Преподаватель и концертмейстер Детской центральной хоровой школы при Самарском театре оперы и балета Ирина Расторгуева уверена: неодарённых детей не бывает. Важно лишь вовремя разглядеть в ребёнке талант. Поговорили с Ириной про страхи на работе, протесты учеников, равнодушие родителей и занятия в медицинском центре.
«Бабушка стояла позади меня и шептала: “Ира, только не бросай музыкальную школу. Только не музыкальную”»
На сайте Детской центральной хоровой школы есть ваша цитата: «В своём исполнительском творчестве искренне выражаю любовь к людям, жизни, миру». Для вас всё, что связано с музыкой…
Это про любовь. Глубокую и сильную. Не только к человеку, но и к природе, ко всему миру. В музыке всё это есть.
Эта любовь с детства?
Я выросла в семье инженеров. Моя мама родилась в 1941 году, всегда хотела учиться в музыкальной школе. Время было неспокойное и сложное, поэтому её желанию так и не удалось исполниться. Но она свою мечту воплотила во мне.
Мама часто ставила мне пластинки. До сих пор помню, как совсем маленькая слушала «Щелкунчика» и «Лебединое озеро». Не могу сказать, что мечтала стать профессиональным музыкантом до седьмого класса.
А что в седьмом классе случилось?
Мама уехала в командировку в Минск, и я была предоставлена сама себе. Не было такого, что я должна была сесть за инструмент, поставить перед собой часы и заниматься определённое время. Я была свободна в своём выборе: я села за музыкальный инструмент по собственному желанию и не заметила, как пролетел целый день.
Родственники обрадовались этому?
Вся моя семья была в восторге от музыки. Ещё в первом классе параллельно с музыкальной школой меня отдали на фигурное катание: я вставала в шесть утра и бежала на каток. А ещё ходила в бассейн. Когда у меня начались проблемы со здоровьем, мне нужно было выбрать что-то одно. Бабушка стояла позади меня и шептала: «Ира, только не бросай музыкальную школу. Только не музыкальную».
Даже совмещение музыкальной и обычной школы – крайне непростая история. Было сложно?
Да, утром школа, а вечером - время музыки. А в это время одноклассники гурьбой выбегали гулять на улицу. У меня были саночки и кукла. Мне так хотелось показать их знакомым девчонкам, но меня выводили подышать свежим воздухом только часов в девять вечера. Естественно, там меня никто не видел. Помню, было обидно.
Это была зависть?
Признаюсь, что была. Однажды подруги пришли отпрашивать меня на улицу с коньками на плечах. Мама сказала: «У Иры скоро технический зачёт, она готовится». А мне так хотелось на каток!
Сейчас нет сожаления, что детство как-будто прошло мимо?
Всё это было не зря. И я благодарна родителям. Музыка – моя жизнь.
«Можно сказать, что такого ребёнка я “везу” на своих плечах»
Ваша связь с музыкой продолжилась и после школы.
Я отучилась семь лет в музыкальной школе, год – на предпрофессиональной подготовке, а после поступила в музыкальное училище. Это время было самым лучшим: молодость, влюблённность, друзья, с которыми мы до сих пор общаемся. Сразу после училища, в 19 лет, я устроилась на свою первую работу. Мой педагог пригласила меня стать концертмейстером в Детской музыкальной школе №4.
Не волнительно было в таком юном возрасте работать с детьми?
Мне давали учеников, но я их боялась. Играть я умела, а вот кого-то учить… Просто не знала, что с ними делать, поэтому с опаской ходила на уроки. Любовь к преподавательской деятельности появилась только здесь, в хоровой школе.
В 2000 году я попала сюда случайно. Водила дочку в Детскую музыкальную школу №2 к своей хорошей знакомой. Она и предложила мне стать концертмейстером и педагогом в хоровой школе. С этого началась моя вторая жизнь. Я выходила отсюда с ощущением, что у меня за спиной крылья, и думала: «Какое же счастье. За это ещё и деньги платят».
В нашей школе есть три хора: «Искорки», «Радость» и «Вентус» для разных возрастов. Я концертмейстер на хоре «Радость» и преподаватель по классу фортепиано. Мы ставим спектакли, готовимся к экзаменам два раза в год, выступаем на конкурсах и часто становимся победителями и лауреатами.
Сейчас уже нет страха перед детьми?
Нет. Они все одарённые, способные, отзывчивые. У всех глаза горят. У меня есть два ученика, которые уже закончили музыкальную школу, но всё ещё не могут со мной расстаться: приходят и продолжают играть. Они это делают осознанно и с большим удовольствием.
Музыка - это про усидчивость, внимание и труд. И, конечно, иногда бывает, что не у всех хватает терпения, начинается протест.
Что происходит в таком случае?
Дети уходят с занятий. Нельзя заставлять детей заниматься музыкой, если они её не любят.
А есть ли неталантливые дети? Те, кому не дано заниматься музыкой?
Нет таких. Любой талант можно развить. Бывает, что способность спрятана очень глубоко. Нужно лишь желание, терпение и время. Здесь важно, чтобы родитель и педагог работали в тесной связке, в тандеме. Но случается такое, что близкие хотят просто отдать сына или дочь на занятия и не принимать в этом никакого личного участия. Можно сказать, что такого ребёнка я «везу» на своих плечах. Это всегда трудная, но нечастая история.
Какому главному правилу вы учите своих воспитанников?
Я хочу, чтобы они умели реализовывать свои чувства через звуки и образы. На занятиях мы «рисуем» картинки в музыке, придумываем сюжеты. И для этого нам не нужны кисточки и карандаши. Мы делаем это образно.
«Ребёнок должен реализовать себя сам: музыка – здорово, медицина – шикарно, танцы – потрясающе»
Были ли моменты, когда хотелось оставить музыку?
Нет, была только пауза в работе. В 28 лет я родила второго ребёнка и настолько погрузилась в материнство, купалась в семейном счастье, что просидела дома девять лет.
А первый ребёнок в каком возрасте появился?
В 20. Я ушла в декрет и практически сразу после рождения сына вышла на работу. Бабушка согласилась помочь в воспитании.
Ваш сын тоже музыкант?
Он ходил в музыкальную школу, но в пятом классе сильно заболел. Мы решили оставить музыку.
А вот дочь пошла по моим стопам. Ещё, когда ей было пять лет я поняла, что ей легко даётся музыка. Я старалась её заинтересовать: мы вместе играли, пели, танцевали, делали ритмические упражнения. С семи лет она пошла в музыкальную школу, а после выбрала другой путь и выучилась на переводчика с китайского языка.
Совсем недавно у меня родилась внучка. Ей всего восемь месяцев, но у меня уже есть кое-какие мысли по поводу неё. Она с родителями живёт в Швейцарии, и я поеду к ним на новогодние праздники. Заказала внучке детский музыкальный инструмент с песенками. Посмотрим, вдруг понравится.
Всё же есть мечта, чтобы внучка продолжила ваше дело?
Да, но я не расстроюсь, если она выберет что-то другое. Ребёнок должен реализовать себя сам: музыка - здорово, медицина - шикарно, танцы - потрясающе. Главное - не передавить, дать человеку самостоятельно сделать выбор.
«Важно, чтобы каждый урок затрагивал струнки души»
Кем вы хотели стать до седьмого класса?
Я мечтала быть врачом-нейрохирургом. В медицину я не пошла, но всё равно судьба привела в эту сферу. В сентябре 2022 года моя подруга предложила мне работу в детском оздоровительном центре «Пойду сам». Он специализируется на двигательном и психо-речевом развитии и лечении соответствующих патологий, в том числе ДЦП.
Это был сложный выбор?
Да, мне было немного страшно. Я не представляла, как работать с детьми с двигательными патологиями. Если в хоровой школе я знаю, чем буду заниматься с учениками, то здесь всё оказалось сложнее. К каждому занятию я готовлюсь по полтора часа. Пытаюсь сделать так, чтобы детям было и полезно, и интересно. Мне важно, чтобы каждый урок затрагивал струнки их души.
В чём специфика такой работы?
Здесь нужно чётко понимать, что в группе разные дети. Например, один ребёнок может взять в руки музыкальный инструмент, другой нет. Всё занятие мы проводим в разрешённых позициях. Да, мы не делаем на уроках каких-то сложных движений. Тянемся к солнышку, обнимаем себя или родителя – это могут практически все. А ещё детям очень нравится просто дотрагиваться до музыкальных инструментов. У них сразу столько радости в глазах.
Я прихожу на работу с искренностью, внутренней честностью и желанием помочь. И как раз в эти моменты страх и все переживания уходят на второй план.
Фото: Лилия Файзуллова
Комментарии ()
Написать комментарий