01 октября 2024, 15:23

Дмитрий Ешевский: «Мы даём людям возможность насладиться кусочком истории автопрома»

Два года назад в Тольятти появился клуб ценителей винтажных автомобилей «РетроМеханика». Поговорили с его руководителем Дмитрием Ешевским о том, насколько сложно восстанавливать старые автомобили и зачем это вообще сегодня нужно, а также задумались о душе ретроавто, детских воспоминаниях и машине времени.

Руководитель клуба ценителей винтажных автомобилей «РетроМеханика» Дмитрий Ешевский. Фото: Виталий Шабинский

«За то время, когда мастер красит одну старую "Волгу", он может покрасить, к примеру, три "Весты"» 

С чего всё началось?

Как клуб мы организовались в 2022 году. Идея была в том, чтобы объединить людей, у которых есть ретроавтомобили, и привнести в город что-то красивое и яркое. Это такая теория простого чуда: человек идёт, например, на работу, а мимо него проезжает старая красивая машина, и его накрывают воспоминания молодости или детства. В конце концов, Тольятти – автомобильная столица, и хотелось, чтобы это было не только на словах, но и видно на улицах.

Участники клуба кто они?

Наш клуб народный. Сегодня нас 28 человек, и это люди абсолютно разных профессий и возрастов: бизнесмены, водители, менеджеры, инженеры, айтишники. Есть молодые ребята, которые только реставрируют свои автомобили, есть те, у кого уже авто на ходу. Есть ребята, которые к нам приходили с одними машинами, а сейчас имеют другие или пришли с тремя авто, а теперь у них целые коллекции. 

И автомобили в клубе разные: есть линейка ГАЗ, ВАЗ, есть «Москвичи», BMW и Mercedes. У нас нет задачи ограничивать человека какими-то определёнными рамками. Тем более, что главное у нас – люди. Наш коллектив больше про общение и взаимодействие, про общий интерес. Мы любим автомобили и даём людям возможность насладиться кусочком истории автопрома. Неважно какого – отечественного или зарубежного. Идея именно в том, чтобы сохранить историю.

«Тольятти – автомобильная столица, и хотелось, чтобы это было не только на словах, но и видно на улицах». Фото: Виталий Шабинский

С какими трудностями сталкиваются владельцы старых автомобилей при реставрации?

По-разному. Наша самая большая проблема и здесь же причина, почему люди объединяются, чтобы провести совместные реставрационные работы, – это отсутствие хороших мастеров или отсутствие мотивации у них. Как таковой реставрацией заниматься никто не хочет. Потому что это трудоёмко, затратно. За то время, когда мастер красит одну старую «Волгу», он может покрасить, к примеру, три «Весты». Естественно, ему экономически это просто невыгодно. Поэтому прайс на покраску ретроавтомобиля равен стоимости покраски обычного автомобиля помноженной на два, и это как минимум.

Второй момент, многие мастера говорят: привези мне разобранный автомобиль, я его покрашу и отпесочу, но при этом ты должен своими силами уже что-то с этой машиной сделать. Для примера, наш белый «ВАЗ 21-011» реставрировался практически год. Было очень много конфликтов с мастером, который его красил. Были недоработки и недочёты. Зато сейчас этот автомобиль в прекрасном состоянии, человек ездит на нём каждый день.

«Прайс на покраску ретроавтомобиля равен стоимости покраски обычного автомобиля помноженной на два, и это как минимум». Фото: Виталий Шабинский

А почему современный автомобиль легче покрасить?

Во-первых, металл другой. Во-вторых, некоторые элементы можно просто поменять, а не восстанавливать. То есть, например, вы приезжаете на современной машине с помятым крылом. Вам говорят: покупайте новое крыло, мы вам его покрасим и установим. Со старыми машинами всё гораздо сложнее. Даже если вы найдёте новое крыло, есть большие сомнения, что оно подойдёт без подгонки. Необходимо будет его ещё где-то догнуть, укоротить, что-то подварить, подшпаклевать. Мы всеми силами пытаемся сохранить оригинальные элементы, поэтому трудоёмкость процесса здесь гораздо выше.

Без мастеров обойтись нельзя?

Есть определённые работы, которые каждый может сделать в своём гараже сам. Но для покраски, например, нужны специальные условия, которые вы не сможете создать в тех же гаражах – нужно максимально беспыльное помещение. Ну и к тому же для нас это всё-таки хобби, мы не профессионалы, а есть вещи, которые лучше отдать в руки специалистов.

