21 июня 2022, 21:09

Режиссёр и телеведущий: «Я покупал курник, ехал с двумя лопатами в лес и копал окоп»

Съёмки фильмов в Самаре - редкое явление, которое обычно сопровождается удивлёнными взглядами прохожих и фразами: «Смотрите, кино снимают!» Однако талантами наш город точно не обделён – например, фильм «Солдат» (16+) самарского режиссёра Максима Палагнюка уже победил в номинации «Лучший дебютный режиссерский короткий метр» на британском онлайн-кинофестивале, а на Международном фестивале в Ливане дошел до полуфинала. Узнали у Максима, как песни The Prodigy и сдача анализов помогли ему найти себя в киноиндустрии,  сколько денег он потратил на съёмках дебютной картины и работой каких мэтров вдохновлялся (спойлер: в списках - Данила Козловский). 

«В детстве на каждую песню The Prodigy я придумывал клип» 

Быть актёром и режиссёром - моя мечта с раннего детства. Но вышло так, что я отучился на философа, а после стал журналистом. Уже более 15 лет работаю на телевидении: сначала на «СКАТе», сейчас - на «Губернии». Со временем я понял, что моя мечта отчасти сбылась: каждый корреспондент немного и актёр, и режиссёр, и даже оператор. Первые десять лет работы на телевидении мои творческие амбиции окупались, но в 2017 году я понял, что коротких сюжетов мне уже мало. Через год я поступил на курсы актёрского мастерства к театральному режиссеру Игорю Кузнецову. Нет, ну не зря же я в детстве на каждую песню The Prodigy придумывал клип, а иногда даже во сне видел сюжеты фильмов - пора было себя прокачивать.

Все эти пять лет я снимал любительские короткометражки без цветокоррекции, хорошего звука и профессиональных актёров. За это время я даже успел принять участие в нескольких крупных картинах: в сериале «Балабол» (16+) для «НТВ», «Великолепная пятерка» (16+) и «Спецназ ГБР» (16+) для «Пятого канала». Напомню, что у меня нет профессионального образования, но я всегда хотел стать профессионалом.

«Маршрутка превратилась в вертолет, зонтик - в автомат»  

Моя первая серьёзная короткометражка - фильм «Солдат» (16+). Не хочу спойлерить и рассказывать, о чём этот фильм, потому что его ещё нет в свободном доступе. Лучше всего о нём скажет слоган: «У каждого из нас своя война». Я уверен, что каждая минута пребывания где-то - это маленькая война: за место в маршрутке, на автомобильной парковке и даже на работе. У группы «Кино» есть близкая мне песня: 

Я чувствую, закрывая глаза,

Весь мир идет на меня войной.

Сама идея фильма пришла, когда я нехотя собирался в больницу на сдачу анализов. Представил, что я солдат и кто-то свыше отдал мне приказ, которому я не могу не подчиниться. Маршрутка превратилась в вертолёт, зонтик - в автомат. Я начал играть и красить серость вокруг себя яркими красками.

Уже после я понял, что эту историю можно круто подать. Я написал сценарий, показал самарскому оператору Вадиму Френкину, и уже через пару месяцев мы приступили к съёмкам. Ирина Исламова стала нашим звукооператором и занималась саундизайном. Это, кстати, было самым сложным в фильме: картина идет 13 минут, а на работу со звуком ушло гораздо больше времени. Ошибок избежать не удалось: в начале фильма всё же есть проблема со звуком - микрофон-удочка просто не включился. Переснимать мы не стали - времени было крайне мало. Но в следующий раз я уверен, что всё будет работать без сбоев. 

Я считаю, что звук в фильме - это 50 % его успеха. Можно создать неприметную картинку и с помощью звукового сопровождения мощно врубить фантазию зрителя. Мы очень хотели использовать в титрах песню Цоя, но ни в социальных сетях его сына, ни на музыкальных форумах мне так и не ответили. Поэтому я решил завершить картину своей композицией - и получилось, как мне кажется, круто. 

