11 февраля 2022, 10:38

Кайтер из Тольятти: «Поднимаемся на гору, и у меня отказывает вестибулярка. Я не понимаю, где верх, где низ»

Она рассекает на кайте, учит этому других, совмещает всё с работой на Автовазе, а при этом ещё и помогает продвигать свой город среди туристов. Все это про Евгению Котлярову. Где самые красивые рассветы и закаты, как может отключиться вестибулярка в «молоке», сколько нужно времени, чтобы добраться на кайте до Ульяновска. Об этом вы узнаете из интервью сооснователя клуба «Сила ветра» и организатора туров по Самарской области Евгении Котляровой.

В Тольятти сейчас реконструируют набережную. Вы принимали участие в обсуждении того, какой она будет. Какой она будет? 

Сложно сказать, какой она будет. Но мы хотим, чтобы ресторан «Небо» стал основой инфраструктуры, должны быть сёрф-станция, большое детское пространство и зона стритфуда. В своих планах мы разделили набережную на зоны. Первая: развлечения, еда, отдых, прокат велосипедов. Вторая: яхт-клуб. Очень хочется, чтобы Тольятти стал парусной столицей и притягивал туристов, которые будут учиться ходить на яхтах или просто отдыхать. Третью очередь оставим для йоги и релакса. 

Одна из фишек Тольятти - Жигулёвское море, а конкретнее - зимний экстрим. А если ещё конкретнее - кайтинг. Почему?

Потому что Тольятти - идеальное место для кайтинга. Природные условия. На другой стороне Волги находится залив. И оттуда дуют сильные южные ветра, которые как бы ударяются в набережную. Лёд на Жигулёвском море встаёт ровный. Нет ни промоин, ни торосов. С другой стороны - эта по сути природная площадка для катания находится в черте Тольятти. Сам город также удобен с точки зрения логистики. Сюда можно добраться любым транспортом: авто, поезд, самолёт. 

В Тольятти раньше проходили международные соревнования кайтеров. Стоит ли ждать их возрождения? 

В этом году у нас нет технической возможности для их проведения. Из-за того, что соревнования кайтеров в России также попали под запрет ВАДА, мы не можем заявить их как международные в 2023 году. А вот на 2024 год уже подали заявку на проведение этапа Кубка мира. Думаю, что все пройдет на высоком уровне. Постараемся привлечь как можно больше иностранцев. 

По вашему, Тольятти - туристический город?

Конечно. У нас есть много чего показать. И я знаю, как показать город, окрестности, чтобы человек во всё это влюбился. 

Какие самые топовые места?

Конечно же, набережная. Яхт-клуб «Дружба». Это чисто летняя локация. Зимой там пустовато и грустновато. Рядом с Тольятти - Молодецкий курган и гора Лепёшка, Хрящёвка и Ягодное. Я для себя открыла много красивых маршрутов. По ним мы устраиваем туры пешком, по воде на сапах или ездим на велосипедах. И, как оказалось, разные локации привлекательны в разное время года и даже в разное время суток.

Например?

Самые классные закаты в Хрящёвке и Ягодном. Ещё очень красиво вечером на Молодецком кургане и на Лепёшке. Рассвет круто встречать в районе Яблоневого Оврага и Лбища. Туда мы ходили на яхте и сапах именно для этого. Был такой специальный тур. Ну а Жигулёвское море прекрасно в любое время года и суток.

Ещё про кайтинг. В Самарской области можно ли кататься где-то ещё, кроме Тольятти?

Есть очень интересное направление - кайтинг по горам. В гору влетаешь без подъёмника и скатываешься с нее. Для этого подойдут Губино, Раковка, Чубовка. Если человек хочет попрыгать фристайл, ему подойдет любое поле, ориентированное под направление ветра. Там есть «пухляк» - хорошо и мягко падать. А можно пойти с Ягодного в Казань по акватории.

И сколько это займёт по времени? 

