19 июня 2023, 18:54

Экс-директор литературного музея Людмила Савченко: «У музея есть одно главное качество - он дает подлинность»

Она создала музей мечты, стала авторитетным экспертом, а сейчас учит молодых музейных менеджеров и проводит время с семьей. Мы встретились с бывшим директором Самарского литературного музея Людмилой Савченко  и поговорили про растущий спрос на выставки и интерес бизнеса к культурным мероприятиям.

Людмила Савченко

С 1982 года работала научным сотрудником в Донецком художественном музее. Создала в Ноябрьске первый в России Детский музей. Работала в Тольятти. Пришла в литературный музей, когда он переживал не самые лучшие времена. 

С Людмилой Савченко мы встретились почти сразу после «Ночи музеев».

Прошла «Ночь музеев». Где были, что запомнилось и куда не попали?

Для меня эта «Ночь музеев» была особенная, потому что я обычно выступала в роли организатора. Мы почти ничего не видели - того, что происходило во время акций, только гостей, которые приходили в литературный музей. В этом году я смогла побывать на нескольких  площадках. Начала с улицы Венцека, где художественный музей открыл для посетителей Дом с атлантами. Побывать в особняке, увидеть атлантов и программу, которую подготовил музей, было интересно. Запомнились  активные и влюбленные в свое дело экскурсоводы, которые работали с группами посетителей, большое количество посетителей, стремившихся попасть в музей. В пространстве присутствовали  ненавязчивые элементы театрализации и мини-выставки экспонатов из коллекции музея, которые оживляли особняк. Меня еще покорил музейный дворик, приятно, что музей осваивает под свою деятельность новые пространства, сначала двор на Куйбышева, теперь вот и на Венцека. 

Затем  я побывала в краеведческом музее. Там также было много посетителей, которые активно участвовали в мастер-классах, смотрели выставки, что радует. Музей меня приятно удивил выставками хорошего уровня, заметно, что внедряется новый подход к показу своих коллекций.

Там я успела посмотреть  спектакль, который сделал с детьми  Юра Рычков. Я знаю его давно, один из его проектов по рассказу Сент-Экзюпери «Маленький принц» экспонировался в нашем литературном музее.  Юра умеет общаться с детьми, и они ему верят. Мне понравился спектакль, хоть иногда действо на фоне огромного портрета Ленина смотрелось зловеще.

Конечно же, я была в своем литературном музее. Сотрудники музея сделали прекрасный подарок детям - открыли в усадьбе детскую площадку, она про сказки, про книги. Летом на ее территории будут проходить интересные занятия для детей. В литературном музее очень творческая команда, которая интересно работает с разной аудиторией, но особенно с детьми. В целом в усадьбе, как всегда,  была хорошая атмосфера, концерты, публика.

А еще я была в Музее модерна, где тоже была завораживающая атмосфера. Эпоха модерна была отражена через тему карт,  гадания. Многие не понимали, почему именно так? А все это было развлечением для людей, которые жили в начале прошлого века. Мне кажется, что там хорошо поработали с оформлением и светом. В этом году все площадки работали интересно, было много благодарных посетителей. Хочу поздравить коллег и сказать, что все молодцы.

Вообще, в этом году во всех музеях было много желающих приобщиться к музейной атмосфере, люди в очередях стояли – это самое приятное для глаз музейщиков. Публика была самая разная. Я разговаривала с директорами музеев, все отмечали хороший интеллектуальный уровень посетителей.  Это, конечно, радует. Люди уже привыкли ходить в рамках этой акции в музеи и действительно что-то для себя новое узнавать.

Несколько лет подряд  на «Ночь музеев» готовилась большая программа в городе, становилась пешеходной  улица Куйбышева, что отвлекало зачастую от походов горожан в музей.  Все-таки акция задумывалась музейным сообществом для того, чтобы люди шли именно к нам. В этом году, когда не стало  разных увеселительных бесплатных мероприятий, многие направлялись именно в музеи. 

А куда не получилось попасть?

Я хотела сходить в «Дом 77», но у меня не получилось. Мы сотрудничаем с Полиной Дрожжиной. Я участвовала в  проектах, которыми она занимается, например, «Нулевая комната», с ней вместе обсуждали какие-то идеи. То, что там происходит, достаточно интересно.

