14 августа 2023, 08:30

Велотриалист Армен Ванцев: «Самое топовое место в области для велотриала – Рачейские альпы»

Не знаем, как для вас, но для нас скатиться с лестницы у Ладьи на велосипеде, прыгнуть вверх на полтора метра на одном колесе и покорять огромные валуны Рачейских альп казалось чем-то фантастическим пока мы не встретились с Арменом Ванцевым. Поговорили с семикратным чемпионом России по велотриалу про «маленькую Францию» в Самарской области, реакцию прохожих на трюки, идеальные места для велотрейлов и 50 задутых свечей на шоу «Удивительные люди».

Все трюки выполнены профессионалом, не пытайтесь повторить их самостоятельно.

«Мы десять лет смотрели видео из Франции и мечтали покататься по огромным камням. А такое место, как на видео, оказалось совсем рядом, в Рачейских альпах»

Давай сначала объясним, что такое велотриал. Что это за спорт?

Это одна из разновидностей маунтинбайка. Велотриал – официальный вид спорта с международными правилами. Смысл в преодолении препятствий на велосипеде. Задача спортсмена проехать все преграды, не опираясь на ноги и руки. Препятствия могут быть естественными, например, камни и искусственными, построенными человеком.

Можно ли исходя из этого разделить велотриал на два типа: стрит-триал и триал на пересечённой местности? 

Сначала стоит разделить триал на спортивный и трюковой. Официальные соревнования проходят только на пересечённой местности, а вот трюки можно выполнять как на природе, так и в городе. Последний вид как раз и называется стрит- или урбан-триалом. Это направление сейчас популярно.

Стрит-триал начал активно развиваться только сейчас?

Мы и 20 лет назад катались в городе, но не выделяли это в отдельное направление. Спортсмены в стрит-триале не тренируются на природных поверхностях, не участвуют в соревнованиях, а катаются только на улицах города. У них другие велосипеды, экипировка и цели: этот вид триала больше заточен на трюки, а не на преодоление препятствий. Стрит-триал – это зрелищно, динамично и эффектно.

В Самарской области больше развит стрит-триал или триал на пересечённой местности?

Стрит-триал в целом мало развит в России, потому что в него невозможно прийти, если ты не занимался обычным триалом. Без опыта здесь ничего не получится, нужна основа.

Для Самарской области всё же ближе соревновательный вид.

Давай тогда составим топ-5 любимых природных локаций, где круто, удобно и красиво кататься?

Самое топовое место в области для велотриала – Рачейские альпы. Там и камни, которые так необходимы для тренировок и соревнований, и сосновый лес, и невероятные виды. На этом, кажется, всё. Есть отдельные места, где лежит по несколько камней, например, в Ширяеве или в Сокском карьере, но это всё равно не то.

Ты когда впервые катался в Рачейских альпах?

Мы десять лет смотрели видео из Франции и мечтали покататься по огромным камням. А такое место, как на видео, оказалось совсем рядом, в Рачейский альпах. И всего в 150 километрах от Самары! Первый раз мы оказались там в 2010 году. Было круто.

Сейчас бываю там редко: стиль катания у меня другой, я больше перешёл на трейловое катание. Спустя 20 лет триала захотелось попробовать что-то новое. Трейл – это катание по пересечённой местности: по тропам, лесам, горам. 

Мест для трейлового катания в области больше, чем для триала?

Определённо! Тут и Жигулёвск, и зелёная зона в Тольятти с трейлом «Антоновка», и горнолыжка «Сок», и гора Верблюд, и Красная Глинка, и Тип-Тяв, и Дубки. Особенно люблю Загородный парк в Самаре с его спусками, трамплинами и поворотами. 

А вот для триала подходят, как я уже говорил, только камни: многое здесь зависит от климата и рельефа. Горная местность – самая идеальная для этого вида спорта. Но в Самарской области нет подходящих гор.

А Жигулёвские не считаются?

Жигулёвские горы – они, конечно, горы. Но для Самарской области. По сравнению с Уралом, не то. 

Получается, что чаще велотриалисты у нас катаются в городах? Где можно вас увидеть? 

Самое популярное и легендарное место – это то, где мы проводим интервью – фонтаны на Осипенко. Все триалисты, которые когда-либо катались, точно знали, где главная точка сбора. 

Здесь много парапетов и бортиков разной высоты. Вторая локация – Ладья: огромные ступени, много бортов, а справа – дикий пляж с камнями. Это максимально подходящая локация для велосипедного спорта. Третье место – Струковский парк. Но не там, где находится специальная площадка для скейтов и самокатов: мне нравится кататься по фонтану из камней.

«Чем меньше времени я трачу на то, чтобы заставить сына заниматься велотриалом, тем больше шансов, что его это привлечёт в будущем» 

Историческая справка: помнишь, почему 23 года назад ты вообще начал кататься? 

Я катался, кажется, всегда. В детстве у меня был советский велик «Кама». Немного позже, в 1998 году, начали появляться горные велосипеды – позволить себе их могли только обеспеченные семьи. Они стоили дорого и были в целом недоступны какое-то время. Родители всё-таки решились купить мне такой велосипед, даже заняли у кого-то денег. Помню, что он тогда стоил 5500 рублей. Это был самый простой горный велосипед со скоростями. По видео с музыкальных каналов я учился кататься, как ребята из клипов.

Как ты начал учить кататься других людей?

Я основал «Bike Academy» в 2013 году. Всё началось с тренировок школьников. Постепенно пришёл к тому, что стал брать на тренировки детей с трёх лет – учил малышей кататься на беговеле. Тогда я подключил к работе лучшего друга: мы до сих пор ведём академию вдвоём. По количеству занимающихся наша школа, наверное, первая в России. Мы приглашаем на занятия малышей с трёх лет, а с пяти уже пересаживаем их на велосипеды. Учим и взрослых с нуля.

То есть если я не катаюсь, неважно 15 мне или 50, я могу прийти к вам, чтобы научиться кататься?

Абсолютно всех мы можем поставить на велосипед за четыре занятия. Научить кататься, тормозить, стартовать и поворачивать. В последнее время тех, кто не умеет, но хочет научиться ездить, стало гораздо больше. Велосипед становится всё популярнее. Многие ездят в велопоходы, даже устраивают велосипедные корпоративы. 

С малышами работать проще, чем со взрослыми?

Наоборот, сложнее и эмоционально, и физически. Маленькие дети требуют большего внимания. Для меня три часовых занятия с детьми равносильны 12-ти часовому рабочему дню. Малышей надо обязательно страховать и уделять им гораздо больше внимания.

Насколько велосипедный спорт вообще травмоопасен? 

Всё индивидуально. Считаю, что триал менее травмоопасен, чем футбол. Рядом с тобой нет второго участника, который может ударить по ноге.

В этом спорте всё зависит от тебя. Он про плавность и постепенность. Это мы доносим и до своих учеников. В основе всего, что мы делаем на занятиях – безопасность. Мы не даём то, что ребёнок или взрослый не могут сделать. На тренировке за всем следит инструктор. Есть маты, специальная экипировка. Так что шанс что-то повредить крайне мал. 

А у тебя есть дети?

Да.

Они с тобой занимаются?

Тренирую сына. Раньше мне хотелось, чтобы он точно вырос спортсменом. А сейчас я понимаю, что он должен сам выбрать, чем ему нравится заниматься, и поддерживаю любые его желания. Чем меньше времени я сейчас трачу на то, чтобы заставить сына заниматься велотриалом, тем больше шансов, что его это привлечёт в будущем. Но сейчас процесс ему нравится: шлем, защита и «я поехал как папа»… Не знаю, во что это выльется. Посмотрим. 

«Единственная тренировка была в день съёмки: свечи падали, а я ещё сильнее переживал, что так будет и на выступлении» 

У тебя есть канал в интернете, куда ты выкладываешь видео. Для чего он тебе нужен?

Это  такая же история, как и с академией. Я не собирался снимать видео, на это меня подтолкнул мой товарищ – видеооператор и фотограф. Он пришёл ко мне учиться и заодно предложил снимать и выкладывать видео. Когда люди начали смотреть и обращаться с вопросами, я понял, что у многих просто нет такой возможности ходить в специальные школы и учиться трюкам, а я могу им помочь. Сейчас на моём канале более 6000 подписчиков, хотя ещё в мае было 1500. 

Участие в шоу «Удивительные люди» на «Россия-1» можно считать ещё одним способом просвещения людей?

Это экспириенс и всё. Просто прикольный опыт – поработать на телевидении. Конечно, мне хотелось, чтобы люди узнали, что вообще существует такой вид спорта как велотриал.

Как ты попал на это шоу?

Команда «Удивительных людей» долго звала меня на эфир, но у меня никак не получилось приехать к ним в студию до мая 2023 года. Организаторы прислали видео разных номеров, которые уже исполняли велотриалисты из других стран, и попросили выбрать самые крутые. Я остановился на прыжках по узким ступеням на высоте и катании на большой катушке, но почему-то мои варианты их не устроили.  В итоге решили ставить номер со свечами. Смысл был в том, чтобы балансируя на одном колесе, я тушил другим колесом 50 свечей за три минуты. Номер был действительно сложным, но не зрелищным. Он, как мне кажется, так и не смог раскрыть сути велотриала.

Сняли с первого дубля?

Записали с первого. Да и единственная тренировка была в день съёмки: свечи падали, а я ещё сильнее переживал, что так будет и на выступлении. В итоге всё получилось, но было реально сложно.

«В триале минимальный набор – это прыжок на заднем колесе. Но чтобы этому научиться, кому-то требуется месяц, а кому-то – целый год» 

Как реагируют люди на улице, когда ты съезжаешь с лестницы у Ладьи или прыгаешь по фонтанам на Осипенко?

По-разному. Некоторые обвиняют, что я плохой и всё ломаю своим велосипедом, а некоторые, наоборот, поддерживают и даже восхищаются. Многие пугаются. Но нужно понимать, что когда я еду, то отчётливо осознаю, что никакого вреда никому не причиняю. Сейчас я стараюсь проезжать мимо людей аккуратнее, потому что знаю, что реакция может быть абсолютно любой. 

За 23 года эти реакции как-то изменились?

Раньше восторженных было больше. Запрыгнул на маленький бордюр и уже «вау». А сейчас ты можешь подлететь на полтора метра вверх, а люди всё равно пройдут мимо. Почему? Потому что с развитием интернета у людей развилась большая насмотренность. Теперь их сложнее удивить.

В Самарской области много твоих единомышленников?

Недавно у меня появилась идея собрать всех в Самаре. Я выложил пост «ВКонтакте» и пригласил ребят на встречу у фонтанов на Осипенко. 30 июля у нас была совместная покатушка: приехало около 60 человек. При этом я знаю, что много кто не смог быть. Ребята говорили, что подобных велотусовок никогда не было. 

Как думаешь, насколько этот спорт вообще развит в области? Ведь он не такой массовый как те же футбол или баскетбол.

Любителей велосипедов очень много. Но это не массовый спорт. Однако стоит помнить, что футбол – это только лишь про мяч. А в велотриале тебе надо купить недешёвый велик и экипировку. Это не для всех.

Насколько это дорого? Накануне я посмотрела цены на велосипеды: новый можно купить по цене неплохой б/у машины.

Триальный велосипед сейчас в целом сложно купить. Новый горный велосипед начинается от 60000 рублей, более крутой – от 250000. Если мы говорим про маунтинбайк, то здесь всё иначе: у этих великов более сложные механизмы и дорогое обслуживание. Например, такой велосипед, как у меня, стоит от 500000 рублей. Но чтобы войти в спорт, достаточно 20000 – 30000 рублей. 

Ты проводишь встречи, ведёшь свой канал с обучающими роликами, и учишь людей кататься. Что ещё нужно делать, чтобы триал стал ещё популярнее? 

Это самый сложный вид спорта из всех велосипедных. Если мы хотим кататься по пересечённой местности, мы берём велосипед и сразу едем, независимо от уровня подготовки. Берём BMX – одно запрыгивание на бордюр, и ты уже в спорте. А в триале ты покупаешь велосипед без сидения, выходишь на улицу и не становишься триалистом сразу же, потому что ты ничего не умеешь. В триале минимальный набор – это прыжок на заднем колесе. Но чтобы этому научиться, кому-то требуется месяц, а кому-то и целый год. Много ли людей смогут дождаться этого момента, найти в себе столько силы воли и терпения? И много ли детей захотят выбрать велотриал, когда есть что-то проще и моднее, например, самокат? 

Это работа. Сложно сказать, что нужно, чтобы этот вид спорта развивался дальше. Но мы стараемся делать для этого всё возможное.

Фото: Лилия Файзуллова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Преподаватель и концертмейстер хоровой школы: «Нельзя заставлять детей заниматься музыкой, если они её не любят»
    14 декабря 2022, 18:52
    Преподаватель и концертмейстер хоровой школы: «Нельзя заставлять детей заниматься музыкой, если они её не любят»

    Преподаватель и концертмейстер Детской центральной хоровой школы при Самарском театре оперы и балета Ирина Расторгуева уверена: неодарённых детей не бывает. Важно лишь вовремя разглядеть в ребёнке талант. Поговорили с Ириной про страхи на работе, протесты учеников, равнодушие родителей и занятия в медицинском центре.

    Архитектор Константин Африкантов: «Жигулёвская кругосветка отличается тем, что здесь есть много вариантов прохождения, не только по Волге»
    16 июля 2024, 12:45
    Архитектор Константин Африкантов: «Жигулёвская кругосветка отличается тем, что здесь есть много вариантов прохождения, не только по Волге»

    Лето в Самаре – это возможность почувствовать дух приключений. А что может быть лучше, чем сплав по Волге? Только сплав вокруг Самарской Луки. Об этом знает участник архитектурных кругосветок Константин Африкантов. Встретились с ним возле пивзавода и прогулялись до причала, где поговорили о красоте речных маршрутов, об опасностях во время их прохождения и культурном коде волжан.

    Круто ты попал на ТВ: истории молодых участников телешоу
    31 марта 2023, 16:05
    Круто ты попал на ТВ: истории молодых участников телешоу

    Практически на каждом телеканале есть шоу, в котором юные дарования могут продемонстрировать свои таланты. И практически в каждом из них были ярко проявившие себя ребята из Самарской области. С тремя молодыми конкурсантами окунулись в закулисье телевидения и узнали про доступных и не очень звёзд, психологов и честность телешоу.

    Куратор лаборатории «ИЗМ» и искусствовед: «На наш “Ковёр-самаралёт” ложились дети и говорили: “Это самый лучший ВолгаФест, тут можно трогать!”»
    30 сентября 2022, 10:00
    Куратор лаборатории «ИЗМ» и искусствовед: «На наш “Ковёр-самаралёт” ложились дети и говорили: “Это самый лучший ВолгаФест, тут можно трогать!”»

    Что такое сайнс-арт? Зачем молодежи нужно изучать совриск? Об этом мы поговорили с Полиной Фищенко - куратором лаборатории «ИЗМ», искусствоведом, медиатором Уральской индустриальной биеннале. Недавно она стала резиденткой «Нулевой комнаты» и запустила обучающий курс по современному искусству для подростков.