За его спиной комедийный веб-сериал «Джонатан Понд» (16+), полнометражный фильм «Не забуду» (18+), в котором раскрываются философские вопросы о смысле жизни, свободе и выборе. Сейчас самарский режиссёр Али Алыев ведёт кинолекторий и работает над новым проектом. Узнали у него, какие казусы случаются на съёмочной площадке, что вдохновляет киноделов в Самаре и как документальный фильм про город может стать интересным для широкого круга зрителей.
Самарский режиссёр Али Алыев. Фото: Виталий Шабинский
«Не хотят работать за 20 тысяч сутками, вот и идут в кино, где работают бесплатно сутками»
Али, как тебя занесло в киноискусство?
У меня был дедушка киноман, а мама занималась театральными постановками. Наверное, передалось по наследству. У меня обычно три варианта ответа на такой вопрос: честный, шуточный и душный. Какой хотите?
Давай душный.
Я испытал невероятную тягу к созиданию, не могу никак с ней справиться, не могу без неё жить, и поэтому выражаю свои эмоции киноязыком.
А другие два варианта?
Они предназначены для других интервью.
«Был сериал «Кровные узы» (18+) – криминальная пацанская драма. Я её удалил отовсюду, потому что мне стыдно». Фото: Виталий Шабинский
Расскажи про свои работы, как ты их создавал и есть ли они в свободном доступе?
Лет с 14 пытался что-то делать. Я начал осознанно снимать фильмы в 2018-2019 годах. В это время вышел первый завершённый проект – мини-сериал «Джонатан Понд». Это постмодернистская комедия, которая пародирует жанры. В ней много отсылок и дух времени. Например, там есть песня Марьяны Ро, которую было модно высмеивать. До этого был сериал «Кровные узы» (18+) – криминальная пацанская драма. Я её удалил отовсюду, потому что мне стыдно.
Тяжело ли организовать процесс, когда ты не крупный режиссёр с мировым именем?
Нужно обладать лидерскими качествами. Тяжело, когда тебе нечем платить людям, когда ты не богач, когда у тебя нет внушительного бюджета. На данный момент в команде больше 20 человек – актёры, звукооператоры, композиторы, звукорежиссёры и многие технические специалисты. Мне с ними повезло. К команде примкнули несколько моих друзей Никита Малкин и Кирилл Акимов, а все остальные стали моими друзьями, когда мы начали снимать кино.
Чем занимаются твои помощники, когда не создают фильмы?
В основном они медики. Не хотят работать за 20 тысяч сутками, вот и идут в кино, где работают бесплатно сутками (смеётся).
«Я бы лучше снял кино, как Ленин тусил в Самаре и проходил практику. Просто я больше на личности нацелен». Фото: Виталий Шабинский
Ты сейчас работаешь над новым мультижанровым проектом «Полуночные истории» (18+). О чём он?
Я его придумал в 2020 году. Потом мы с Никитой Малкиным начали его развивать. «Полуночные истории» – это вертикальный сериал. Он не снят вертикально как reels, а в нём просто каждая серия является законченной историей. В нём структура как у сериалов «Чёрное зеркало» (18+) и «Американская история ужасов» (18+). Первый сезон отсылает к работам японского писателя Осаму Дадзай. Второй сезон – к Виктору Гюго, а третий – к Достоевскому. Это не с проста. Несмотря на то, что каждый фильм имеет отдельный сюжет, они связаны. Всё тонко, хитро переплетено и ведёт к полнометражному фильму, который завершит эту эпопею с «Полуночными историями». Первая серия первого сезона уже практически снята. Постараемся всё доделать к концу августа.
Что тебя вдохновляет на создание картин? Режиссёры и фильмы?
У меня нет кумиров и авторитетов. Меня сильно вдохновляют сны. Не в плане того, что мои сюжеты бессвязные и непонятные, как это модно говорить: «Арт-хаус не для всех». Просто в снах есть что-то личное: детали и образы. Самый запоминающийся сон я увидел в детстве, примерно в пять лет. У меня сильно болела голова. Мне казалось, что я стою на каком-то космическом корабле, кто-то целится мне в голову и стреляет, а я быстро нагибаюсь и просыпаюсь. Это глупый сон, который ничего обо мне не рассказывает. Но там я смог увернуться от пули, и это показалось крутым маленькому Али.
Ты смотришь другое самарского кино?
Могу выделить Егора Чичканова, Андрея Волчкова, Егора Ногу и Дениса Кудрина. Они создают интересные проекты.
На какой фильм ты пошёл бы в кино, а что точно смотреть бы не стал?
На десятый фильм Квентина Тарантино точно бы отправился, на любую картину Спайка Ли – нет. Почему? Он отвратительный режиссёр, который паразитирует на расовой дискриминации, а ещё он снял ремейк «Олдбоя» (18+), я ему это никогда не прощу. Американская версия этой картины – это худшее, что создано человеком! Хотя есть ещё краеведческие документалки. У меня особая война с ними.
Почему ты так категорично отзываешься о документалках?
Когда мне было шесть лет, я жил на Металлурге – в тогда ещё криминальном районе. Однажды маленький Али вышел во двор и его избили краеведческие документалисты. Шучу, конечно. Не верю, что люди, которые в 20 лет планируют получить грант, хотят снимать фильм про дом, где проходил практику Владимир Ленин. Не вижу в этом искренности. Я бы лучше снял кино, как Ленин тусил в Самаре и проходил практику. Просто я больше на личности нацелен. Наша область очень красивая: ландшафт, урбанистика, люди. Я очень люблю Самару.
