Сергея Щербака знают в Самаре как фудблогера, фотографа, 3D-моделлера, диджея и одного из основателей «Оранжевого шатра». Больше двух часов разговаривали с ним, кажется, про всё на свете: вспомнили школьные вечеринки, представили «Аль-Халяль» по-паназиатски, обсудили классные дизайны в самарском общепите и, конечно же, узнали историю знаменитых персиков на гриле.
«Гости не уходили, а продолжали стоять в очереди по 20 минут. Я не понимал, мы что, Black Star что ли?»
Не могу не начать наше интервью с вопроса: как прошёл «Волгафест» для «Оранжевого шатра»?
Фестиваль прошёл гораздо лучше, чем я ожидал. Хоть погода немного и подкачала: если бы я заранее знал, что всю неделю будут дожди и сильный ветер, то скорее всего испугался бы и отказался от участия. Но обратного пути у нас уже не было – и это к лучшему.
В первый день нас накрыло ливнем: два часа мы стояли под навесом и грелись возле грилей. Все бумажки с заказами просто сдувало. Зато нам крайне повезло с погодой во вторую субботу феста – это был самый жаркий день и по погоде, и по количеству гостей.
Уже успел восстановиться после таких насыщенных дней?
Подготовка была не супер напряжённая. А потом я погрузился в поток фестиваля на все девять дней, пять из которых привыкал, умирал, еле отрывал себя от подушки по утрам, а четыре – реально наслаждался моментом. Хоть мы и начинали работать не особо рано – в 12.00, сна не хватало: закрывались поздно, а потом ещё шли в «Борю». И так каждый день. Я отпаивал себя кофе и энергетиками – такой типичный набор подростка.
Сейчас уже можешь ответить, стоило ли оно того?
Конечно. Я в восторге от «Волгафеста». Невероятное чувство, когда люди приходят в гости к тебе и твоей команде, покупают что-то и оставляют классную обратную связь. Например, в ту самую жаркую субботу у нас была такая очередь, что в какой-то момент я остановил приём заказов на 10 минут. И знаешь, что делали люди? Ничего! Гости не уходили, а продолжали стоять в очереди по 20 минут. Я не понимал, мы что, Black Star что ли? Но это было круто.
Насколько было выгодно? Со стороны казалось, что вы больше это делали по фану, не ради космических денег.
Так и было. Мы делали то, что нравится, готовили ту еду, которую мы ели сами. Нам было в кайф. Мне хотелось отдавать свою энергию и получать энергию гостей взамен. Но с другой стороны, мы неплохо заработали. Не буду называть конкретных сумм, но получилось гораздо больше, чем я ожидал, учитывая погодные условия.
А негатив был?
За весь фестиваль было человека три недовольных. И то их отзывы были больше про то, что наши персики совершенно обычные, ничего особенного в них нет. Без негатива, но и без особого восторга.
Сколько килограммов персиков продали?
В килограммах не считали, но их было много. Каждый день мы выносили все персики из «Пятёрочек» и рынков в центре города. Заказать их большими партиями было невозможно. Нам бы точно привезли ящики с ещё зелёными фруктами, а ждать, пока они дозреют, мы не могли.
У «Оранжевого шатра» планируется какое-то продолжение? Или это будет исключительно фестивальный формат?
Будет возможность стоять с хорошим трафиком – будем готовить. Пока не могу загадывать. Возможно, появимся на летнике одного из самарских баров, но я пока ни с кем не общался по этому поводу. Нужно понимать, что стоять на фесте и открывать собственно заведение – это не одно и то же. Сколько бы мы сейчас заработали, продавая персики на набережной каждый день? Не думаю, что много.
Дело ещё и в команде – всё держится на нас. Я с женой Асей и Макс с девушкой Ксюшей очень круто сработались: Максим готовил на гриле, Ксюша отвечала за персики, Ася – за оформление и логистику, а я за продажи и помощь на кухне. Мы видели корнеры, которые работали с наёмным персоналом даже не за процент, а за зарплату. И, конечно же, у этих ребят не было никакой мотивации продавать как можно больше.
«Мне хочется камерности, как “Аль-Халяль”, только с паназией»
Ты ранее сказал, что развитие твоего фудблога «Сергей Щербак» было для прокачки «Оранжевого шатра». Только ли для этого?
Не только, но в том числе. Главная причина – мне нравится писать, я вижу фидбэк.
Было ощущение, что ниша свободна? Например, когда Маргарита Горкина уехала в Израиль, у нас практически не осталось гастрономических критиков.
Я с ней лично не знаком, никаких личных отношений не имею. Но в целом да, ниша мне показалась свободной. У нас есть медиа, которые пишут о самарском общепите, но это другое: в моём авторском блоге я не ограничен редакционной политикой и никому ничем не обязан.
Кто у нас пишет про еду? Например, есть Володя из EdaGda. Но у него формат афиши, без личного авторского мнения. Он пишет то, что нужно написать, и у него нет политики кого-то хейтить.
