04 апреля 2024, 12:03

Режиссёр Антон Долганов: «Чайкин остров реально существует, но искать его по названию на картах бессмысленно»

В конце февраля 2024 года в кинотеатре «Художественный» состоялась премьера фильма «Чайкин остров» (16+). Около года над его созданием работала команда самарской видеостудии Modjo films. Журналист «Кому на Волге» встретилась с режиссёром проекта и основателем студии Антоном Долгановым: говорили про, как оказалось, реально существующий Чайкин остров, прототип главного героя, родительскую любовь, отдых за Волгой и возвращение в места детства. 

Режиссёр фильма «Чайкин остров» Антон Долганов. Фото: Виктория Старосельская

«Да, кино пропитано самарским вайбом, но оно не про Самару» 

Фильм «Чайкин остров» вызвал у меня волну мурашек. Так получилось, что за день до просмотра я поругалась с папой, и именно этот фильм дал мне какой-то мощный импульс и повод задуматься о важных вещах. Какая самая частая обратная связь поступает после просмотра фильма? Может, есть какие-то сюжетные линии, которые больше всего «попадают» в людей?

Здорово, что в тебе это так откликнулось. Больше всего в зрителях отзывается как раз тематика отношения отцов и детей. Многих цепляет эта история, большинству она понятна. Но ещё с классной обратной связью приходят настоящие волжане – люди островов. Кино снималось не исключительно под этих зрителей, но нам удалось «попасть» и в них. Сюжетная линия с Заволгой активирует воспоминания многих, чьё детство прошло в палатках по ту сторону реки. Мне кажется, что получилось максимально зрительское кино. Порой кажется, что даже слишком.

Это разве плохо?

Для меня это минус. Хотелось дать возможность зрителю самому додумать, посидеть и покопаться внутри себя. Как раз над этим я буду работать в следующих фильмах.

«Были не столько негативные отзывы сколько конструктивная критика и советы от коллег». Фото: Виктория Старосельская

Были люди, которые писали тебе или говорили лично: «Антон, это прямо про меня»?

Начну с того, что актёр, который играет главного героя, при первом прочтении сценария как будто узнал себя. Он ходит под парусом, можно сказать, речной человек. И, насколько я знаю, тема с отцом ему тоже очень близка. Хотя до нашей встречи я понятия не имел, что ему так откликнется эта работа. Помню, когда он прочитал сценарий, сразу порекомендовал песню группы MAD «Средняя Волга» для финала фильма. И она идеально подошла по смыслу и настроению. 

Были ли негативные отзывы?

Как-то нет. Меня даже немного расстраивает, что нет резонанса. Только один московский сценарист сказала, что фильм скучноват. Но она оценивала его именно с профессиональной точки зрения, а не с позиции зрителя. Были не столько негативные отзывы сколько конструктивная критика и советы от коллег.

«Сюжетная линия с Заволгой активирует воспоминания многих, чьё детство прошло в палатках по ту сторону реки». Фото: Виктория Старосельская

Вы уже успели показать фильм на многих фестивалях. Ранее ты сказал, что у людей здорово отзывается тема Заволги. Когда вы показываете фильм в других городах, как думаешь, они чувствуют и понимают эту линию?

Мы показывали фильм в Краснодаре, Архангельске и неоднократно в Москве. Скорее, зрителей в этих городах цепляла тема взаимопонимания между детьми и родителями. Но я уверен, что волжская тема «Чайкиного острова» может быть понятна не только в Самаре, но и в других городах, где есть та же Волга. Да, кино пропитано самарским вайбом, но оно не про Самару. Про волжские традиции, Заволгу, волжан – возможно, но никак не про конкретный город. 

«Чайкин остров» – третий фильм в твоей фильмографии?

Да, моей дебютной работой была картина «Как обычно» (16+) – художественный короткометражный фильм. Также в списке полнометражный документальный фильм «Домовой» (16+). И вот появился второй художественный – «Чайкин остров» (16+). И так вышло, что для меня именно последний фильм – моё первое полноценное кино. Не то, чтобы другие фильмы были неполноценными, просто при съёмках «Чайкиного острова» уровень ответственности был гораздо выше.

Ощущается ли разница в подготовке, продакшене и постпродакшене между первым фильмом и последним?

Конечно, хотя бы в том, что мы здорово увеличили количество людей. На съёмочной площадке «Чайкиного острова» было порядка 27 человек, а в титрах точно в два раза больше.

«При съёмках «Чайкиного острова» уровень ответственности был гораздо выше». Фото: Виктория Старосельская

Насколько я помню, в титрах был Олег Белов, про которого у тебя был отдельный фильм «Домовой». Вы продолжаете общаться и после съёмок?

Да, конечно. Я к нему обращаюсь, как к другу. Олег один из первых, кто читает мои сценарии и идеи. Я ему доверяю и всегда готов выслушать его профессиональную оценку. После написания сценария «Чайкиного острова» у нас были сложности с поиском актёра на роль мамы. И благодаря помощи Олега мы смогли её найти. 

Расскажи, использование нейросетей при создании фильма – это правда?

Мне нужно было найти пожилого актёра, похожего на уже имеющегося актёра в молодости. И я придумал, что если я возьму и состарю его портрет, то примерно пойму, на кого он должен быть похож через много лет. Нейросеть помогла мне с кастингом. Факт использования искусственного интеллекта в фильме не отрицаю, но не в том смысле, о котором можно сразу подумать.  

Закрытый показ «Чайкиного острова» был в июне 2023 года, а официальная премьера только в феврале 2024. Почему так долго? Время было отдано под фестивали?

Фестивали все проходили в разное время. На многие из них нельзя подавать запремьеренные фильмы. А когда наше агентство по продвижению разрешило организовать премьеру в Самаре, мы сразу же это сделали. 

Фильм появится в свободном доступе? 

Да, но пока непонятно, когда. Сейчас мы подаёмся на иностранные фестивали. 

«Откровенность зачастую воспринимается за признак слабости» 

Антон, кажется, что для меня, моих коллег, друзей и вообще всех читателей «Чайкин остров» будет совершенно про разное. Для тебя он про что?

Для меня этот фильм – способ выразить мысли и чувства. У моего друга умер отец, и я решил посвятить эту работу ему. Я многое вложил в картину, но перестал это воспринимать только за свою работу, когда понял, что моя команда вложила туда ещё больше. Я полностью разделил этот фильм с ними. 

Почему тебе так откликнулась эта тема?

С отцом моего друга мы виделись редко, буквально только на праздниках. А с самим другом знакомы полжизни. Это важный для меня человек. Но даже при такой близости не каждый был бы готов взяться за эту тему. А я захотел. И был готов к любому его ответу.

«Я многое вложил в картину, но перестал это воспринимать только за свою работу, когда понял, что моя команда вложила туда ещё больше». Фото: Виктория Старосельская

Друг – прототип главного героя? Он приходил на показ?

Он делал вместе с нами кино: отвечал за правдоподобность, выступал основой для сценариста. Я не люблю, когда говорят, что фильм основан на реальных событиях, но в нашем случае это действительно так. Такая работа с героем помогла нам сделать фильм более настоящим и жизненным.

Ты когда рассказал другу идею снять про него фильм, он не был против?

Первое, с чего я начал, это как раз со звонка другу. И от него я услышал твёрдое «да». Я сразу понимал, что без него снимать фильм не хочу, также не хочу, чтобы он оставался в стороне и был просто «основой».

 По словам режиссёра, основной логлайн фильма – «Говори, пока можешь говорить». Фото: Виктория Старосельская

Когда «Сом» анонсировал выход фильма, там было написано, что «Чайкин остров» – это «фильм, который рассказывает о трагической истории отца и сына». Ты согласен с определением – «трагический»?

Не совсем верное слово, как мне кажется. Трагическим фильм был бы, если бы кто-то там сбросился со скалы. Я бы поставил сюда слово «вдохновляющий». Основной логлайн фильма – «Говори, пока можешь говорить». Время уходит: можно бесконечно ругаться, а в конце концов и сказать «извини» будет некому. Мне кажется, важно как можно чаще говорить о любви. И этот фильм – он про ту самую скрытую любовь. Отец в фильме боится сказать о своих чувствах сыну. Ведь откровенность зачастую воспринимается за признак слабости. И это точно описывает характеры многих наших отцов. Но сейчас папы уже не такие.

А какие?

Сейчас они есть. Они открытые, участливые, совсем другие. Но, кстати, я сталкивался с отзывами, когда зрители узнавали там не своих пап, а, например, мам. Такое тоже бывает. 

«Моё место силы – моя родина: я родился в небольшой деревне Ульяновской области». Фото: Виктория Старосельская

«Эта поездка была про то, как важно просто прислушиваться к себе» 

Съёмки фильма шли пять дней, а подготовка?

Мы начали готовиться в июне 2022 года – стали формировать команду, а почти через год, в мае 2023-го, фильм был завершён. Главное, на что мы ориентировались и от чего зависели, это погода и сезон. Мы хотели снимать всё в августе, но не успели и сдвинули съёмки на осень. И хорошо, что так вышло: я несколько раз представлял эту историю в солнечных лучах на острове, в жару, без дождей. И мне как-то не понравилось. 

Были ли на острове местные во время съёмок? 

Да, они интересовались, помогали и вообще не мешали. Например, для сцены, где папа чистит рыбу, ту самую рыбу мы купили у местных отдыхающих. Они содействовали в транспортировке и поиске реквизита. А ещё один из актёров второго плана был «срисован» с одного из местных героев. 

Знаковая локация – квартира семьи главного героя. Как вы её нашли?

Нам безумно повезло – это квартира нашего художника-постановщика. Там никто не жил, она стояла неторопливо на продаже. Складывалось ощущение, что квартира как будто замерла во времени, внутри было вообще непонятно, какой сейчас год. Всё здорово складывалось. Фильму суждено было быть.

«Один из актёров второго плана был «срисован» с одного из местных героев». Фото: Виктория Старосельская

А остров? Его искали?

Чайкин остров реально существует, но искать его по названию бессмысленно – так его знают только в простонародье. Он находится напротив села Ермаково, недалеко от Винновки (53.171390, 49.617762). И это тот остров, где отдыхал мой друг с его отцом. Во время съёмок фильма часть группы жила в гостинице при монастыре, переправлялась каждый день на остров, а часть группы оставалась прямо там в палатках.

Откуда такое название?

В периоды, когда вода сильно уходит, рядом с островом появляется коса – и там, по рассказам местных, всегда много чаек. Но во время наших съёмок коса была затоплена. Поэтому и чаек в фильме почти нет, всего три: двух сдувает штормовым ветром, а ещё одна «позирует» на переднем плане во время съёмок рассвета. 

Чайкин остров для каждого свой. У тебя есть такая локация?

Моё место силы – моя родина: я родился в небольшой деревне Ульяновской области. Иногда я приезжаю туда, чтобы залезть на гору, подышать, погулять и выпить воды из родника. Это место про моё детство. 

А ещё есть любимая дача в Богатовском районе. Стараюсь проводить там практически всё свободное время. Летом, например, плаваю на каноэ по озеру. Готовка еды на костре, баня, сельские магазины и рынки – всё это мне очень близко.

«Я бы хотел отдохнуть на Чайкином острове уже без съёмок и камер». Фото: Виктория Старосельская

Какие ещё места по Самарской области любишь?

Очень люблю Подвальские террасы. Эта локация тоже тесно связана с моим детством: в деревне рядом с Подвальем жила моя прабабушка по отцовской линии. И сейчас там осталось много родственников. Ещё обожаю ездить на велосипеде по Ширяево – в этом месте супер-природа. Из менее популярного – Новый Буян, где можно покататься на лошадях.

Видела, что ты с другом устраивал фототур в Подвальских террасах. Что дают тебе такие путешествия? 

Конкретно это было с целью не выгореть. Вместе с другом Кириллом Егоровым в 2023 году сгоняли в Подвальские террасы, чтобы просто отдохнуть. Мы устроили себе выходные: набрали плёнок и камер, встречали рассвет и провожали закат, пили кофе и много говорили обо всём, сидя у костра. Эта поездка была про то, как важно просто прислушиваться к себе. Большое счастье, что у меня есть люди, которым это также близко. 

Есть места, куда планируешь доехать этим летом?

Я бы хотел отдохнуть на Чайкином острове уже без съёмок и камер. Думаю, что в этом году мы сорвёмся туда с моим другом Лёшей, поставим палатку и пробудем на острове хотя бы пару дней.

«В этой сфере можно ни у кого не учиться – можно учиться у самого себя» 

Ты как-то в интервью «Волга Ньюс» говорил, что у тебя нет режиссёрского образования…

Уже есть.

Но обучение же всё равно требуется продолжать? 

Да, вот купил на апрель очередной курс. А ещё регулярно прохожу мастер-классы. Но «требуется» – не совсем верное слово. В этой сфере можно ни у кого не учиться – можно учиться у самого себя. Вопрос лишь в том, как быстро ты хочешь чем-то овладеть. И для того, чтобы ускорить результат, нужны наставники. 

У меня просто был незакрытый пункт про обучение на режиссёра. Я учился и на колориста, и на монтажёра, и на моушн-дизайнера, ещё проходил всевозможные курсы по свету. А вот вопрос с режиссурой закрыл только в 2023 году.

«Развитие сильного видеопроизводства в регионе поможет сделать так, что на нас начнут обращать внимание по всей стране». Фото: Виктория Старосельская

Конкуренции с каждым годом в видеосфере всё больше?

Я начал заниматься видео в 2013 году. Помню, что в то время я не мог найти хотя бы кого-то, кто бы снял клип для моей группы. Вокруг были одни свадебщики. И я понял, что хочу заниматься видео. Быстро влился в монтаж, начал снимать, прошёл несколько фотокурсов. А ещё стал рано преподавать – примерно через три года. Нужно было быстро закрыть все свои пробелы: учитель же должен знать ответы на все вопросы. Сейчас ребят, которые делают классно, в городе становится всё больше. Но это не про конкуренцию.

Нет ли чувства, что ты растишь себе конкуренцию?

Наоборот, обучение других мне помогает. Классный ученик – это всегда круто. Да и потребность в качественном видеопродукте всё равно выше, чем мы можем дать городу. Заметьте: куда не посмотри, везде рилсмейкеры, а найти того, кто может эти классные рилсы снять, проблема. Если в Самаре будут больше снимать кино, кто-то из моих учеников выпустит свою художественную работу, это будет прекрасно. Я готов поддержать их всем, чем могу. Развитие сильного видеопроизводства в регионе поможет сделать так, что на нас начнут обращать внимание по всей стране.

Фото: Виктория Старосельская

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Художник моды из Самары: «На выставке, чтобы люди не подходили обниматься, я облил пиджак краской»
    31 мая 2022, 22:45
    Художник моды из Самары: «На выставке, чтобы люди не подходили обниматься, я облил пиджак краской»

    Марк Берне исследует гендерную идентичность через призму моды. Самарский художник читает лекции на эту тему и проводит персональные выставки, где касается темы внешнего вида людей и необычных атрибутов одежды. Мы поговорили с автором о том, как меняется мода, где можно найти достойные вещи и о том, что можно считать произведением искусства.

    Логотипщик Николай Давыдов: «Таких, как я, в России всего пять человек»
    16 июня 2023, 11:45
    Логотипщик Николай Давыдов: «Таких, как я, в России всего пять человек»

    Николай Давыдов – художник. Только профессия у него весьма специфическая. Он наносит логотипы на нефтяные резервуары. Чтобы понять, как это работает, мы встретились с Николаем на крупнейшей в России базе смешения нефти. Из разговора с ним узнали, каково это – работать всё лето, зачем проходить 100 километров в день на лыжах и каким, по его мнению, должен быть мурал.

    Режиссёр и телеведущий: «Я покупал курник, ехал с двумя лопатами в лес и копал окоп»
    21 июня 2022, 21:09
    Режиссёр и телеведущий: «Я покупал курник, ехал с двумя лопатами в лес и копал окоп»

    Фильм «Солдат» (16+) самарского режиссёра Максима Палагнюка победил в номинации «Лучший дебютный режиссерский короткий метр» на британском онлайн-кинофестивале. Узнали у Максима, как песни The Prodigy и сдача анализов помогли ему найти себя в киноиндустрии, сколько денег он потратил на съёмках дебютной картины и работой каких мэтров вдохновлялся.

    Самарский художник и музыкант: «В простом мы привыкли искать скрытые смыслы. В этом и есть сила искусства»
    27 октября 2022, 11:40
    Самарский художник и музыкант: «В простом мы привыкли искать скрытые смыслы. В этом и есть сила искусства»

    О Молохе мало, что известно, как и о многих других художниках уличной волны. Поговорили с Максимом о том, почему он решил поменять стену на холст, как шрифты превратились в картины, и чем животные могут быть лучше людей.