У Самары есть особенные колорит и атмосфера, которые способны заметить не все. Чтобы понять прелесть городских районов, нужно посмотреть на них другими глазами. Поговорили с фотографом и руководителем школы проектной фотографии при галерее «Виктория» Кристиной Сырчиковой о том, какую историю могут рассказать снимки, почему рынки вдохновляют, и правда ли, что даже обезьяна может сделать хороший кадр.
Фотохудожник Кристина Сырчикова. Фото: Алина Кавтаськина
Кристина Сырчикова
Фотограф, куратор и преподаватель фотографии. Родом из Пермского края. Получила образование в Самаре. Является членом Союза фотохудожников России.
Кристина, как ты пришла к фотографии?
Случайно. Увидела объявление в лицее в старших классах и пришла по нему в лицеевскую фотостудию «Светотень». Там работали очень заряженные люди – Баталины Ирина Константиновна и её дочь Даша. Они обожали фотографию и заразили меня страстью к ней. При этом родители не поддерживали мой интерес. Это довольно быстро стало запретным плодом. Родители считали, что учёба – самое важное, а остальное потом.
Я постоянно носила с собой камеру и что-то снимала. Это занимало время. Родители считали, что это отвлекает меня от учёбы. Бывало такое, что я ложилась спать с фотоаппаратом, чтобы у меня его не забрали. Прятала под подушку.
Мне кажется, что это стресс, когда ты не можешь заниматься тем, что нравится?
Мне удалось сохранить своё хобби каким-то чудом. После очередной пропажи фотоаппарата Баталины даже звонили моему папе и пытались ему объяснить, что фотография – это важное занятие, которое нужно наоборот поддерживать.
«Я ложилась спать с фотоаппаратом, чтобы у меня его не забрали». Фото: Алина Кавтаськина
Что подтолкнуло тебя именно к проектной фотографии?
Когда я выпустилась из лицея и поступила в университет, мои наставники сказали, что им больше нечему меня учить и отправили к другому преподавателю. Проектная фотография (хоть её и не называли там так) началась с фотошколы «Самара», потому что там учили делать серии фотографий, а это тоже фотопроект, как я сейчас это понимаю. Потом училась в других школах, там тоже делали акцент на фотосерии. Так и появились фотопроекты на разные темы. Нельзя ими не заниматься, если ты хочешь быть фотографом, который создаёт искусство.
В чём особенности проектной фотографии, и какие возможности для авторов она открывает?
Можно провести аналогию со словами и предложениями. Снимок – это слово, фотосерия – это предложение. Серия – это множество изображений, которые связаны между собой стилистически и тематически. Серия отличается от одиночной фотографии подходом. При одиночном снимке мы должны сконцентрировать весь смысл именно в нём. Но там не будет развития. Мы не можем сказать, что было в прошлом или будет в будущем, если у нас нет нарратива. Проектная фотография даёт намного больше возможностей.
Есть такое утверждение, что одиночную фотографию может сделать даже обезьяна. Обезьяны регулярно отбирают камеры у туристов и снимают. Всегда хотя бы один удачный кадр у них точно получается. Навык отбора фотографий требует дополнительных умений: нужно быть достаточно осознанным, чтобы обнаружить этот удачный снимок и тем более выстроить нарратив.
Одиночная фотография – это не всё. Чтобы создать фотопроект, нужно иметь более осознанный подход. Без осмысления там не получится.

Какой теме был посвящён твой первый проект?
Первым осознанным проектом я считаю работу про мою бабушку «Похоронное платье» (6+). Проект я начала снимать примерно с 2013 года. Бабушка боролась с онкологией. Мы как-то сели и поговорили, я предложила ей сделать проект о том, как на самом деле живётся людям с таким диагнозом, может быть, мы кого-то так поддержим. Она согласилась. Я снимала бабушку в разных местах: дома, у знахарки, в больницах, на улице, на кладбище. Было очень много разных локаций. Моя бабушка умерла, но история не закончилась. Я стала изучать архив, который остался после её ухода, нашла какие-то важные для неё записи на бумаге. Это были поддерживающие цитаты, которые она записывала, аффирмации, рецепты, переписанные от руки книги.
