10 июля 2023, 14:30

Фудблогер и фотограф Сергей Щербак: «Я ненавижу розовые сопли, когда блогерам вообще всё нравится. Если я токсичный, то это честно»

Сергея Щербака знают в Самаре как фудблогера, фотографа, 3D-моделлера, диджея и одного из основателей «Оранжевого шатра». Больше двух часов разговаривали с ним, кажется, про всё на свете: вспомнили школьные вечеринки, представили «Аль-Халяль» по-паназиатски, обсудили классные дизайны в самарском общепите и, конечно же, узнали историю знаменитых персиков на гриле.

«Гости не уходили, а продолжали стоять в очереди по 20 минут. Я не понимал, мы что, Black Star что ли?»

Не могу не начать наше интервью с вопроса: как прошёл «Волгафест» для «Оранжевого шатра»?

Фестиваль прошёл гораздо лучше, чем я ожидал. Хоть погода немного и подкачала: если бы я заранее знал, что всю неделю будут дожди и сильный ветер, то скорее всего испугался бы и отказался от участия. Но обратного пути у нас уже не было – и это к лучшему.

В первый день нас накрыло ливнем: два часа мы стояли под навесом и грелись возле грилей. Все бумажки с заказами просто сдувало. Зато нам крайне повезло с погодой во вторую субботу феста – это был самый жаркий день и по погоде, и по количеству гостей. 

Уже успел восстановиться после таких насыщенных дней?

Подготовка была не супер напряжённая. А потом я погрузился в поток фестиваля на все девять дней, пять из которых привыкал, умирал, еле отрывал себя от подушки по утрам, а четыре – реально наслаждался моментом. Хоть мы и начинали работать не особо рано –  в 12.00, сна не хватало: закрывались поздно, а потом ещё шли в «Борю». И так каждый день. Я отпаивал себя кофе и энергетиками – такой типичный набор подростка.

Сейчас уже можешь ответить, стоило ли оно того?

Конечно. Я в восторге от «Волгафеста». Невероятное чувство, когда люди приходят в гости к тебе и твоей команде, покупают что-то и оставляют классную обратную связь. Например, в ту самую жаркую субботу у нас была такая очередь, что в какой-то момент я остановил приём заказов на 10 минут. И знаешь, что делали люди? Ничего! Гости не уходили, а продолжали стоять в очереди по 20 минут. Я не понимал, мы что, Black Star что ли? Но это было круто.

Насколько было выгодно? Со стороны казалось, что вы больше это делали по фану, не ради космических денег.

Так и было. Мы делали то, что нравится, готовили ту еду, которую мы ели сами. Нам было в кайф. Мне хотелось отдавать свою энергию и получать энергию гостей взамен. Но с другой стороны, мы неплохо заработали. Не буду называть конкретных сумм, но получилось гораздо больше, чем я ожидал, учитывая погодные условия. 

А негатив был?

За весь фестиваль было человека три недовольных. И то их отзывы были больше про то, что наши персики совершенно обычные, ничего особенного в них нет. Без негатива, но и без особого восторга.

Сколько килограммов персиков продали?

В килограммах не считали, но их было много. Каждый день мы выносили все персики из «Пятёрочек» и рынков в центре города. Заказать их большими партиями было невозможно. Нам бы точно привезли ящики с ещё зелёными фруктами, а ждать, пока они дозреют, мы не могли.

У «Оранжевого шатра» планируется какое-то продолжение? Или это будет исключительно фестивальный формат?

Будет возможность стоять с хорошим трафиком – будем готовить. Пока не могу загадывать. Возможно, появимся на летнике одного из самарских баров, но я пока ни с кем не общался по этому поводу. Нужно понимать, что стоять на фесте и открывать собственно заведение – это не одно и то же. Сколько бы мы сейчас заработали, продавая персики на набережной каждый день? Не думаю, что много.

Дело ещё и в команде – всё держится на нас. Я с женой Асей и Макс с девушкой Ксюшей очень круто сработались: Максим готовил на гриле, Ксюша отвечала за персики, Ася – за оформление и логистику, а я за продажи и помощь на кухне. Мы видели корнеры, которые работали с наёмным персоналом даже не за процент, а за зарплату. И, конечно же, у этих ребят не было никакой мотивации продавать как можно больше.

