали вглубь на 27 метров. Но когда начали делать бункер в Куйбышеве, обнаружили, что здесь на такой глубине рыхлая почва, в основном песок. Заливать в него тонны бетона и устанавливать трёхтонные тюбинги не было смысла. Строители обратились к правительству страны с просьбой разрешить построить объект с менее низким залеганием, на что получили ответ Сталина: «Как спроектировали, так и делайте». В результате диалога строители всё-таки доказали бессмысленность такой конструкции, опирающейся на песок. Сталин согласился. Всю мощь опустили на горные породы, они и стали фундаментом бункера. Именно поэтому за все годы своего существования он не просаживался, трещин нет до сих пор, сохранил первозданный вид.
руководитель центра по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Вячеслав Исаев
Схема у бункера простая: два входных спуска под землю, которые соединяются с центральным стволом, уходящим вглубь на 37 метров (высота 12-этажного дома). Толщина земляного грунта над главным тоннелем составляет до 14 метров. Основных этажей у бункера восемь, нумерация идёт снизу. То, ради чего всё создавалось, – комната отдыха Сталина и зал заседаний государственного комитета обороны – находятся не на самой глубине, а на 34 метрах, ниже ещё есть технический этаж.
Схема у бункера: два входных спуска под землю, которые соединяются с центральным стволом, уходящим вглубь на 37 метров (высота 12-этажного дома). Фото: Виталий Шабинский
Посетители к главному «экспонату» спускаются по лестнице (при необходимости на лифте), заглядывая по ходу в помещения, которые должны были быть кабинетами членов комитета обороны. Сейчас это выставочные залы без мебели, повествующие о создании и развитии гражданской обороны, о том, как жил Куйбышев в статусе запасной столицы. На этих этажах почти нет редких экспонатов, главный из них – это история. А она в деталях вокруг, ей пропитан весь бункер: стены, трубы вдоль них, мощнейшие болты, лестницы, начинка технических комнат, раковины в санузлах, двери из старого советского шпона. Здесь будто застыл 1942 год. Хотя некоторые элементы, например, тяжеловесные гермоворота, при закрытии которых помещение становится совершенно автономным сооружением, олицетворяют чуть поздние времена военного советского прогресса.
Внутри бункера Сталина. Фото: Виталий Шабинский
Строительство убежища: легенды, мифы и версии
Загадок вокруг объекта №1 роится масса, часть из них до сих пор без ответа, потому что полностью все документы по нему не рассекретили. Именно поэтому родилось много мифов и версий с претензией на достоверность. Даже сотрудники бункера многих деталей стройки не знают, но на некоторые вопросы ответы всё же есть.
Начнём с того, как удалось построить такую махину и оставить в неведении жителей прилегающих домов? На месте нынешнего института культуры располагался обком партии. Его оградили высоким деревянным забором и запустили легенду: «Идут ремонтные работы обкома». Землю, которую доставали при бурении, частично вывозили ночью на крытых машинах с надписью «Хлеб». А часть с песком и перемолотой горной породой оставалась в качестве строительного материала. Таким образом, большая часть грунта отсюда просто не вывозилась. Кроме того, по воспоминаниям метростроевцев, грунт утрамбовывали в стены так, как это делают и сейчас при строительстве метро. С одной лишь поправкой, что сегодня для этого есть специальное оборудование, а тогда это делали руками.
В возведении сооружения участвовало 597 человек. А вообще из Москвы в Куйбышев на создание всех наших бункеров приехало тогда более 3 000 специалистов-метростроевцев, ещё часть призвали из местных. Работали в три смены, перерывы делали только на приём пищи и на отдых. Основная часть рабочих жила за территорией объекта: в школе и в двух административных зданиях. Питались в столовой речфлота. Некоторые, в основном инженерно-технический персонал, который был нужен на стройке круглосуточно, жили в бытовках на территории двора обкома. Как ни странно, но даже на таком объекте, чтобы увеличить производительность проводили популярные тогда соцсоревнования.
Гермоворота, при закрытии которых бункер становится автономным сооружением. Фото: Виталий Шабинский
Встаёт закономерный вопрос: при таком количестве свидетелей процесса, как же продолжали хранить секрет 50 лет? Самые категоричные решили, что всех расстреляли. И этот миф гуляет в Самаре с 1990-х годов.
