Дом Маштакова – это уникальное здание, в котором находится музей-галерея «Заварка». Оно объединяет в себе уют бывшего купеческого особняка и культурное пространство. Встретились с заведующей музеем-галерей и кандидатом исторических наук Екатериной Гуровой. Узнали у неё про идеи для выставок, дерево, коммуналки, а также о том, почему истории важны не только цифры, но и воспоминания людей.
Заведующая музеем-галерей «Заварка» Екатерина Гурова
Екатерина Гурова
Начала работать в «Заварке» в ноябре 2023 года. Ранее она руководила выставочным отделом музея имени Алабина и трудилась в Литературном музее.
Екатерина, как тебе опыт руководства целой культурной институцией?
Сначала было страшно. Потому что это отдельное здание, которое с тобой тоже «общается» разными способами. Оно «говорит» о том, в чём нуждается. Ты должен не только уметь придумывать что-то, но и заниматься хозяйственной деятельностью.
То есть, когда я приезжаю на работу, прежде всего обхожу здание, смотрю, как оно себя чувствует. Возможно, есть моменты, на которые нужно обратить внимание. Один раз какие-то объявления наклеили на доме. Я была в ужасе (смеётся) и подумала: «Что это такое?»
Зал на первом этаже дома Маштакова. Фото: Виталий Шабинский
Дом Маштакова
Дом на Самарской, 207 построили на рубеже XIX-XX веков по проекту архитектора Александра Щербачёва. После революции дом был муниципализирован и поделён на коммунальные квартиры. В конце 1980-х здание признали аварийным, жильцов расселили, и помещения пустовали. После реставрации в 2022 году в доме Маштакова открыли галерею «Заварка» – структурное подразделение музея Э.А. Рязанова.
Повторю, было страшно, но, к счастью, у нас прекрасный коллектив, с которым я знакома давно. Все выходцы из музейной сферы. Трое – я, Кирилл и Арина – работали в Литературном музее. У всех есть богатый бэкграунд. Это значительно упростило мою жизнь.
Когда существует команда, всё получается гораздо легче. Плюс у нас есть друзья из Музея Эльдара Рязанова и Музея модерна, которые вдохновляют нас своей деятельностью. Они тоже оказывали поддержку: помогали найти экспонаты для первых выставок и морально подбадривали. Когда есть такое окружение, легче на старте.
«Здание музея «общается» с тобой разными способами. Оно «говорит» о том, в чём нуждается». Фото: Виталий Шабинский
Мы встретились с командой после новогодних праздников и поняли, что январь этого года стал большим показателем нашей работы. У нас в два с половиной раза увеличилось число посетителей по сравнению с январём 2024-го. Мы запустили новые экскурсии по дому, в них я вложила всю свою душу, все свои навыки, которые приобрела, когда работала экскурсоводом. Мы обросли аудиторией из постоянных посетителей.
Также к нам приходят новые люди, которые узнают о «Заварке» не только из соцсетей, но и от своих знакомых. Это хороший показатель.
Проект «Город/Деревня: маршрут построен» (12+) в музее-галерее «Заварка». Фото: Виталий Шабинский
Первый год всегда работать сложно: ты заявляешь о себе, ты запускаешь проекты, которые могут быть кем-то восприняты с опасением, недоверием. Поэтому мы бросили все силы на изучение города разными способами и методами. Всё-таки музеев много в Самаре, каждый из них говорит о городе через свою призму. Команда ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры) задала ритм развития этого пространства, мы должны были его продолжить, но и придумать что-то своё.
«Когда существует команда, всё получается гораздо легче». Фото: Виталий Шабинский
Интересно, как вы обустраиваете музейное пространство? Ведь «Заварка» – это не только место, где можно посмотреть экспонаты, но и отдохнуть, насладиться атмосферой.
Когда мы пришли сюда, здесь уже был готовый дизайнерский проект. Первый этаж оформлен как пространство с постоянной экспозицией. Недавно ко мне на лекцию приходили ребята примерно 15-16 лет, их было 20 человек.

Мне они так понравились, и я решила провести для них экскурсию по дому. Показала им стол на первом этаже, который сделан из бывших половиц. Те материалы, которые удалось спасти от гниения, преобразовали в мебель. Идея принадлежит архитектору Дмитрию Храмову. Этот факт их удивил, мы вместе начали считать кольца на столе, чтобы понять возраст дерева. Атмосфера ребят покорила. Они сказали: «У вас так стильно, уютно и тепло. Нам понравилось, что везде присутствует дерево».
«Решили создать пространство старой квартиры. Теперь у нас есть уголок интроверта». Фото: Виталий Шабинский
В музее уже есть точки взаимодействия с посетителями, это нужно продолжать. Честно признаюсь, я подсмотрела у галереи «Виктория», «Нулевой комнаты» и «Горький Центра» пространство библиотеки. Круто, что можно свободно прийти и почитать книгу.
Я написала всем друзьям, которые работают в издательствах. У них есть такая программа, которая позволяет предоставлять бесплатно литературу культурным институциям. Нам подобрали книги про урбанистику, деревянное зодчество, городское пространство, историю, что-то я принесла из дома. Собрали небольшую библиотеку, которая постепенно увеличивается. Она пользуется спросом, к нам приходят.
«Круто, что можно свободно прийти и почитать в музее книгу». Фото: Виталий Шабинский
Я подумала, что когда у нас проходят чайные церемонии, столы заняты, а кто-то хочет почитать, нужно что-то ещё добавить. В прошлом году, когда мы участвовали в «ВолгаФесте», решили создать пространство старой квартиры. Для этого мы достали мебель с сайта бесплатных объявлений, отреставрировали её: заменили обивку, ручки и другие детали. Кресла хорошо вписались в интерьер музея, решено было их оставить. Теперь у нас есть уголок интроверта.

Музей – это не просто место, где проходит выставка, лекция, мастер-класс, это ещё и встреча с городом. Пространство должно быть таким, чтобы ты хотел вернуться. Поэтому в «Заварке» есть ещё бесплатный детский клуб, где ребята могут рассказать что-то о своей жизни и послушать чужие истории. Для подростков мы запустили медиации, чтобы они не стеснялись говорить и слушать. Думаю, будем и дальше развивать первый этаж.
«Музей – это не просто место, где проходит выставка, лекция, мастер-класс, это ещё и встреча с городом». Фото: Виталий Шабинский
Что касается выставок, как вам удаётся продолжать совмещать в них тему урбанистики, историю Самары и современное искусство?
Я девять лет работаю в музейной сфере. Это немного. Но за это время очень много увидела хороших проектов, например, в том же Музее модерна, в Литературном музее. Команда Музея модерна одной из первых стала интегрировать современное искусство в выставки. Это всегда выглядело уравновешенно и гармонично.
И мы запустили первую совместную с художниками выставку «Культуры и отдыха!» (6+) в музее Алабина. Это был проект про Загородный парк. Для участия в нём мы пригласили арт-группу SPDPLF, Настю Альбокринову, Кирилла Гурова и Яну Арбузову. Это был опыт, после которого мы поняли, что нужно делать.
«В «Заварке» наши коллеги работали с разными архитектурными формами. Что ещё можно было сделать? Мы решили обратиться к материалу – дереву». Фото: Виталий Шабинский
В «Заварке» наши коллеги работали с разными архитектурными формами. Что ещё можно было сделать? Мы решили обратиться к материалу – дереву. Так как Кирилл Гуров больше знаком с творческой жизнью Самары, он вспомнил Сергея Ключникова – отца современного художника Ивана Ключникова.