У меня было много материалов, когда бабушка ушла из жизни. Когда я приехала на портфолио-ревю в Углич, там общалась со многими экспертами: фотографами, кураторами, фоторедакторами. Спрашивала у них, что мне делать дальше со своими фотографиями. В итоге я выиграла портфолио-ревю, хотя я не знала даже, что был какой-то конкурс. Призом оказалась выставка в рамках следующего фотофестиваля в Угличе в 2015 году. Когда выставка открылась, её смогли увидеть только местные жители и зрители, приехавшие в город на фестиваль. Поэтому я сделала вывод, что выставка – это что-то эфемерное: сегодня она есть, а завтра – нет. Тогда я решила сделать фотокнигу, потому что это интимный формат, который подразумевает индивидуальный просмотр книги на такую тяжёлую тему, её можно поставить на полку и смотреть в одиночестве, завернувшись в плед холодными зимними вечерами. Первый макет я сделала в конце 2015 года на мастер-классе дизайнера Антона Лепашова в «ФотоДепартамент. Институт» в Санкт-Петербурге, но потом отложила его на шесть лет. И в 2021 году решила возобновить проект, в итоге в ноябре 2022 года я выпустила книгу тиражом 200 экземпляров. Сейчас фотокнигу «Похоронное платье» (6+) можно купить во многих российских магазинах.
«Снимок – это слово, фотосерия – это предложение». Фото: Алина Кавтаськина
Что для тебя значил этот шаг?
Мне казалось, что моя деятельность кого-то может поддержать. Возможно, кто-то сможет изменить отношение к окружающим людям. Даже если один человек задумается, то уже хорошо. Однокурсница в магистратуре подарила мою книгу своей бабушке. Бабушка смотрит книгу каждый день, чтобы вспомнить о ценности жизни, и всё время показывает её сестре.
Как ты начала обучать других людей фотоискусству?
Внезапно. Я сидела дома летом в 2016 году. Раздался звонок от куратора галереи «Виктория» Сергея Баландина. Он сказал: «У нас раньше была фотошкола, преподаватель ушёл, но вас порекомендовал. Если интересно, то приходите, поговорим». Я пришла, и мы решили делать школу.
«Я много снимала на улице: прохожих и животных, находила сюжеты, верила в «решающий момент». Фото: Алина Кавтаськина
Знаю, что твои ученики часто исследуют город и совершают фотопрогулки. Где ты сама предпочитаешь искать что-то интересное?
Фотографией я занимаюсь достаточно давно. Я много снимала на улице: прохожих и животных, находила сюжеты, верила в «решающий момент». Постепенно у меня накопилось такое огромное количество фотографий, что я начала думать: «Зачем создавать что-то новое, если ты не можешь переварить терабайты имеющихся изображений?». Когда я смотрю на свой архив, у меня отпадает желание снимать. Поэтому в последнее время я больше работаю с тем материалом, который уже существует.
Что всё-таки тебя может привлечь в городе? Пусть это даже просто снимки на телефон.
Меня привлекает то, что нравится мне визуально, или то, что кажется странным. Например, женщина в метро сидит в синих штанах, а ногти у неё ярко красные. Или это может быть дерево, которое вьётся как в танцующем лесу на Куршской косе. Или когда падает свет, выделяющий отдельные элементы. Могу выделить геометрические фигуры на стенах многоэтажек, которые появляются благодаря тому, что коммунальщики берут краски, не подходящие по цвету, и закрашивают надписи и рисунки на фасадах. Но сейчас просто фиксация меня не устраивает. Хочется делать что-то осознанное. Важна мысль.
