08 сентября 2021, 15:29

Заводящий фан-сектора «Крыльев Советов»: «В перерыве мы просто перешагнули через ограждение и пошли набивать мяч с игроками»

В сентябре прошлого года его отлучили от футбола на 18 месяцев. Всё из-за приспущенной с лица медицинской маски. Мы встретились с одним из лидеров фанатов «Крыльев Советов» Дмитрием Мартыновым на самарской арене и поговорили о ностальгии по «Металлургу», весёлых поездках по России и лучших местах Самары и области. И вот его история.

Я попал на стадион первый раз за почти год и испытываю трепетные чувства. Скучаю по футболу. Кроме запрета на посещение матчей мне выписали штраф в 10 000 рублей. Его сам вызвался оплатить вратарь «Крыльев» Женя Фролов. За что ему большое спасибо.

Хочется уже поскорее вернуться на стадион. Если оценивать его с точки зрения болельщика, то он мне в целом нравится. Думаю, что через некоторое время его можно будет полноправно назвать родным. Если сравнивать его с «Металлургом», то они совершенно разные. «Металл» - ностальгия, первые шаги на фан-секторе. Там хорошая пристадионная инфраструктура: куча баров, летних кафе. Поход на матч превращается в целый культ. За четыре часа люди собираются компаниями, берут по кружечке, общаются на тему футбола, предстоящих выездов.

На новом стадионе внутри - другая атмосфера и уровень комфорта, акустика поинтереснее. Но вокруг не хватает того, что было на «Металлурге». Нет мест, где можно собраться и посидеть до и после футбола. Огромная территория, километры асфальта и бетона - это не притягивает людей. Если бы была развита пристадионная инфраструктура, то болельщики бы быстрее привыкли к новой арене. Территория бы стала местом притяжения. Сюда нужно вложить некие смыслы, связанные с «Крыльями Советов» - открыть музей, фан-шоп.

«На баннер для финала Кубка потратили 380 000 рублей»

Одна из топовых по масштабам стадионных акций у нас прошла как раз на новой арене. В конце прошлого сезона на прощальный матч Сергея Корниленко подготовили полотно около 800 квадратных метров. На нём изобразили нашего капитана в образе «Короля севера». Рисовали его около суток, без перерыва. Ребята подменяли друг друга.

А самый масштабный баннер в нашей истории мы сделали к игре с «Локомотивом» в финале кубка в Нижнем Новгороде. Его площадь - 1 500 квадратных метров. Рисовали четверо суток, а везли в Нижний на автобусе.

Все подобные акции готовим на те деньги, которые собираем сами. На баннер для финала потратили 380 тысяч рублей. Где-то четверть суммы выделил некий меценат, который выразил желание помочь движению. Он, конечно же, болеет за «Крылья».

«На работе меня поддержали после ареста в Марселе»

Так получилось, что на первый выездной матч я съездил раньше, чем попал на фанатский сектор. Начал общаться с ребятами, которые уже выезжали. И в октябре 2003 года мы собрались на игру в Казани. После этого уже стал ходить и на фан-сектор на «Металлурге».

Сейчас с выездами сложнее из-за нехватки времени. Тем не менее это удаётся. Несмотря на запрет на посещение стадиона, я езжу в другие города. В нашем, самарском, фан-сообществе выезд считается засчитанным, если ты был в городе в день матча. На работе к моим разъездам относятся лояльно и даже поддерживали, когда меня немножко арестовали во Франции в 2016 году. Под выдворение тогда попали люди, которые даже ни в чём не участвовали. Моё мнение: англичане вели себя отвратительно и получили по заслугам. Да, у нас тоже есть быдло, но оно другое. Англичане - кто во что горазд, чего только ни вытворяли. Самая дичь - отвратительное отношение к женщинам. Идут два друга с женой одного из них. Переходит дорогу англичанин, снимает штаны и предлагает девушке всякие непристойности. Соответственно, сразу человек получает в табло от её мужа. Это только одна история, а таких была целая куча в тот день в Марселе. Квинтэссенцией такого поведения англичан и стала драка в порту.

Пара выездных историй

Раньше с деньгами на поездки помогала мама. Она, конечно, сначала возражала, но потом, видимо, смирилась.

Как-то мы поехали в Грозный, а маме я сказал, что буду на турбазе. «Крылья» были первыми, кто играл там после войны. До этого «Терек» домашние матчи проводил в Пятигорске. Из-за этого к игре было приковано внимание чуть ли не всего мира. Я тогда не придал этому значения. Оказалось, что в Грозный приехала куча журналистов. Все наши телеканалы, “Би-би-си” и прочие. И вот мама смотрит телевизор, а там Дима, который как бы сейчас на турбазе.

Мы не знали, чего ждать от поездки в Грозный. Было немного страшновато. Нас сопровождали люди из охраны Кадырова. Один из них пошел с нами, когда мы, человек  15, отправились в магазин. Идём мы по левой стороне дороги, справа - частный сектор. Выходит из одного дома мужчина с автоматом и без майки, потягивается, и потом его внимание привлекает наша толпа. Он, недолго думая, перебегает дорогу, передёргивает затвор, направляет автомат на меня (я шёл первым) и начинает что-то говорить на своём языке. Я в шоке, не пойму, что делать. Охранник, который шёл в середине нашей толпы, оббежал всех и встал между мной и этим мужчиной, что-то ему сказал. Тот злой ушел ни с чем.

В 2005 году в 17 лет я поехал на «тройник» Егорьевск - Борисов - Питер. Это было 12-дневное путешествие - классная поездка в хорошей компании с традиционным фанатским весельем. На игре Кубка России в Егорьевске у поля был небольшой забор и двое полицейских. В перерыве мы просто перешагнули через ограждение и пошли понабивать мяч с игроками «Крыльев». Ребята были не против, и у нас классно получалось. На трибуну мы вернулись, когда команды вышли на второй тайм, и нас попросил уйти судья.

Города, где классно

Классно в Казани, в Питере и еще в Уфе. Казань поначалу мне не нравилась вообще. Я был там практически на всех выездных матчах «Крыльев» и мог наблюдать, как она меняется. Поначалу, в 2003-2005 годах это был адский непонятный город. Везде грязь, ужасная набережная. Потом состоялось несколько больших событий: тысячелетие города, Универсиада, тот же Чемпионат мира. Это дало колоссальный толчок к развитию. Сейчас Казань, как правильно сказал Леонид Слуцкий, ничем не хуже Москвы, только без пробок. Там всегда приятно, всегда с удовольствием туда ездим. Отличный город.

Питер я люблю по факту. Начиная со школы, мы ездили туда с экскурсиями. Я проникся архитектурой, фундаментальностью города. Самаре этого не хватает.

Уфа понравилась, скорее всего, тем, что мы там хорошо провели время.

Города, где неклассно

Из того, куда мы ездили, не понравились Набережные Челны, Нижнекамск. Такие маленькие городки, очень провинциальные. Впечатления от них не очень. Не знаю почему, может быть, просто не выспался. А ещё очень мне не понравился Оренбург. Отвратительный город. Очень там местечково, даже по самарским меркам. Ездили мы туда на несколько дней и решили пожить на одной из лучших баз отдыха, ну, так нам, по крайней мере, сказали. Просто в степи кто-то поставил забор, несколько домов. Был какой-то водоём типа лужи, пылища кругом. Может быть, я не видел лучшего в Оренбурге, но то, что я видел, мне не понравилось. Природы там нет. Другое дело у нас - что турбазу ни возьми - просто жемчужина. Особенно если она на берегу Волги или какого-то озера.

Вообще, я люблю горы. Сверху открываются просто потрясающие виды. Стандартные инстаграмные места живьём смотрятся так себе. Какие-то карьеры, водопады на фотках кажутся огромными, а по факту - маленькая ерунда.

В Самарской области классно на базе отдыха «Россия». Это за Волгой, примерно напротив Лысой Горы. Еще нравится «Здоровяк-Звездный». От Самары это километров 120, в районе совхоза “Жигули”. Рядом - Молодецкий курган, гора Лепешка, слияние Усы и Волги. Место с просто обалденной энергетикой. А ещё недалеко поселение «Богатырская слобода». Это такой музей под открытым небом. Первый раз я туда заехал, когда о нём вообще мало кто знал. Мы веселились как раз на базе отдыха, залезли в кузов пикапа и поехали по полю. Ни с того ни с сего заезжаем в ворота из частокола и видим: люди ходят в лаптях, в старинных одеждах. Мы были в шоке. Думали, мы перевернулись и умерли, потому что так не может быть, как будто в другой мир попали. Сейчас поселение здорово развилось. Если кто-то будет в тех краях, обязательно стоит заехать.

Бар-тур

Считаю, что в Самаре развита барная культура. Точнее, она развилась за последние несколько лет после Чемпионата мира. Есть классные концептуальные места на любой вкус. И это радует.

Открылся «ЗИМ» на территории кислородной зоны «Звезды». Там обалденная непринужденная атмосфера с клубной музыкой и атмосферой мини-рэйвов моей молодости. Очень классный концепт, который попал в свое время.

Второе заведение - рюмочная «Боря». Такой возврат в 1990-е.

Третье - «Вечно молодой». Отличное место с отличной музыкой. Внутри есть классный дворик. И я ещё бы четвертое заведение выделил. Бар «Милорад». Он закрыт для свободного посещения. Чтобы туда попасть, пишешь им в инстаграме, они дают кодовое слово и рассказывают, как их найти. Ты идёшь и натыкаешься на цветочный магазин. Внутри сидит классический охранник, чуть ли не со сканвордом, который сторожит этот павильон. Когда я был, мне нужно было спросить о красивых местах Белграда. После того, как звучит кодовая фраза, охранник ведет тебя за собой через холодильник с цветами, и ты оказываешься в коктейльном баре. Там тихая, спокойная обстановка. Народа немного - человек 20.

Плюсы и минусы Самары

Вообще в Самаре очень здорово. Летом отсюда уезжать вообще не вижу смысла. Осенью можно рвануть куда-то на море или за границу.

Мне нравится, что преобразилась куча скверов. Террасированные клумбы, сухие фонтаны, где дети любят бегать. Это круто. Теперь не нужно ехать чёрт-те куда, чтобы погулять в классном месте.

Что мне очень не нравится: как выглядят дороги и тротуары во дворах не в центре. Очень крутая штука - самокаты, но не везде на них можно проехать. Не везде есть нормальные скаты, и приходится слазить перед каждым бордюром.

Хорошо в центре Самары отремонтировали фасады. Это круто. Но на них нужно больше подсветок. Я бы подсветил ещё всю Победу и Гагарина. Там великолепные «сталинки».

Классно сделали перед Чемпионатом мира панельки на Московском шоссе и Ново-Садовой. Их обклеили пеной. Хотелось бы, чтобы закрыли эти старые адские плитки. А ещё круто реализовали идею с муралами к ЧМ. Это просто бомба.В том году проводили фестиваль Samara Ground, во время которого сделали ещё несколько муралов на стенах. Это тот арт, который украшает город. Чем больше таких историй, тем лучше.