К концу 2022 года завершится реставрация Фабрики-кухни. В ней откроют самарский филиал Третьяковской галереи. Пока же команда филиала работает и развивает пространство на улице Фрунзе, 102 Б. Сейчас это одна из самых востребованных культурных локаций Самары, где есть свои кофейня и сувенирный магазин. Здесь проводят лектории, творческие мастер-классы. Попасть на них не так просто. Места по записи разлетаются быстрее горячих пирожков. Встретились с одним из представителей команды самарского филиала Третьяковки - искусствоведом Дарьей Волковой, которая точно знает, зачем в музее общепит, кто из современных художников стал частью самарской идентичности и как сделать из сахара произведение искусства. Это её история.
Большую часть XX века музеи работали для того, чтобы сохранять коллекции предметов искусства и изучать их. Нужно переориентировать себя на посетителя. Музей - это не только экспонаты, на которые можно посмотреть, но и то, что чувствуют люди, тот опыт, который они получают, приходя сюда. Мы можем здесь смотреть кино, слушать музыку, сами заниматься творчеством.
«Хотим показывать локальных героев»
У нас, на первом этаже самарской Третьяковки на Фрунзе, 102 Б, есть свой магазин. Здесь можно найти работы самарских художников.
Надо понимать, что тут не всё подряд. С коллективом Третьяковки мы выбираем тех, кто отражает тенденции, ищем классных современных авторов. Также хотим показывать локальных героев. Например, Клаус уже стал частью самарской идентичности, как и Андрей Сяйлев.
Одно время мы проводили у нас арт-баттлы. На нашей площадке встречались два художника, которые за час должны были что-то создать. Победителя определяли зрители. Как-то одним из участников был художник Олег Захаркин. У него были хорошие шансы на победу, но он решил, что вместо полноценной работы будет гнать странную и сумасшедшую речь на полчаса. Если бы это продолжалось хотя бы минут десять, то он бы выиграл. Но он замучил зрителей, и за него никто не проголосовал.
«Кто-то побежал в магазин за пятилитровкой, но не смог зайти обратно. Воду люди передавали по рядам»
Почему в музеях, в культурных пространствах появляются кафе? Не потому, что люди любят есть. Просто после выставки хорошо сделать перерыв на кофе, немного освежить голову. Тогда вы не просто пробежите всю экспозицию, как сумасшедший, а сможете всё усвоить, принять в себя. Если вы придёте с другом, то сядете в кафе и обсудите увиденное. Говорить об искусстве - это вообще самое важное.
Многие ещё не вовлечены в походы по музеям, хотя могли бы. Чтобы привлекать аудиторию, нужно применять разные форматы. Мой любимый - арт-завтраки. Началось всё с московских и питерских ресторанов. Это насколько же стало популярно искусство, что люди стали приходить на лекции в заведения?
Свои арт-завтраки мы проводим утром по воскресеньям на первом этаже на Фрунзе, 102 Б.
Всё проходит в расслабленной атмосфере. Арт-завтраки имеют огромный успех. Причина в том, что никто до нас не подумал о чувствах людей, которые привыкли рано просыпаться и ходить на мероприятия. Первые бесплатные арт-завтраки посещали по 50 человек. Люди занимали всё пространство и даже стояли на улице. Однажды у нас в кофемашине закончилась вода. Кто-то побежал в магазин за пятилитровкой, но не смог зайти обратно. Воду люди передавали по рядам.
Аудитория арт-завтраков суперширокая. Но можно выделить две самые большие группы - взрослые дамы и молодые парочки. Ещё приходят студенты и собираются кучками, заглядывают молодые мамы.
Сейчас на мероприятия можно прийти по записи. Места заканчиваются очень быстро. Например, за несколько дней до, утром, мы выкладываем пост с анонсом и к вечеру понимаем, что записались уже 25 человек. Следующие два дня люди продолжают звонить, а я лишь говорю, что места закончились. На этой неделе мы решили провести два арт-завтрака на одну и ту же тему. И на каждый также записались по 25 человек.
Я не знаю, что с этим делать, потому что места у нас немного, отказывать людям сложно. Мы постепенно перерастаем то здание, в котором находимся сейчас. Чтобы всем было комфортно пить кофе и слушать лекцию, должны приходить максимум человек 20. Но и это довольно много. Хотелось бы сузить эти «кружки».
«Территорию у Третьяковки предстоит наполнить новыми смыслами»
Этим летом мы продолжим проводить мероприятия в помещении на Фрунзе. В основном это будут арт-завтраки и экскурсии. Постепенно начнём перебираться в здание Фабрики-кухни, несмотря на то что там еще ведут работы. К сожалению, это не будет торжественным шествием с коробками. Переезд займет некоторое время.
Фото: Виталий Шабинский
Думаю, что экскурсии будем проводить и там, рядом с Фабрикой-кухней, чтобы освоить новое место. Пока эту часть города не воспринимают как точку на карте Самары, где можно провести время. Да, есть рядом «Самара Космическая», юношеская и областная библиотеки, когда-то откроется музей рок-н-ролла. Но ощущения кластерности нет. Мне кажется, что с появлением Третьяковки этот район станет местом притяжения. А нам предстоит наполнить территорию новыми смыслами.
Мы разработали цикл пеших прогулок, в том числе и в районе Фабрики-кухни. Он называется «Город как картина». Во время этих прогулок стараемся смотреть на городскую среду сквозь призму живописных средств выразительности. Так мы открываем что-то новое в Самаре.
«На Волге я бы запустила плавучий музей»
Я много хожу по городу, езжу по Самарской Луке, участвую в субботниках на природе. Я - волонтер «Том Сойер Феста» - одного из лучших проектов. Я ощущаю, что мой дом - это вся Самара, а не только моя квартира. Поэтому меня беспокоит, как выглядят город, дома, чисто здесь или нет. В Самаре есть историческая среда, которую надо ценить.
Во многих городах этого нет. Например, в Екатеринбурге, Казани она не сохранилась в масштабе целых кварталов.
Мне нравится, как устроена Самара, что есть Волга и Заволга. Мы всегда смотрим на другой берег и видим бесконечность. Когда мы оказываемся там, то становимся другими людьми. Это возможность хотя бы на чуть-чуть побыть «диким» человеком. Некоторые просыпаются летом в своей палатке, прыгают в лодку и уже через полчаса оказываются в офисе.
И я всегда хотела жить только в Самаре. У меня к ней нездоровая любовь. Я не верю в то, что здесь, как говорят, может стать тесно. Мне нравится тут работать, то, как я себя здесь чувствую. Не знаю, делаю ли я что-то полезное для города. Хотелось бы верить, что это всё кому-то нужно.
Многие говорят, что им важно ходить на лекции, водить в музей детей, что они давно искали такой формат. Однажды я услышала про школу «Мал Малевич», которая работает в нашей Третьяковке: «Мы такое видели только в Лондоне».
Если бы была возможность, я бы вернулась на несколько лет назад и в здравнице на Красной Глинке открыла бы резиденцию для художников. А ещё запустила бы на Волге плавучий музей.
«Есть что-то важнее, чем сахар»
Я не считаю себя художником, поэтому редко выступаю в этом качестве. Но раз в год и палка стреляет.
Я много лет собирала коллекцию сахара. И решила выставить её на выставку в Москве. Проект курировала Анастасия Альбокринова. Тема: художники, которые работают в музеях. А в Самаре таких очень много. Анастасия хотела исследовать, как человеку удаётся совмещать в себе художника и музейщика. Моя работа должна была состоять из двух частей: коллекции сахара и фото перформанса. Материал был готов, но из-за сложившейся ситуации в мире выставочный зал приостановил свою деятельность, проект закрылся - всё зависло. И это обидно. С одной стороны, хотелось закрыть этот гештальт, а с другой - напомнить людям о том, что есть что-то важнее, чем сахар. Конечно, в его покупке есть рациональное зерно. В своей работе я не иронизирую над паникой.
Фото: Екатерина Ершова
Комментарии ()
Написать комментарий