«В целом мне всегда нравилось снимать людей». Фото: Алина Кавтаськина
Для проектной фотографии важна история?
Проектная фотография может быть нарративом или же собираться как типология. Например, вы сфотографировали людей одной профессии дома в интерьере и создали серию из 12 снимков. Там нет никакой истории и развития, но есть архетипы, которые мы можем сравнить.
Проекты могут включать в себя и другие элементы, не только фотографии. Художница Анастасия Богомолова из Екатеринбурга сделала проект с растениями «Пусть я вырасту моей любимой травой» (12+). Она посадила семена в горшки, взяла снимки из своего семейного архива, напечатала их и положила над землёй, чтобы через них проросли семена. На выставке в МАММ она представила стеллажи, наполненные растениями, проросшими через фотографии.
В музее-галерее «Заварка» сейчас проходит выставка «Город/Деревня: маршрут построен» (12+). Там авторы переосмысливают город и деревню, а также их особенности. Как началась ваша коллаборация?
Летом я искала площадку для выставки студентов и выпускников Школы проектной фотографии. Решила написать в «Заварку». Заведующая музеем Екатерина Елисеева предложила познакомиться, она рассказала про новый выставочный проект. Осенью мы в школе запустили лабораторию для выпускников, в неё я пригласила самых активных ребят, которым была интересна тема окраины. Ребята присоединились. Мы побывали на дрейфе с Кириллом Гуровым в Рождествено, посмотрели мозаику, достопримечательности из его детства, его «шалашики», сходили в лес. Потом у нас была ещё пара встреч, на которых Катя и Кирилл рассказали о своих идеях и особенностях пространства. После сонастройки я с ребятами обсуждала их проекты, экспозиционные решения, отборы, и мы вместе докручивали их. Я выступала в роли куратора художественных проектов.

Где тебе нравится бывать за пределами города?
Любое место у меня ассоциируется с какой-то активностью. Мне больше нравится на островах – на Зелёненьком или ещё где-то. Там спокойно. Мое представление о спокойствии – острова или горы. Что-то, что находится подальше от города и не такое доступное, например, Рачейские Альпы. На острова я могу приехать с палаткой вместе со своей семьёй. Там мы в основном едим, купаемся, разговариваем и играем в карты или «Уно».
На островах существует своя культура быта?
Обычно родители обустраивают место. Например, столешницу они собрали из большого куска подоконника, сделали две лавочки, натянули тент от солнца и дождя, построили туалет из подручных средств и баннера. Возвели минимальные конструкции, чтобы можно было существовать летом.
«Меня привлекает то, что нравится мне визуально, или то, что кажется странным». Фото: Алина Кавтаськина
А у тебя есть «места силы» в черте города, в которых ты можешь очистить голову и вдохновиться?
Раньше я часто гуляла по Безымянке. До Металлурга по проспекту Юных Пионеров. Мне нравится там длинная аллея. Ты идёшь по ней и потом оказываешься в парке Металлургов. Это отличное направление, чтобы покататься на велосипеде. Самое шикарное место в парке – это пустая асфальтированная площадка, где можно гонять по кругу. Туда часто приходили боксёры и роллеры. Это место не очень популярное, поэтому там можно спокойно побыть одному. В урбанистике даже есть тезис, что пустые пространства тоже нужны людям, им не требуется куча сооружений, чтобы чем-то заняться. И там как раз хороший образец пустого пространства, где люди сами решают, что им делать.
Мне раньше нравилось ещё снимать на рынках. Я могла сходить, например, «на птичку» или в центр, чтобы посмотреть, кто и чем там торгует. Крытые рынки меня не интересовали, потому что я больше люблю естественный свет. В целом мне всегда нравилось снимать людей. У меня есть фотография незнакомого мужчины в трамвае. На него очень интересно падал свет.
Фото обложки: Алина Кавтаськина
Комментарии ()
Написать комментарий