Мы ходили в турформате группой 30 человек. Это спокойное движение, комфортные ночёвки. В день делали около 100 километров. Всего - больше трёхсот. А если проходить маршрут на скорости, то быстрее, чем за два дня, у нас не получалось. До Ульяновска можно двигаться с хорошей скоростью. Мой рекорд - 137 километров за 3 часа 50 минут. После русло поворачивает и меняется направление ветра. Скорость падает. 

Кроме Тольятти много ли в России площадок для кайтинга?

Есть Новосибирск. У них Обское море. С логистикой посложнее, чем у нас, но школ много. И очень развит детский спорт. В Санкт-Петербурге много народу тренируется. С точки зрения льда там посложнее, но кайтинг достаточно развит. Вокруг Москвы много школ, но мало спорта. То есть люди учатся, а кататься едут куда-то в другие места. В Петрозаводске есть хорошая детская школа, и они сейчас круто развиваются за счёт господдержки.

Вы говорите про школы в других городах, а что с детским кайтингом в Тольятти?

Сейчас уже занимаемся с некоторыми ребятами, которые приходят учиться вместе с родителями. Их обучение идёт со скидкой 50%. Мы на них не зарабатываем. Деньги вкладываем в оборудование. Чтобы официально открыть секцию, нужна поддержка министерства спорта. Это даже больше не финансовые, а юридические вопросы. В плане занятий с детьми есть много нюансов. Думаю, что этот вопрос решится в ближайшие годы.

А сколько будут стоить занятия?

Есть несколько вариантов того, как всё будет организовано. Мы хотим выбрать наиболее демократичный. Чтобы снизить стоимость, попробуем привлечь крупного инвестора. Кого именно, пока называть не буду, потому что он ещё об этом не знает. 

Кайтинг - это недешёвый спорт?

Ну смотрите: новый кайт стоит около 120 000 рублей. А их надо два. Плюс 15 000 рублей трапеция. Прибавляем комбинезон, лыжи, ботинки. Итого в районе 300 000 рублей. Это если всё оборудование новое. Бэушное - в два раза дешевле. У меня лично 16 кайтов. На соревнования я беру в среднем четыре, три пары лыж для разных покрытий, два комбинезона.

Чтобы встать на кайт, нужна ли какая-то особая подготовка? 

Мы всегда говорим, что не должно быть медицинских противопоказаний. Человеку достаточно быть здоровым. Форма может быть любой. Но когда человек начинает кататься и втягиваться, он начинает тренировать руки, ноги и пресс, если хочет результатов. Есть выражение: кайтинг - это смесь штанги и шахмат.  От спортсмена нужны и сила, и расчет. 

Вы сразу встали и поехали?

Всё начиналось в декабре 2000 года в Тольятти. Тогда в город приехал первый кайт. Мы со знакомым начали осваивать его самостоятельно. Я знала, что такое горные лыжи, он понимал, как летает кайт. Интернета не было, приходилось всему учиться самим. За ту первую зиму мы узнали меньше, чем люди узнают на первом занятии в нашем клубе «Сила ветра». Вроде как учились, что-то пробовали, но в итоге оказалось, что мы особо ничего и не умели. В 2004 году я поехала на свои первые соревнования в Питер и не смогла стартануть. Я просто не умела ехать против ветра. Когда я вечером рассказала об этом другим ребятам, они посмеялись, ну и объяснили, как и что нужно делать. После Питера начался качественный рост. Через некоторое время в Тюмени я уже заняла третье место.

Главное препятствие для катания - штиль. А что ещё может мешать?

Сильный ветер. Катание при порывах больше 15 метров в секунду - это уже не удовольствие, а борьба с ветром.

И, видимо, это может быть опасно.

В любом спорте очень опасно недооценить погоду и переоценить возможности. Излишняя самоуверенность почти всегда приводит к травмам. В сильный ветер я точно не буду никого учить и сама вряд ли выйду на лёд. В 2016 году на соревнования в Норвегии произошла не очень приятная ситуация. Была командная гонка. В ней я шла со своей подругой, с которой мы в прошлом году покоряли Арктику. Так вот, в Норвегии были сильный ветер, 24 метра в секунду, и нулевая видимость. Мы шли в молоке. Поднимаемся на гору, и у меня отказывает вестибулярка. То есть я не понимаю, где верх, где низ, где право, где лево - абсолютная дезориентация. Я не готова была рисковать, поэтому решили остановиться. Поставили палатку, пришла в себя, отдохнула.

А чем закончилась гонка?

Мы пришли вторыми.

Вы упомянули про покорение Арктики. Что это было?

Это был переход на кайтах. Мы стартовали из Яр-Сале - города на Обской губе. Пересекли Ямал, Байдарацкую губу, прошли полярный Урал. Дальше было два варианта: либо идти севернее, либо вернуться на материк к Воркуте. Нам сообщили, что на севере весь снег сдуло. В итоге мы выбрали вариант с Воркутой. И хорошо что так сделали, потому что через 200 километров у нас полностью развалились сани. Нам пришлось вытаскивать их на дорогу и ловить маршрутку с газовиками. И нам повезло. Мы попали на автобус, который ездит по той дороге раз в 13 дней. Это была удача. В Воркуте наши сани отремонтировали, вывезли нас в тундру, и мы поехали дальше. До финиша, Нарьян-Мара, мы не доехали 250 километров. Неожиданно кончился снег. Такая ранняя весна для тех мест - это редкость. 

Была ли какая-то цель у путешествия?  

Мы хотели стать первым женским экипажем, который пройдет такое расстояние. Когда мы финишировали, то узнали, что норвежские девушки прошли по Гренландии 2300 километров примерно за 40 дней. Мы же - 750 километров. Тем не менее в России женский экипаж еще не проезжал по Арктике автономно. Моя личная цель: я хочу, чтобы, глядя на меня, люди больше путешествовали и верили в то, что невозможное возможно. 

Арктика, две девушки, одни. Нестрашно было?

У нас был трекер, который показывал наше положение через спутник. Плюс спутниковый телефон с функцией отправки сообщений. Мы каждый вечер писали, что у нас все хорошо, и отправляли свои координаты. Муж сверял, сходятся ли они с трекером, потому что за полярным кругом этот прибор начинает чудить. Муж и еще два человека всегда знали, где мы находимся, и они держали связь с МЧС. И вообще, тогда удача была на нашей стороне. Кроме случайной встречи автобуса была ещё одна ситуация. Мы отъехали от Воркуты вглубь тайги на 60 километров, и у нас ломается лыжа. Кругом - глушь. И мы видим на пригорок не очень далеко от нас поднимаются два парня на снегоходах. Мы стали махать руками, они скрылись за пригорком, а потом смотрим - возвращаются. Оказалось, что они ехали с каким-то грузом и вернулись после того, как оставили его на возвышенности. Подъезжают к нам, мы спрашиваем: «Мальчишки, есть шуруповёрт?» Они: «Конечно». Оказалось, что ребята ехали что-то там строить. За 20 минут помогли поменять нам лыжу, и мы разъехались.

Знаю, что вы планируете ещё одно подобное путешествие. Куда на этот раз? 

Это будет тот же маршрут по побережью. Пройти его - это моя мечта, и остался момент незавершенности. Выход будет также из Яр-Сале. Только с северного Урала мы не будем сворачивать к материку, а пройдем по побережью и потом спустимся к Нарьян-Мару. Длина этого маршрута - 1500 километров. 

Помимо кайтинга и путешествий, у вас есть основная работа - на Автовазе. Чем вы там занимаетесь?

Я работаю в послепродажном обслуживании и руковожу проектами, которые повышают лояльность клиента к автопроизводителю. Например, пакетное страхование или продлённая гарантия - это все мои проекты.

Не мешает ли работа увлечению или наоборот - увлечение работе?

Я стараюсь находить баланс. Свою нынешнюю работу я люблю, она приносит мне основной доход. Кайтинг - это жизнь, то, без чего я не могу. Моя мечта - чтобы хобби стало моей работой. И я верю, что, когда так будет, я сделаю Тольятти столицей парусного спорта.  

Вы родом из Самары, но живете в Тольятти и активно участвуете в развитии города. Чем этот город вас так покорил?

Он стал моим с 2005 года, когда мы начали стали строить сёрф-станцию. В Тольятти около 700 000 жителей. Здесь практически нет коренного населения. А все, кто приехал, взяли сюда свои цели, мечты и амбиции. В Самаре, как мне кажется, люди более спокойные. Получается, что Тольятти и привлекает этой амбициозностью и мечтательностью. 

Работа, соревнования, тренировки, путешествия. Откуда столько энергии?

Важно любить то, что делаешь. И нужно ограждать себя от того, что лишает энергии - это негативное окружение, например, сплетни и слухи. От всего серого, скользкого и неприятного. Для меня важны моменты перезагрузки. Проеду на велике по маршруту «Сердце Жигулей», и я снова как новенькая. Вообще люблю велосипед. Летом в день проезжаю по 40 километров.

Есть то, чему вас научило время и все ваши путешествия? 

Если у тебя все идет не так, значит, вселенная приготовила для тебя что-то получше. И не нужно много переживать и расстраиваться.

Фото: Екатерина Ершова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Режиссёр Ксения Вострикова: «Для съёмок фильма у меня было ноль знаний, умений и денег»
    13 июля 2023, 15:05
    Режиссёр Ксения Вострикова: «Для съёмок фильма у меня было ноль знаний, умений и денег»

    Ксения Вострикова начала работу над первым фильмом в 18 лет. У неё были только 10 тысяч рублей и огромное желание создать свою короткометражную ленту. Этим летом работа молодой режиссёрки «Только 50» (0+) про расстройство пищевого поведения попала на фестиваль самарского кино «Сделано здесь». Мы встретились с Ксенией после премьеры, которую тепло приняли зрители.

    Шеф-повар и управляющий баром Денис Дроздов: «Есть те, кто танцуют под Бейонсе, а через трек во весь голос кричат “Императрицу” Аллегровой»
    23 июня 2023, 09:53
    Шеф-повар и управляющий баром Денис Дроздов: «Есть те, кто танцуют под Бейонсе, а через трек во весь голос кричат “Императрицу” Аллегровой»

    Кажется, нет баров, которым не ставил или хотя бы не помогал разрабатывать меню Денис Дроздов. Поговорили с экс-шефом «Дорогой» и «Ветерка», а сейчас – управляющим «8 бит» про дружбу самарских баров, ностальгию по ушедшим местам, «настоящих рок-н-ролльщиков» и самарский культ, который держит нас всех в заложниках.

    Архитектор Олег Фёдоров: «Необязательно уделывать чем-то историческую кладку»
    11 апреля 2023, 10:46
    Архитектор Олег Фёдоров: «Необязательно уделывать чем-то историческую кладку»

    Он любит самарские бары, но не часто в них ходит. Его дизайнерские решения можно увидеть в «Куйбышеве», «Волжайне», «Боре», «Проходной», «Турбазе “Ветерок”» и других питейных заведениях города. Олег Фёдоров как никто другой чувствует место, в котором живёт. Поговорили с архитектором о волжском гедонизме, путешествиях и камерности исторического центра Самары.

    Архитектор Дмитрий Храмов: «Самара должна стать центром сплочения всей Волги - самым ярким пространством общения»
    03 июля 2023, 13:41
    Архитектор Дмитрий Храмов: «Самара должна стать центром сплочения всей Волги - самым ярким пространством общения»

    Он – один из самых узнаваемых самарских архитекторов. Дмитрий Храмов берётся за разные проекты: парки, скверы, бары, библиотеки, музеи. Его воображению и ощущению места можно только позавидовать. Поговорили с Дмитрием про необычные решения в городской среде.