Сотрудники же бункера Сталина говорят следующее: значительная часть рабочих и служащих не знала, для чего и для кого они этот объект строят. О степени секретности говорит и такой красноречивый факт – главный архитектор объекта Юлиан Островский имел среди персонала прозвище «молчун». Задания на смену бригадиру или прорабу он отдавал только письменно, никак на словах не поясняя смысл тех или иных действий. Естественно, все служащие подписывали бессрочный документ о неразглашении гостайны. Не было на стройке и никаких заключённых – только высоко квалифицированные специалисты. Слишком уж сложным был объект. А мифу о расстрелах противоречат факты. После обнародования бункера в 1990-е года в Самару приезжали бывшие метростроевцы и кое-что рассказывали. «Если свидетелей убивали, то почему не всех?» – хочется спросить.
Коридор, ведущий к комнате Сталина и в зал заседаний. Фото: Виталий Шабинский
Никого не расстреляли и метростроевцы это подтвердили. Просто все молчали. В 1996 году был случай: сюда с экскурсией приехал участник куйбышевского строительства и сотрудник бункера Анатолий Солуянов пытался его разговорить, чтобы узнать побольше интересных фактов. Тогда информация об объекте добывалась тяжело, из разных источников. Основная масса документов до сих пор находится в Москве под грифом «совершенно секретно». Но из этой затеи ничего не вышло: люди старой закалки лишнего говорить боялись. Хотя некоторые небольшие секреты технологии производства гость всё-таки рассказал.
руководитель центра по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Вячеслав Исаев
Таинственна, пожалуй, только судьба Юлиана Соломоновича Островского – главного архитектора бункер Сталина. Его след теряется в 1949 году, после, как говорят экскурсоводы, он как будто растворился.
Бункер Сталина или «Объект №1» построили в рекордные сроки – за 8,5 месяцев 1942 года, в самом центре города, в условиях секретности. Фото: Виталий Шабинский
Один из интересующих многих вопросов остаётся и сегодня без точного ответа, только версии – как бункер с нуля смогли построить в короткий срок рядом с жилыми домами?
Каким образом этот ствол строился не особо известно. Технических документов о бункере много, но среди них нет бумаг, где бы рассказывалось о последовательности проведения строительных работ. Специалисты предполагают, что было четыре возможных способа.
Первый – выкопать яму глубиной 40 метров, уложить бетон, тюбинги, арматуру и закопать. Но объект находится в плотно застроенном квартале, здание нынешнего института уже было, и оно бы сползло вниз, если бы вырыли котлован. Кроме того, кругом глаза и уши, а нужна секретность, поэтому это не вариант. Второй способ – опускать стройматериалы, стволы и поднимать грунт. Делать это нужно одновременно и практически вручную. Тут должна была быть ювелирная точность работ, малейший перекос и всё бы нарушилось. Третий способ – уплотнение грунта. Расширять, уплотнять грунт теоретически можно, но объёмы колоссальные и за счёт вибрации посыпались бы близлежащие дома. Самый реалистичный четвёртый способ – горизонтальная штольня в сторону Волги. По ней осуществлять вывоз грунта и завоз стройматериалов обратно. Очень хочется верить, что эта штольня завершалась в Струковском саду, где есть полуподземные туалеты. По направлению и глубине они чётко находятся на уровне нашего технического этажа. Но эта штольня, даже если бы и была, сейчас в принципе существовать уже не может. Чтобы исключить обвалы и затопление, она должна была быть ликвидирована.
дежурный КПП, экскурсовод Сергей Анциборов
Спуск на 37 метров под землю
Самым волнующим в экскурсии, пожалуй, можно назвать уже начальный спуск по лестнице до верхнего технического этажа (8 этаж), с которого и начинается осмотр бункера посетителями. Дальше только вниз. Именно тут понимаешь, что ты уже в бомбоубежище: вокруг чугун, тусклый свет, произнесённые слова отдают эхом, а шаги по лестнице звучат гулко. Но атмосфера тревожности улетучивается, когда оказываешься на этажах «жилых». По ощущениям, обычное административное здание советского времени, разве что окон нет. В какой-то момент даже забываешь, что находишься глубоко под землёй.
На верхнем техническом этаже сосредоточены все системы жизнеобеспечения объекта. Электроэнергию и сегодня бункер получает от двух источников питания – Самарской ГРЭС и Безымянской ТЭЦ. Говорят, что даже когда в институте отключают свет, в бункере этого не замечают.
Переход на другой этаж. Фото: Виталий Шабинский
Иной раз во время экскурсии свет моргнёт – мы понимаем, что нас куда-то переключили. Посетители этого не замечают. Но если вдруг наверху полетят или будут разрушены станции, тут же включится аварийное освещение от аккумулятора. Оно будет не такое яркое, но дорогу найти можно.
дежурный КПП, экскурсовод Сергей Анциборов
Мы заглянули в отсек, куда посетителей не водят. Здесь – внутренняя дизельная электростанция и прибор, который спасёт помещение при тотальном городском отключении света, – дизельный генератор мощностью 80 лошадиных сил. Он в рабочем состоянии, в любой момент готов приступить к обязанностям. Чуть дальше в конце коридора, рядом с запасным выходом и грузовым стволом для транспортировки крупногабаритных предметов, почти под потолком – массивная дверь. За ней хранятся ёмкости для солярки, которой хватит на двое суток, чтобы в бункере работали освещение и вентиляция.
Внутренняя дизельная электростанция и дизельный генератор мощностью 80 лошадиных сил. Фото: Виталий Шабинский
На другом этаже ещё один технический блок – фильтро-вентиляционная камера. Она снабжает воздухом всё сооружение, когда в ней посетители. Если отключат электричество или враг применит химическое оружие, система заблокирует забор воздуха извне и включится другая система регенерации. Воздух, который уже есть в помещениях, будет очищаться, фильтроваться, обезвоживаться, обогащаться кислородом. Для этого здесь припасены семь баллонов медицинского кислорода.
Есть в подземелье и трубы парового отопления, но они никогда не включаются – нет необходимости. Круглый год тут держится плюс 18-19 градусов – естественная температура для этих глубин.
Круглый год в бункере держится температура плюс 18-19 градусов, естественная для таких глубин. Фото: Виталий Шабинский
Спускаемся ещё ниже – зал истории местной противовоздушной обороны. Дальше – комната со стендами по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. В следующей комнате – всё про защиту населения. Потом доходим до этажа, где рассказывают про жизнь в Куйбышеве, когда сюда эвакуировали правительство, заводы, дипломатов. Тут же можем увидеть афишу Большого театра, ксерокопию партитуры Седьмой симфонии Шостаковича, фотографии репетиций и приёмки симфонии.
Комнаты и экспонаты, посвящённые разным темам. Фото: Виталий Шабинский
Наконец, мы доходим до пространств, ради которых объект №1 возводили. Сначала – комната отдыха Сталина площадью 32 квадратных метра. Это уменьшенная копия сталинского кабинета в Кремле, которого сейчас уже нет. Здесь всё подлинное – стол, кресло, телефон, лампа, диван, паркет. На стенах любимые полководцы вождя – Кутузов и Суворов. В комнате шесть фальшдверей. Это психологический приём, работающий на расширение представлений о пространстве: если есть дверь, значит за ней ещё какое-то помещение. Настоящих дверей всего две – входная и в туалет. Имитируют «воздух» пространства и условные окна. Светлая цветовая гамма потолка работает на это же. Поэтому даже на глубине 34 метров нет гнетущего ощущения.
Комната отдыха Сталина площадью 32 квадратных метра – уменьшенная копия его бывшего кабинета в Кремле. Фото: Виталий Шабинский
Комната напротив – зал заседаний государственного комитета обороны. Его площадь 70 квадратных метров, оформлен как станция метро «Аэропорт» – сводчатый ребристый потолок напоминает стропы парашюта. Это должно было вызвать ощущение полной защищённости. На стенах висят портреты Маркса, Энгельса, Ленина и карта военных действий начала войны (уже современная). В 1942 году карта здесь была не нужна, потому что реальных заседаний не было.