«Имея старый автомобиль, ты должен в нём разбираться, понимать, как он устроен, какие в нём происходят процессы». Фото: Виталий Шабинский

Как вы все увлеклись автомобильным ретро?

У нас у каждого своя маленькая история. Например, у меня чёрная «Волга», которую в 1986 году купил мой дедушка. Автомобиль всю жизнь находится в нашей семье. 

У Юры мотоцикл ГАИ. Он воссоздал тот, на котором ездил его отец – участковый 2 квартала Тольятти, погибший 50 лет назад, когда Юре было семь лет. Он всю жизнь помнил те детские ощущения.

«Москвич» Саши Цмейрека – из Бухары. На нём вся их семья переехала сюда из Узбекистана. 

У Степана Сластенина «тройка» – память об отце, который учил его на такой машине ездить, поэтому он спустя годы купил себе похожую.

В чём прелесть этих машин?

В них есть очень чёткое понимание того, что процессом управляешь ты. Отсутствие в старых автомобилях всех помощников, начиная с АБС, системы курсовой устойчивости, я уж не говорю про автоматы, роботы и тому подобное, дает осознание, что ты именно водитель, а не просто автолюбитель. Ты сам должен следить за давлением масла, за температурой. Здесь тебе ничто не подскажет, что в машине какие-то проблемы. В современных авто очень много защиты от дурака и помощи, при которой, не обладая большими навыками водителя, машиной можно управлять. Имея же старый автомобиль, ты должен в нём разбираться, понимать, как он устроен, какие в нём происходят процессы. Кстати, его необходимо прогревать всегда, даже если на улице плюс 50, иначе он не поедет полноценно. 

Но самое главное – это машины времени, в них есть душа. Садясь в автомобиль 1970-х годов, ты садишься в семидесятый год, хотя за окном всё осталось прежним.

«Это машины времени, в них есть душа. Садясь в автомобиль 1970-х годов, ты садишься в семидесятый год, хотя за окном всё осталось прежним». Фото: Виталий Шабинский

А есть явные преимущества ретроавтомобилей перед современным?

В экологичности в широком смысле и надёжности. Сейчас, если у вас сломался двигатель в машине, вы его выкидываете, вставляете новый. Это же касается любых других элементов: снял, выкинул, поставил новый. В старых автомобилях, при наличии запчастей и знаний, практически любой элемент можно отремонтировать и поехать дальше.

В современных авто, сталкиваясь с какой-то ошибкой, вы, как правило, не можете её исправить самостоятельно, вызываете эвакуатор и везёте на станцию. Со старыми авто – проще, тут понятен процесс: бензин с воздухом должен поступить в цилиндр, воспламениться и пойти дальше. Если этого не произошло – у вас нет либо искры, которая воспламеняет жидкость, либо нет самой жидкости. Вы сами можете попробовать исправить какую-то ошибку в процессе езды. Эти машины ремонтопригодны, они не одноразовые. Ведь раньше автомобили покупали на долгие десятилетия, а то и на всю жизнь.

«У всех, как правило, есть и другие автомобили, современные. Это же хобби, а оно подразумевает некое баловство». Фото: Виталий Шабинский

Насколько интенсивно вы эксплуатируете свои раритетные авто?

Чаще всего это машина выходного дня. На них мало кто ездит каждый день на длинные расстояния. У всех, как правило, есть и другие автомобили, современные. Это же хобби, а оно подразумевает некое баловство.

Как люди реагируют на автовинтаж?

Разные реакции бывают. Кто-то говорит спасибо, что вы сохранили эту историю. Но есть и те, которые спрашивают, зачем вы этот металлолом сюда привезли. Но чаще, конечно, мы видим радостные эмоции – и у детей, и у взрослых.

«Эти машины ремонтопригодны, они не одноразовые. Ведь раньше автомобили покупали на долгие десятилетия, а то и на всю жизнь». Фото: Виталий Шабинский

Истории участников клуба и их ретроавтомобили

Мотоцикл ГАИ «УРАЛ М-67»

Собрал его Юрий Гусев из трёх старых мотоциклов, практически из груды металлолома. Какие-то элементы восстанавливал, какие-то докупал. Например, чтобы заполучить красные фонари-мигалки, Юрий долго договаривался с продавцом в интернете. Сначала за них просили 40 тысяч рублей, в результате, когда узнали, для чего они нужны, продали за 7 тысяч.

– Делал я это в память о доблестных милиционерах, один из которых мой отец, погибший в 1975 году, – говорит Юрий.  

Современные инспекторы ГИБДД часто останавливают «коллегу», но из интереса и желания сфотографироваться на профессиональном ретротранспорте.

Мотоцикл ГАИ «УРАЛ М-67» Юрия Гусева. Фото: Виталий Шабинский

«ГАЗ М-1» 1936 года выпуска

Александр Захаров машину восстанавливал пять лет. Говорит, от неё был практически только остов, от салона – одни железки. Сейчас салон перешили, сделали кожаным. В машине много интересных деталей, например, передняя дверь – заднепетельная. Современный автопром от таких почти отказался. Разве что Rolls-Royce ещё верен старой традиции. Эти двери удобны не столько водителю и пассажиру, сколько швейцарам или обслуживающему персоналу, которые открывали дверь и помогали пассажиру выйти.

«ГАЗ М-1» 1936 года выпуска Александра Захарова. Фото: Виталий Шабинский

«ГАЗ М-21» 1963 года выпуска

Это автомобиль также принадлежит Александру Захарову. Он с тремя товарищами собирал его два года из трёх машин. Похожая снималась в кинофильме «Три плюс два» (6+). В салоне всего два сидения – заднее и переднее, которое не разделено на водительское и пассажирское. Их можно разложить таким образом, что получится одно просторное спальное место. Решётка радиатора, которую в народе называют «китовый ус», состоит из множества вертикальных стоек и создаёт своеобразный ретрошарм.

– Собирая такую машину, просто кайфуешь от самого процесса. Берёшь убитый автомобиль и делаешь по сути новый – качественный, красивый, – говорит Александр.

«ГАЗ М-21» 1963 года выпуска Александра Захарова. Фото: Виталий Шабинский

«ГАЗ 24» 1986 года выпуска

Машина принадлежала деду Дмитрия Ешевского. В 1987 году на ней он забирал внука из роддома. Это редкая модель – последний автомобиль «ГАЗ 24», который включает в себя элементы следующей модификации «ГАЗ 24-10». Внешность ещё 24-ой «Волги», а техническая часть уже от 24-10. В 2014 году Дмитрий отреставрировал этот автомобиль: все детали в нём родные, но есть и привнесённые фишки в духе и стиле того времени. Например спицевые диски с машины 1980 года с надписью «Волга».

«ГАЗ 24» 1986 года выпуска Дмитрия Ешевского. Фото: Виталий Шабинский

«ГАЗ 24-10» 1990 года выпуска

Михаил Мещеряков машину приобрёл, чтобы ездить на ней с сыном, который в своё время увлёкся журнальной коллекцией «Легендарные советские автомобили». Машина была в плачевном состоянии, едва своим ходом добралась до Тольятти. Сейчас она уверенно ездит по городу и даже за его пределы по исключительным случаям. По словам Михаила, внешне она ещё не до конца приведена в идеальное состояние. Для увлечения пришлось приобрести гараж, где отец с сыном обустроили своеобразную мастерскую. 

«ГАЗ 24-10» 1990 года выпуска Михаила Мещерякова. Фото: Виталий Шабинский

«Москвич 423» 1959 года выпуска

Машина принадлежала деду нынешнего владельца Александра Цмейрека. Это семейная реликвия, которую из Бухары пригнали в Тольятти в 2005 году. Сейчас она на заслуженной пенсии, ездит в основном летом. Родной бензин авто – 72-й, но такого уже не найти, поэтому бегает «Москвич» на 92-м. Александр отметил, что это довольно редкая модель, поскольку с кузовом универсал их было в принципе очень мало. Машину перекрашивали во времена деда и меняли салон – раньше он был тряпичный. 

– Людей всегда удивляет возраст машины. Самый дежурный вопрос на всех праздниках: «А что она сюда сама приехала?», – рассказывает автовладелец.

«Москвич 423» 1959 года выпуска Александра Цмейрека. Фото: Виталий Шабинский

«ВАЗ 2106» 1983 года выпуска

Легендарную «шестёрку» Сергей Жданкин купил у ребят, которые хотели из неё сделать дрифт-корч – машину для экстремальных соревнований. Автомобиль был изрядно подгнивший, мотор сильно дымил, нужна была новая покраска. Сейчас её стилизовали под экспортную модель для Канады. Изначально машина была бежевая. Чёрными «Жигули» не были – это редкость. Вообще, по словам Сергея, чёрными в Союзе делали только «Волги», этот цвет считался правительственным.

«ВАЗ 2106» 1983 года выпуска Сергея Жданкина. Фото: Виталий Шабинский

«ВАЗ 21-01» 1984 года выпуска

Алексей Назаров в 2022 году приобрёл «копейку», которая всю свою автомобильную жизнь провела в одной семье. Прежний владелец купил её в 1984 году для своей жены – директора библиотеки. Машина с 2008 по 2022 год простояла в гараже, так как в семье были и другие авто. Алексей полностью разобрал автомобиль, покрасил и собрал обратно уже с новыми, но советскими запчастями, которые хранились у соотечественников в гаражах по 30-40 лет. В период дефицита люди нередко покупали их про запас, и к Алексею они часто попадали нераспакованными – в пакетах и с бирками. Новый владелец, инженер по образованию, поставил себе цель – сделать машину, как с завода. Поэтому даже родные болтики Алексей собирал, очищал от ржавчины и отдавал их в переоцинковку. Сейчас в «копейке» всё блестит – нет ни одной ржавой детали. Салон владелец тоже переделал – из коричневого в красный от машины 1975 года. В Тольятти этот салон приехал из Санкт-Петербурга.

«ВАЗ 21-01» 1984 года выпуска Алексея Назарова. Фото: Виталий Шабинский

BMW 3 серии (E30) 1984 года выпуска

Алексей Епифанов купил машину в «больном состоянии» в 2012 году: с гнилыми арками и порогами, уставшим мотором, с другим салоном и цветом. В кругу знатоков машину называют легендарной. Пришлось вложить в реконструкцию немало сил, чтобы довести её до заводского состояния и немного даже модернизировать. Зато сейчас «немец» внимание публики привлекает не меньше, а порой и даже больше, чем советский винтаж. 

– У любого старого автомобиля есть душа, это трудно передать словами, но это ощущаешь, садясь в салон, – говорит Алексей.

BMW 3 серии (E30) 1984 года выпуска Алексея Епифанова. Фото: Виталий Шабинский

«ВАЗ 21-057 RIVA» 1993 года

Выпускали такой автомобиль для рынка Великобритании и Мальты. Евгений Киселёв праворульную «англичанку» нашёл на сайте объявлений. Тогда машина была с левым рулём, предыдущий хозяин переделал машину под российское движение, но дворники остались праворульные. Эта-то деталь и зацепила взгляд Евгения. Он вернул управление на родную сторону. Благо для этого вовремя подвернулось объявление о продаже комплекта с нужной приборной панелью и рулевым редуктором. Сейчас в Тольятти она такая одна. В планах у автовладельца заполучить ещё и праворульную «Ниву», такие тоже ещё есть, оказывается.

«ВАЗ 21-057 RIVA» 1993 года Евгения Киселёва. Фото: Виталий Шабинский

Фото обложки: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Врач-полярник: «Заказал мобильную баню. Чилийцы выбежали сразу, как только стало погорячее»
    16 марта 2022, 20:44
    Врач-полярник: «Заказал мобильную баню. Чилийцы выбежали сразу, как только стало погорячее»

    Он бросил работу в поликлинике и отправился на самый южный континент Земли. Его соседями целый год были пингвины, киты и морские котики. И это не единственное экстремальное путешествие Анатолия Козлова. Самарский врач-полярник рассказал, как спас чилийца в Антарктиде, парился в бане на Эльбрусе и куда стоит закатить велосипед в Самарской области.

    Певица Фефа: «Родители меня приучили к фестивальной жизни, к хорошей музыке и к тому, что ради неё можно ночь не спать»
    18 сентября 2024, 16:57
    Певица Фефа: «Родители меня приучили к фестивальной жизни, к хорошей музыке и к тому, что ради неё можно ночь не спать»

    Молодая артистка из Самары покоряет своим жизнелюбием и тягой к гедонизму. Мы встретились с певицей Фефой, чтобы узнать, как погрузиться в сказочную атмосферу на улочках Тольятти, в чём очарование «Грушинского фестиваля» (0+) и «МетаФеста» (18+) и что для артистки значит истинный волжский вайб.

    Главный дирижёр Самарского театра оперы и балета: «В оркестре существует правило: все в один момент должны забыть про проблемы»
    28 ноября 2022, 15:45
    Главный дирижёр Самарского театра оперы и балета: «В оркестре существует правило: все в один момент должны забыть про проблемы»

    Стать наставником, другом и авторитетом – главная и крайне сложная задача, которая стоит перед управляющим оркестром. Поговорили с главным дирижёром и художественным руководителем Самарского академического театра оперы и балета Евгением Хохловым о воспитании, юношеском протесте и «химии» с музыкантами.