31 октября 2023, 08:15

Руководитель киностудии «Печка» Екатерина Куричева: «К сожалению, взрослые передают детям свой страх осуждения и страх совершить ошибку»

В Самаре в школе искусств №4 на проспекте Кирова, 177 есть своя анимационная студия – «Печка». Это уютное пространство, где можно воплощать самые смелые идеи. Здесь занимаются дети от трёх до 16 лет. Их работы участвовали в российских конкурсах и международных фестивалях. Встретились с руководителем «Печки» Екатериной Куричевой и узнали, тяжело ли делать мультики, можно ли при этом импровизировать и петь.

Екатерина, как так получилось, что вы стали заниматься анимацией?

С детства я росла в творческой атмосфере. Мои родители - фотографы, они работали на Заводе имени Масленникова в фотостудии. И так получилось, что меня тоже стала увлекать эта сфера. Я купила компьютер, видеокамеру, стала снимать и монтировать небольшие фильмы. Сначала про свою семью, про общие праздники, друзей, выписки детей из роддома. Потом я захотела открыть видеостудию и создавать фильмы с детьми, поэтому устроилась в школу искусств. Это было 20 лет назад.

А в 2009 году в журнале «Русский репортёр» мне попалась статья о детской киностудии «Поиск» в Новосибирске. Ребята занимались созданием мультфильмов. Я обалдела. В Самаре такого точно не было.

Я нашла в интернете сайт студии, посмотрела их работы. Первый их мультфильм, который я увидела, был сделан из макарон. Я не понимала технологию: как всё двигается, как накладывается голос? Тут же написала в «Поиск». Они как раз собирались проводить фестиваль с мастер-классами для педагогов. Съездила на него, а уже через год привезла свои мультфильмы, один из которых стал лауреатом. Сейчас стараюсь бывать в Новосибирске каждый год.

Получается, специального художественного образования у вас нет?

Нет. Я закончила факультет национальной экономики в Самарском экономическом университете. Так как решила преподавать в детской студии, необходимо было дополнительное образование. Теперь я ещё и педагог-психолог.

Есть ли какая-то разница между тем, как делают мультфильмы у нас и за границей?

Студии, которые дети посещают систематически, чтобы снимать свои фильмы, свойственны для российской мультипликации. В Европе чаще это мастер-классы, проекты. Например, в прошлом году мы участвовали в анимационном детском проекте, посвящённом защите окружающей среды. Мы делали общий мультфильм, в котором у каждой студии была своя часть.

Ещё момент – за границей в съёмках могут участвовать до 30 человек. Кто-то рисует, другие лепят, все они считаются авторами фильма. В России очень много авторской мультипликации. У меня в студии дети снимают собственные фильмы, а не общие. Я пришла к этой системе сама. Во-первых, дети хотят делать своё и самовыражаться. Во-вторых, мне интересно работать с авторскими фильмами, в них отражаются взгляды конкретного ребёнка и понимание того, что происходит вокруг него. И я объясняю родителям: «Представьте, вы ходите в вокальную студию или танцевальную. Ваши педагоги говорят вам, что делать, ставят танцы, дают тексты песен. А здесь в авторской анимации всё придумывает сам ребёнок. Это, с одной стороны, очень страшно: придумать сказку, персонажей, а потом ещё и представить свои мысли на сцене. А с другой – очень интересно рассказать то, что хочешь именно ты».

Мне казалось, что детям проще проявлять себя, чем взрослым. Это у нас полно ограничений и сомнений.

Они тоже волнуются. Вы так не думайте. Перед показом они сидят и трясутся. К сожалению, взрослые передают детям страх осуждения и страх совершить ошибку.

У меня в студии есть правила. Под запретом вопросы в стиле «а что это за страшную обезьяну ты нарисовал?». Ребёнок, как смог, изобразил друга или соседа, а в ответ получает негативную реакцию. Так нельзя.

Как-то одна бабушка сказала внуку: «Ты же мальчик! Зачем ты нарисовал розовую собаку?». Вот из-за подобных вещей многие дети, когда приходят в студию, сначала закрывают свои рисунки руками. Я всегда говорю, что в мультипликации возможно всё. Здесь нет правил, это не школа, я не буду исправлять ваши ошибки, потому что не знаю, как снимать ваше кино. Как снимать ваше кино - знаете только вы сами. 

Мы вместе с детьми переступаем порог их зажатости, чтобы они стали свободны в самовыражении. Этому ещё помогает атмосфера в студии. Можно разговаривать, лежать, сидеть на полу, слушать музыку в наушниках, петь.

Видно, как дети меняются после занятий?

Дети начинают свободнее рассуждать, становятся более открытыми. Очень много позитивных отзывов от родителей по этому поводу.

Когда ребята приходят первый раз, не горят желанием снимать свои авторские фильмы. Говорят, что нет идей. А они просто боятся их искать. Им проще, когда есть готовые герои и ситуации, и ничего придумывать не нужно. Я не отказываю, потому что понимаю, что ребятам трудно сориентироваться. Если ребенок снял первый фильм по Minecraft (компьютерная игра 6+), то второй он сделает по собственной истории.

Какой бывает анимация?

