Прийти на концерт любимой группы – круто, а вот организовать его – сложно. Не могли даже и подумать, насколько, пока не поговорили с сооснователем JBC Promotion Борисом Елатомцевым. Обсудили закрытие «Звезды», обретённый «дом» для концертов в «Сигнале», вечеринки в торговых центрах, поиск новых имён в музыке и даже ненадолго вернулись в прошлое на гребне «поволжской волны».
Cооснователь JBC Promotion Борис Елатомцев. Фото: Виталий Шабинский
«"Звезда" на тот момент была самым модным ночным клубом в городе. Концерты там проводить нам не разрешали»
Давай расскажем историю JBC Promotion: если я правильно посчитала, вы занимаетесь привозами почти 15 лет?
Совсем скоро будет 16 лет, как я в этой сфере. В середине нулевых в Самаре было достаточно много промоутеров, которые занимались организацией совершенно разных концертов. Первое время я не был организатором. Занимался менеджментом в группе Bajinda Behind The Enemy Lines, участником которой, например, была Алла Фармер. Мы выступали на мероприятиях, которые организовывал Слава Чудо – один из будущих сооснователей JBC Promotion. Также с нами в компании был Дима Джем – у него тоже была довольно успешная группа Camapa Jam. Слава на тот момент был арт-директором клуба «33 и 1/3», который находился в цирке. Как-то после концертов наших групп мы со Славой и Димой закинули идею организовать промоушен, чтобы устраивать в Самаре концерты локальных музыкантов. Но в перспективе мы, конечно же, мечтали привозить своих любимых музыкантов.
Борис Елатомцев: «Как-то после концертов наших групп мы со Славой Чудо и Димой Джемом закинули идею организовать промоушен, чтобы устраивать в Самаре концерты локальных музыкантов. Но в перспективе мы, конечно же, мечтали привозить своих любимых музыкантов». Фото: Виталий Шабинский
Зачем тебе это было нужно?
Я хотел развивать группу, в которой работал. В этом и была главная цель. Понимал, что если я сам стану промоутером, у меня появится классная возможность приглашать в Самару артистов, у которых мы будем выступать на разогреве. Так было, например, с известной в начале нулевых группой Punk TV. В целом классно, когда тебя замечают именитые музыканты и их менеджеры.
Где раньше устраивали концерты, кроме упомянутого выше «33 и 1/3»?
Были ещё бары «Сквозняк», «Подвал» и «Гололёд». Последний находился на Дачной. Сейчас на его месте магазин DNS. Иногда собирали концерты в городских домах культуры. В общем, в местах, которые толком и не были предназначены для этого. «Звезда» на тот момент была самым модным ночным клубом в городе, концерты там проводить нам не разрешали. Нас туда первый раз пустили в 2009 году. Как раз с Punk TV и Bajinda Behind The Enemy Lines. И то это было в четверг.
Борис Елатомцев: «Звезда» на тот момент была самым модным ночным клубом в городе, концерты там проводить нам не разрешали». Фото: Виталий Шабинский
Когда «Звезда» изменилась?
Где-то в 2012-2013-х годах в «Звезде» становилось всё меньше своих мероприятий, и нам начали постоянно предлагать привозить своих артистов. Настолько постоянно, что в какой-то момент JBC Promotion стал зависим от «Звезды». Мы почувствовали разницу между концертами в рок-барах и на хорошо обустроенной площадке. Так бывший клуб стал главным местом для привозов.
Первые отмены концертов и первые убытки – всё это связано со «Звездой». В 2014 бывшие владельцы захотели закрыть клуб. Мы же со Славой решили, что не дадим проекту умереть. Так «Звезда» получила новую жизнь, стала полностью концертной площадкой без намёков на клуб.
В 2023 «Звезда» закрылась окончательно. Что это для тебя значило?
К этой площадке мы, конечно, очень сильно привыкли, но с точки зрения развития, достигли потолка. По ряду причин мы не могли комфортно работать в предоставленных условиях. Например, нас не устраивала входная группа: проход на площадку был исключительно через улицу в любое время года. За это нас заваливали негативными отзывами. И мы понимали, что начинать эту зиму с того же, с чем мы не смогли справиться в прошлую, не имеет никакого смысла.
«Есть такое правило: забери что-то у человека, а потом верни, и он будет радоваться этому, как первый раз в жизни»
Чувства сожаления совсем не было?
Мы с командой переживали какое-то время, потому что концерты никто не отменял: нужно было быстро найти подходящее помещение. И останавливать свою работу мы не собирались. Нашли помещение в Kin-Up – там, где раньше были «ЯR-бар» и ресторан «Утёсов». У этого пространства тоже есть свои проблемы и недостатки. Например, летом там было плохо с вентиляцией. Но это можно поправить. В «Звезде» же трудности были нерешаемыми.
Ты говоришь: «мы с командой». Кто с тобой работает?
Это довольно много людей. Но решения принимают семь человек: Анатолий Шаля, я, Слава Чудо, Анна Агаршева, Борис Колесников, Сергей Ивошин и Света Караваева. Эти люди связаны с концертной индустрией и организацией мероприятий разных уровней.
Борис Елатомцев: «Первые отмены концертов и первые убытки – всё это связано со «Звездой». В 2014 бывшие владельцы захотели закрыть клуб». Фото: Виталий Шабинский
Сейчас в целом удачное время для промоутеров? И как быстро вам удалось оправиться от пандемии и приспособиться к новой реальности?
