С наступлением тепла на Ленинградской можно увидеть концерты уличных музыкантов. Среди всех особенно выделяется фолк-группа Dead Rabbits («Мёртвые кролики»). Это парни и девушки, одетые в ирландском стиле с волынками и барабанами. Мы посетили выступление Dead Rabbits, а заодно поговорили с участником коллектива Артёмом Летовым и узнали, чем живут уличные артисты.
Самарская фолк-группа Dead Rabbits («Мёртвые кролики»). Фото: Виктория Старосельская
Dead Rabbits
Самарский средневековый фолк-коллектив, основанный в 2021 году с помощью и поддержкой Five shillings и мастерской Old world. Сейчас в составе группы семь участников, трое играют на барабанах, трое – на волынках, один – на ирландском бузуки.
Артём, у тебя есть музыкальное образование?
Я учился в детской школе искусств №8, играл там на флейте. В 13 лет заинтересовался ирландской фолк-музыкой. Постепенно это переросло в увлечение этническими инструментами. Так я пришёл к волынке. В этой теме я уже почти семь лет.
Что привлекает тебя в этнике?
Это отвлекает от повседневности. Ты встречаешь на улице людей с угрюмыми лицами, которые идут домой или на работу. Кого-то отругал начальник, у других – штрафы или нет премии. Быт всех тяготит. А здесь мы присоединяемся к чему-то интересному и дружному. С помощью музыки можно выплеснуть свои эмоции, а потом зайти весёлой компанией в бар.
Самарский музыкант Артём Летов. Фото: Виктория Старосельская
Расскажи про свой образ, чем он вдохновлён?
Для нас килт является атрибутом, который в глазах зрителя логично приобщает нас к культуре игры на волынке. Так паззл нашего костюма складывается в стройный образ. То есть килт у каждого ассоциируется в первую очередь с волынкой.
Как мы создавали костюмы? Брали рубашки в секонд-хенде и красили баллончиком. Килты я шил вручную по советам старших товарищей и наугад. Получился практически канонический образ. У нас даже есть спорраны на килтах. Это сумочки, которые должны защищать паховую область.
Ходить в килте комфортно?
Долой штаны! Это очень удобно, а летом очень свежо (смеётся). Я не понимаю, почему это ушло из моды. Штаны закрепощают, килт – освобождает.
«Как мы создавали костюмы? Брали рубашки и красили баллончиком. Килты я шил вручную . Получился практически канонический образ». Фото: Виктория Старосельская
Можно узнать про твой инструмент? Как он правильно называется?
Дудльзак – это средневековая волынка, традиционный немецкий инструмент, который является собирательным образом всех волынок средневековья. По сути, точно такой же волынки никогда не существовало.
Инструменты в основном мы делаем сами, потому что они очень дорогие. Самая сложная часть волынки – чантар, её мы пока не умеем создавать, но планируем освоить эту технологию. Мешки у нас свои. Бурдоны – трубы на плече – тоже нашего производства. В остальных вопросах можем обращаться к мастерам из России, у них высокий уровень изготовления музыкальных инструментов.
«Дудльзак – это средневековая волынка, традиционный немецкий инструмент, который является собирательным образом всех волынок средневековья. По сути, точно такой же волынки никогда не существовало». Фото: Виктория Старосельская
Как прошло твоё первое уличное выступление?
Несколько лет назад мы выступали другим составом. Это было отвратительно. Все были зажатые, стрёмные, в обычной одежде. Было очень страшно. Не хотелось показаться людям какими-то не такими. Постепенно я научился раскрепощённости. Мандраж всегда есть небольшой. Чем больше у тебя опыта, тем ты становишься спокойнее: ты знаешь чего ожидать и как реагировать.

Реакция публики всегда позитивная?
Уличная публика отличается от той, которую можно встретить на концерте в баре или на запланированном мероприятии. Там люди знают, куда пришли и что хотят услышать. У них есть ожидания. На улице можно узнать, насколько ты интересен людям в целом. Если кому-то ты не понравился, то он пройдёт мимо. Обычно мы собираем достаточно зрителей.
«Обычно мы выискиваем инициативных людей, которые «рвутся в бой» потанцевать, но им не хватает толчка, чтобы показать, как они прекрасны». Фото: Виктория Старосельская
Для нас в первую очередь важна реакция людей. Кто-то идёт угрюмый с работы, ты взглянул ему в глаза, широко улыбнулся, и прохожий не смог сдержать улыбку в ответ. Это самое приятное. А ещё нам важно, чтобы люди начинали хлопать, а ещё лучше – танцевать. Обычно мы выискиваем инициативных людей, которые «рвутся в бой», но им не хватает толчка, чтобы показать, как они прекрасны.
Кстати, на одном из выступлений мы встретили ребят, которые занимаются современным мечевым боем. Они показали нам, что сильнее: двуручный меч или два одноручных. Это было забавно.
«На улице можно узнать, насколько ты интересен людям в целом. Обычно мы собираем достаточно зрителей». Фото: Виктория Старосельская
Но иногда происходят и не очень весёлые события. Например, кто-то может вызвать полицию. Одна бабушка, которая живёт на Ленинградской, очень сильно ругается, что у неё трясутся стены и окна, лопаются бокалы. Конечно, мы не играем так громко, и этого не может быть, но женщина периодически вызывает правоохранителей. Обычно мы находим общий язык с полицейскими.
Как часто вас можно увидеть на улице?
Наши выступления происходят спонтанно, но иногда мы выкладываем афишу в своей группе «ВКонтакте», там можно следить за событиями.
«Долой штаны! Я не понимаю, почему это ушло из моды. Штаны закрепощают, килт – освобождает». Фото: Виктория Старосельская
Знаю, что ваш коллектив гастролирует в другие города. Чем тебе запомнились эти поездки?
В Уфе есть что-то похожее на центр шотландской культуры, который поддерживает один меценат – владелец двух тематических баров. В этих заведениях есть всё, чтобы можно было проникнуться атмосферой.
В Ульяновске проводится замечательный фестиваль «Волжский путь» (0+), посвящённый исторической реконструкции ранних веков на Руси. Там нас очень полюбили организаторы и публика. Сам фестиваль проходит в специальном лагере в поле. Там есть храм, крепость с деревянными башнями и другие постройки, которые помогают воссоздать атмосферу Средневековья. Даже возвели огромное ристалище, где дерутся воины.
Самарская фолк-группа Dead Rabbits гастролирует с выступлениями в другие города России. Фото: Виктория Старосельская
А ещё мы были в Оренбурге на «Бельтайне» (0+) – это ежегодный ролевой фестиваль, посвящённый кельтскому празднику любви, весны и плодородия. В самом городе я был несколько раз, однажды даже на похоронах, на которых я выступал. Так получилось, что одному человеку ещё при жизни захотелось, чтобы на его погребении играла шотландская волынка. К сожалению, шотландской волынки у нас не было, но мой инструмент всё равно пригодился.
Тебе нужно было выступать на кладбище?
Это достаточно тяжёлый опыт. Я ещё молод, поэтому мне не приходилось бывать на похоронах часто. Атмосфера непривычная. Во время игры у меня кровь отхлынула от пальцев, я стоял и играл как робот, ошибался. Мне было стыдно. Люди рыдали.
«Однажды я выступал на похоронах. Одному человеку ещё при жизни захотелось, чтобы на его погребении играла шотландская волынка. Это достаточно тяжёлый опыт». Фото: Виктория Старосельская
Возможно, стыд был связан с тем, что у нас нет таких традиций. В других культурах отмечают День смерти. Для них это норма. В Великобритании и её окрестностях музыка на похоронах – вообще традиционная вещь. На кладбищах можно услышать шотландскую волынку и оркестр. Нам это чуждо.
Расскажи про репертуар Dead Rabbits. Вы не делаете каверы?
В этом жанре нет каверов. В основном вся наша музыка средневековая, она имеет корни в далёких XIV-XVI веках. Многие произведения из нашего репертуара являются народным достоянием, например, композиция «Прекрасная дама Джоли» (0+), написанная поэтом Гильомом де Машо примерно в XIV веке. Возможно, она немного изменилась, потому что мы не можем узнать, как выглядела нотная грамота в то время. Конечно, у нас есть авторские композиции других коллективов, мы ничего не скрываем.
«В этом жанре нет каверов. В основном вся наша музыка средневековая, она имеет корни в далёких XIV-XVI веках». Фото: Виктория Старосельская
Ты совмещаешь музыку с учёбой в вузе?
Я в академическом отпуске. Планирую дальше учиться СамГТУ на факультете брожения и пивоварения. Помимо этого я занимаюсь работой с металлом – художественной ковкой. Также у нас есть ещё один проект, посвящённый чисто ирландской музыке «Дублинские бродяги». Я планирую и дальше развиваться как музыкант. Кстати, совсем скоро мы презентуем новую композицию, которую мы сочинили сами.
Коллектив Dead Rabbits обещает в скором времени выпустить свою собственную композицию. Фото: Виктория Старосельская
Уличные выступления помогают собирать донаты на развитие группы?
Пожертвования мы отправляем в бюджет коллектива и тратим исключительно на его нужды. В том году на гонорары с мероприятий и на донаты от уличных выступлений мы приобрели два чантера (часть волынки, на которой создают мелодию) в тональности «ре мажор» от прекрасного мастера Александра Асмолова.
Фото обложки: Виктория Старосельская

Комментарии ()
Написать комментарий