Мой знакомый бутафор Николай Кузьменко помог нам с реквизитом. Например, он раскрасил каску, которую я заказал на AliExpress, в точности, как в фильме «Спасти рядового Райана» (16+). А потом ещё и мастерски её состарил.

Мы не советовались с историками и не проверяли досконально подлинность каждой детали: идея фильма сыграла на том, что даже если в нём много несостыковок, это нормально. Исторические моменты картины происходят в голове у персонажа. А он же не знает, какая она - настоящая война. 

Главная гордость моего фильма - актёры. Мне помогали Иршат Байбиков из Самарского театра драмы и Игорь Рудаков из Самарского театра юного зрителя. Сложно поверить, но мы ни разу не репетировали и отсняли всю сцену за четыре часа: они сразу показали себя максимально круто. Из уважения к актёрам я предложил им за работу символическую плату. Честно сказать, у меня был довольно широкий список профессионалов, но никто не соглашался работать добровольно. Один из них даже сказал мне по телефону: «Мальчик, ты понимаешь, с кем ты говоришь? Я заслуженный артист!»

Главную роль в «Солдате» я отдал себе: этот персонаж и есть во многом я. Часто говорят, что фильм получается правдивым, когда ты снимаешь свою историю. Да и для того, чтобы получить главную роль в фильме, проще самому его снять. Удачный пример - Данила Козловский, который сам режиссирует, сам снимается.

Я доволен своей работой на 95 %, и это нормально. Вадим Френкин в самом начале предупредил, что фильм рождается три раза: первый - при написании сценария, второй - после съёмок, третий - на монтаже. Так и вышло - реальность оказалась ещё лучше ожиданий.

«Озвучить четыре строчки голосом Тома Хэнкса стоило четыре тысячи рублей»

Почти весь фильм я снял на свои деньги - ушло около 250 тысяч рублей. Благодаря тому, что многие ребята согласились мне помочь бесплатно, я сэкономил. Так бы потратил в районе 700 тысяч.  Я собирал донаты, но в итоге провалился: проплатил 10 тысяч за продвижение проекта, а собрал всего 18 тысяч. 

Затрат было очень много: например, голос в тизере озвучивает Станислав Концевич - тот, чьим голосом говорил Том Хэнкс в «Спасти рядового Райана» (16+). Озвучить четыре строчки вышло в четыре тысячи рублей. Кажется, что это копейки, но таких трат было безумное количество.

Решив сэкономить, большую часть работы я делал сам. Моросил дождь, у меня была температура. Я покупал курник, ехал с двумя лопатами в лес и копал окоп. Дублёров у меня тоже не было. На съёмке одной из сцен я выкурил около 15 папирос и просто умолял оператора: «Вадим, заканчивай!»

Да и дорогого оборудования у нас не было, но это всё мелочи. Я уверен, что сегодня техника - это не ограничение. «Солдат» снимался на бюджетный фотоаппарат Canon 77D. У меня в команде был человек, который сказал: «Ну стрёмная аппаратура, конечно, но мы всё сделаем». И мы сделали.

«Молодые режиссеры хотят снять сразу «вау», но не понимают, что нужно начинать с малого»

Мой приятель Егор Чичканов недавно сказал, что у многих молодых режиссёров горят глаза на моменте идеи, а в процессе реализации они резко гаснут. Дело в том, что они не видят сразу масштаб трагедии, хотя такой специалист должен быть реалистом.

Часто молодые режиссёры хотят снять сразу «вау», но не понимают, что нужно начинать с малого. Возьмите телефон и сделайте зарисовки, а уже после думайте про сложную графику и киношную картинку. И не нужно забывать про обучение: например, я сейчас прохожу курсы по режиссуре, нарабатываю навыки, прокачиваю скиллы.

Многие из тех, кто уже снял свой фильм, опускают руки после завершения работы: вроде бы и фильм готов, но что дальше? Существует множество кинофестивалей, но 98 % из них - платные. Отдать только за отбор придётся от 500 до 3000 рублей, и то не факт, что ты пройдёшь. Нужно сразу закладывать в бюджет ещё 25-30 тысяч рублей на участие в таких мероприятиях.

Раньше для меня кино было загадкой. Я думал, как же сделать так, чтобы фильм стал крутым. И только недавно понял, что фильм - это картина. Ты можешь рисовать её пальцами, а не кистью, а можешь использовать вместо краски кровь. Ты творишь каждый кадр и потом соединяешь всё на холсте.

«В Самаре только недавно перестали пугаться камер на улицах»

Можно ли в Самаре вообще стать известным режиссером? С одной стороны, да. Мой любимый пример - всё тот же Егор Чичканов. С другой - в нашем городе мало инструментов. Последнее время в кинотеатре «Художественный» пытаются создать движуху, но этого не совсем хватает для продвижения киноиндустрии в губернии.

Нам нужна помощь государства. Например, в Башкирии есть целые киностудии, где есть всё необходимое для съёмок. Там говорят: «Ничего не нужно, просто снимайте!» В Самаре только недавно перестали пугаться камер на улицах - да, теперь прохожие не кричат от шока, но ещё не считают съёмки вполне естественным процессом.

У нас много творческих ребят, много идей и классных локаций. Дайте нам поддержку, и мы покажем, на что способна Самара.

Фото: Екатерина Ершова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Как отбирают в космонавты
    31 мая 2021, 23:37
    Как отбирают в космонавты

    Александру Кудрявцеву 28 лет, и он из Самары. Прошлым летом он проходил отбор в отряд космонавтов в Звёздном городке. Саша рассказал, как это было, и зачем ему это нужно.

    Сотрудник филиала Третьяковки Мария Армен: «Рисование на улице – это новый способ гулять»
    26 октября 2023, 14:24
    Сотрудник филиала Третьяковки Мария Армен: «Рисование на улице – это новый способ гулять»

    Мария Армен не так давно переехала в Самару из Тольятти. Здесь она одна из кураторов проекта «Музей Фабрики-кухни» в филиале Третьяковской галереи. А ещё проводит пешеходные экскурсии в новом формате. Поговорили с Марией о том, зачем рисовать во время прогулок по городу и для чего она собирает истории самарцев.

    Бренд-шеф SeaPan Family Игорь Андриянов: «Не думал, что «Мидии и Гады» так мощно выстрелят»
    27 ноября 2023, 11:57
    Бренд-шеф SeaPan Family Игорь Андриянов: «Не думал, что «Мидии и Гады» так мощно выстрелят»

    Когда мы говорим о «быстрой еде», обычно представляем условную закусочную формата «заказал – забрал – съел». Качество, подача, разнообразие уходят на второй план. Главное – вкусно, сытно и недорого. В этом году массово концептуально новый формат «быстрой еды» с ресторанной подачей в Самаре представила SeaPan Family. Поговорили с бренд-шефом локальной сети Игорем Андрияновым о сломе шаблонов, планах по захвату гастромира и душевной готовке мяса.

    Режиссёр Ксения Вострикова: «Для съёмок фильма у меня было ноль знаний, умений и денег»
    13 июля 2023, 15:05
    Режиссёр Ксения Вострикова: «Для съёмок фильма у меня было ноль знаний, умений и денег»

    Ксения Вострикова начала работу над первым фильмом в 18 лет. У неё были только 10 тысяч рублей и огромное желание создать свою короткометражную ленту. Этим летом работа молодой режиссёрки «Только 50» (0+) про расстройство пищевого поведения попала на фестиваль самарского кино «Сделано здесь». Мы встретились с Ксенией после премьеры, которую тепло приняли зрители.