Примерно через неделю после снятия жёстких ограничений мы уже не чувствовали, что пандемия вообще была. Люди сильно соскучились по концертам. Есть такое правило: забери что-то у человека, а потом верни, и он будет радоваться этому как первый раз в жизни.
Сейчас артистов просто стало меньше. Группы, которые относились к среднему и топовому форматам, не выступают по разным причинам. Аудитория тех, кто продолжает свою концертную деятельность, растёт.
Есть исполнитель, который круто раскрылся лично для тебя за последние пару лет?
Я вижу, как из больших артистов в топовых выросли The Hatters. На первом концерте в «Звезде» они собрали 200 человек, а сейчас делают солдауты. Мне кажется, им уже пора замахнуться на помещения побольше.
Из тех, кого ещё вспомнил, рок-группа «Три дня дождя». Ребята начинали с рок-бара «Подвал» и аудитории в 100 человек в 2020 году. В середине декабря 2023 они соберут «МТЛ Арену». И, конечно, яркий пример – группа «Князь». На них стабильно в «Звезде» ходило по 500 человек. Сейчас – солдаут в «МТЛ Арене». Это, конечно, ещё и история про грамотный пиар-ход – сериал «Король и Шут» (18+), который вышел в начале года.
«Местная сцена быстро развивается, но так же быстро она и затухает»
Из интервью Насти Швец для «Самарской газеты» узнала, что ты ещё работаешь в «Хвате». За что ты там отвечаешь?
С «Хватом» у нас долгие дружеские отношения: «Звезда» вместе с «Борей» делали совместный проект «ЗиМ». Там-то и была разработана стилевая концепция нынешнего «Хвата». После того, как летняя история площадки закончилась, решили реализовать её в новом месте. Я иногда помогаю консультациями и организацией привозов. Чаще всего это происходит на безвозмездной основе. Мы – друзья.
«Хват» выбрал для себя дико сложную работу. Я пришла на один из классных, как мне показалось, привозов, где было крайне мало людей, а потом вспомнила, какой разрыв был в «ЗиМ» на диджей-сете у Карины Истоминой. Тебе не кажется, что организация таких мероприятий в Самаре – сложное и иногда неблагодарное дело?
Да, ты права. Но я горжусь этим стремлением и работой, которую проводят ребята. Владельцы «Хвата» изначально прекрасно понимали, что будет сложно. Они могли бы сделать просто бар и наполнить его людьми, но не пошли по простому пути. Они влюбились в концепцию, которую сами же и придумали, создавая «ЗиМ». Это игра вдолгую, но сооснователи в неё верят.
Зачастую то, что делают региональные промоутеры, это меценатство. Например, уже давно мы со Славой поняли, что уходим в минус именно на тех привозах, когда приглашаем в Самару своих любимых музыкантов. Мы запросто могли бы с семьями слетать на их концерты в Москву – было бы гораздо дешевле.
Борис Елатомцев: «Есть такое правило: забери что-то у человека, а потом верни, и он будет радоваться этому как первый раз в жизни». Фото: Виталий Шабинский
А Истомина, про которую ты говорила, выступала на «Продлёнке» – это немного другая история для Самары. Ребята чётко знают, чего хотят, и очень точно следуют своему плану. Заметила, что где бы они не устраивали привозы, на них всегда собирается большое количество людей? Это называется профессионализм.
Да, даже в торговых центрах. Кстати, как тебе адаптация такой площадки под концерты?
То, что делала «Продлёнка» в «Амбаре» – это смело и классно. Глоток свежего воздуха для города. Когда я узнал про эту затею, сразу представил в голове огромную очередь на входе. Так всё и было! Понимаю, что была целая куча недочётов с точки зрения технических моментов, но это не имело никакого значения. Один лишь факт, что сразу после этой тусовки несколько торговых центров захотели устроить у себя что-то подобное, круто. Но для меня это всё же разовая штука. Мне кажется, что больше такого «вау-эффекта» от этого не будет. Но уверен: ребята придумают что-нибудь новенькое.
Борис Елатомцев: «В музыкальных кругах был термин «поволжская волна» - объединение десятка коллективов из Самары, Тольятти, Казани и Нижнего Новгорода. Они делали классную музыку и стали узнаваемым брендом». Фото: Виталий Шабинский
Как думаешь, какие шаги нужно предпринять, чтобы ещё круче прокачать музыкальное движение в Самаре?
Местная сцена быстро развивается, но так же быстро она и затухает. Люди не добиваются определённого успеха и перестают пытаться. Сейчас из гастролирующих артистов Самары кроме Димы Артемьева из VLNY сложно даже кого-то вспомнить.
Должно быть комьюнити музыкантов. Раньше, когда «Бажинда» и Cheese People только начинали свой путь, в музыкальных кругах был термин «поволжская волна». Это объединение десятка коллективов из Самары, Тольятти, Казани и Нижнего Новгорода, которые делали классную музыку и стали узнаваемым брендом.
А комьюнити промоутеров возможно?
Такое объединение возможно, если мы говорим не про коммерцию. Когда дело касается организации больших концертов, тяжело работать вместе и не быть конкурентами. В Самаре, кстати, у нас почти нет промоутеров, которые работают в одном ценовом сегменте. Те, кто делают концерты в барах, не собирают арены, и наоборот. Мы видим, что делают другие, и стараемся не лезть в чужую нишу.
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий