26 октября 2022, 13:57

Куратор киноклуба «Треугольник»: «Давайте голосовать рублём за новое, интересное, волнующее, острое и актуальное кино»

Что смотреть, где искать классное и интеллектуальное кино, каковы перспективы Голливуда. Поговорили об этом с куратором киноклуба «Треугольник» и аналитиком кинопроката Никитой Никитиным.

В 2011 году на базе Центра российской кинематографии «Художественный» открылся клуб любителей кинематографа и медиаискусств «Треугольник». Проект призван отражать современное состояние кинематографа во всём его многообразии. Помимо кинопоказов в «Художественном» проводят выставки, лекции и фестивали.

Работа киноклуба в 2022 году чем-то отличается от того, что было раньше?

Впервые за долгое время «Треугольник» не уходил на каникулы. Обычно в июле и августе большинство зрителей в отпусках, студенты и прочая активная аудитория постоянно где-то на природе или даже за рубежом. Поэтому с середины лета и до сентября обычно «Художественный» делает паузу в показах. Но в этом году повода прекращать работу не было. Продолжало выходить кино для взыскательной аудитории. Пока есть, что показывать минимум раз в неделю. Если кто-то был в коме последние семь-восемь месяцев, проснулся и отправится в киноклуб, то особой разницы с тем, что было в январе-феврале, он не заметит.

Есть ли рекомендации по соотношению российских и иностранных фильмов, которые должны выходить на большом экране?

«Художественный» является частью Государственного бюджетного учреждения культуры «Агентство социокультурных технологии», и в связи с этим для него существовало требование показывать в репертуаре не менее 40% российских фильмов. Даже если это условие по-прежнему действует, вспоминать про него в данный момент нет смысла, так как российские фильмы и без того занимают большую часть расписания и сборов. Знакомить самарцев с лучшими отечественными авторскими работами – задача, которая является частью самой концепции «Художественного» и киноклуба «Треугольник», это их ДНК. Фильмов, которые нестыдно показать, довольно много, так что с этим совершенно нет проблем.

Откуда в нашем прокате берутся новинки сейчас?

Голливуд ушёл, крупного зарубежного кино нет, и в ближайшем будущем пока его возвращения не предвещается. Те новинки, которые мы смотрим сейчас, это независимое англоязычное и европейское  кино, которое дистрибьюторы успели приобрести заблаговременно. По ним продолжают действовать контракты о приобретении прав, их нарушать, как вы понимаете, крайне нежелательно, это грозит большими неустойками. Также у многих наших прокатчиков, которые долго и добросовестно работали последние годы, сохранились хорошие отношения с зарубежными партнерами, продавцами и производителями кино. Поэтому они могут договориться о возможности выпустить на нашей территории тот или иной стоящий фильм. По этим причинам репертуар наших кинотеатров пока не полностью оскудел, и в них еще можно встретить такие фильмы как «Решение уйти» (16+), «Всё везде и сразу» (18+), «Три тысячи лет желаний» (18+) и так далее.

Что вы можете посоветовать?

В августе мне удалось побывать на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге, а в сентябре на совершенно новом киносмотре, который назывался «Новый сезон». Его проводили в Сочи. Там мне удалось ознакомиться со многими образцами актуального российского кино, готового к прокату на текущий момент. Из этих поездок я вынес много впечатлений, но постоянно рассказываю друзьям о нескольких картинах. В первую очередь  фильм «Экспресс» (16+). Это полнометражный дебют молодого режиссера Руслана Братова, который пять лет назад взорвал «Кинотавр» короткометражной комедией «Лалай-Балалай» (16+). Её довольно сложно найти, но верю, что ваши читатели пытливые. События его полнометражного дебюта развиваются в неназванном городке на Кавказе. В картине криминальный авантюрный сюжет, которому позавидовал бы Гай Ричи. И в то же время это эстетский фильм, но наполненный особой энергетикой. Это хулиганский, смелый, увлекательный, молодежный фильм. Пожалуй, именно «Экспресс» можно назвать главным российским  проектом года для киноманов.

Также могу посоветовать «Далёкие близкие» (12+) Ивана Соснина. Это история про отца и сына, которые едут через всю страну — из Хабаровска в Москву. Они давно по-настоящему не общались, но теперь эта поездка сблизит их заново. Сын работает дальнобойщиком, а отец — пожилой учитель географии, который за всю жизнь никуда не выезжал. Отец знакомится в соцсетях с женщиной из Москвы и решает с ней встретиться, поэтому и напрашивается к сыну в поездку. По пути герои переживают разные приключения. Это трогательная, трагикомичная история с очень душевным народным юмором.

Также осмелюсь посоветовать триллер «По-мужски» (16+) с Антоном Лапенко в главной роли. Он выходит в кинотеатрах с 10 ноября, будет в том числе специальный спецпоказ у нас в «Треугольнике», всех приглашаю. А вообще, я всем советую смотреть русское артмейнстримное кино.

Было такое, что вы ничего не ожидали от фильма, отправляясь в кино, а он вас удивил?

Конечно, бывало разное. Я в свое время был под большим впечатлением от лучших образцов румынского авторского кино, от кинематографа братьев Дарденн. Как правило, сначала узнаешь о таком кино с фестивалей, читаешь рецензии, у тебя формируется какое-то первое впечатление, от этого взвинчиваются ожидания. С другой стороны, накачиваешь в себе и предубеждение к фильмам, чтобы возникшие завышенные ожидания уравновесить. Но хорошее авторское кино очень быстро тебя разоружает, бессмысленно сопротивляться его кинематографической мощи, силе его образов. Именно так на меня подействовали лучшие фильмы Кристи Пуйю, Кристиана Мунджиу, тех же братьев Дарденн. Много хорошего кино и в зрительском сегменте. «Кинг Конг» (16+), «Гравитация» (12+), «Аватар» (12+), «Властелин колец» (12+) – всё это просто очень хорошее кино без всяких скидок на жанр и увлекательность повествования.    

Если вы следили за «Властелином колец», то наверняка знаете, что в 2022 году вышел сериал про эту вселенную, где присутствуют эльфы-афроамериканцы и прочие атрибуты актуальной мировой повестки. В целом кинематограф сильно поддаётся её влиянию?

Пожалуй, да, но давайте не забывать, что это сложный, живой культурный процесс, против которого бесполезно выстраивать какие-то стены. В любом случае, всё это к нам придёт. Маятник культурной ситуации находится на этой стороне. Когда это окончательно к нам придет, будем обсуждать, дискутировать. Если мы себя мыслим частью глобального мира, мы неминуемо находимся в этом контексте.

Сериал я не смотрел, но хайп вокруг него до меня, конечно, дошел. Сегодня контента так много, что его не успеваешь «съедать». Могу понять тех, кто жалуется на то, что мы постоянно смотрим одни и те же истории. Да, кино как искусство все больше сдается под натиском коммерции, сплошь выходят одни сиквелы и приквелы. Но этому есть простое противоядие – давайте перестанем это смотреть. Давайте голосовать рублём за то, чтобы голливудские и российские кинодеятели предлагали нам новое, интересное, волнующее, острое, актуальное. Если перестать смотреть однотипное кино, то его перестанут делать. Всё просто. 

Вы смотрите обзоры BadComedian?

Нет, потому что они наносят огромный вред тому, как понимает кино широкая аудитория. Господин Баженов, безусловно, выдающийся человек, он один из киноблогеров-первопроходцев, к нему можно уважительно относиться как к одному из первых авторов развлекательного контента на Youtube. Его шутки раньше заходили, но было это в году 2016-ом, если не раньше. Но явно не ему заниматься разборами кинематографа Андрея Звягинцева. Другой известный блогер Юрий Хованский как-то выпустил ролик «Пять причин перестать смотреть BadComedian» (16+). Подписываюсь под каждым из сказанных им слов. Хованский как грамотный кинозритель, при всей спорности его публичного образа, гораздо больше понимает в искусстве кино, чем BadComedian.  

Как сейчас в Самаре с кинофестивалями?

В прежние годы в том же «Художественном» проходили самые разные фестивали, в том числе «Кино детям», фестиваль уличного кино, «Французская осень», национальные кинонедели, Beat Film Festival, тот же «70 на 30». Сейчас прежняя активность по понятным причинам поставлена на паузу, но мы пытаемся это компенсировать, привозим известных гостей. Например, Егора Чичканова — уроженца Самарской области, который стал большим московским режиссёром сериалов. 3 ноября нас планирует посетить Александр Шебанов — известный столичный сценарист и киноблогер. На «Ночи искусств» будем рассказывать о том, как грамотно смотреть кино. Если кому интересно, обязательно приходите. А 11 ноября «Художественный» посетит сам Андрей Мерзликин, не нуждающийся в представлениях.

Больше всего, конечно, не хватает фестиваля дебютного кино «70/30». Он проходил пять лет подряд до сентября 2020. Это была крайне полезная инициатива по объединению людей, которые хотят делать кино в Самаре. Отчасти это получилось. Участники знакомились, делились опытом, обменивались оборудованием, вместе ездили снимать, приглашали гостей и коллег из других регионов. Будем надеяться, что как только все ограничения уйдут, всё восстановится.

Что вам запомнилось из программы «70/30»?

Назвать можно многих, например, Владимира Метальникова. Его трехминутная «Бабайка» (16+) - превосходный короткометражный хоррор. Номинально это любительское кино, но при этом вполне профессионально снятое. Сейчас Владимир остановился в своих творческих изысканиях, но надеюсь, что он в скором времени продолжит.

Фото: Екатерина Ершова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Самарский архитектор: «На Ленинградской классно было бы убрать заборы, которые закрывают световые фонтаны»
    28 декабря 2022, 15:45
    Самарский архитектор: «На Ленинградской классно было бы убрать заборы, которые закрывают световые фонтаны»

    Дождались, пока все арт-пространства подготовятся к Новому году, кафе и рестораны утонут в ярких огоньках, а на городских ёлках загорятся рождественские звёзды и устроили себе вечернюю прогулку вместе с архитектором Ренатой Насыбуллиной. Поговорили про экологичность новогодних иллюминаций, магический потолок, как в Хогвартсе, грустных медведей за решёткой, интерактивную ёлку на «Станкозаводе» и украшение дворов.

    Архитектор Олег Фёдоров: «Необязательно уделывать чем-то историческую кладку»
    11 апреля 2023, 10:46
    Архитектор Олег Фёдоров: «Необязательно уделывать чем-то историческую кладку»

    Он любит самарские бары, но не часто в них ходит. Его дизайнерские решения можно увидеть в «Куйбышеве», «Волжайне», «Боре», «Проходной», «Турбазе “Ветерок”» и других питейных заведениях города. Олег Фёдоров как никто другой чувствует место, в котором живёт. Поговорили с архитектором о волжском гедонизме, путешествиях и камерности исторического центра Самары.

    Основатель проекта «Надо сохранить»: «Всех градозащитных активистов воспринимают как городских сумасшедших»
    23 июня 2022, 18:52
    Основатель проекта «Надо сохранить»: «Всех градозащитных активистов воспринимают как городских сумасшедших»

    Ставим запятую во фразе «Снести нельзя восстановить» в правильном месте (после слова «нельзя») и знакомим вас с основателем самарского проекта «Надо сохранить» Михаилом Митюковым. За два года работы вместе с командой волонтёров он завершил несколько проектов. Узнали у Михаила, зачем ему это нужно, что интересного можно найти в спальных районах Самары, и чем новая застройка на окраинах может быть интересна нашим потомкам.

    Вокалист и сонграйтер Ольга Колодкина: «Я не всегда могу выразить свои чувства напрямую, а через песни у меня получается»
    27 июня 2024, 11:50
    Вокалист и сонграйтер Ольга Колодкина: «Я не всегда могу выразить свои чувства напрямую, а через песни у меня получается»

    Не так давно на «Станкозаводе» появилось пространство «Медиацентр», где находятся студии музыкантов, диджеев, художников. Мы встретились с одной из его создательниц – автором песен и артистом Ольгой Колодкиной. Она рассказала о студии звукозаписи, чем живут молодые музыканты в Самаре и каково быть мимом.