Если бы у вас был свободный вечер, и вы увидели афишу: «Мы сняли фильм про Волгу! Посмотрите, пожалуйста», то стали бы тратить время? Или взяли бы с собой друга, напитки, а потом отправились бы к Волге, чтобы увидеть её лично? Поэтому я не особо верю, что краеведческие документалки могут привлечь внимание к региональному кинематографу. Оставьте эту задачу другим, например, мне.
«Мне просто нравится, когда возникает конфликт. Как правило в экшен-сценах он достигает своего апогея». Фото: Виталий Шабинский
Как вдохнуть что-то свежее в этот жанр?
Людям интересны люди. Мы берём краеведческую документалку и помещаем туда хотя бы одного человека, за которым интересно наблюдать. Должна быть личность, а не просто Волга. Недавно видел интервью Леонида Каневского, в котором он рассказал, что его больше цепляли в передаче «Следствие вели» (16+) не насилие, дела, мрак и смерть, а то, что он мог донести до людей, передать дух времени. В первую очередь, цеплял зрителей обаятельный ведущий. Потом уже истории, дух и декорации. Нельзя просто взять камеру и начать снимать. Это будет скучно. Если ты будешь понимать, как работает сторителлинг, ты станешь лучше 80% всех остальных.
«Я лично не люблю объяснять, что означают образы и сцены». Фото: Виталий Шабинский
Однажды отозвался про свои картины, назвав их довольно жёсткими и жестокими. Почему они такие?
Возможно, такое мнение навязала мне фокус-группа. В «Не забуду» есть одна сцена насилия, это действие там происходит за кадром. Если почитать отзывы, то получилось, будто я снял чуть ли не снафф-муви. Мне просто нравится, когда возникает конфликт. Как правило в экшен-сценах он достигает своего апогея. Это драки, бои, перестрелки. Хотя в жизни я неконфликтный человек.
Всегда ли режиссёр старается транслировать собственное видение через фильм и придаёт своему творению особый второй смысл?
Что-то личное он всегда вкладывает. Режиссёр может показать всё, что ему нравится или не нравится, зависит от жанра. Я лично не люблю объяснять, что означают образы и сцены. Фильм уже мне не принадлежит. А киноязык для того и существует, чтобы показать то, что невозможно объяснить. Да и не нужно этого, так можно ограничить фантазию зрителя.
«Самара – очень спокойный город, очень добрый, светлый, курортный». Фото: Виталий Шабинский
«В целом я хочу нести культуру в массы»
В каких локациях в Самаре можно снимать кино?
Старый город очень богат на красивые дворики. Оказывается, много дворов-колодцев как в Питере. Ещё меня цепляют места под Тольятти. Для следующего фильма мы поедем в посёлок Шлюзовой. Ощущение, что ты находишься в локации, которую создала нейросеть. Вроде всё не сочетается, а выглядит гармонично. А так люблю Студёный овраг. Хочу там построить когда-нибудь усадьбу, буду звать туда гостей.
Вдохновляет ли тебя город?
Самара – очень спокойный город, очень добрый, светлый, курортный. Я был во многих странах, и у нас правда спокойнее с криминальной точки зрения. Вдохновляет старый город, потому что здесь в 15 лет у меня случилась первая любовь. Я приезжал в центр с Металлурга к девушке и мы гуляли. Ностальгические воспоминания. Каждый деятель искусства – несостоявшийся любовник, в хорошем смысле.
Ещё мне нравятся Царевщина и Царёв курган. Мы там снимали зимой и осенью две сцены. Нам очень хотелось это сделать, поэтому мы отправились туда по сугробам. Вообще, любые съёмки – это тяжёлый процесс и огромное количество техники. Иногда приходится загружать несколько машин и потом всё тащить самому. Хоть в тот раз мы не везли световые приборы, но было тяжело. У всех были недовольные лица, но когда отогрелись в машине, стали счастливы.
Случались ли комичные ситуации во время съёмок?
Почти при каждой съёмке происходят трэш-истории. Часто приезжает полиция. Как-то мы снимали экшен-сцену во дворе в районе набережной. Я тогда ещё пробовал себя в роли актёра. У меня был опыт единоборств и я показывал, что как будто душу другого героя и ломаю ему шею. Он перестаёт брыкаться, и я вижу, как останавливается машина ППС и четыре сотрудника с собакой идут в мою сторону, а потом хватаются за автоматы. Они не заметили камеру, потому что она стояла далеко. Пришлось быстро подозвать оператора, чтобы доказать, что мы не убийцы.
В «Не забуду» была вырезанная сцена, где персонаж Макса пытал Андрея в лесу. Мы уставшие после работы поехали в локацию, выбрали место и выкопали яму ночью. Потом уехали домой. На следующий день вернулись, расставили свет и начали снимать. Видим, к нам бегут оперуполномоченный и росгвардеец. Один держался за пистолет, а второй перезаряжал автомат без приклада. Они думали, что мы что-то оставляем там или что-то забираем. Пришлось доказывать, что я всего лишь режиссёр. На что оперуполномоченный сказал: «Плохой ты режиссёр, если зека снимаешь с патлами». Актёр просто не хотел стричься.
«Люблю Студёный овраг. Хочу там построить когда-нибудь усадьбу, буду звать туда гостей». Фото: Виталий Шабинский
О чём ты мечтаешь?
Хочу сделать небольшие кинобазы в отдалённых населённых пунктах и небольших городах, чтобы подросткам не было скучно, чтобы они не отвлекались на алкоголь и что-то плохое. Это будет место, куда они смогут прийти, чтобы изучить что-то новое, посмотреть необычные фильмы. Здесь с ними будут говорить на одном языке. В целом я хочу нести культуру в массы.
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий