14 июля 2021, 15:26

Помощник режиссёра драмтеатра: «На «Ladies` Night» бывает, что женщины навеселе кричат актёрам: «Давай раздевайся», но таких - единицы»

Постановка театральных спектаклей — сложный процесс. И если артисты и режиссёр всегда на виду, то за кулисами остаются не менее важные люди. Поговорили с одним из них. Это помощник режиссёра, заведующая труппой Самарского драматического театра Елена Сомова. Она рассказала о нестандартных ситуациях во время спектаклей и о любви зрителей к актёрам.

Елена Сомова. В драмтеатре с 1991 года. С 2007 года - заведующая труппой. 

Над спектаклем работает большая творческая команда: осветители, художники по костюмам, бутафорский цех, пошивочный цех, звукорежиссёры, актёры, конечно. У нас в театре три помощника режиссёра. Моя работа начинается от читки пьесы и заканчивается, когда закрывается занавес на сцене. Во время спектакля я сижу за пультом за кулисами. Кручу поворотный круг сцены или кольцо с помощью рычага, поднимаю и опускаю занавес, даю команды техническим службам, по громкоговорителю вызываю актёров на сцену.

В нашей работе важно хорошо ориентироваться. Например, как-то лопнул трос на круге сцены. Для смены декораций монтировщикам пришлось прямо во время спектакля выходить в театральных костюмах и переставлять мебель. Ещё одна история: в спектакле «Замок Швеции» Александр Амелин бегал за Жанной Романенко. По сюжету она прячется, круг поворачивается и он должен был её найти в нужном месте. Круг ломается и Саша теряется. Жанне Анатальевне пришлось его звать «Саша, я здесь, я здесь». 

Мне повезло. Помимо замечательных актёров нашего театра, я видела и столичных. На сцене драмтеатра работали Рената Литвинова, Евгений Гришковец. К нам приезжал Марк Захаров со спектаклем «Женитьба». В нём играли Александр Абдулов, Олег Янковский, Инна Чурикова. Нам разрешили присутствовать на репетиции.

О зрителях

Все приезжие актёры отмечают, какой у нас замечательный зал. Наши актёры всегда обращают внимание на то, как реагируют зрители. Переживают, когда зал не сразу хлопает после окончания спектакля. Но это понятно — люди под впечатлением, им нужно время прийти в себя. Ценим, когда реагируют на конкретную сцену. В музыкальном спектакле не принято аплодировать во время постановки, у нас же это наоборот приветствуется.

Бывает, конечно, что кто-то не выключит телефон во время спектакля. Это мешает прежде всего другим зрителям. У актёров есть правило «четвёртой стены», когда они отгораживаются от происходящего в зале. Они не должны реагировать на внешние раздражители. Но как-то во время спектакля актёр Валерий Архипов сделал замечание зрителю, у которого заиграл телефон. На тот момент художественным руководителем театра был Пётр Монастырский, который наказал актёра.

Бывают и «очень весёлые зрители» зрители. Такие часто комментируют спектакль. На «Ladies` Night» бывает, что женщины навеселе кричат актёрам: «Давай раздевайся», но таких - единицы. Чаще зритель воспитанный и благодарный. У  актрисы Ольги Шебуевой была поклонница, которая каждый раз сидела на первом ряду зала малой сцены и всегда с биноклем. В конце спектакля всегда дарила цветы и кричала «Браво, Оленька». Её так мы и прозвали между собой «Браво Оленька».

А Сергея Меркушева, молодого мальчишку, очень любила старенькая бабушка, которая приносила ему варенье, пирожки, ждала его на вахте. Это были 1990-е годы, когда с продуктами была напряжёнка. Тогда же за артистами, в основном молодыми мужчинами, после спектакля толпами ходили поклонницы. Провожали до остановки, а некоторые и в транспорт с ними садились. Сейчас вся любовь переместилась в соцсети.

Пробка от шампанского залетела прямо в постель к артистам

Артистам приходится работать в разных условиях. В 90-е был эксперимент – на малой сцене на спектаклях зрители сидели за накрытыми столиками. Сцена маленькая, зрители близко сидят. И вот после начала спектакля «Через год на том же месте», кто-то решил открыть бутылку шампанского, но не справился с пробкой, и она залетела прямо в кровать к артистам.

Была еще история, когда я участвовала в спектакле «Звуки музыки». В самом начале вместе с другими актрисами в монашеском облачении со свечами в руках в темноте идём по зрительскому залу к сцене. Молча. Когда мы поравнялись с 4 рядом, один из зрителей обернулся и вскрикнул. Мы в этот момент тихо рассмеялись. А нам ещё «Аллилую» надо было петь.

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Основатель проекта «Надо сохранить»: «Всех градозащитных активистов воспринимают как городских сумасшедших»
    23 июня 2022, 18:52
    Основатель проекта «Надо сохранить»: «Всех градозащитных активистов воспринимают как городских сумасшедших»

    Ставим запятую во фразе «Снести нельзя восстановить» в правильном месте (после слова «нельзя») и знакомим вас с основателем самарского проекта «Надо сохранить» Михаилом Митюковым. За два года работы вместе с командой волонтёров он завершил несколько проектов. Узнали у Михаила, зачем ему это нужно, что интересного можно найти в спальных районах Самары, и чем новая застройка на окраинах может быть интересна нашим потомкам.

    Начальник поисково-спасательной службы Самарской области: «Иногда люди делают всё для того, чтобы заблудиться»
    01 декабря 2021, 13:52
    Начальник поисково-спасательной службы Самарской области: «Иногда люди делают всё для того, чтобы заблудиться»

    Путешествия - это всегда про красоту, природу, новые впечатления. Но не стоит забывать и о безопасности. Поговорили с начальником региональной поисково-спасательной службы Олегом Моцарем и выяснили, как правильно вести себя в путешествиях, где в Самарской области туристам стоит быть особенно внимательными.

    Директор Самарского драмтеатра: «Я с разницей в неделю был на «Тартюфе» и оба раза видел полный зал. Это феномен»
    11 апреля 2022, 06:15
    Директор Самарского драмтеатра: «Я с разницей в неделю был на «Тартюфе» и оба раза видел полный зал. Это феномен»

    Новый директор Самарского театра драмы десять лет работал в сфере культуры в одном из самых интересных регионов — Пермском крае. Том самом, где ломались копья вокруг культурной революции, работал Курентзис и выпускали премьеры знаменитые европейские режиссёры. Может ли культура стать драйвером развития экономики, что нужно поменять в Самарской драме и какой профессии завидует директор.

    «Нам повезло быть запертыми в самой большой стране мира»
    07 января 2022, 16:02
    «Нам повезло быть запертыми в самой большой стране мира»

    Алексей Жирухин - топовый самарский блогер, проехавший 55 стран мира и почти всю Россию. А еще он участвует в лыжных и велосипедных марафонах. Алексей рассказал, как планировать маршруты, съездить в Норвегию на авто и как добывал золото в Амурской области.