Художница Катя Мячина вдохновляется самарской архитектурой, Волгой и жителями города. Скоро в арт-кластере при действующей бане на Братьев Коростелёвых, 47 откроется её мастерская. Встретились с художницей, чтобы узнать про то, как она обустроила новое пространство, зачем создала 101 ракурс Дома промышленности, и что такое проект «Город в городе» (0+).
Художница Катя Мячина. Фото: Андрей Савельев
Катя, привет! Расскажи, как твои дела? И как продвигается подготовка к открытию мастерской?
Она вот-вот откроется. Наконец, после долгого перерыва у меня снова будет место, где я смогу делать всё, что хочу и как хочу. Моя мастерская будет в здании бани №4. Там есть отдельный вход в помещения творческого кластера, где уже сейчас разместились музыканты, фотостудии. Место очень приятное и атмосферное, с ароматом хвои. В целом там классно.
Единственное, что были сложности с благоустройством. Пришлось полностью возводить подоконники и оконные откосы. Под двумя ярусами подвесных потолков, нашли старые балки, которые тоже восстановили. Всё делали своими руками, бюджетно и на свой вкус. Я верю, что моя атмосфера из прошлой мастерской на Куйбышева, 64 перейдёт сюда. И будет даже интереснее.
Основная задача – сделать в мастерской свою студию темперной живописи, углубиться в то, что есть, распространять качественно знания и навыки. Мне кажется, что я к этому готова.
Темперная живопись
Одна из самых древних техник письма. Темперой называют краску, изготовленную на основе эмульсионного связующего и пигмента. Различают клеевую, яичную, желтковую, яично-масляную, поливинилацетатную, казеино-масляную, воско-масляную и другие виды темперы. Название получается от связующего, используемого для «затирания» сухого пигмента. История использования темперных красок насчитывает более 3500 лет.
Что известно про здание, в котором располагается мастерская?
Там находится действующая баня. Это очень старое помещение с бомбоубежищем. Его никто никогда не снесёт, хотя попытки были. Весь квартал в очень плачевном состоянии, рядом много разрушенных домов, ходить ночью там жутковато. Здание охраняют собаки.
Но зато здесь сформировался творческий кластер, где собрались ответственные и душевные ребята. Ремонт все делают своими силами.
Когда впервые услышала от товарища про аренду кабинета в этом здании, я подумала, что мне такое не нужно. И только сейчас поняла, в чём весь кайф. Да, это самая настоящая действующая городская баня. И люди выходят отсюда счастливыми. Это не какие-то вылизанные, модные сейчас кластеры. Тут действительно всё держится на энтузиазме творческих ребят. Я считаю, что это круто, и надо держаться за такие аутентичные места.

Люди, которые приходят попариться в бане, знают, что в здании существуют мастерские?
Вряд ли, потому что они приходят со своей целью. Здание гигантское, а в мастерские есть отдельный вход.
Ты познакомилась с кем-то из других резидентов?
Напротив моего помещения находится огромная фотостудия. К ним постоянно приходят люди. Другие мои соседи – музыканты с репетиционной базой. А в другом конце крыла есть студия и концертная площадка, где играют на барабанах. Ребята сделали себе отдельный вход с лестницей.
Мастерская художницы находится в здании действующей бани на Братьев Коростелёвых, 47. Фото: Андрей Савельев
Раньше, когда ты жила на площади Революции, твоё домашнее пространство и выставочное были одним целым. Каково это?
Ничего не поменялось. Моё новое домашнее пространство будет работать в прежнем режиме, хоть это и сложно совмещать. Но что поделать? Я люблю гостей.
Планирую проводить дома гастрономические вечера. Есть, конечно, галереи, бары, кафе, где всё это возможно организовать. Но домашний формат – другой. Во-первых, он притягивает новую аудиторию. Во-вторых, люди по-особенному раскрываются дома. Например, я дома не такая, как в общественном пространстве.
«Планирую проводить дома гастрономические вечера». Фото: Андрей Савельев
На твои выставки часто приходит много посетителей. В прежней квартире каждый квадратный метр был занят гостями. Сейчас пространство увеличилось или осталось таким же камерным?
Всё всегда камерное и квадратное. Возможно, в новой квартире даже более тесно. Но, на мой взгляд, стало атмосфернее. Для меня переезд был очень серьёзным шагом. Расставание с прежним помещением – огромная боль. Я считала его намоленным. Как теперь без кухни, которая соединяется со всем домом одновременно? Отовсюду всех было видно и слышно. В этом была некая театральность. Не зря там даже спектакли ставили. Но ничего не поделаешь, всё меняется.
Целый год мы делаем ремонт в новом доме и в мастерской. Для меня самое главное – чтобы глазам нравилось. Поэтому я не могу не перекраивать помещения под себя. От своей среды я получаю такое же удовольствие, как от живописи. Я намеренно окружаю себя вещами и предметами, которые помогают мне в творчестве.
«Я намеренно окружаю себя вещами, которые помогают мне в творчестве». Фото: Андрей Савельев
Дом, в который ты переехала, тоже имеет историю?
Это классный старый особняк на пересечении улиц Куйбышева и Комсомольской с маскаронами (декоративные элементы в виде маски зверя, мифического существа, мифологического персонажа) в подъезде. Здание реставрировали к Чемпионату мира по футболу, а также этим летом. Внутри дома сохранилась лепнина. Я очень рада, что мы смогли её отыскать.
В подъезде есть старинная плитка, похожая на ту, что находится в художественном музее. У меня в ванной тоже плитка, которую я бережно храню. Такие мелочи меня всегда сильно цепляют. Порой пугаюсь, насколько сильно я от этого зависима.
«Мне очень нравятся динамичная живопись и подвижные точные мазки». Фото: Андрей Савельев
Давай поговорим про локальные путешествия. У тебя есть серии этюдов, посвящённые речным пейзажам: пристани, берег, волны, паруса. Где ты находишь такие локации?
Это часть меня. Мне очень нравятся динамичная живопись и подвижные точные мазки. Я искренне считаю, что добиваться удачных композиций и находить новые цветовые гаммы нужно, работая с натуры, то есть на пленэре. Потому что там не расслабишься. Это очень сильно отличается от работы в мастерской.
Если делить людей на экстравертов и интровертов, то в искусстве я – экстраверт, всё черпаю из окружающего мира. Иногда мне кажется, будто внутри меня пусто. Мне обязательно нужно что-то видеть. С тех пор как я познакомилась с ребятами из бюро путешествий, Самара открылась для меня с другой стороны. Это город на Волге. Мне хочется популяризировать водную стихию, чтобы люди больше времени проводили на природе, знали о прелести парусных прогулок, могли открывать для себя новые места, отправляясь в небольшие, но нестандартные путешествия.
«Мы живём не на море, но нам тоже известна радость парусов, набитых ветром». Фото: Андрей Савельев
Мы живём не на море, но нам тоже известна радость парусов, набитых ветром. Я люблю наблюдать за учениками спортивной школы, которые выходят с утра со своими швертиками, выставляют парус, спускают лодки на воду. Это какая-то чрезмерная романтика. Однажды я прочитала, что в школах европейских городов, которые находятся рядом с большой водой, мореплавание является частью школьной программы. Это настолько органично и естественно, как у нас катание на лыжах на уроках физкультуры.
Тем временем, речной спорт нам тоже доступен, он развивает множество полезных качеств. Его может попробовать и взрослый человек. Парус даёт возможность послушать тишину на воде, и это ни с чем несравнимо.

В тёплое время года меня всегда можно встретить возле яхт-клуба им. Н.А.Мясникова. Там же находится детская парусная школа. Всё это располагается на правом берегу Волги, напротив пристани «Кинап». Летом я старалась делать там этюды в четыре-пять часов утра, когда нет никаких движений. Если погода безветренная, то можно писать зеркальное отражение лодок. А ещё там живут две цапли, которые тоже за мной наблюдают.
Мне не надоедает заниматься этим, я всегда в поиске лучших композиций и цветовых сочетаний.
«Я всегда в поиске лучших композиций и цветовых сочетаний». Фото: Андрей Савельев
У тебя есть проект, с помощью которого ты стараешься помогать «Том Сойер Фесту», то есть тем, кто борется за сохранение старой Самары и её уникальности. Как вы нашли друг друга?
Мы друг друга не искали и не теряли. Я, как и организаторы «Том Сойер Феста», люблю дома. Каждый из нас делает своё дело. Они восстанавливают, а я занимаюсь живописью. Мне хочется, чтобы люди считали город своим личным пространством. Один из проектов, связанный с Домом промышленности, как раз об этом.
«101 ракурс Дома промышленности» (6+)
Экспозиция, состоящая из 101 работы. Она посвящена одному из главных памятников конструктивизма на улице Куйбышева. Работы представили на выставке в «ЗИМ Галерее» в прошлом году. Они были созданы художницей за два месяца во время пленэров.
Зачем тебе нужно было искать именно 101 ракурс Дома промышленности?
Мне пришла идея написать Дом промышленности сто раз, сделать такую выставку-акцию, чтобы сыграть в игру с жителями города. Я предложила прийти на мероприятие и каждому стать владельцем этого здания, купив этюд. Таким образом мне хотелось сформировать конкретный кружок людей, которые неравнодушны к ситуациям в городе. Я планировала, что у меня останется только каталог из работ с фотографиями, где будет указан каждый владелец конкретного этюда. Это вызов. Оказалось, что многие люди не знают про Дом промышленности, про гоголевскую ситуацию с ним. Я понимаю, что этой акцией невозможно сильно повлиять на ситуацию, но для меня это повод повлиять на мировоззрение жителей города.
А ещё в некоторых заведениях Самары можно найти твои работы, посвящённые уникальной и в то же время исчезающей архитектуре. Будешь и дальше развивать этот проект?
«Город в городе» – это презентация моей работы в общественном пространстве, во время которой мы продаём картины небольшого формата за символическую стоимость. Это лёгкий способ стать спонсором и благотворителем «Том Сойер Феста». Получается, что человек таким образом делает вклад в жизнь города. «Том Сойер Фест» – это волонтёры. У них есть время и физическое здоровье заниматься сохранением исторической среды. У других людей может не быть столько времени, поэтому они могут помочь другим способом.
«Не могу не перекраивать помещения под себя». Фото: Андрей Савельев
У меня скопились серии этюдов, посвящённые домам, которые скоро снесут, и тем, что спасти не удалось. Я искала для себя какую-то форму, направленную на созидание. Обстоятельства – бесконечные переезды и отсутствие мастерских, где можно хранить работы, – привели к тому, что дальше накапливать материал невозможно. Нужно делать чаще презентации и нести искусство в массы, как бы банально это ни звучало.
Поэтому «Город в городе» оказался органичным способом взаимодействия со зрителем. Серии я размещаю в доступных пространствах: барах, ресторанах, кофейнях и даже медицинских клиниках. Идея в том, чтобы люди сталкивались с работами, и у них появлялся дополнительный интерес.
Также я планирую сделать гид для туристов и жителей Самары, в котором они могут найти локации с работами и подробнее почитать про них. Хочется, чтобы дома не исчезали в никуда, а оставались в городе.
Фото обложки: Андрей Савельев

Комментарии ()
Написать комментарий