А у тебя?
У меня тоже нет, но я могу о ком-то сказать в негативном ключе.
Сколько у тебя проплаченных материалов?
С апреля может быть пять-шесть, все они отмечены тегами #нативнаяинтеграция и #партнёрскийпост. Читатель должен понимать, что мне заплатили, прочитать текст и сделать выводы, стоит ли идти в то или иное заведение или нет. Вариантов, что меня угостят или заплатят деньги без указания тега, не существует. Всё, что выходит без специальных отметок, означает, что я платил за еду своей карточкой.
А если катастрофическую ерунду предложат рекламировать, возьмешься?
Нет. Несмотря на то, что у меня маленький блог, я уже отказывался несколько раз от рекламы. Например, мне предлагали прорекламировать вейпшоп и электронки. Несмотря на то, что сам курю, считаю, что лучше бы никогда не начинал этого делать. В общем, никому не советую. У меня небольшая аудитория: если я буду выкладывать посты, например, про садоводство, то люди просто уйдут. А я дорожу ими: на меня подписаны лояльные и отзывчивые самарцы. Недавно один из них признался, что мой канал – единственный в телеге, где у него не отключены уведомления. И это действительно приятно.
Помнишь первую рекламную интеграцию в блоге?
Первым был пост про бар «8 бит» на волне с Ромой Зверем. Но открою маленький секрет: Денис мне не платил, я сам предложил им такой формат.
А ты знал, что им звонили с НТВ и приглашали на программу?
Мне тоже звонили. После того, как я выложил этот пост, со мной связывались федеральные СМИ и просили продать «скандальное» видео. Я вообще не ожидал, что это событие получится таким острым, потому что в моей вселенной это вообще неинтересный инфоповод.
Негатив приносит больший прирост, чем позитивные обзоры на классные заведения?
В моём случае скорее наоборот. Например, добрые материалы про кофейню Muwa и «Культ Карго» собрали много откликов. Я считаю, что позитивный вайб привлекает людей. Негатив, конечно, тоже, но надо понимать, какая аудитория тебе нужна. Мне хочется собирать вокруг себя светлых людей. При этом я ненавижу розовые сопли, когда блогерам вообще всё нравится. Если я токсичный, то это честно. Не всё так классно, ребята. Я не люблю фальшь.
Заведения зовут тебя повторно, чтобы исправить свои косяки?
Кстати, нет, но я не считаю, что ко мне должно быть особое отношение, более того, я хочу, чтобы ко мне относились как к обычному гостю. Всегда в пример ставлю «Поляну». Хотя её многие недолюбливают, они классно прислушиваются к отзывам и работают над ошибками.
Тебе не кажется, что «Поляна» уже стала монополистом на рынке?
Есть же еще Milimon – второй тяжеловес. Но они не работают с отзывами и кухней совсем. В «Ливингстоне», например, мне запомнился интерьер, несмотря на то, что для меня мёртвые животные – сомнительная тема. Совершенно не понравилась кухня. У Milimon прослеживается особенность: они потрясающе вкладываются в оформление и атмосферу, но забывают про еду.
Если мы заговорили про интерьеры – близкую для тебя тему, давай назовём топ-3 самарских заведения с классным оформлением?
На первом месте точно Vivi. Там на полу паркет, а это очень дорого, непрактично, зато красиво. Следом за ним – «Тати Номи» – множество деталей и непривычный для Самары дизайн.
Важно помнить, что интерьер должен решать какую-либо задачу. С этой точки зрения могу сказать, что в «Боре» – идеальный интерьер. Это рюмочная, в которой дешёво, просто и понятно. И мебель, реквизит, и весь интерьер в целом дополняют концепцию. Я одинаково люблю такие места как Vivi – претенциозные, с гастрономическими изысками, «Ветерок» и Борю. Они для меня – на одной полке.
А с едой сможешь такой список составить?
Здесь сложнее, потому что в разных местах мне нравятся разные блюда. Например, могу посоветовать бар fw от Vinoteca Friendly Wines. Знаю, как Лёша Шиповский горит своей работой. Там представлена кухня от «Искры»: я пока не всё там пробовал, но всё, что ел, было очень вкусным. Только паштет, насколько помню, был сильно чесночный.
В «Ветерке» на летнике мне нравится. Внутри давно не был – музыка не для меня. Отдельный плюс кухни в этом баре – большие порции по обычному прайсу. Костёр из свинины – хрючево, но ведь такое вкусное! Ну и паназиатский корнер «Тай Китай» в фудхолле Pictures.
В 2021 году у тебя было интервью с Мариной Лукиян для Самарской газеты, где ты говорил, что в Самаре тебе не хватает паназии. За два года что-то изменилось?