Зал заседаний государственного комитета обороны площадью 70 квадратных метров. Фото: Виталий Шабинский
На случай, если бы заседания всё же проходили, существовал протокол их проведения. Порядок заполнения зала должен был быть следующим: первыми входят дежурные секретари и размещаются справа за столом лицом к стене, затем – члены госкомитета обороны усаживаются за центральный стол, последним входит Сталин. Во время заседания секретарям категорически запрещено поворачивать голову и смотреть, кто говорит. Они должны были писать только то, что слышали за спиной, а вот личный секретарь генералиссимуса Александр Поскрёбышев уже фиксировал очерёдность последней фразой говорящего. Таким образом, всю картину происходящего из секретарей знал только он.
Больше на этом этаже ничего нет. Ни столовых, ни спален. Фото: Виталий Шабинский
Больше на этом этаже ничего нет. Никаких столовых или спален.
Это бомбоубежище, место кратковременного пребывания. Бомбёжка началась – сюда спустились, закончилась – отсюда ушли. Учитывая, что в то время бомбили 30-40 минут максимум, поскольку самолёты просто-напросто не имели больших ресурсов, то и люди здесь должны были находиться недолго.
Но потенциально этот объект мог автономно существовать без связи с поверхностью земли в течение пяти суток. Жить тут постоянно никто не собирался, поскольку коммунальных удобств, кроме туалета и умывальников, нет. Запасов продовольствия не было никогда. Но за счёт резерва солярки, питьевой воды в ёмкости на 27 кубов прожить в бункере теоретически можно было пять суток.
дежурный КПП, экскурсовод Сергей Анциборов
На этом для нас экскурсия не окончилась. Мы заглянули в самый последний предел подземного бастиона – фекальный этаж, те самые 37 метров. Ниже уже только горная порода. Здесь стоит бетонная ёмкость, в которой собираются отходы жизнедеятельности и скапливается вода, проникающая из подземных источников. Автоматикой, в том числе насосами 1940-х годов, это всё поднимается потом наверх и откачивается. Опровергнем в этом месте ещё один миф, что из бункера идёт тоннель под Волгу. Река, по словам наших проводников, находится ниже ещё на четыре метра.
Последний предел бункера – фекальный этаж (37 метров под землёй). Фото: Виталий Шабинский
Телеграмма Иосифа Сталина
Сам вождь, по словам наших экскурсоводов, в Куйбышеве не был. Но в бункере всё же есть предмет, способный передать как характер главы советского правительства, так и атмосферу времени. Это телеграмма Сталина от 21 декабря 1941 года в Куйбышев, и довольно экспрессивная. Чтобы понять её эмоциональный посыл, нужно знать, что с начала войны в Куйбышев приехало 84 промышленных предприятия. В числе первых заводов – Воронежский авиационный, производящий самолёты ИЛ-2. С момента прибытия в запасную столицу первых эшелонов с оборудованием прошло всего два месяца, а с аэродрома уже взлетает первый самолёт. Когда предприятие полностью запустили, стали производить по 1-2 самолёту в сутки. И тогда на завод пришла правительственная телеграмма. В сети её часто цитируют, но некоторые моменты опускают или исправляют.
Телеграмма Сталина от 21 декабря 1941 года в Куйбышев. Фото: Виталий Шабинский
Что было потом, рассказал нам Сергей Анциборов. Матвей Шенкман летит в Нижний Тагил, где выпускали шасси для Ил-2. Именно их недопоставка тормозила производство в Куйбышеве. В феврале 1942 года самолёт с Шенкманом разбивается в Уральских горах, завод ко всему прочему остаётся и без руководства. Останков директора тогда не нашли.
Года четыре назад у нас была обычная экскурсионная группа. Один парень из неё отреагировал на эту историю. Оказалось, что он руководил поисковым отрядом, который в Уральских горах нашёл остов самолёта и по номерному знаку Ордена Ленина обнаружили, что это останки Шенкмана. Похоронили их в Воронеже, а в Самаре на городском кладбище находится кенотаф (символическая гробница, которая не содержит останков покойного).
дежурный КПП, экскурсовод Сергей Анциборов
К слову, второй адресат грозной телеграммы Анатолий Третьяков прожил до 1978 года. В Куйбышеве же выпуск ИЛов наладили до семи-восьми в сутки. Максимально из нашего города уходило 22 самолёта в сутки.
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий