Лето в Самаре – это возможность почувствовать дух приключений. А что может быть лучше, чем сплав по Волге? Только сплав вокруг Самарской Луки. Об этом знает участник архитектурных кругосветок Константин Африкантов. Встретились с ним возле пивзавода и прогулялись до причала, где поговорили о красоте речных маршрутов, об опасностях во время их прохождения и культурном коде волжан.
Участник архитектурных кругосветок Константин Африкантов. Фото: Виталий Шабинский
Константин Африкантов – художник, урбанист, дизайнер и архитектор. Автор городских проектов, среди которых «Сад баланса» возле Фабрики-кухни, а также реконструкция галереи «Виктория», которую планируют открыть в 2025 году. Также архитектор в составе мастерской РБТЫ принимал участие в конкурсе на разработку проекта пятой очереди набережной в Самаре.
«Вода там словно дышит – поднимается и опускается. Это завораживает, появляются робость и страх перед стихией»
Константин, почему вы решили стать архитектором?
В школе я ничего не знал об этой профессии, мне просто нравилось чертить. Помню, однажды летом в старших классах я прочитал книгу Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» (16+), там главная героиня работала в проектной организации чертёжником. Познакомившись с романом, я понял, чем хочу заниматься. Мы с другом решили вместе поступать на архитектурный факультет.
Работа архитектора похожа на кругосветку. Во время путешествия ты перемещаешься на лодке, занимаешься греблей. Физические нагрузки довольно серьёзные, ты даже можешь выбиться из сил. Потом ты добираешься до своих друзей, общаешься, веселишься, расслабляешься. Встаёшь на привал, достаёшь сало и хлебушек. Это сочетание физической нагрузки, общения и великолепной природы. Здесь ты можешь заниматься несколькими делами одновременно. В архитектуре то же самое. В этой работе есть инженерная точность и творчество, которое начинается с эскиза и предвкушения и заканчивается проектом. Есть процесс взаимосвязи с другими специалистами. Все в команде чем-то заняты, а в конце достигается результат.
«Работа архитектора похожа на кругосветку». Фото: Виталий Шабинский
Как давно существуют архитектурные кругосветки, и кто их придумал?
Их много. Думаю, что кроме нас, ходят и другие архитекторы. Мой опыт начинается с 2003 года. Я пропускал, может быть, только четыре или пять раз. А так каждый год мы ходим в начале мая или в конце апреля, когда природа только просыпается, когда нет комаров, а река находится на самом пике своей полноводности.
Родоначальники в нашей архитектурной кругосветке – чета Малаховых: Сергей Алексеевич, Матвей и Игорь. Они с детства ходят на байдарках. И я примкнул к ним. Мне нравится такой образ жизни, расслабление и творческое начало.
Вы путешествуете только на байдарках или есть другие средства передвижения?
А на чём ещё пойдёшь по Волге? На моторной лодке? Это уже другая история. Но иногда мы думали в пути: «Эх, сейчас бы моторчик…». Есть даже байдарки с мотором, можно поставить небольшой электрический двигатель. Но я в такую не сяду. Это неинтересно. Байдарка или каяк – это универсальные средства, с помощью которых можно пройти большие расстояния. Например, наша кругосветка составляет 180 километров.
«Можно зайти в какую-то протоку, через узкие устья, через затопленные поля. Сочетание простора и уютных тихих местечек – это красота неимоверная». Фото: Виталий Шабинский
Сколько дней вы находитесь в пути?
Есть полная кругосветка, когда мы делаем круг: выдвигаемся от Самары до Переволок, а там выходим в устье Усы, по ней мимо горы Лепёшки и скал двигаемся в Жигулёвское море, затем до плотины ГЭС, переволакиваемся через неё и едем до Самары. На всё это нужно примерно шесть дней. Таких кругосветок у меня было немного. Чаще всего так не получается.
А можно во время кругосветки собирать грибы и рыбачить?
Как правило, нам некогда этим заниматься. Весь день занимает гребля, потом перекус, установка палатки, приготовление ужина, потом наступает ночь, и ты спишь. Можно успеть чуть-чуть порисовать. Главное здесь – это общение во время сплава. Иногда выдаются дни, когда ты стоишь на месте из-за погоды или запланировано, тогда можно прогуляться по окрестностям.
В этом году уже была кругосветка?
Была, но короткая. Мы два дня стояли на одном месте, потому что был сильный ветер. Вообще мы раньше ходили чисто мужским коллективом, потом стали присоединяться жёны и дети. Это тяжело, ведь нужно перетаскивать вещи или заказывать транспорт на Переволоках. К тому же, на ГЭС нельзя выходить на плотину – здесь запретная зона, откуда могут забрать в полицию. Там нужно сойти на Яблоневом овраге и переехать на транспорте в Моркваши. Поэтому мы немного изменили маршрут. В этом году мы стояли напротив карьера в посёлке Богатырь. Там есть берег с сосновыми деревьями.