Техник очень много. Можно делать что-то в стоп-моушн или пикселяции. Классическая – рисованная, моя самая любимая. Как понятно из названия, каждый кадр отрисовывается, потом их «складывают» друг за другом и персонажи двигаются. Делают мультфильм на специальном столе, который называется «просвет». На изготовление такого мультфильма может уходить до года и больше. Нужно очень много рисовать.

Основная техника, которую мы используем у себя в студии – перекладка. Мы используем фоны, которые рисует ребёнок, и фигурки персонажей.

Работы детей и оборудование, на котором ребята делаю мультфильмы. Фото: Екатерина Ершова

Есть ещё объёмная техника. Это метод, при котором используют куклы. Для меня это самое сложное и абсолютно не моё. 

Один из наших учеников планирует работать в коллажной технике. Такого у нас ещё не было. Для создания фильма он будет использовать вырезки из газет и журналов.

Где обычные люди, не родители и не друзья, могут посмотреть мультфильмы, которые делают ребята в вашей студии?

В основном на нашем Youtube-канале DKPechka. Ещё каждый год мы представляем наши анимационные фильмы  в кинотеатре «Художественный». Детям важно показывать то, что они сделали. Например, вы выучили танец, значит - вам нужен зритель. Даже певец не может петь только для себя. Зачем я делаю кино? Наверное, чтобы поделиться своими мыслями, своим миром с другими людьми, а не просто выложить его в интернет, где будет несколько просмотров.

В зале на премьере собираются все авторы, их родственники, сторонние зрители. Эта общность аудитории важна даже юному режиссеру, не говоря уж о профессионалах. 

С января 2023 года совместно с Агентством социокультурных технологий и кинотеатром «Художественный» мы каждый месяц устраиваем и показы мультфильмов сделанных взрослыми для взрослых. Проект называется «Уколы анимации» (18+). Вход на показы свободный. Проводим их на площадках Kowalski Club и кинотеатра «Художественный».

Cтены детской киностудии украшают рисунки художника Александра Максимова. Фото: Екатерина Ершова

У вас есть любимый мультик? Что советуете посмотреть?

Любимого нет. Представляете, сколько их за год передо мной проходит? Есть то, что нравится. Советовать тоже сложно, потому что у всех вкусы разные. Например, кому-то непонятны миры Ивана Максимова, а мне его фильмы нравятся. Он один из классиков современной анимации.

Мне много, что ещё нравится. Посмотрите «Гору самоцветов» (0+), «Кота и лису» (0+) Константина Бронзита, фильм Натальи Березовой «Моя жизнь» (0+). Ещё нравятся фильмы молодых режиссёров Максима Куликова, Антона Дьякова, Светланы Андриановой и многих других. Одним из последних фильмов, который произвёл на меня впечатление стал «За забором» (0+) Марии Коган-Лернер. Это документальная анимация. Он есть в свободном доступе в интернете. Посмотрите его обязательно.

Фото: Екатерина Ершова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Куратор киноклуба «Треугольник»: «Давайте голосовать рублём за новое, интересное, волнующее, острое и актуальное кино»
    26 октября 2022, 13:57
    Куратор киноклуба «Треугольник»: «Давайте голосовать рублём за новое, интересное, волнующее, острое и актуальное кино»

    Что смотреть, где искать классное и интеллектуальное кино, каковы перспективы Голливуда. Поговорили об этом с куратором киноклуба «Треугольник» и аналитиком кинопроката Никитой Никитиным.

    Иван Аникеев: «Делаем то, что в Самаре не делает никто. Островского поставить – это мы хоть завтра. Но такого полно»
    30 января 2024, 20:31
    Иван Аникеев: «Делаем то, что в Самаре не делает никто. Островского поставить – это мы хоть завтра. Но такого полно»

    Самарский театр «KRUG_И» относит себя к андеграунду. Несмотря на то, что базируется он во Дворце детского и юношеского творчества на Куйбышева, 151, темы в спектаклях поднимают совсем недетские. Мы поговорили с художественным руководителем театра-студии «KRUG_И» Иваном Аникеевым про увлечение театром, которое не находило понимание в семье, любовь к негативным рецензиям и о мистике в особняке Наумова.

    Католический священник в Самаре: «Костёл - памятник архитектуры. Я не могу лишать людей возможности его увидеть»
    23 декабря 2022, 14:02
    Католический священник в Самаре: «Костёл - памятник архитектуры. Я не могу лишать людей возможности его увидеть»

    Отец Данило, или по нашему Даниил, из бразильского Сан-Паулу уже полгода служит в католическом костёле на улице Фрунзе. За это время он уже успел ощутить, что работает в туристическом сердце Самары. В интервью со священником поговорили о том, как храмы становятся частью городской культуры, запретах костёла и о совсем небразильском климате.

    Директор Самарского драмтеатра: «Я с разницей в неделю был на «Тартюфе» и оба раза видел полный зал. Это феномен»
    11 апреля 2022, 06:15
    Директор Самарского драмтеатра: «Я с разницей в неделю был на «Тартюфе» и оба раза видел полный зал. Это феномен»

    Новый директор Самарского театра драмы десять лет работал в сфере культуры в одном из самых интересных регионов — Пермском крае. Том самом, где ломались копья вокруг культурной революции, работал Курентзис и выпускали премьеры знаменитые европейские режиссёры. Может ли культура стать драйвером развития экономики, что нужно поменять в Самарской драме и какой профессии завидует директор.