30 сентября 2022, 10:00

Куратор лаборатории «ИЗМ» и искусствовед: «На наш “Ковёр-самаралёт” ложились дети и говорили: “Это самый лучший ВолгаФест, тут можно трогать!”»

Что такое сайнс-арт? Зачем молодежи нужно изучать совриск? Об этом мы поговорили с Полиной Фищенко - куратором лаборатории «ИЗМ», искусствоведом, медиатором Уральской индустриальной биеннале. Недавно она стала резиденткой «Нулевой комнаты» и запустила обучающий курс по современному искусству для подростков. Для чего он нужен, и кому будет полезен - ответы в её истории.

Искусство вместо юриспруденции

Я родилась в Самаре, здесь живёт вся моя семья. Это мой самый любимый город в России. Поэтому я решила вернуться сюда и развиваться здесь. В Самаре с 25 сентября начала вести занятия лаборатории «ИЗМ». Ребята познакомятся с разными институциями, с историей современного искусства всего мира, с самарской арт-сценой и сформируют собственные проекты. Мне кажется, что это очень важно изучать.

Благодаря лаборатории дети могут найти поддержку, себя. У меня был подобный опыт: в 16 лет я попала в летнюю школу в Красноярске, где один из курсов вела заместитель директора местного музейного центра. Мне это настолько понравилось, что я решила стать искусствоведом. До этого я планировала быть юристом, но ни разу не пожалела о своем выборе. Возможно, кому-то из ребят, которые попадут в мою лабораторию, будет полезен этот опыт в качестве профориентации.

Просвещение в искусстве

Я планирую взять до 25 школьников. Предусмотрена большая теоретическая часть, в которой я буду рассказывать про разные направления в искусстве XX и XXI веков. Мы будем изучать биографии художников, их жизненный путь. Потом у нас будет небольшая практическая часть, в которой ребята сами попробуют создать произведения искусства. Будь то перформанс, инсталляция, картина или что-нибудь другое.

В конце Лаборатории каждый представит свой проект. Кто-то, может быть, почувствует себя практиком искусства и создаст картину. Кто-то захочет взяться за саунд-арт инсталляцию, кто-то почувствует близость к теории, напишет статью, создаст СМИ об искусстве или подкаст.

Самара, Екатеринбург и Красноярск

Мне кажется, что сравнивать города с точки зрения современного искусства достаточно сложно. В каждом свой уровень развития культурной тусовки. В Красноярске комьюнити художников очень сплочённое. Там все дружат, общаются, делают совместные выставки, продают работы друг друга, что просто немыслимо. В Екатеринбурге с этим сложнее, потому что там среда конкурентная и из-за этого напряжённая. Мне там было немного тяжело. Все пытаются стать первыми и занять лучшее место под солнцем.

В Самаре я живу всего два месяца, поэтому многого сказать не могу. Знаю точно, что здесь есть громкие имена. Например, пока я училась в Екатеринбурге, мы обсуждали творчество Андрея Сяйлева (самарский художник, известный своими музейными и уличными работами) на курсе по современному российскому искусству. Это здорово. Надеюсь, что Самара когда-нибудь станет самым классным современным искусствоведческим центром. Она этого заслуживает.

Наука и искусство

Сайнс-арт - это очень сложное направление. Художник, который находится в нём, должен быть осведомлён о том, как работают научные гипотезы, явления, техника. Чтобы сайнс-арт развивался нужна очень хорошая поддержка. Я ничего не слышала про самарских сайнс-арт художников, поэтому мне кажется, что их нет, но я могу ошибаться.

В Екатеринбурге есть известная арт-группа «Куда бегут собаки», которая отчасти начала развиваться, потому что городской контекст этому способствовал - институции, фонды, которые поддерживают научное искусство. Художников активно зовут на выставки. Главное - подготовить почву, тогда в ней что-то прорастёт.

В России очень много разных фондов и университетов, которые разрабатывают тему сайнс-арта. Есть лаборатории, в которые могут приходить художники. Всё только начинается и развивается.

«Куда бегут собаки» поднимают различные темы в своих работах. Мне нравится, что они разносторонние. Они могут говорить о сложных вещах, визуализировать задачи, над которыми бьются учёные, но в то же время они иронизируют над наукой.

Некоторые зарубежные художники делают различные эксперименты со своим телом. Кто-то ложится под нож хирурга и делает пластические операции. А, например, одна художница вкалывала себе иммуноглобулин лошади. После введения большой дозы во время перформанса, она отметила, что стала более эмоциональной, чувствительной, плаксивой. Художница объяснила это тем, что травоядные животные более чувствительные чем остальные. Непонятно, куда это всё приведёт, но это очень интересно.

Топ художников по версии Полины Фищенко

Сай Твомбли - американский автор и скульптор-абстракционист

Мария Лассниг - художница из Австрии, которая работает с темой телесности

АЕС+Ф - междисциплинарная творческая группа из России

арт-группа «Куда бегут собаки»

Локальные события

На «ВолгаФесте» в этом году я была координатором площадки самарской Третьяковки. Мы выставили арт-объект «Ковёр-самаралёт» - это произведение текстильного искусства. Его девять месяцев плели в лаборатории «Мягкий цех». Ещё у нас была большая паутина. Её создавали неделю под руководством казанской худжницы Зухры Салаховой.

«Ковёр-самаралёт» скоро «улетит» в здание Фабрики-кухни, куда переедет самарская Третьяковка. Он будет находиться там в образовательном отделе.

Мне очень нравится, что в Самаре появится такая огромная институция. Скорее всего, она станет центром притяжения туристов. Уже сейчас многие мои друзья искусствоведы в предвкушении её открытия. Кроме того, нужен будет большой штат искусствоведов, местные специалисты будут там работать. Это прекрасно.

Я рада, что Фабрику-кухню реконструировали так ответственно. Многие здания теряют свой первоначальный облик, выглядят некрасиво. А Фабрику восстанавливают очень бережно и аккуратно. Здорово, что этот памятник конструктивизма не стал заброшенным, и в нём будет кипеть культурная жизнь.

Культурное место

В Екатеринбурге я стажировалась в арт-галерее Ельцин Центра. В тот момент там проходил фестиваль Bring Your Own Beamer (Принеси свой проектор). Художники могли показать видео-арт, представить инсталляции, всё что хотят. Это было удивительное зрелище, потому что все стены галереи были заняты проекциями. Было ярко, громко, красиво. Мне бы хотелось, чтобы что-то типа такого проводилось в Самаре, поэтому уже начала закидывать свою идею некоторым художникам.

Ельцин Центр - классная институция, потому что там развиваются инклюзивные проекты. У них есть мероприятия для людей с разными видами инвалидности, для семей, где есть люди с деменцией. Программа очень разносторонняя. Там проводят фестивали, экскурсии и другие события. Ругают Ельцин Центр больше консервативные люди, которые считают, что там распространяют западные ценности. Это не совсем объективные обвинения.

Тенденции

Сейчас очень популярно искусство в формате NFT (токен, в котором зашифрована информация о цифровом файле). Все узнаваемые авторы и те, кто хочет активно продаваться, создают такие работы. Не знаю, как долго будет востребован этот феномен. Многие думают, что это просто мыльный пузырь, и вот-вот он лопнет. Я не берусь тут судить, так как в этой теме не так сильна.

Сейчас стало намного больше интерактивных объектов, потому что все художники хотят, чтобы их работы оставались у зрителя в памяти. И мне кажется, что это лучший способ добиться этого. На наш «Ковёр-самаралёт» ложились дети и говорили: «Мама, это самый лучший ВолгаФест, тут можно трогать!».

Среди тем лидирует телесность и национальная идентичность, которая процветает уже несколько лет точно. Всё больше художников обращается к своим корням, к народу, этносу. Родные сказки, которые рассказывали детям, недостаточно исследованы. Важно, чтобы культура не забывалась. Фольклор - огромная её часть.

У российского искусства свой уникальный путь. Очень многие события влияют на его развитие. Художники создают те вещи, которых на Западе никогда не было. Мне кажется, что это нужно ценить. Если мы будем всё время думать о том, что мы где-то отстаём, то ни к чему не придём. Гнаться за какими-то людьми и идеями - не очень хорошо. Куда важнее строить своё собственное искусство и наполнять его теми смыслами, которые нам ближе.

Фото: Екатерина Ершова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Режиссёр и телеведущий: «Я покупал курник, ехал с двумя лопатами в лес и копал окоп»
    21 июня 2022, 21:09
    Режиссёр и телеведущий: «Я покупал курник, ехал с двумя лопатами в лес и копал окоп»

    Фильм «Солдат» (16+) самарского режиссёра Максима Палагнюка победил в номинации «Лучший дебютный режиссерский короткий метр» на британском онлайн-кинофестивале. Узнали у Максима, как песни The Prodigy и сдача анализов помогли ему найти себя в киноиндустрии, сколько денег он потратил на съёмках дебютной картины и работой каких мэтров вдохновлялся.

    Как глухого парня из провинции не взяли в Макдональдс, а он покорил «Евровидение» и поехал на ЧМ-18
    30 мая 2021, 14:12
    Как глухого парня из провинции не взяли в Макдональдс, а он покорил «Евровидение» и поехал на ЧМ-18

    Представьте, что вы не слышите. В том смысле, что не слышите вообще ничего: ни шума автомобилей на улице, ни шелеста листвы, ни разговоров соседей за стенкой, ни звука капающей из крана воды - ни-че-го.

    Художник моды из Самары: «На выставке, чтобы люди не подходили обниматься, я облил пиджак краской»
    31 мая 2022, 22:45
    Художник моды из Самары: «На выставке, чтобы люди не подходили обниматься, я облил пиджак краской»

    Марк Берне исследует гендерную идентичность через призму моды. Самарский художник читает лекции на эту тему и проводит персональные выставки, где касается темы внешнего вида людей и необычных атрибутов одежды. Мы поговорили с автором о том, как меняется мода, где можно найти достойные вещи и о том, что можно считать произведением искусства.