15 декабря 2023, 17:44

Директор художественного музея Алла Шахматова: «Всё, что вы видите – это 1,5-2% от того, что мы имеем»

Самарский художественный музей – одна из главных и самых известных выставочных площадок Самары. Здесь презентуют не только классические проекты. Музей использует также пространство улиц, для фестивалей, концертов и даже участвует в коллаборациях с ресторанами. Директор музея Алла Шахматова от первого лица рассказывает о том, что искусство способно воздействовать на все органы чувств, зачем возить картины во Владивосток, и что делает авангард на шёлковых платках.

Я мечтаю о том, чтобы наш музей всегда «звучал», чтобы у нас проходили самые замечательные выставки, чтобы близкие были здоровы, и чтобы мы могли встречаться в особняке на улице Венцека, в доме купцов Шихобаловых на новых тематических экспозициях.

Алла Шахматова

Искусство на людях, в поездах и ресторанах

Главные функции музея – хранение, изучение, реставрация. А ещё – продвижение искусства. Недавно мы одержали победу на всероссийском конкурсе сувениров с коллекцией шёлковых платков под названием «Непрерванный полёт». Они посвящены собранию авангардистских работ из фондов нашего музея, известных далеко за пределами России. Люди могут носить платки Самарского областного художественного музея с этими произведениями. Так, легко и непосредственно, наша коллекция дойдёт до сторонней публики.

«На «Серебряном лучнике» в Москве мы конкурировали с такими  монстрами, как «Росатом», «Сбер» и победили!». Фото: Екатерина Ершова

Почти два года назад мы завоевали Гран-при на конкурсе «Серебряный лучник». Представили проект, посвящённый нашей коллекции. Вместе с Куйбышевской железной дорогой тематически стилизовали вагоны. Один из них назвали «Константин Головкин». В поездке можно узнать о человеке, стоявшим у истоков нашего музея, о том, каким разносторонним он был. Каждое купе раскрывает грани его личности: «купец», «меценат», «фотограф», «художник», «автомобилист». Проект получился интересным и увлекательным. На «Серебряном лучнике» в Москве мы конкурировали с такими  монстрами, как «Росатом», «Сбер» и победили!

Благодаря проектам художественного музея появляются меценаты и творческие люди, которые хотят им помогать. Фото: Екатерина Ершова

Ещё один наш оригинальный тандем «Искусство есть» получил пальмовую ветвь ресторанного бизнеса. Вместе с Евгением Реймером из Milimon Family мы создали историю для сети ресторанов. Блюда посвятили картинам из собрания музея. Так продвинули искусство среди ресторанной аудитории.  Благодаря этому появились меценаты и творческие люди, которые хотят помогать музею.

На первый взгляд - это всё немного сумасшедшие идеи, но, как оказалось, вполне реализуемые и успешные.

Объединяющий Поленов и трогательный Петров-Водкин

Музейное пространство постоянно меняется и не только в Самаре. Хочу поблагодарить коллег из других городов, с которыми мы активно создаём совместные выставочные проекты, объединяющие разные регионы. К 180-летию художника Василия Поленова мы собираем 11 музеев. Например, Иркутский художественный музей нам даёт произведение, которое никогда не покидало его стены, – «Христос и грешница». В проекте участвуют Третьяковская галерея и коллеги из Омска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Саратова.

«Убеждена, что музей – это храм, который должен охватывать все органы чувств: зрение, обоняние, слух, осязание». Фото: Екатерина Ершова

Очень интересно, когда на наших глазах рождаются новые страницы музейной истории. Проект, посвящённый Василию Поленову, будет одним из самых знаковых за последние годы. Активное участие в его создании принимают музей-заповедник Василия Поленова и лично правнучка прославленного художника Поленова Наталья Федоровна.

После выставки Поленова мы планируем закрыть главный зал художественного музея на реставрацию. Предстоит большая работа, которая завершится к 2025 году.

Алла Шахматова

Автопортрет Петрова-Водкина К.С. на выставке в Художественном музее. Фото: Екатерина Ершова

В этом году у нас открылась чудесная выставка, посвящённая Кузьме Петрову-Водкину (12+). Мы очень долго ждали этот проект и надеялись привезти работы из Русского музея. С ними можно близко познакомиться даже без экскурсовода. Выставка интерактивная. А фигура красного коня, образ прославленного произведения встречает посетителей у входа на выставку. С ней можно контактировать и фотографироваться. Наверное, объявим конкурс на лучшее селфи с конём. Это, кстати, тоже важно для продвижения искусства и погружения в него.

Элементы выставки, посвященной Кузьме Петрову-Водкину. Фото: Екатерина Ершова

Убеждена, что музей – это храм, который должен охватывать все органы чувств: зрение, обоняние, слух, осязание. Поэтому у нас и появился красный конь, которого можно потрогать. Так музей позволяет человеку зарядиться, получить положительный импульс.

«Гастроли» художественного

Я искренне рада, когда идеи, рожденные в музее, получают своё яркое воплощение. Каждый раз – это положительные эмоции. Так было и пять лет назад, когда я стала директором художественного музея. Тогда появилась идея объединить музеи Поволжья в одном проекте. Поскольку у нас прекрасная коллекция Маковских - Константина, Владимира и Александра, мы пригласили к сотрудничеству Саратовский музей, Ульяновский, Нижегородский.

Во Владивостоке на выставке Ивана Шишкина представлены 10 работ из собрания Художественного музея. Фото: Екатерина Ершова

Выставка «Великие Маковские» была интересна и успешна, она подарила нам возможность познакомиться с коллективами других музеев. Эта красивая история имела своё логическое продолжение. Проект «Великие Маковские» (12+) показали в Нижегородском, Саратовском художественных музеях. А буквально на днях эта выставка открывается в Серпуховском художественном музее. Состав произведений в рамках задуманного проекта меняется, а наши работы остаются неизменными.

А недавно я вернулась из Владивостока. Там, в Приморской картинной галерее, проходит выставка Ивана Шишкина (0+). Наряду с работами из коллекций федеральных музеев, на ней представлены 10 из нашего собрания. В прошлом году там же во Владивостоке организовали выставку Ильи Репина. На ней мы представили нашу картину «Король Альберт» из собрания купцов Шихобаловых, которая стала визитной карточкой экспозиции.

В 2018 году во время Чемпионата мира Алла Шахматова стала директором Художественного музея. Фото: Екатерина Ершова

Недавно на Гоголевском бульваре в Музее современного искусства Москвы мы показали 130 произведений из нашей коллекции, созданных в XX веке. Она вызвала большой интерес. Подобный проект был и на ВДНХ, когда специально для музея организовали площадки на трёх этажах. Там мы показали Восток, авангард и русское искусство, всего – 129 работ.

Очень важно показывать коллекцию за пределами региона. Всё, что вы видите у нас в музее – это 1,5-2% из того, что мы имеем. Нам катастрофически не хватает выставочных площадей.

Искусство на улице

Первый опыт работы с уличной средой у нас был в 2018 году во время Чемпионата мира. Тогда я неожиданно для себя стала директором музея. Я очень волновалась. В это время в нашем городе было много гостей. Нужно было что-то сделать привлекательное. Буквально за несколько дней мы создали фестиваль «Арт-шаг». Были приглашены художники, для творческих работ на улице. Мы проводили показы мод и авангардистские спектакли. Этот выход не стал последним.

В планах музея сделать отдельный фестиваль, посвящённый Александру Ширяевцу. Фото: Екатерина Ершова

Во дворах нашего музея постоянно проходят концерты и фестивали. И не только в них. Я очень рада, что у нас родился «Чистый Репин» (0+). Он принимает такой размах, что проходит и на правом, и на левом берегу Волги. К нам приезжают лекторы, люди создают экологические арт-объекты, обмениваются растениями и личными вещами. Кстати, мы скоро будем делать отдельный фестиваль, посвящённый Александру Ширяевцу.

Мы продолжаем развивать и наши дворики. Много молодёжи приходит на фестивали, поэтому мы ориентируемся и на неё. Сейчас работаем с нашим политехническим университетом над проектом дворика-колодца, который нам отдала администрация города. Молодые архитекторы создают проекты для нового пространства. По итогу будет выбрана самая удачная идея.

Музей старается придумывать проекты, которые направлены на привлечение внимания и молодёжи, и старшего поколения. Фото: Екатерина Ершова

Дом с атлантами

Сейчас у нас очень сложная история с особняком, который находится на Венцека, 55. Это так называемый «Дом с атлантами», где жили купцы Шихобаловы. Они собрали уникальную коллекцию русского искусства.

Шихобаловы въехали в особняк в 1906 году. Это была счастливая семья с пятью детьми. Они путешествовали по всему миру и привозили отовсюду настоящие сокровища в мире искусства. В 1918 году семья добровольно отдала коллекцию художественному музею. До этого они планировали создать свой музей по примеру Третьяковых, но время их опередило.

На фотографии те самые фигуры атлантов, которые были установлены на здании тогда, когда в особняк въехала семья Шихобаловых. Сегодня на доме можно увидеть их копии. Фото: Екатерина Ершова

Это грустная история, потому что Павел Иванович Шихобалов был арестован. Потом ему пришлось скрываться до 1929 года на территории психиатрической лечебницы. А Вера Лаврентьевна Шихобалова жила в ленинградской коммуналке, где её и нашла Анетта Яковлевна Басс. Шихобалова передала свои дневники Анетте Яковлевне. Благодаря этому мы знаем историю жизни семьи в самарский период, где и какие работы хранили в доме с атлантами.

Один их залов «Дома с атлантами». Фото: Екатерина Ершова

Надеюсь, что в обозримом будущем получится открыть его полностью. Дом с атлантами заслуживает самого пристального внимания. Здесь шикарные камины и лестницы. Есть ещё два двора, которые могли быть центром притяжения – местом для всевозможных фестивалей, концертов, показов фильмов под открытым небом.

А внутри особняка мы хотим организовать экспозицию о людях, которые создавали и влияли на облик нашего города.

Оригинальная лепнина на потолке комнаты в «Доме с атлантами». Фото: Екатерина Ершова

Легко ли быть директором музея

Музей – это серьёзный механизм. Здесь всё намного сложнее, чем в частной галерее: дорожная карта, охрана труда, финансовые отчёты. За каждым объектом в фонде – огромный труд хранителей и реставраторов. Во всё вникать долго и сложно.

Сначала, когда я только пришла работать в художественный музей, в мой адрес звучало много слов критики. Но у нас замечательный профессиональный коллектив, который помог и поддержал.

Без критики не обходится и сейчас. Особенно, когда она исходит от профессионалов, это свидетельство полноценной жизни музея. Критика даёт толчок к тому, чтобы двигаться дальше и развиваться. Когда всё слишком хорошо и гладко, прогресс может замедлиться.

«Музей – это серьёзный механизм. Здесь всё намного сложнее, чем в частной галерее». Фото: Екатерина Ершова

Фото обложки: Екатерина Ершова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    «Те, кто бегут в стендап за бабками, шоу-бизнесом и фанатками, ничего не добиваются». Истории самарских стендап-комиков
    22 ноября 2023, 12:06
    «Те, кто бегут в стендап за бабками, шоу-бизнесом и фанатками, ничего не добиваются». Истории самарских стендап-комиков

    Поговорили с тремя самарскими комиками о серьёзных вещах: вспомнили, как прошли их первые открытые микрофоны, выяснили, как связаны стендап и туризм, узнали, что ребята чувствовали, когда выступали в тишину, и даже задумались об открытии городского стендап-клуба.

    Автостопом из Самары во Владивосток и обратно
    20 июля 2021, 17:27
    Автостопом из Самары во Владивосток и обратно

    Весной 2021 года они вдвоём отправились в долгое путешествие. Ребята проехали автостопом 17 000 километров, погуляли в 12 городах и потратили 40 000 рублей за 46 дней. Нам они рассказали, где хорошие дороги, кормят шишками, а где за всё благодарят.

    Основатели бренда Volga Mama: «Привезти нашу футболку из Самарской области круче, чем просто купить магнитик»
    02 июня 2022, 10:46
    Основатели бренда Volga Mama: «Привезти нашу футболку из Самарской области круче, чем просто купить магнитик»

    Одна из визитных карточек Самарской области - бренд Volga Mama. Узнали у его сооснователей Василия Румянцева и Андрея Комзова, почему уход масс-маркета из страны - это не конец света, из-за чего в Самарской области пока не делают джинсы.

    Реставратор Анна Толстова: «Хорошо, когда город чистый и обновлëнный, но ещё лучше, когда в нём не забывают про исторические детали»
    06 февраля 2024, 12:30
    Реставратор Анна Толстова: «Хорошо, когда город чистый и обновлëнный, но ещё лучше, когда в нём не забывают про исторические детали»

    За восстановлением каждого музейного экспоната, архитектурной детали или целого здания стоят люди, которых чаще всего не видно, зато здорово заметны результаты их работы. Познакомились с реставратором музея Алабина, волонтёром проекта «Надо сохранить» и керамистом Анной Толстовой. Поговорили про связь реставрации и туризма, право реставратора на ошибку и случайно найденные сокровища.