Находить новых героев для материалов всегда интересно, но особенно здорово встречаться с теми, с кем не виделся несколько лет. Спустя два года вновь поговорили с автопутешественником и блогером Алексеем Жирухиным. Узнали про поездку на старом «Москвиче» до Арктики, новые туристические открытия Самарской области, частичку Самары в самой южной точке России и планы по изучению Дагестана.
Алексей Жирухин. Фото: Виктория Старосельская
«Вопрос с “Москвичом” в том, что сколько бы ты не готовился, всё равно что-нибудь отвалится»
Интервью с тобой уже выходило на «Кому на Волге» два года назад. Сколько новых городов и стран удалось посетить за это время?
Стран – нисколько. Раньше я старался чередовать. Нравилось и изучать Россию, и ездить по миру. Подсчитать количество городов, мне кажется, уже сложно. При этом я путешествовал исключительно на машине.
Почему не на самолёте?
Для меня самолёт – это про перемещение, а не про путешествие. Мне интересно, как меняются люди, природа, границы. Для меня это самая главная ценность.
К Европе за два года отношение не изменилось?
Европа для меня стала ещё более одинаковой. Мне там скучно и однообразно как-то. Сейчас я открываю для себя Россию с совершенно разных сторон. Стараюсь не ездить только по федеральным трассам и часто заезжаю в маленькие города и сёла.
«Для меня самолёт – это про перемещение, а не про путешествие». Фото: Виктория Старосельская
Пересмотрела все твои социальные сети: многие моменты не для впечатлительных, как мне кажется.
Все путешествия я стараюсь показать с разных сторон. Например, у большинства людей есть представление, что Арктика – это что-то непролазное и труднодоступное. А я и мои друзья захотели сломать эти стереотипы поездкой на «Москвиче». Часто такие трипы совершают на внедорожниках, и они остаются для большинства людей чем-то фантастическим.
Люди не решаются повторить такое, потому что у них нет «прокаченных» машин. И ты можешь сколько угодно доказывать, что это реально, но мы решили просто показать всё на своём примере. Поехали в Арктику на сверхобычном автомобиле, который мой друг Саша Еликов купил за 70 000 рублей.
Это путешествие – своеобразное доказательство, что можно смотреть Россию вообще из любой машины, а Арктика – намного ближе, чем кажется.
Саша, насколько известно, сам из тех мест?
Да, из Нового Уренгоя. Около 27 лет назад, когда он получил права, «украл» у своего отца такой же зелёный «Москвич» и поехал на нём в отпуск в Тверь. Без навигаторов, по атласу.
Читала, что ваш «Москвич» сломался ещё в Москве. Как так вышло?
Вопрос с «Москвичом» в том, что сколько бы ты не готовился, всё равно что-нибудь отвалится. Можно годами его восстанавливать. Это нормально для машины, которой 40 с лишним лет. Ты просто меняешь более старые запчасти на менее старые.
Ты говоришь, что путешествовать на машине бюджетно. Во сколько обошлась чисто дорога туда-обратно?
С человека – около 15 000 рублей. Мы ездили вчетвером.
«"Москвич" сам решает, куда мы приедем и во сколько». Фото: Виктория Старосельская
«Мне не нравится делиться переписанными статьями»
Когда и как вообще пришли эти идеи: рвануть на «Москвиче» куда подальше или проехать Россию от самой северной точки до самой южной?
Проехав все региональные центры России, мне захотелось изучить страну глубже. Да, ты можешь съездить в Якутск, но это не будет означать, что ты увидел всю Якутию. Становится интересно, а что же там дальше, за федеральными трассами, в посёлках, информации про которые просто нет в интернете.
Несколько лет назад мы с друзьями уже ездили из Москвы в Новый Уренгой на новой машине. Мы гнали с максимально разрешённой скоростью, пролетали мимо всего самого интересного и не успевали заметить важных вещей. В этот раз мы решили проехать по тому же маршруту, но на «Москвиче» и медленно, чтобы всё разглядеть. Наша максимальная скорость была около 80-90 километров в час. Да, машина разгонялась и до 110 километров, но становилась просто неуправляемой.
По пути было много общения с местными. Кислотно-зелёный «Москвич» явно привлекал к себе внимание. Многим именно такая машина напоминала детство и юность. За последний год о нашем путешествии на «Москвиче» узнали больше людей. У фильмов миллионы просмотров во всех социальных сетях. Нас даже узнавали люди из проезжающих мимо машин. А на заправках в маленьких городах встречали наши подписчики. Ни на какой новой машине таких эмоций не будет.
Как продумывали маршрут?
Никак. Чаще всего приезжали в небольшие посёлки, встречали местных и узнавали у них всё самое интересное. Так, например, узнали про заброшенную тюменскую сверхглубокую скважину на Ямале СГ-6. В советское время с помощью таких изучали структуру земной породы.
А рассчитать продолжительность путешествия на «Москвиче» реально?
На этой машине спланировать что-то вообще нереально. На иномарке можно примерно предположить, что в день удастся проехать тысячу километров. «Москвич» сам задаёт тренд. Это он решает, куда мы приедем и во сколько.
«Благодаря фильмам, которые я выкладываю в социальных сетях, люди, иногда даже местные, узнают что-то новое». Фото: Виктория Старосельская
Чтобы вот так путешествовать нон-стопом по стране, нужно это действительно любить.
Мне интересно узнавать Россию. Когда ты приезжаешь в Крым или в Сочи, становишься десятимиллионным человеком, который туда приехал и рассказал одно и то же. А когда изучаешь нетуристические места, добываешь много всего интересного. Благодаря фильмам, которые я выкладываю в социальных сетях, люди, иногда даже местные, узнают что-то новое. Мне не нравится делиться переписанными статьями – я выбираю быть первопроходцем.
Как отреагировали родные и близкие, когда узнали, что ты собираешься путешествовать на «Москвиче»?
Они каждый раз удивляются, конечно. Но если бы я никогда не путешествовал и сразу сел в «Москвич», то тут можно было бы покрутить пальцем у виска. А они знали, что мы едем не пустыми: взяли с собой и тёплую одежду, и запчасти. Если ты подготовлен, то ни одна поломка не собьёт тебя с пути.
«Я для себя по-новому открыл Ширяево»
У тебя в блоге за последнее время много классных выпусков про другие регионы России, но почти ничего про Самарскую область. Как так вышло?
Я очень много делал постов два-три года назад. Да и сейчас продолжаю. Например, у меня есть фильм про Байконур, который я начал именно с Самары. Был удивлён, что вообще в стране мало кто знает, что Самара – космическая столица России. А благодаря фильму, думаю, что-то получилось изменить.
Ещё я один из первых, кто рассказал про самарский зимник – единственный действующий в Самарской области. Да и в целом во многих выпусках есть отсылки к нашему городу.
В каких из последних?
Например, стелла, которую мы поставили в самой южной точке России, была сделана в Самаре. Когда мы только собирались в путешествие, позвонили в министерство туризма Дагестана, предложили им установить памятный знак, и они одобрили нашу задумку. Я попросил друга, у которого есть собственная кузнечная мастерская, помочь. Всё сделали в кратчайшие сроки.
Ранее ты сказал, что мало кто ассоциирует наш город с космосом. А с чем чаще?
С песней «Ах, Самара-городок».Все сразу начинают её петь. И, конечно, с Волгой и набережной. А я всё же стараюсь продвинуть ассоциации с космосом, пивзаводом и запасной столицей России.
«Мой фаворит – Сокские штольни». Фото: Виктория Старосельская
Тебе как путешественнику со стажем за последние два года удалось открыть для себя что-то новое в Самарской области?
Я люблю между дальними поездками путешествовать по области. У нас действительно красиво: есть и горы, и леса, и при этом – степи. За последние два-три года у нас построили огромное количество кемпингов и глэмпингов. И это решает многие проблемы с поездками на пару дней. Уже несколько лет подряд я посещаю Подвальские террасы. Местный глэмпинг с невероятнейшими видами можно назвать отелем с тысячью звёзд.
Недавно я впервые съездил в Ягодное. Многое слышал и про обрывистые берега, и про невероятный вид на Жигулёвское море, но сам никогда там не был. А ещё недавно я для себя по-новому открыл Ширяево. Там сделали крутую набережную, а недалеко оборудовали экотропу «Каменная чаша».
Из того, что я люблю всегда и в любое время года – гора Тип-Тяв. Всех моих знакомых поражает, что это место находится на территории города: до него можно добраться за полчаса. И, конечно, мой фаворит – Сокские штольни. Обязательно показываю несколько пролётов приезжим друзьям.
Есть мнение, что большое количество кемпингов и глэмпингов способно только ухудшить экологическую ситуацию. Тебе так не кажется?
Очень часто местные почему-то против открытия подобных вещей. Хотя культура экоповедения, как я заметил, улучшается с каждым годом. Пожарить шашлык, намусорить и оставить всё это после себя можно в любом месте. Это не зависит от того, есть там глэмпинг или нет. Но, как мне кажется, наоборот здорово, когда есть люди, которые об этом месте заботятся.
«Сёла на противоположном берегу Волги вроде бы рядом, но в то же время так далеко»
Нет ли идеи сесть в «Москвич» и проехать всю Самарскую область вдоль и поперёк?
Всё возможно. Вскоре «Москвич» отправится на Дальний Восток, а уже летом мы, может быть, проедем через всю Самарскую область. И обязательно расскажем об этом.
Можешь ли ты сказать, путешествуя так часто, какие направления в туризме сейчас особенно популярны? И чего Самаре не хватает?
Сейчас набирает популярность автотуризм, и я в этом направлении работаю. Развивается инфраструктура, появляется больше качественных дорог. Что касается Самары: я начал замечать, что люди и так начали приезжать к нам в город намного чаще, чем раньше, особенно после Чемпионата мира по футболу 2018 года. Доказательство – летом на набережной не протолкнуться. Поэтому нужно придерживаться планового развития, не стоит выдумывать что-то сверхновое.
«Автотуризм набирает популярность». Фото: Виктория Старосельская
Летом – Волга, набережная и жара. А что искать в Самаре зимой?
Лыжи и сноуборд! У нас классная горнолыжка в черте города, в 40 минутах езды от центра.
Ты говорил, что часто останавливаешься в каких-то малоизвестных поселениях, информацию о которых сложно найти в интернете. Не было ли идеи рассказать про деревни и сёла Самарской области?
Да. И это классная тема. Очень много интересного на противоположном берегу Волги – сёла, которые вроде бы рядом, но в то же время так далеко. Летом я планирую изучить районы Севрюкаево, Ермаково и Берёзового Солонца.
«Самара – отличное место для того, чтобы перезагрузиться»
Все соцсети ведёшь ты сам? И самостоятельно делаешь контент?
Абсолютно. Только монтаж фильмов у меня делает другой человек, но под моим контролем.
Я видела, что ты до сих пор ведёшь блог в «Живом журнале». Какая аудитория тебя там читает?
Моему блогу в «ЖЖ» уже более десяти лет. Там сидят читатели, которые все эти десять лет со мной. Да, их стало намного меньше, потому что некоторые перешли, например, в «Дзен». Но прекращать вести эту площадку я не хочу. К тому же, «ЖЖ» хорошо цитируется в поисковиках.
Есть ли уже планы на ближайшее время? Или сейчас время монтажа и отдыха?
Полгода уже расписаны по поездкам. Из интересного: планируем на «Москвиче» проехать всю Байкало-Амурскую магистраль, рассказать про людей, которые там живут. А ближе к лету посетим малоизвестные поселения Дагестана и снимем про них фильм.
У путешественников есть такое понятие, как дом?
У меня есть. Я всегда с кайфом возвращаюсь домой, даже если в запасе всего несколько дней. Мне всегда перед новой поездкой нужно настроиться на открытия. Самара – отличное место для того, чтобы перезагрузиться.
Фото обложки: Виктория Старосельская
Комментарии ()
Написать комментарий