Сергей Васильевич в основном работает с мёртвым деревом, материалом, который высох или начал гнить. Он придаёт ему новую форму, дарит ему новую жизнь. Это очень коррелировалось с историей нашего дома. Здание долгое время было в запустении, благодаря неравнодушным людям оно получило второй шанс к существованию, но как культурная институция. Системы координат сложились, и мы сделали проект «Человек и дерево» (12+). Его хорошо приняла аудитория. Выставка привлекла к нам внимание. Мы решили продолжать.
Проект «Человек и дерево» в музее-галерее «Заварке». Фото: Виталий Шабинский
Но «Заварка» – не галерея современного искусства, а – музей-галерея, поэтому мы должны делать выставки, в которых будут сочетаться два термина. Думаю, что получается неплохо. Основной мотивацией для меня стало желание что-то каждый раз для себя открывать через новые способы интерпретации нашего культурного наследия.
«Для меня большая ценность состоит в том, что я изучаю объект и предмет исследования через методологию, которая ранее не была использована». Фото: Виталий Шабинский
Чем тебя привлекает работа с архивами? Что там можно найти?
Интересное можно найти в делопроизводственной документации, в мемуарах, в письмах, в периодической печати – каждому своё.
Изучая прошлое, ты понимаешь, каких ошибок можно избежать в будущем, ты учишься осмыслять прошлое, думаешь о процессах. Вячеслав Тихонов в фильме «Доживём до понедельника» (12+) говорил: «От большинства людей остаётся только тире между двумя датами». Всё.

Поэтому ты учишься запоминать не историю дат, а репрезентировать прошлое разными методами. Ты можешь рассказать про исследователей, которые это изучали. Ты можешь рассказать о чём-то через призму социальной истории, можешь через антропологию и так далее. Для меня большая ценность состоит в том, что я изучаю объект и предмет исследования через методологию, которая ранее не была использована.
«Пока нам удалось зачерпнуть информации только чайной ложкой. У нас в головах только минимальный процент того, что мы знаем о доме». Фото: Виталий Шабинский
Я надеюсь, что в этом году мы запустим свою лабораторию по изучению Ленинского района, чтобы к нам приходили жители и делились своими историями: про трамвай, про то, как в школе напротив нашего здания жили эвакуированные работники Большого театра, про соседние дома с коммуналками. Все предметы, которые нам приносят, и истории, которые нам рассказывают, заслуживают того, чтобы быть представленными, осмысленными на выставке.
Про дом Маштакова удалось найти какие-то забавные или шокирующие истории?
Можно сказать, что пока нам удалось зачерпнуть информации только чайной ложкой. У нас в головах только минимальный процент того, что мы знаем о доме. Мы будем в это всё погружаться.
«Призраков тут нет, страшных историй тоже нет». Фото: Виталий Шабинский
Из интересного могу отметить план дома. Круто, что в архиве сохранился первоначальный план того, как здание делилось на комнаты. Сейчас трудно поверить в то, что пространство большого зала на втором этаже вмещало четыре комнаты. Когда дом стал доходным, здесь были квартиры. И это считалось нормальной площадью.
С домом связаны мистические легенды?
Призраков тут нет, страшных историй тоже нет. Дом был доходный, потом стал коммунальным. Тут люди жили долго семьями. Возможно, тепло бывших коммуналок создаёт спокойную, уютную и домашнюю атмосферу. Так что призраки тут – только мы, когда вечерим и монтируем выставки.
Единственное, когда у нас проходила выставка про доходные дома, в зале стояли ростовые скульптуры тех, кто когда-то здесь трудился, из-за этого по вечерам их силуэты создавали тень. Было жутковато, но мы потом смеялись.
«Мы запустим свою лабораторию по изучению Ленинского района, чтобы к нам приходили жители и делились своими историями». Фото: Виталий Шабинский
А кто здесь жил в коммуналках?
Как я поняла, это были семьи врачей госпиталя. Об этом свидетельствуют находки, сделанные во время реставрации дома. Мы планируем взять интервью у бывшей жительницы этого дома Маргариты Александровны Барской для нашего будущего проекта про детство в Куйбышеве в военные годы. Она рассказывала, что родилась 1 января 1949 года. По сути под ёлкой. Комната её семьи была на втором этаже.

Очень мало источников о том, кто здесь жил. Дошло до того, что я однажды ехала в «Заварку» на такси, и водитель спросил: «А тут что теперь – музей? А я маленький сюда в коммуналку к другу приходил». Я предложила ему рассказать что-нибудь про это. Он постеснялся.
Также в доме жил ветеран Великой Отечественной войны, к нему со школы приходили ученики, чтобы поздравить с праздником. Мне очень хочется начать собирать все истории. Мы объявим опен-колл для того, чтобы жители района могли поделиться воспоминаниями.
«У человека много органов чувств, нужно стараться задействовать разные формы знакомства с картиной города». Фото: Виталий Шабинский
В Самаре вы единственные, кто практикует фотопрогулки, да ещё и круглый год. Как ты думаешь, насколько важен выход в город для музея?
Всё началось с галереи «Виктория» и с фестиваля «Назад в город» (16+), который курирует Настя Альбокринова. Тогда жители могли поучаствовать в изучении пространств, где работают художники. Кирилл Гуров и Галина Зыбанова сделали дрейф для выставки «Культуры и отдыха!», они водили участников по Загородному парку. Это было интересно.
«У человека много органов чувств, нужно стараться задействовать разные формы знакомства с картиной города». Фото: Виталий Шабинский
В «Заварке» мы тоже поняли, что раз музей про городское пространство, про архитектурные формы, про деревянное зодчество, про историю города в целом, то всё это невозможно осмыслить в одном месте. Невозможно осмыслить через одну лекцию, через одну презентацию, через выставку. Этого мало.
У человека много органов чувств, нужно стараться задействовать разные формы знакомства с картиной города. Так как Кирилл профессиональный фотограф, он предложил изучать город через фотопрогулку. Это пользуется огромной популярностью. Билеты раскупают в первые два дня.
Галерею «Заварка» открыли в доме Маштакова после реставрации в 2022 году. Фото: Виталий Шабинский
Как ты проводишь свободное время?
В последний свой отпуск уехала в Нижний Новгород. Решила, что нужно посетить город, который претендует на статус столицы закатов. Мне он очень понравился. Это открытый город. Мне показалось, что все жители там получают удовольствие от богатой истории. Такая же как и у нас природная достопримечательность – стрелка рек. Классно развиты культурные пространства. Меня покорило отношение людей – они все заряженные. Я отдохнула и вдохновилась.
«Заварка» – не галерея современного искусства, а – музей-галерея, поэтому мы должны делать выставки, в которых будут сочетаться два термина». Фото: Виталий Шабинский
А в Самаре у тебя есть любимые места отдыха?
После того, как у меня изменился социальный статус, я стала причастна к «Заволге» и не только. Спасибо мужу, который для меня всё это открыл. До него я знала, что просто есть такое село Рождествено. Зимой в 2023 году он меня туда сводил. Мы пошли по льду. Считаю, что это классная самарская забава. Летом туда можно добраться на теплоходе. Суета, давка, толкотня, очереди остаются в городе. А там ты с природой, со своим сознанием. Это зона, где можно почилить, посмотреть на небо, полежать в гамаке, погулять по лесу, искупаться в речке. Я счастлива, что это у меня есть. Свадьбу мы делали тоже там, другого варианта не могло быть.

Ещё я люблю набережную и старый город. Часто летом после работы я пешком дохожу до центра, до Ленинградки, спускаюсь к воде. Меня очень сильно это вдохновляет. Я сама родом из Сызрани, и у нас главной забавой было – пойти на Волгу на дикий пляж с друзьями.
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий