07 декабря 2023, 14:13

Промоутер и сооснователь JBC Promotion Борис Елатомцев: «Зачастую то, что делают региональные промоутеры, это меценатство»

Прийти на концерт любимой группы – круто, а вот организовать его – сложно. Не могли даже и подумать, насколько, пока не поговорили с сооснователем JBC Promotion Борисом Елатомцевым. Обсудили закрытие «Звезды», обретённый «дом» для концертов в «Сигнале», вечеринки в торговых центрах, поиск новых имён в музыке и даже ненадолго вернулись в прошлое на гребне «поволжской волны».

Cооснователь JBC Promotion Борис Елатомцев. Фото: Виталий Шабинский

«"Звезда" на тот момент была самым модным ночным клубом в городе. Концерты там проводить нам не разрешали» 

Давай расскажем историю JBC Promotion: если я правильно посчитала, вы занимаетесь привозами почти 15 лет?

Совсем скоро будет 16 лет, как я в этой сфере. В середине нулевых в Самаре было достаточно много промоутеров, которые занимались организацией совершенно разных концертов. Первое время я не был организатором. Занимался менеджментом в группе Bajinda Behind The Enemy Lines, участником которой, например, была Алла Фармер. Мы выступали на мероприятиях, которые организовывал Слава Чудо – один из будущих сооснователей JBC Promotion. Также с нами в компании был Дима Джем – у него тоже была довольно успешная группа Camapa Jam. Слава на тот момент был арт-директором клуба «33 и 1/3», который находился в цирке. Как-то после концертов наших групп мы со Славой и Димой закинули идею организовать промоушен, чтобы устраивать в Самаре концерты локальных музыкантов. Но в перспективе мы, конечно же, мечтали привозить своих любимых музыкантов. 

Борис Елатомцев: «Как-то после концертов наших групп мы со Славой Чудо и Димой Джемом закинули идею организовать промоушен, чтобы устраивать в Самаре концерты локальных музыкантов.  Но в перспективе мы, конечно же, мечтали привозить своих любимых музыкантов». Фото: Виталий Шабинский

Зачем тебе это было нужно?

Я хотел развивать группу, в которой работал. В этом и была главная цель. Понимал, что если я сам стану промоутером, у меня появится классная возможность приглашать в Самару артистов, у которых мы будем выступать на разогреве. Так было, например, с известной в начале нулевых группой Punk TV. В целом классно, когда тебя замечают именитые музыканты и их менеджеры. 

Где раньше устраивали концерты, кроме упомянутого выше «33 и 1/3»?

Были ещё бары «Сквозняк», «Подвал» и «Гололёд». Последний находился на Дачной. Сейчас на его месте магазин DNS. Иногда собирали концерты в городских домах культуры. В общем, в местах, которые толком и не были предназначены для этого. «Звезда» на тот момент была самым модным ночным клубом в городе, концерты там проводить нам не разрешали. Нас туда первый раз пустили в 2009 году. Как раз с Punk TV и Bajinda Behind The Enemy Lines. И то это было в четверг.

Борис Елатомцев: «Звезда» на тот момент была самым модным ночным клубом в городе, концерты там проводить нам не разрешали». Фото: Виталий Шабинский

Когда «Звезда» изменилась?

Где-то в 2012-2013-х годах в «Звезде» становилось всё меньше своих мероприятий, и нам начали постоянно предлагать привозить своих артистов. Настолько постоянно, что в какой-то момент JBC Promotion стал зависим от «Звезды». Мы почувствовали разницу между концертами в рок-барах и на хорошо обустроенной площадке. Так бывший клуб стал главным местом для привозов. 

Первые отмены концертов и первые убытки – всё это связано со «Звездой». В 2014 бывшие владельцы захотели закрыть клуб. Мы же со Славой решили, что не дадим проекту умереть. Так «Звезда» получила новую жизнь, стала полностью концертной площадкой без намёков на клуб.

В 2023 «Звезда» закрылась окончательно. Что это для тебя значило?

К этой площадке мы, конечно, очень сильно привыкли, но с точки зрения развития, достигли потолка. По ряду причин мы не могли комфортно работать в предоставленных условиях. Например, нас не устраивала входная группа: проход на площадку был исключительно через улицу в любое время года. За это нас заваливали негативными отзывами. И мы понимали, что начинать эту зиму с того же, с чем мы не смогли справиться в прошлую, не имеет никакого смысла.

«Есть такое правило: забери что-то у человека, а потом верни, и он будет радоваться этому, как первый раз в жизни»

Чувства сожаления совсем не было?

Мы с командой переживали какое-то время, потому что концерты никто не отменял: нужно было быстро найти подходящее помещение. И останавливать свою работу мы не собирались. Нашли помещение в Kin-Up – там, где раньше были «ЯR-бар» и ресторан «Утёсов». У этого пространства тоже есть свои проблемы и недостатки. Например, летом там было плохо с вентиляцией. Но это можно поправить. В «Звезде» же трудности были нерешаемыми.  

Ты говоришь: «мы с командой». Кто с тобой работает?

Это довольно много людей. Но решения принимают семь человек: Анатолий Шаля, я, Слава Чудо, Анна Агаршева, Борис Колесников, Сергей Ивошин и Света Караваева. Эти люди связаны с концертной индустрией и организацией мероприятий разных уровней.

Борис Елатомцев: «Первые отмены концертов и первые убытки – всё это связано со «Звездой». В 2014 бывшие владельцы захотели закрыть клуб». Фото: Виталий Шабинский

Сейчас в целом удачное время для промоутеров? И как быстро вам удалось оправиться от пандемии и приспособиться к новой реальности?

Примерно через неделю после снятия жёстких ограничений мы уже не чувствовали, что пандемия вообще была. Люди сильно соскучились по концертам. Есть такое правило: забери что-то у человека, а потом верни, и он будет радоваться этому как первый раз в жизни.

Сейчас артистов просто стало меньше. Группы, которые относились к среднему и топовому форматам, не выступают по разным причинам. Аудитория тех, кто продолжает свою концертную деятельность, растёт. 

Есть исполнитель, который круто раскрылся лично для тебя за последние пару лет?

Я вижу, как из больших артистов в топовых выросли The Hatters. На первом концерте в «Звезде» они собрали 200 человек, а сейчас делают солдауты. Мне кажется, им уже пора замахнуться на помещения побольше.

Из тех, кого ещё вспомнил, рок-группа «Три дня дождя». Ребята начинали с рок-бара «Подвал» и аудитории в 100 человек в 2020 году. В середине декабря 2023 они соберут «МТЛ Арену». И, конечно, яркий пример – группа «Князь». На них стабильно в «Звезде» ходило по 500 человек. Сейчас – солдаут в «МТЛ Арене». Это, конечно, ещё и история про грамотный пиар-ход – сериал «Король и Шут» (18+), который вышел в начале года.

«Местная сцена быстро развивается, но так же быстро она и затухает»

Из интервью Насти Швец для «Самарской газеты» узнала, что ты ещё работаешь в «Хвате». За что ты там отвечаешь?

С «Хватом» у нас долгие дружеские отношения: «Звезда» вместе с «Борей» делали совместный проект «ЗиМ». Там-то и была разработана стилевая концепция нынешнего «Хвата». После того, как летняя история площадки закончилась, решили реализовать её в новом месте. Я иногда помогаю консультациями и организацией привозов. Чаще всего это происходит на безвозмездной основе. Мы – друзья. 

«Хват» выбрал для себя дико сложную работу. Я пришла на один из классных, как мне показалось, привозов, где было крайне мало людей, а потом вспомнила, какой разрыв был в «ЗиМ» на диджей-сете у Карины Истоминой. Тебе не кажется, что организация таких мероприятий в Самаре – сложное и иногда неблагодарное дело?

Да, ты права. Но я горжусь этим стремлением и работой, которую проводят ребята. Владельцы «Хвата» изначально прекрасно понимали, что будет сложно. Они могли бы сделать просто бар и наполнить его людьми, но не пошли по простому пути. Они влюбились в концепцию, которую сами же и придумали, создавая «ЗиМ». Это игра вдолгую, но сооснователи в неё верят. 

Зачастую то, что делают региональные промоутеры, это меценатство. Например, уже давно мы со Славой поняли, что уходим в минус именно на тех привозах, когда приглашаем в Самару своих любимых музыкантов. Мы запросто могли бы с семьями слетать на их концерты в Москву – было бы гораздо дешевле.

Борис Елатомцев: «Есть такое правило: забери что-то у человека, а потом верни, и он будет радоваться этому как первый раз в жизни». Фото: Виталий Шабинский

А Истомина, про которую ты говорила, выступала на «Продлёнке» – это немного другая история для Самары. Ребята чётко знают, чего хотят, и очень точно следуют своему плану. Заметила, что где бы они не устраивали привозы, на них всегда собирается большое количество людей? Это называется профессионализм. 

Да, даже в торговых центрах. Кстати, как тебе адаптация такой площадки под концерты?

То, что делала «Продлёнка» в «Амбаре» – это смело и классно. Глоток свежего воздуха для города. Когда я узнал про эту затею, сразу представил в голове огромную очередь на входе. Так всё и было! Понимаю, что была целая куча недочётов с точки зрения технических моментов, но это не имело никакого значения. Один лишь факт, что сразу после этой тусовки несколько торговых центров захотели устроить у себя что-то подобное, круто. Но для меня это всё же разовая штука. Мне кажется, что больше такого «вау-эффекта» от этого не будет. Но уверен: ребята придумают что-нибудь новенькое.

Борис Елатомцев: «В музыкальных кругах был термин «поволжская волна» - объединение десятка коллективов из Самары, Тольятти, Казани и Нижнего Новгорода. Они делали классную музыку и стали узнаваемым брендом». Фото: Виталий Шабинский

Как думаешь, какие шаги нужно предпринять, чтобы ещё круче прокачать музыкальное движение в Самаре?

Местная сцена быстро развивается, но так же быстро она и затухает. Люди не добиваются определённого успеха и перестают пытаться. Сейчас из гастролирующих артистов Самары кроме Димы Артемьева из VLNY сложно даже кого-то вспомнить. 

Должно быть комьюнити музыкантов. Раньше, когда «Бажинда» и Cheese People только начинали свой путь, в музыкальных кругах был термин «поволжская волна». Это объединение десятка коллективов из Самары, Тольятти, Казани и Нижнего Новгорода, которые делали классную музыку и стали узнаваемым брендом. 

А комьюнити промоутеров возможно?

Такое объединение возможно, если мы говорим не про коммерцию. Когда дело касается организации больших концертов, тяжело работать вместе и не быть конкурентами. В Самаре, кстати, у нас почти нет промоутеров, которые работают в одном ценовом сегменте. Те, кто делают концерты в барах, не собирают арены, и наоборот. Мы видим, что делают другие, и стараемся не лезть в чужую нишу.

Фото обложки: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Иван Аникеев: «Делаем то, что в Самаре не делает никто. Островского поставить – это мы хоть завтра. Но такого полно»
    30 января 2024, 20:31
    Иван Аникеев: «Делаем то, что в Самаре не делает никто. Островского поставить – это мы хоть завтра. Но такого полно»

    Самарский театр «KRUG_И» относит себя к андеграунду. Несмотря на то, что базируется он во Дворце детского и юношеского творчества на Куйбышева, 151, темы в спектаклях поднимают совсем недетские. Мы поговорили с художественным руководителем театра-студии «KRUG_И» Иваном Аникеевым про увлечение театром, которое не находило понимание в семье, любовь к негативным рецензиям и о мистике в особняке Наумова.

    Логотипщик Николай Давыдов: «Таких, как я, в России всего пять человек»
    16 июня 2023, 11:45
    Логотипщик Николай Давыдов: «Таких, как я, в России всего пять человек»

    Николай Давыдов – художник. Только профессия у него весьма специфическая. Он наносит логотипы на нефтяные резервуары. Чтобы понять, как это работает, мы встретились с Николаем на крупнейшей в России базе смешения нефти. Из разговора с ним узнали, каково это – работать всё лето, зачем проходить 100 километров в день на лыжах и каким, по его мнению, должен быть мурал.

    Звонарь и актёр Савва Зорин: «Электронщину на колоколах многие восприняли в штыки. Говорили, что из-за таких, как я, всё и рушится»
    05 мая 2024, 12:00
    Звонарь и актёр Савва Зорин: «Электронщину на колоколах многие восприняли в штыки. Говорили, что из-за таких, как я, всё и рушится»

    Говорим – «звонарь», представляем церковного служителя в длинной чёрной рясе, предпочтительно с бородой и огромным крестом на шее. Развеиваем стереотипы и знакомим вас со звонарём, актёром театра драмы и художником Саввой Зориным. Вспомнили с ним знаковое интервью шестилетней давности и сделку с мамой, узнали больше про дресс-код и зарплату хозяина колокольни и разобрались в колокольном звоне с отсылками к ранним The Prodigy, джанглу и дабстепу.

    Реставратор ретромотоциклов и автомобилей Евгений Jack: «Ты приезжаешь из такого путешествия и думаешь: «***[жесть], как хорошо, что я доехал!»
    02 мая 2024, 07:45
    Реставратор ретромотоциклов и автомобилей Евгений Jack: «Ты приезжаешь из такого путешествия и думаешь: «***[жесть], как хорошо, что я доехал!»

    Евгений Jack играет на волынке в фолк-группе Dead Rabbits (16+) и занимается изготовлением реплик средневекового вооружения. Кроме этого, он увлекается реставрацией ретромотоциклов и автомобилей. Казалось бы, эти музейные экспонаты безнадёжно устарели и не годятся для современного ритма жизни. Однако мастер на все руки перебрал технику «по кусочкам», чтобы подарить ей вторую жизнь. Евгений рассказал про ретровыставки, про то, как нашёл «Волгу» 1960-х годов и превратил военный мотоцикл, который постоянно глох в пробке, в транспорт для путешествий по городам России.