Потом интересные события, как мне говорили, были на «Станкозаводе», но туда я тоже, к сожалению, не попала. Знаю, что какие-то кафе и рестораны подключались к «Ночи музеев». Радует, что музей сегодня привлекает не только зрителей, но и коммерческие структуры, которые подхватывают культурные начинания. Это хорошо, потому что бизнес откликается тогда, когда понимает, что к теме есть человеческий интерес.

В музеях было битком. Такая же ситуация сейчас и на открытиях выставок. Как вы думаете, люди сейчас стали чаще ходить в музеи? По ощущениям, раньше такого ажиотажа не было.

Конечно, количество посетителей музеев постоянно растет. Я сейчас преподаю в магистратуре в Самарском государственном институте культуры. Одна из моих подопечных  Ксения Бегина проводила социологический опрос по поводу лояльности музейной аудитории. Результат показал, что люди готовы приходить в музей несколько раз, но не на одну и ту же выставку, а на какие-то дополнительные события. И сотрудники музеев  этим занимаются, сейчас идет активная подготовка к летнему сезону, ждут  в Самаре наплыв  туристов: работают с сувенирами, продумывают спецмероприятия.

Хотелось бы отметить сегодня оживший музей им. П. Алабина. Когда его возглавил Андрей Кочетков, появились интересные проекты, связанные, в том числе,  с сохранением и новым освоением исторического центра Самары. Людей очень трогает, когда музеи начинают заниматься социальными темами.

В Самаре вообще почти все музеи активно продумывают новые пути, формы своего дальнейшего развития, ищут свои уникальные черты и особенности, поэтому количество посетителей увеличивается. Все зависит от того, насколько музей понимает, что нужно горожанам, и насколько он включен в тему.

Обратный пример – музей истории города. Он есть, но о нем мало кто знает, потому что он вещь в себе. На контрасте давайте посмотрим на музей Э. Рязанова. Его тематика достаточно узкая, но и он по-разному пытается позиционировать себя в городском пространстве.

Какие институции или городские локации стали сейчас главными конкурентами для музеев?

За что борются музеи и любые институции, которые работают с посетителями? За свободное время. Потому что это самое ценное сегодня. Свободного времени очень мало. И люди хотят, конечно, его потратить с пользой.

Сейчас очень важно создавать позицию «музей плюс». То есть, когда человек приходит в музей, он может посмотреть выставку, выпить кофе или посидеть в кафе, получить образовательную программу для ребенка, купить подарок в музейном магазине. Чем более комплексно музей будет работать, тем он конкурентоспособнее. 

Если говорить про локации, которые есть в городе, то, конечно, главные конкуренты, но чаще и партнеры - тематические кафе, креативные кластеры. Сейчас модно организовывать какие-то события в барах, кафе. Там используют, в том числе, и музейные технологии. Но есть одно «но». Главное преимущество музея – он дает подлинность. Придя в музей, вы попадаете в уникальное пространство, видите музейные предметы, как подлинные знаки времени, слушаете лекции действительно профессионалов. Не везде вам это могут гарантировать. Поэтому в плане подлинности с музеем состязаться сложно.

По вашему мнению, условно, «классические» самарские музеи открыты для современного искусства? 

У нас сегодня нет «классических» музеев. Все так или иначе занимаются современным искусством. Например, в Литературном музее планируется большой проект «Сюжет вкуса», связанный с историей вкуса. Он получил грант на реализацию от Фонда В. Потанина. Там как раз будет смешение темы литературы и темы гастрономии – казалось бы, сочетание несочетаемого. Рекомендую в течение лета следить за этим проектом.

Также любой другой музей, который сегодня развивается, проводит выставки, в том числе и современных художников. Они не занимаются этим постоянно, как галерея «Виктория», но тема присутствует.

Музей им. П. Алабина выходит на работу с социумом, который живет в историческом центре – это по сути тоже современные музейные технологии, связанные, в том числе, и с современным искусством, поскольку формы работы могут быть разными.

Филиал Третьяковской галереи будет делать еще музей Фабрики-кухни и думать о «соседских программах», чтобы подключать к работе местных жителей.

Что изменилось в самарских музеях за последние 10-20 лет?

Музейное дело развивается волнами. Лет 20 назад и чуть больше происходило много интересных событий в Самаре и Самарской области. Например, в начале 2000-х директор художественного музея Анетта Яковлевна Басс, ныне покойная - царствие ей небесное, делала выставки современного искусства. Они были достаточно провокационные, это вызывало большой интерес. Благодаря ее усилиям открыли музейный комплекс в Ширяеве.

В это же  время интересный проект «Народный космос» в музее им. П. Алабина делал Володя Сорокин, который показывал предметы, сделанные руками людей, работавших на «Прогрессе» и выносивших оттуда какие-то вещи, например, лопаты из титана.

Я в Тольятти делала акцию «Музейный пикник» - это было одно из первых музейных событий на открытом воздухе, в Тольятти на это событие приезжали музейные команды и современные художники со всей России, оно освещалось в федеральных СМИ.

Сейчас изменения в музеях происходят постоянно. В основном эти события проходят в Самаре. Сейчас определенную планку устанавливает филиал Третьяковской галереи: выставки, которые они привозили, «Сад баланса», куб Николая Полисского.

В других городах области все, конечно, скромнее. Но и там есть на что смотреть. В Тольятти, например: замечательный краеведческий музей, частный музей актуального реализма. 

Это правда, что у сотрудников музеев очень маленькая зарплата? Если так, то почему они там работают?

Я бы не сказала, что зарплата очень маленькая, но хотелось бы, чтобы она была выше. Сейчас существуют всевозможные доплаты. К тому же, многие пишут проекты, на которые выделяют средства. Самое важное, чтобы люди могли себя реализовать, тогда они останутся в стенах музея. Мне всегда это было важно, наверное, поэтому на протяжении 13 лет в литературном музее работало много творческих людей, которые теперь стали известными и успешными в профессии - это  Сергей Баландин, Михаил Савченко, который в этой сфере с пеленок, и Андрей Рымарь, открывший свое музейное агентство в Москве, и многие другие.

Как-то в начале 2000-х годов проводили социологический опрос среди сотрудников музеев. Их попросили расставить свою мотивацию работы в музее по возрастающей. Зарплата стояла на пятом месте. На первом – возможность творческой реализации. Музей, я всегда говорю, - это диагноз, ты или заболеваешь этим и остаешься навсегда, излечиться сложно, или уходишь. 

Какие самые яркие проекты в Самаре повлияли на привлечение людей и развитие музеев?

Сразу вспомнилась выставка скульптора Анны Голубкиной Третьяковской галереи в Музее модерна. В тот момент я завидовала Музею модерна,  потому что под нее закупили специальное оборудование и свет. 

Еще одна выставка – «Передовой отряд» в художественном музее тоже Третьяковской галереи, где заново выстроили пространство выставочного зала. Это говорит о новом качественном подходе к экспонированию выставок.

А в Литературном знаковой стали «Приключения с Буратино». Для работы над выставкой я пригласила художника Александра Райхштейна, который живет в Хельсинки и создает детские музеи в Европе. У него был опыт работы с пространством под юных зрителей. Прошло уже много лет, а выставка пользуется спросом. Она интерактивная и интересная.

У музея им. П. Алабина был интересный проект с Канадским музеем цивилизаций про степь и кочевников. В нем археология была подана абсолютно по-новому.

При вас очень изменился Литературный музей. Вы знали, как завлечь новых посетителей? Или это интуиция?

Всё бывает по-разному. Иногда ты делаешь проект и тебе кажется, что он супергениальный, а люди не идут. В другой раз ты делаешь что-то попроще, а оно выстреливает. Конечно, мы пытаемся спрогнозировать заранее, обсуждаем, для какой целевой аудитории это делаем, как будем доносить информацию. К сожалению, люди иногда не попадают на интересные выставки, потому что просто не знают про них. Наверное, у музеев меньше ресурсов для продвижения. У них нет гонки за посетителем, а есть планы и государственные задания. 

Вы ушли из литературного музея. Почему?

Это было непростое мое личное решение.  

В Институте культуры мне предложили создать магистратуру для подготовки музейных кадров. Всегда хочется чего-то нового, и я начала этим заниматься, потому что у меня всегда хорошо получалось передавать свой опыт и знания. Многие люди, которые работали со мной, стали достаточно успешными.

В какой-то момент я поняла, что нужно сделать выбор. Преподавание стало занимать много времени. Я в течение года ходила с мыслью о том, чтобы оставить музей, и не могла на это решиться. Но у меня появились прекрасные магистранты, и я поняла, что очень важно передать им то, что я знаю и умею, сделать их хорошими профессионалами. В этом году мы снова объявляем конкурс, выделяется 9 бюджетных мест. Поэтому я приняла решение, что сейчас, на этом этапе мне важнее и интересней опыт преподавателя. 

Ну и теперь я могу больше заниматься самообразованием, проводить время с внучками. У меня дача есть в Переволоках. Это прекрасное место, которое осталось от родителей. Хочется побольше бывать там летом, созерцать Волгу, попробовать другой ритм жизни.

Где вам приятнее всего проводить время в Самаре и в области?

Я очень люблю набережную. Мне в Самаре нравится то, что здесь начали много внимания уделять общественным местам. Я долгое время жила в Тольятти. К сожалению, еще не доехала до их обновленной набережной, которую недавно сдали. Уже была на набережных в Сызрани и Октябрьске. Летом стараюсь больше находиться на открытом воздухе, а зимой, надеюсь, буду больше ходить по музеям. Посещаю филармонию вместе с внучками. Конечно, мы ходим в рестораны и кафе с приятельницами. Есть много интересных мест, поэтому хочется побольше свободного времени.

Мне нравится проводить время в Новокуйбышевске. Город небольшой, но здесь три прекрасных бассейна, а я люблю плавать.

Фото: Лилия Файзуллова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Фотокорреспондент Юлия Рубцова: «Люблю многие острова, но не Зелёненький. Там отдыхает слишком много народа»
    28 марта 2023, 15:45
    Фотокорреспондент Юлия Рубцова: «Люблю многие острова, но не Зелёненький. Там отдыхает слишком много народа»

    Более 40 лет репортажи, интервью и заметки «Волжской коммуны» сопровождают кадры с подписью: «Юлия Рубцова». За годы работы Юля побывала не только во всех районах Самарской области, но и на Байконуре, и в Плесецке, откуда привезла тысячи космических снимков.

    Куратор галереи «Виктория» и художник: «Нельзя морить себя культурным голодом и поститься»
    12 июля 2022, 17:29
    Куратор галереи «Виктория» и художник: «Нельзя морить себя культурным голодом и поститься»

    Меняется мир, а вместе с ним и арт-рынок. Скоро увидим, как искусство приспосабливается к новым условиям 2022 года. Мы решили узнать, как сейчас развиваются культурные пространства в Самаре? Что будут предлагать галереи посетителям? Кто из местных художников выделяется на фоне остальных? Говорим об этом с куратором галереи «Виктория» и художником Сергеем Баландиным.

    Участник iВолги: «В Европе есть Диснейленд – почему мы не можем сделать что-то похожее в Самаре?»
    01 августа 2022, 15:32
    Участник iВолги: «В Европе есть Диснейленд – почему мы не можем сделать что-то похожее в Самаре?»

    Вместе с участником iВолги, победителем в индивидуальном рейтинге форума Егором Чугуровым хотим ненадолго оживить известных героев и представить, что все они поселились в Самарской области. Поговорили про импортозамещение Спанч Боба и Патрика, лучшее место для проживания Водяного в Самаре и, конечно же, про путешествия.

    Самарский спелеолог: «Пещеры не исследуешь по Гугл-картам»
    02 февраля 2022, 15:25
    Самарский спелеолог: «Пещеры не исследуешь по Гугл-картам»

    В Самарской области около 200 различных пещер. Неподготовленному человеку туда ходить не стоит. Изучением пещер и их исследованием занимаются спелеологи. Один из них, Алексей Афанасьев, рассказывает о том, как остался наедине с верёвкой, почему перестали водить экскурсии в «Красноглинский холодильник» и чем манят пещеры.