Мне всё ещё не хватает трушной паназии. Я хочу, чтобы её в Самаре было столько же, сколько Грузии, не меньше. В то же время мне не нравится, что все хотят усидеть на двух стульях. Вот например, том-ям – типичное блюдо паназии – в Самаре воспринимается как «новый Цезарь», он есть везде. Зачем?
За последний год в Самаре открылись «Тати Номи» и «Китайская куртка», пару лет назад – «Хокку», но этого всё равно мало. Мне хочется камерности, как «Аль-Халяль», только с паназией. Самара готова принять больше заведений. Их слишком мало для нашего города.
«Казалось бы, ты можешь переобуться, включить Валерию и заработать на этом деньги. Но люди не сдаются»
Ранее ты сказал, что стиль музыки в «Ветерке» не твой. Что ты слушаешь? И как попал в тусовку диджеев?
Я больше про электронику и хаус. Такую музыку слушаю со школы, примерно с 2007 года: когда все фанатели от «Многоточия», я подсел на драм. Я добавлял треки во «ВКонтакте»: знакомым моя музыка напоминала звук капель, которые падали с крыши.
В универе я снимал квартиру, которая всегда превращалась в огромную тусовку, как в фильмах. Примерно в 2017-м подумал, что хочу стать диджеем. Купил себе контроллер, два раза достал его на домашних вечеринках и забросил до позапрошлого года. Оказалось, что он даже перестал работать.
В прошлом году я поставил железную цель начать всё заново. Купил технику и провёл первый диджей-сет в «Боре». Решил совместить свой праздник с Русским столом. После я играл в «Куйбышеве», в «Милораде» и в «Хвате». Оказалось, что организовать вечеринку в Самаре и заработать на этом крайне сложно.
В Самаре не готовы к непопсовой музыке и платным вечеринкам?
Да, люди не хотят платить 500 рублей за вход. А 1000 рублей так вообще…
Когда это оправдано, то почему бы и не заплатить.
Согласен, но я не люблю, когда местные ребята просят за диджей-сеты баснословные деньги. При всём уважении. «Секта», например, устраивает вечеринки с крутыми привозами за 500 рублей, а за эти же деньги можно послушать самарских диджеев на одной из известных крыш.
Как думаешь, надо ли тогда продолжать бороться с самарской аудиторией? Недавно я была на диджей-сете Саши Шулико. Вроде и привоз классный, но аудитория в какой-то момент просто не понимала, что она там делает…
Это не борьба, а прививание вкусов. Очень легко пойти по пути наименьшего сопротивления, как, например, «Ветерок»: у них караоке по четвергам. Все любят повыть в микрофон. Хип-хоп и хиты нулевых – это доступно и вовсе не плохо.
Но классно, когда есть ещё и те места, которые несут культуру. Вот ребята из «Хвата» очень стараются, организуют привозы, которые не всегда принимаются людьми. Но нужно работать над этим дальше, рассказывать, что тусоваться можно по-разному. И лично у меня этот труд вызывает уважение. Казалось бы, ты можешь переобуться, включить Валерию и заработать на этом деньги, но люди не сдаются.
Насколько диджейское сообщество развито в Самаре?
Конкурентов среди нас нет. Когда я вливался в сообщество, меня тепло принимали и подсказывали в непонятных ситуациях. Мне лично не нравится только то, что в Самаре есть устоявшиеся нормы, например, как сводить треки. Что такое музыка? Это то, что создано для удовольствия. И правил здесь нет. Глупо говорить художнику, как ему рисовать.
«Жизнь довольно долгая и многогранная, и ты можешь пробовать всё подряд»
Съёмок еды стало меньше в твоей жизни?
Я заметил, что в какой-то момент, когда я дохожу до определённого уровня, моё увлечение сходит на нет. Жизнь довольно долгая и многогранная, и ты можешь пробовать всё подряд. К фотографии я пришёл случайно. Занимался 3D-графикой, открыл свою школу, которая сейчас проходит период стагнации.
Мы с Асей поехали в Тайланд, и я захотел сменить своё увлечение с моделирования на фуд-съёмки. Моими первыми заказчиками в 2019 году были ребята из «Проливки». Постепенно благодаря сарафанному радио я отснял меню для многих баров и ресторанов Самары. Сейчас заказов стало меньше, но они есть.
Готовясь к интервью, я не знала, с чего начать: с «Оранжевого шатра», фудблога, фотографии, 3D моделирования или диджеинга…
Я всегда понимаю, что делаю: знаю, зачем я веду блог, зачем занимаюсь 3D. И спустя время, осознаю, что могу соединить все точки в общую картину. Тот же «Оранжевый шатёр». Не могу точно сказать, почему он получился успешным, но мне кажется, что этому способствовали знакомства и команда. И если бы у меня спросили: «Какой совет ты можешь дать 20-летним?» я бы ответил, что важно быть открытым к миру и общаться с людьми.
Фото: Лилия Файзуллова
Комментарии ()
Написать комментарий