Художник Михаил Качикаракис (в прошлом Горелов) раньше был граффити-райтером, клеил плакаты и создавал самодельные стикеры. Сегодня он занимается графическим дизайном и участвует в коллективных выставках с работами совершенно разного формата. Мы встретились с ним на набережной, чтобы поговорить об уличном искусстве и стикер-арте, влиянии азиатской культуры на его творчество, и путешествиях, вдохновляющих на выставки.
Художник Михаил Качикаракис.Фото: Екатерина Жевак
«Я тоже люблю за пёстрой композицией скрывать мелкие детали, которые не все увидят»
Михаил, с чего начался твой путь художника?
Я рисовал с детства постоянно. Даже есть фотография, где мне примерно два года, я сижу в одном тапке и рисую в скетчбуке. Есть ещё снимки, где я рисую машины на линолеуме. Потом в более осознанном возрасте меня отдали в художественную школу в доме Курлиной. В институте я вдохновился журналами для скейтбордистов, начал рисовать в том стиле, который и сохранился у меня до сих пор.
Твоё творчество раньше можно было увидеть не только в галереях. Расскажи о своём развитии в уличном искусстве. Как ты пришёл от нелегального арта к выставкам?
Всё началось с граффити-тусовки. Я общался с ребятами, которые рисовали «куски» (работы в виде шрифтов на стене), и всё время думал о том, как сделать то, что нравится мне. Естественно в то время мы смотрели разные сайты и книги об искусстве. Тогда я для себя открыл постеры и стикеры. Никто ещё не называл это стрит-артом. Просто были ребята, которые рисовали аэрозольными баллончиками, и были другие парни, которые клеили постеры и стикеры. По сути, всё это относилось к граффити.
«Естественно, уличная культура и граффити стали частичкой меня. Поэтому можно сказать, что в галерею я пришёл с улицы». Фото: Екатерина Жевак
Для постеров нужна была широкоформатная бумага, но я не знал, где её найти. Собирал листы А4, которые склеивал, и обои. Через некоторое время я познакомился с ребятами из команды ЩЧ. Кстати, в неё входил тогда Рома UOFX, который в прошлом году расписывал двор «Дома 77». Сейчас он в Санкт-Петербурге.
ЩЧ в то время не интересовались «кусками», они рисовали персонажей. Так мы начали вместе клеить плакаты, создавать самодельные стикеры. Естественно, уличная культура и граффити стали частичкой меня. Поэтому можно сказать, что в галерею я пришёл с улицы. А именно в «11 комнат», о которой мне рассказали знакомые. В галерее я познакомился с Настей Альбокриновой, Сергеем Баландиным и другими ребятами, занимающимися творчеством, после чего мы начали создавать совместные проекты.
«Люди довольно поверхностно смотрят на любой продукт – фильмы или музыку из-за быстрого ритма жизни. А ведь за историей брендов скрываются отсылки». Фото: Екатерина Жевак
Какие темы в искусстве тебе больше всего близки?
Одни из главных – это любовь, взаимоотношения между романтическими героями, что-то в стиле романтических стихотворений. Так я выражаю свои эмоции.
Другая часть моего творчества связана с поп-артом и поп-культурой. Есть такой забавный феномен, что люди довольно поверхностно смотрят на любой продукт – фильмы или музыку из-за быстрого ритма жизни. А ведь за историей брендов скрываются отсылки. Почему так произошло? Почему такой логотип? Эти мелочи, которые лежат не на поверхности, меня очень привлекают. Это коррелирует с моим творчеством, потому что я тоже люблю за пёстрой композицией скрывать мелкие детали, которые не все увидят. Кто их заметит, тот сможет лучше понять меня. Таким образом я высказываюсь, из-за стеснительности, немного прикрываюсь ширмой.
Третья часть моего творчества, которая объединена с остальными двумя, это мой персонаж Энерджи Бой, которого я придумал несколько лет назад. Он является метафорой – энергией, молекулой, взаимосвязью всего на свете. Я как-то задумался о том, что наша Земля не меняется, те молекулы, из которых состояли динозавры, могут быть частью нас, наших кроссовок или лимонада. Всё взаимосвязано через энергию и молекулы.
«В аниме персонажи и герои не такие простые как кажутся. Мне нравится эта глубина, нравится внимание к деталям, концентрация на мелочах». Фото: Екатерина Жевак
С чем связано влияние азиатской культуры на твоё творчество?
Я заметил, что эта культура отчасти повлияла на меня ещё в детстве. У мамы есть подруга кореянка. Мы с её сыном ходили вместе в гимназию и дружили. Его отец привозил ему корейские игрушки, журналы и всё такое. Наверное с того момента восточные образы и укоренились у меня в голове. Потом в институте я начал смотреть много аниме, пересмотрел всю классику.
В азиатской культуре очень много внимания обращено на мелочи. Есть такой термин «ваби-саби» – красота в простоте и в обыденности. Также и в аниме персонажи и герои не такие простые как кажутся. Мне нравится эта глубина, нравится внимание к деталям, концентрация на мелочах.
Твой Энерджи Бой похож на персонажа старых аниме Астро Боя. Это совпадение?
Я подумал, что было бы неплохо иметь логотип, который я мог бы использовать как товарный знак или как героя для стикеров и остального мерча. Лазил на Pinterest и нашёл фотографию старой советской батарейки с сине-красной этикеткой. Она натолкнула меня на мысль об энергетических напитках. Я просто начал делать дизайн такого напитка на основе батарейки, и в процессе мне пришёл образ Энерджи Боя. Потом я к нему присмотрелся и заметил, что это получился стилизованный автопортрет. Он мне понравился простотой и лаконичностью. Я его специально не срисовывал с персонажей классической манги или аниме, так получилось за счёт моей насмотренности. Это не специально. Возможно, он немного похож на маскот корейского оператора сотовой связи из Ташкента.
«Сейчас я нечасто смотрю сериалы. Мне хочется спокойствия и тишины по вечерам». Фото: Екатерина Жевак
Часто ты отдаёшь дань «Симпсонам» (16+). Это твой любимый мультсериал?
Мне нравится их рисовка, юмор, забавные отсылки. Старые серии мне больше по душе, чем новые. В этом сериале иронично обыгрывается поп-культура, там заметна метаирония. «Симпсоны» сами стали её частью.
Сейчас я нечасто смотрю сериалы. Мне хочется спокойствия и тишины по вечерам. Зато по утрам я пересматриваю «Удивительный мир Гамбола» (12+). Считаю, что он один из тех мультсериалов, которые стоит увидеть людям, увлекающимся иллюстрацией и анимацией. Отличительная черта этой анимации – разнообразие стилей и исполнения персонажей. Герои могут быть плоскими, объёмными, 3D. Здесь аниматоры решили дать себе свободу творчества.
«Я не могу писать картину несколько месяцев, стараюсь сделать всё за один или два подхода. Думаю, что это пошло как раз из граффити». Фото: Екатерина Жевак
Увлечение плакатами и стикерами повлияло на твоё будущее творчество?
Когда мы что-то рисовали, то брали белую водоэмульсионную краску и чёрную эмаль, работали валиками, потому что нам хотелось сделать что-то большое. Соответственно, это были простые грубые линии, чёткие силуэты, всё было графично без особенных растушёвок и градиентов. Мы работали достаточно быстро. Плюс, за счёт простых рисунков у тебя появляется больше узнаваемости, ты можешь проще тиражировать своё творчество.
Я не могу писать картину несколько месяцев, стараюсь сделать всё за один или два подхода. Думаю, что это пошло как раз из граффити. Ведь граффити-райтерам сложно вернуться и что-то доделать на следующий день. К тому же, когда ты создаёшь рисунок несколько дней, тебе становится жалко, что он может исчезнуть, ведь иногда плакаты отрывали в этот же день или на следующий.
«Нет смысла мелькать в соцсетях каждые пять минут. Это не я, я – другой»
Как ты связан с арт-группой ЧЖНС?
Это уже был второй виток моего уличного творчества. Когда команда ЩЧ распалась, я остался один. На одной из арт-тусовок я познакомился с Андреем ЧЖНС (самарский художник, представитель арт-группы ЧЖНС), узнал, что его команда занимается экспрессивным граффити. Это уже можно было назвать уличным искусством, потому что участники коллектива были выходцами из художественного училища, они больше рисовали, нежели бомбили. На этом фоне мы и сошлись. Собирались в полулегальных местах, где можно было порисовать в своё удовольствие или сделать инсталляции. Раньше мне нравилось приходить в какой-нибудь разрушенный старый дом, создавать буквы «ЧЖНС» из палок, шин и других подручных средств. Это была интересная практика – тоже граффити, но не на стене.
Ты до сих пор считаешь себя частью команды?
Да. Мы достаточно долго вместе рисовали, у нас была мастерская. Просто сейчас я уже не занимаюсь граффити. Иногда, например, на «Двор фесте» могу порисовать. Но у нас сохранился командный дух, можем собраться, что-то нарисовать вместе, не обязательно на улице. По сути ЧЖНС – это не просто команда, а арт-группа, в которой состоят ребята, вообще не связанные с уличным искусством.
«Было время, когда я клеил стикер и видел, что я практически один, а сейчас на оборотной стороне дорожных знаков целая «жизнь». Это здорово». Фото: Екатерина Жевак
Сейчас ты не скучаешь по адреналину и былым временам?
У меня больше ностальгия по тусовке и общению, то есть самой творческой движухе, когда мы собирались большой компанией, обсуждали искусство, рисовали в скетчбуках. Скучаю по творческой активности. Художники редко всё-таки могут собраться вместе. А насчёт адреналина, я всегда спокойно к этому относился. В институте у меня была девчонка, я не особо рвался ходить ночью по городу. Этот аспект я понимаю, но он обошёл меня мимо. Постеры – это более безопасная и щадящая история, их легко снять и они не несут никакого вреда зданию. В какой-то момент я перестал этим заниматься, потому что не с кем было разделить эту историю. Сейчас я рад, что у нас развивается стикер-культура. Было время, когда я клеил стикер и видел, что я практически один, а сейчас на оборотной стороне дорожных знаков целая «жизнь». Это здорово.
«Двор фест» – это тоже ностальгия?
Так и было задумано. Изначально в этом фестивале не было граффити, просто музыка и общение. И я тогда предложил Денису Кривуле (арт-директор бара «Ветерок») позвать граффити-райтеров из старой тусовки и молодых. Когда ты рисуешь на улице нелегально, у тебя часто нет много времени на полноценную работу. А на фестивале мы решили создать уютную атмосферу для старшего поколения, тех, кто уже не занимается граффити и хочет вспомнить былые деньки, ну и дать пространство молодым ребятам. Все они могут прийти и воплотить свои идеи, познакомиться с новыми людьми и поделиться опытом.
«У меня больше ностальгия по тусовке и общению, то есть самой творческой движухе, когда мы собирались большой компанией, обсуждали искусство, рисовали в скетчбуках». Фото: Екатерина Жевак
Любишь ли ты путешествовать? Что ты предпочитаешь больше – урбанистические пейзажи или природу?
Мне нравится городская среда. Если я куда-то еду, то мне интересно помимо достопримечательностей посмотреть на сам город, почувствовать его. Хотя природа мне тоже очень нравится. Возможно, это связано с детством в Ташкенте, когда мы с ребятами проводили много времени во дворе. Там была очень развита культура огородов, в которых мы также играли. Вообще природа успокаивает. В прошлом году я был в Горном Алтае, мне очень понравилось, потому что там ты оказываешься наедине с собой, наедине с природой. У тебя очищается голова от городской суеты, появляются новые мысли. Природа буквально вдохновила меня на выставку McDowell’s International в «Нулевой». Природные мотивы частенько присутствуют в моём творчестве. Я люблю рисовать животных и фэнтези тематику.
В Самарской области есть любимые места?
Определённых точек нет. Можно поехать в любую сторону, везде будут классная природа, посёлки, дачные массивы, заброшенные хозяйства, где всё поросло травой.
Как-то я был у друга в посёлке в районе Новокуйбышевска. Там есть заброшенные коровники, очень высокая полевая трава, которая колышется как вода. Взлетают куропатки, скачут огромные зайцы. А недавно посещал Южный город-2, там на краю есть пшеничные поля. Ощущение, что ты только что был в городе, и тут же вокруг тебя поля и тишина. Мне этим нравится у нас. Можно поехать в лес, в горы, в поля. Здорово, что у нас есть реки.
«Меня город вдохновляет не историей и архитектурой, а больше воспоминаниями». Фото: Екатерина Жевак
Самара вдохновляет?
Я очень люблю наш город. Здесь много красивых мест. Меня город вдохновляет не историей и архитектурой, а больше воспоминаниями. С разными местами у меня связаны эмоции. Мне нравится возвращаться туда, ностальгировать.
Пару слов о планах.
Год был достаточно активный. Было много работы. Кажется, что я потерялся даже. Выставки были практически раз в месяц, и надо опять что-то делать. Потом я остановился, замедлился и подумал, что нужно просто успокоиться, собраться и подумать о том, что мне действительно хочется нарисовать и сделать. Нет смысла мелькать в соцсетях каждые пять минут. Это не я, я – другой. Мне кажется, что быть собой интереснее. Но я завёл telegram-канал (18+), где пишу о своём творчестве. У знакомых был запрос на это. Когда ты пишешь про себя, это сложно, но интересно. С помощью канала могу донести более глубокие истории.
Фото обложки: Екатерина Жевак
Комментарии ()
Написать комментарий