«Мне хочется камерности, как “Аль-Халяль”, только с паназией» 

Ты ранее сказал, что развитие твоего фудблога «Сергей Щербак» было для прокачки «Оранжевого шатра». Только ли для этого?

Не только, но в том числе. Главная причина – мне нравится писать, я вижу фидбэк. 

Было ощущение, что ниша свободна? Например, когда Маргарита Горкина уехала в Израиль, у нас практически не осталось гастрономических критиков.

Я с ней лично не знаком, никаких личных отношений не имею. Но в целом да, ниша мне показалась свободной. У нас есть медиа, которые пишут о самарском общепите, но это другое: в моём авторском блоге я не ограничен редакционной политикой и никому ничем не обязан. 

Кто у нас пишет про еду? Например, есть Володя из EdaGda. Но у него формат афиши, без личного авторского мнения. Он пишет то, что нужно написать, и у него нет политики кого-то хейтить.

А у тебя?

У меня тоже нет, но я могу о ком-то сказать в негативном ключе.

Сколько у тебя проплаченных материалов?

С апреля может быть пять-шесть, все они отмечены тегами #нативнаяинтеграция и #партнёрскийпост. Читатель должен понимать, что мне заплатили, прочитать текст и сделать выводы, стоит ли идти в то или иное заведение или нет. Вариантов, что меня угостят или заплатят деньги без указания тега, не существует. Всё, что выходит без специальных отметок, означает, что я платил за еду своей карточкой.

А если катастрофическую ерунду предложат рекламировать, возьмешься?

Нет. Несмотря на то, что у меня маленький блог, я уже отказывался несколько раз от рекламы. Например, мне предлагали прорекламировать вейпшоп и электронки. Несмотря на то, что сам курю, считаю, что лучше бы никогда не начинал этого делать. В общем, никому не советую. У меня небольшая аудитория: если я буду выкладывать посты, например, про садоводство, то люди просто уйдут. А я дорожу ими: на меня подписаны лояльные и отзывчивые самарцы. Недавно один из них признался, что мой канал – единственный в телеге, где у него не отключены уведомления. И это действительно приятно.

Помнишь первую рекламную интеграцию в блоге?

Первым был пост про бар «8 бит» на волне с Ромой Зверем. Но открою маленький секрет: Денис мне не платил, я сам предложил им такой формат. 

А ты знал, что им звонили с НТВ и приглашали на программу?

Мне тоже звонили. После того, как я выложил этот пост, со мной связывались федеральные СМИ и просили продать «скандальное» видео. Я вообще не ожидал, что это событие получится таким острым, потому что в моей вселенной это вообще неинтересный инфоповод.

Негатив приносит больший прирост, чем позитивные обзоры на классные заведения?

В моём случае скорее наоборот. Например, добрые материалы про кофейню Muwa и «Культ Карго» собрали много откликов. Я считаю, что позитивный вайб привлекает людей. Негатив, конечно, тоже, но надо понимать, какая аудитория тебе нужна. Мне хочется собирать вокруг себя светлых людей. При этом я ненавижу розовые сопли, когда блогерам вообще всё нравится. Если я токсичный, то это честно. Не всё так классно, ребята. Я не люблю фальшь.

Заведения зовут тебя повторно, чтобы исправить свои косяки?

Кстати, нет, но я не считаю, что ко мне должно быть особое отношение, более того, я хочу, чтобы ко мне относились как к обычному гостю. Всегда в пример ставлю «Поляну». Хотя её многие недолюбливают, они классно прислушиваются к отзывам и работают над ошибками.

Тебе не кажется, что «Поляна» уже стала монополистом на рынке?

Есть же еще Milimon – второй тяжеловес. Но они не работают с отзывами и кухней совсем. В «Ливингстоне», например, мне запомнился интерьер, несмотря на то, что для меня мёртвые животные – сомнительная тема. Совершенно не понравилась кухня. У Milimon прослеживается особенность: они потрясающе вкладываются в оформление и атмосферу, но забывают про еду.

Если мы заговорили про интерьеры – близкую для тебя тему, давай назовём топ-3 самарских заведения с классным оформлением?

На первом месте точно Vivi. Там на полу паркет, а это очень дорого, непрактично, зато красиво. Следом за ним – «Тати Номи» – множество деталей и непривычный для Самары дизайн.

Важно помнить, что интерьер должен решать какую-либо задачу. С этой точки зрения могу сказать, что в «Боре» – идеальный интерьер. Это рюмочная, в которой дешёво, просто и понятно. И мебель, реквизит, и весь интерьер в целом дополняют концепцию. Я одинаково люблю такие места как Vivi – претенциозные, с гастрономическими изысками, «Ветерок» и Борю. Они для меня – на одной полке.

А с едой сможешь такой список составить?

Здесь сложнее, потому что в разных местах мне нравятся разные блюда. Например, могу посоветовать бар fw от Vinoteca Friendly Wines. Знаю, как Лёша Шиповский горит своей работой. Там представлена кухня от «Искры»: я пока не всё там пробовал, но всё, что ел, было очень вкусным. Только паштет, насколько помню, был сильно чесночный.

В «Ветерке» на летнике мне нравится. Внутри давно не был – музыка не для меня. Отдельный плюс кухни в этом баре – большие порции по обычному прайсу. Костёр из свинины – хрючево, но ведь такое вкусное! Ну и паназиатский корнер «Тай Китай» в фудхолле Pictures.

В 2021 году у тебя было интервью с Мариной Лукиян для Самарской газеты, где ты говорил, что в Самаре тебе не хватает паназии. За два года что-то изменилось?

Мне всё ещё не хватает трушной паназии. Я хочу, чтобы её в Самаре было столько же, сколько Грузии, не меньше. В то же время мне не нравится, что все хотят усидеть на двух стульях. Вот например, том-ям – типичное блюдо паназии – в Самаре воспринимается как «новый Цезарь», он есть везде. Зачем? 

За последний год в Самаре открылись «Тати Номи» и «Китайская куртка», пару лет назад – «Хокку», но этого всё равно мало. Мне хочется камерности, как «Аль-Халяль», только с паназией. Самара готова принять больше заведений. Их слишком мало для нашего города.

«Казалось бы, ты можешь переобуться, включить Валерию и заработать на этом деньги. Но люди не сдаются»

Ранее ты сказал, что стиль музыки в «Ветерке» не твой. Что ты слушаешь? И как попал в тусовку диджеев?

Я больше про электронику и хаус. Такую музыку слушаю со школы, примерно с 2007 года: когда все фанатели от «Многоточия», я подсел на драм. Я добавлял треки во «ВКонтакте»: знакомым моя музыка напоминала звук капель, которые падали с крыши.

В универе я снимал квартиру, которая всегда превращалась в огромную тусовку, как в фильмах. Примерно в 2017-м подумал, что хочу стать диджеем. Купил себе контроллер, два раза достал его на домашних вечеринках и забросил до позапрошлого года. Оказалось, что он даже перестал работать.

В прошлом году я поставил железную цель начать всё заново. Купил технику и провёл первый диджей-сет в «Боре». Решил совместить свой праздник с Русским столом. После я играл в «Куйбышеве», в «Милораде» и в «Хвате». Оказалось, что организовать вечеринку в Самаре и заработать на этом крайне сложно.

В Самаре не готовы к непопсовой музыке и платным вечеринкам?

Да, люди не хотят платить 500 рублей за вход. А 1000 рублей так вообще…

Когда это оправдано, то почему бы и не заплатить.

Согласен, но я не люблю, когда местные ребята просят за диджей-сеты баснословные деньги. При всём уважении. «Секта», например, устраивает вечеринки с крутыми привозами за 500 рублей, а за эти же деньги можно послушать самарских диджеев на одной из известных крыш.

Как думаешь, надо ли тогда продолжать бороться с самарской аудиторией? Недавно я была на диджей-сете Саши Шулико. Вроде и привоз классный, но аудитория в какой-то момент просто не понимала, что она там делает…

Это не борьба, а прививание вкусов. Очень легко пойти по пути наименьшего сопротивления, как, например, «Ветерок»: у них караоке по четвергам. Все любят повыть в микрофон. Хип-хоп и хиты нулевых – это доступно и вовсе не плохо.

Но классно, когда есть ещё и те места, которые несут культуру. Вот ребята из «Хвата» очень стараются, организуют привозы, которые не всегда принимаются людьми. Но нужно работать над этим дальше, рассказывать, что тусоваться можно по-разному. И лично у меня этот труд вызывает уважение. Казалось бы, ты можешь переобуться, включить Валерию и заработать на этом деньги, но люди не сдаются.

Насколько диджейское сообщество развито в Самаре?

Конкурентов среди нас нет. Когда я вливался в сообщество, меня тепло принимали и подсказывали в непонятных ситуациях. Мне лично не нравится только то, что в Самаре есть устоявшиеся нормы, например, как сводить треки. Что такое музыка? Это то, что создано для удовольствия. И правил здесь нет. Глупо говорить художнику, как ему рисовать.

«Жизнь довольно долгая и многогранная, и ты можешь пробовать всё подряд»

Съёмок еды стало меньше в твоей жизни?

Я заметил, что в какой-то момент, когда я дохожу до определённого уровня, моё увлечение сходит на нет.  Жизнь довольно долгая и многогранная, и ты можешь пробовать всё подряд. К фотографии я пришёл случайно. Занимался 3D-графикой, открыл свою школу, которая сейчас проходит период стагнации.

Мы с Асей поехали в Тайланд, и я захотел сменить своё увлечение с моделирования на фуд-съёмки. Моими первыми заказчиками в 2019 году были ребята из «Проливки». Постепенно благодаря сарафанному радио я отснял меню для многих баров и ресторанов Самары. Сейчас заказов стало меньше, но они есть.

Готовясь к интервью, я не знала, с чего начать: с «Оранжевого шатра», фудблога, фотографии, 3D моделирования или диджеинга…

Я всегда понимаю, что делаю: знаю, зачем я веду блог, зачем занимаюсь 3D. И спустя время, осознаю, что могу соединить все точки в общую картину. Тот же «Оранжевый шатёр». Не могу точно сказать, почему он получился успешным, но мне кажется, что этому способствовали знакомства и команда. И если бы у меня спросили: «Какой совет ты можешь дать 20-летним?» я бы ответил, что важно быть открытым к миру и общаться с людьми.

Фото: Лилия Файзуллова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Самарский художник и музыкант: «В простом мы привыкли искать скрытые смыслы. В этом и есть сила искусства»
    27 октября 2022, 11:40
    Самарский художник и музыкант: «В простом мы привыкли искать скрытые смыслы. В этом и есть сила искусства»

    О Молохе мало, что известно, как и о многих других художниках уличной волны. Поговорили с Максимом о том, почему он решил поменять стену на холст, как шрифты превратились в картины, и чем животные могут быть лучше людей.

    Архитектор Дмитрий Храмов: «Самара должна стать центром сплочения всей Волги - самым ярким пространством общения»
    03 июля 2023, 13:41
    Архитектор Дмитрий Храмов: «Самара должна стать центром сплочения всей Волги - самым ярким пространством общения»

    Он – один из самых узнаваемых самарских архитекторов. Дмитрий Храмов берётся за разные проекты: парки, скверы, бары, библиотеки, музеи. Его воображению и ощущению места можно только позавидовать. Поговорили с Дмитрием про необычные решения в городской среде.

    Как глухого парня из провинции не взяли в Макдональдс, а он покорил «Евровидение» и поехал на ЧМ-18
    30 мая 2021, 14:12
    Как глухого парня из провинции не взяли в Макдональдс, а он покорил «Евровидение» и поехал на ЧМ-18

    Представьте, что вы не слышите. В том смысле, что не слышите вообще ничего: ни шума автомобилей на улице, ни шелеста листвы, ни разговоров соседей за стенкой, ни звука капающей из крана воды - ни-че-го.

    Режиссёр Дмитрий Крестьянкин: «Я хочу прожить свою жизнь. Хочу делать только то, что для меня – настоящее»
    05 июня 2024, 08:19
    Режиссёр Дмитрий Крестьянкин: «Я хочу прожить свою жизнь. Хочу делать только то, что для меня – настоящее»

    Дмитрий Крестьянкин – питерский режиссёр, чьи спектакли сегодня играют в разных самарских театрах. Мы не раз пересекались на театральных путях, и тут вдруг повод для интервью. Этой весной он выпустил в театре драмы на экспериментальной сцене премьеру «На дне.doc» (18+), в которой актёры рассказывают невыдуманные истории горожан. Для спектакля режиссёр неделю встречался с будущими героями в местных барах. Но поговорили мы с Димой не только о новой постановке, но и о Волге, Самаре, питерских фриках, отказе от алкоголя, «Плохом театре» и многом другом.