Кстати, важный момент, связанный с кругосветкой: наличие рек – Самарка, Сок, Кривуша и так далее. Жигулёвская кругосветка отличается тем, что здесь есть много вариантов её прохождения, не только по Волге. Можно зайти в какую-то протоку, через узкие устья, через затопленные поля. Сочетание простора и уютных тихих местечек – это красота неимоверная.
«Ощущения накладываются на восприятие природных пейзажей. Одно и то же место может выглядеть по-разному». Фото: Виталий Шабинский
Какие локации вам нравится наблюдать во время сплава?
Все места по-своему хороши. Если ты пошёл на пять или шесть дней, то первое время ты привыкаешь, следишь за погодой, которая может меняться. Ощущения накладываются на восприятие природных пейзажей. Одно и то же место может выглядеть по-разному. Например, на Усе во время ветра поднимаются большие волны и становится трудно грести, если бросить вёсла, то лодку начнёт сносить. И один раз мы попали там в сильный туман. Вода была абсолютно гладкой. Начался дождь с редкими каплями. Казалось, что мы перенеслись в иной мир. Я чувствовал себя героем мультфильма «Ёжик в тумане». Или после ГЭС можно увидеть в воде пену, которая напоминает айсберги и снег. Вода там словно дышит – поднимается и опускается. Это завораживает, появляются робость и страх перед стихией.
Мне нравится проходить мимо Зольного и Ширяево в сторону дома. Там иногда останавливаемся, чтобы зайти в магазин и купить мороженого.
Случались ли какие-то происшествия в пути?
Бывают серьёзные ситуации. Иногда люди переворачиваются вместе с байдарками, как это случилось с моей женой. Это был первый год, когда мы приобрели байдарку с надувными бортами, чтобы она всегда была на плаву. Тогда в путешествие с нами отправился один общий товарищ, у которого это был первый сплав. Он ехал в своей байдарке один и не справлялся с управлением. Я сказал жене: «Рит, давай поможем товарищу, пересядь в его байдарку». Возле Переволок в метрах 50 от берега они перевернулись. Я уже увидел, как этот товарищ стоит возле скалы по колено в воде, а дальше где-то в кустах моя жена. Рита как-то догребла до берега, спасла лодку, которая уже наполнилась водой. Мы провели спасательную операцию. После этого мы с женой уже не разлучаемся.
«Тем, кто идёт в первый раз, нужно строить маршрут под берегом, потому что не везде можно «сняться», то есть собрать лодки и вызвать машину». Фото: Виталий Шабинский
Другой случай был в ветреную погоду. Мы шли целый день по Куйбышевскому водохранилищу, тяжело гребли из-за волн. Начали приближаться к плотине. Технология прохождения там такая: сначала ГЭС и водосброс, потом плотина несколько километров и затем основные водосбросы. Когда ты видишь плотину, нужно выбираться на опору в середине. Поэтому никто из нас не ходил никогда рядом с берегом. А в этот раз из-за ветра мы побоялись и решили быть ближе к берегу, а затем двигаться параллельно плотине на опору. И вот две наши байдарки идут вперёд, а остальные немного подальше. В итоге, когда мы начали двигаться параллельно плотине, я заметил, что деревья перемещаются в обратную сторону, несмотря на то, что мы гребли. Мы прибавили, но ничего не поменялось. Получилось, что нас несло прямо к плотине. До неё оставалось метров 15-20. Виден был уже канал в водосброс. Мы уже выбивались из сил, но успели подойти на мыс, оставалось буквально метра полтора и наши байдарки сцепились, грести было невозможно. Я никогда так в жизни не уставал, меня будто раскалённым свинцом облили. Еле-еле вылезли на бетонный мыс, ноги были ватные. Смотрим, остальные наши друзья уже подходят. Мы начали их предупреждать громкими криками, а они подумали, что мы их зовём. Но ребята вовремя поняли, справились и ушли в другую сторону. Что с нами было бы? Возможно, ничего. А, может, унесло бы! Между собой мы назвали это место «унитаз».
Только мы пережили его, переволоклись через ГЭС, вышли на берег перекусить и начало смеркаться. Вдруг всё потемнело, поднялся сильный ветер. И мы из одного «унитаза» угодили в другой. В итоге на воде мы потеряли друг друга из виду и шли в кромешной темноте. Тоже еле выбрались из этого дела.
Какой совет вы можете дать начинающим?
Если опыта мало, и ты боишься, то не надо идти в плохую погоду. Тем, кто идёт в первый раз, нужно строить маршрут под берегом, потому что не везде можно «сняться», то есть собрать лодки и вызвать машину. Поэтому нужно обязательно предусмотреть, если что, где ты «снимешься» в непогоду.
«Ко мне приезжал друг из Москвы, он удивился и назвал нашу архитектуру «мясом»
Чем ещё вы любите заниматься летом в Самаре?
Летом мы почти каждые выходные отправляемся на байдарке на косу напротив спуска Лейтенанта Шмидта. Там просторный пляж на острове Голодный, где люди отдыхают в шатрах и устраивают танцы.
У нас также есть традиция – пляжные завтраки. Её мы соблюдаем третий год. Мы переехали в старый город и теперь живём возле кирхи. Стало удобно добираться до пляжа, чтобы выпить кофе и позавтракать. Иногда мы там собираемся большой компанией друзей и знакомых.
Какой вы видите Самару? Она соответствует званию город-курорт?
У нас есть пляжи и шикарный климат. Я несколько лет жил и работал в Москве, где погода совершенно иная. А Самара очень напоминает север Испании: облачка лёгкие, свежий воздух, небольшие дожди, тепло и влажно. Мы не замечаем рекреационный потенциал, который находится рядом. Ходим каждый день на работу в офис, может быть, пару раз за лето бываем на пляже или за Волгой. А ведь в самом городе есть бесценный ресурс, который мы воспринимаем как должное. В других городах такого нет. Там нужно долго добираться до природных мест.
«Главная ценность и достоинство Самары – это её старый город». Фото: Виталий Шабинский
Главная ценность и достоинство Самары – это её старый город. Екатерининская реформа в плане градостроительства в XVIII веке охватила более 300 городов. Она привела их к более-менее одинаковым планировочным сеткам, размерам кварталов. С тех пор началась организация городской среды. В очень малом количестве городов сохранилось такое наследие. Старая квартальная часть есть в Нижнем Новгороде, Саратове, Казани, но это ничтожно мало по сравнению с Самарой. Несмотря на то, что многое мы потеряли, старого города здесь много. Ко мне приезжал друг из Москвы, он удивился и назвал нашу архитектуру «мясом». «Здесь ходить и ходить, не пересмотреть все места», – сказал он. Самарцы этого не осознают, не ценят. А в этом кроется дух и суть города. Сохранение среды – это главная стратегическая цель Самары, главное преимущество и главное достоинство. Старенькие домики очень милые, они притягивают людей, но дело не только в этом.
«Когда мы работали в команде главного архитектора и вникали в городские вопросы, специфику урбанистики, то осознали, что планирование, это совершенно другая область, отличная от архитектуры, её нужно осваивать». Фото: Виталий Шабинский
Как вы думаете, стоило ли ликвидировать деревья на улице Куйбышева? Ведь они тоже были частью городского ландшафта.
Деревья действительно могут мешать инженерным сетям. Но важен не только функционал. Жители домов стараются сохранить вокруг себя красоту. Ценность городской среды гораздо важнее труб. Конечно, нужно это сочетать.
Когда мы работали в команде главного архитектора и вникали в городские вопросы, специфику урбанистики, то осознали, что планирование, это совершенно другая область, отличная от архитектуры, её нужно осваивать. Оказалось, что всё упирается в управление и в то, как общество отстаивает свои права и какие у него ценности. Для нас с вами деревья – это ценность. Мы видим, что их отсутствие обедняет улицу, что это отражает отношение к своему природному наследию. А кто-то может сказать, что их правильно ликвидировали, потому что летел пух. Также в диалог может вступить Горзеленхоз, он тоже будет по-своему прав, потому что деревья болеют и становятся аварийными. Когда ценности будут схожими у подавляющего большинства, люди начнут отстаивать зелёные насаждения, и выход найдётся.
«Культурным кодом может быть отдельный объект, например, тот же пивзавод». Фото: Виталий Шабинский
Многие часто говорят о культурном коде Самары, вкладывая в него много смыслов. Что для вас значит это словосочетание?
Во-первых, это наше историческое поселение и исторический центр. Это наша уникальная среда. Во-вторых, культурным кодом может быть отдельный объект, например, тот же пивзавод. Разумеется, он накладывает отпечаток на город, на жизнь, социальные связи и другие показатели. В-третьих, это уникальная природа и Волга. Многие считают себя волжанами, рассекают на моторных лодках.
Поделитесь планами на это лето?
Лето довольно загруженное, потому что мы занимаемся реконструкцией галереи «Виктория». Сложный проект отнимает много времени и сил, поэтому большого отпуска не получится в этом году. Возможно, мы ненадолго съездим к дочери в Москву. Ещё будем кататься на лодке по Волге. Зачем нам уезжать из Самары, когда мы живём в городе-курорте?
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий