23 февраля 2024, 10:00

Актриса Вероника Львова: «Я просыпаюсь, подхожу к окну и вижу особняк в стиле северного модерна. Это другие ощущения»

В театре юного зрителя «СамАрт» используют необычные способы, чтобы актёры погрузились в роль. Например, экспедиции по Самарской области, во время которых они в прямом смысле проживают жизнь своего героя 24 часа в сутки. О том, на что артист готов пойти ради искусства и какие места вдохновляют, рассказала актриса «СамАрта» Вероника Львова.

Актриса театра «СамАрт» Вероника Львова. Фото: Ирина Быкова

Вероника Львова
Актриса, работает в театре «СамАрт» с 1998 года. Играет во множестве спектаклей, среди которых «Манюня» (12+), «Возвращение» (16+), «Тёмные аллеи» (16+), «Ханума» (16+). Вероника воспитывает троих дочерей. Старшая Александра – певица, средняя Варвара учится на актрису, младшей Кире – шесть лет.

«Мне мама говорила: «Как ты можешь так? Ты же здесь родилась». Ну а я была молода»

Вероника, вы давно живёте в Самаре?

Я родом из Казахстана – города Байконур. Жила там где-то до 16 лет. Потом переехала в 1993 году в Самару, поступила в институт.

Ощущаете ностальгию по Байконуру?

Вообще я оттуда очень легко уехала. Мне мама говорила: «Как ты можешь так? Ты же здесь родилась». Ну а я была молода. Мне казалось, что Родина не имеет большого значения. Спустя много лет мне дико захотелось туда вернуться. Я ехала на каких-то перекладных, тогда не было прямых поездов. Добралась и не узнала свой город. Он стал совсем другим.

То, каким ты видишь место в детстве, не оказывается таким спустя время. Для меня город детства – очень светлый, чистый, в нём много деревьев, цветов и улыбающихся военных в форме. Когда я вернулась, он был такой полузаброшенный, с опустевшими домами, заколоченными окнами на первых этажах. Очень много запущенного. Я не узнала свой район и дом, в котором я жила. Он стал каким-то обшарпанным и холодным. Наверное, в детство не стоит возвращаться. Надо уметь отпускать.

Вероника вышла на сцену «СамАрта» еще на первом курсе. Фото: Ирина Быкова

Самару вы считаете своим домом?

Сначала я её не принимала вообще. Мне казалось, что Самара – не мой город, не мои люди. Мне было сложно после маленького городка. Большую часть времени прожила на Металлурге. Там замечательный парк с озером, за которым ухаживают. Там выросли мои девочки. Но чем больше я знакомилась с исторической частью, тем сильнее влюблялась. Обожаю центр города. Когда училась в институте, всегда гуляла по нему. Потом стала здесь работать. Прежде чем сесть в автобус до дома, я шла от театра по улицам Садовой, Льва Толстого, Ленинградской до площади Революции. Переехала в центр только в 2018 году. Сейчас я добираюсь домой пешком на улицу Венцека. Это, конечно, счастье.

Для меня – человека, который жил среди панельных домов, вид из окна сейчас – блаженство. Я просыпаюсь, подхожу к окну и вижу особняк в стиле северного модерна. Это другие ощущения.

Ваш дом тоже дореволюционный?

Первые два этажа были построены около 1900 года, а третий уже более поздний – 1970-е годы. Скорее всего, он является памятником архитектуры. Говорят, что здесь в своё время бывал в гостях Ленин. Здание напротив – точно памятник архитектуры. Мне кажется, что люди, которые в нём живут, думают, что я за ними подсматриваю. А я просто любуюсь домом, потому что это очень красиво. Приятно гулять по этим улицам. Мы с младшей дочкой занимаемся этим по 3-4 часа – исследуем город, заглядываем во дворы, в парадные.

«Обучаясь актёрской профессии, ты вбираешь в себя все знания и техники, что на данный момент существуют». Фото: Ирина Быкова

Что в этих исследованиях самое интересное?

Нравится сам процесс. Ты никогда не знаешь, какая парадная будет открыта или куда ты заглянешь. Совсем недавно в одном из домов на Молодогвардейской были открыты двери. Мы заглянули с Кирой, а там так всё было расписано, очень красиво. Никогда не подумаешь, что это двухэтажное полузаброшенное здание. Удручает, что в некоторых домах уже почти нет людей. Не хотелось бы, чтобы они были потеряны. Как же тогда наслаждаться городом?

Атмосфера исторического места вас вдохновляет?

Для нашей работы – это важно. Когда репетируешь и много думаешь, то обращаешь внимание на эти дома. Они, конечно, задают нужный градус, помогают перенестись в прошлое. Это лучше, чем смотреть на панельки.

«Они сказали: «Вот это у вас страсти, ребята», а нам было смешно. Мы не могли раскрыть секрет»

Вы помните свою первую роль и ощущения от выхода на сцену?

Поскольку нас готовили специально для «СамАрта», мы вышли на сцену уже на первом курсе в спектакле «Дневник продолжается» (12+). Это было грандиозно. Мы пришли в театр, где огромное количество актёров, которых мы видели до этого только на сцене. Они были для нас боги и звёзды. В нас очень верили, доброжелательно относились. Не помню дикого страха, а, вот, удовольствие я запомнила. Я играла цыганку, которая встретила своего молодого человека после войны.

Как актёры вживаются в образ? Используют метод Станиславского?

Мне кажется, происходит синтез методов. Ты не существуешь в спектакле только по методу Станиславского или Михаила Чехова. Обучаясь актёрской профессии, ты вбираешь в себя все знания и техники, что на данный момент существуют. Если интересна эта тема, можно прийти к нам на спектакль «Тёмные аллеи» (16+) и посмотреть, как это всё зарождалось.

«Ты находишься в двух параллельных вселенных – в одной ты актриса, которая живёт обычную жизнь, а в другой – ты герой произведения в мире автора». Фото: Ирина Быкова

В «СамАрте» используют необычную форму подготовки актёров к спектаклю – это экспедиции. Эти путешествия помогают вам?

Экспедиции дают много. Мы ездили в Ширяево перед премьерой постановки «Иванов» (16+). Там репетировали и погружались в жизнь персонажей. После этого была мини-экспедиция, когда мы готовили «Тёмные аллеи». А недавно актёры ездили в Ясную Поляну - на родину Льва Толстого. Смысл экспедиций в том, чтобы погрузиться вместе с коллегами в мир персонажа. Ты становишься ближе к герою. Потом легче играть роль.

Когда мы готовились к «Иванову», около двух недель жили как персонажи. У нас были взаимоотношения близкие к описанным в произведении. Мы гуляли, готовили еду, ели, делали всё как обычно, но только не от себя. При этом мы работали, режиссёр давал нам задания, которые нужно выполнить. Потом был разбор полётов.

Ты находишься в двух параллельных вселенных – в одной ты актриса, которая живёт обычную жизнь, а в другой – ты герой произведения в мире автора.

В «СамАрте» готовят актёров к спектаклю, отправляя в экспедиции. Фото: Ирина Быкова

Вы гуляли по селу Ширяево?

У меня была героиня, которая из дома не выходила. Я играла Сарру, жену Иванова. По сюжету пьесы она была при смерти. Больше недели я не выходила за пределы дома. Было тяжело, но это помогло мне понять, что значит быть запертым дома в то время, как твой любимый человек продолжает жизнь свободной жизнью.  

Если бы я репетировала в городе, то только представляла бы, как это. А здесь Сарру поселили и закрыли, и у меня начало всё кипеть внутри – обиды, слёзы, ревность. Помню, мы жили в гостевом доме с другими постояльцами – не актёрами, они косо на нас смотрели. В какой-то момент я получила задание – не должна отпускать Иванова на день рождения Саши. Я выполняла актерскую задачу, а люди вокруг этого не знали. Они думали, что всё происходит по-настоящему, что это я – Вероника – устраиваю истерики и хватаю за ноги Диму Добрякова. Постояльцы решили, что я сумасшедшая. Они сказали: «Вот это у вас страсти, ребята», а нам было смешно. Мы не могли раскрыть секрет.

Интересный опыт был, когда мы готовили «Тёмные аллеи». Мы с Ярославом Тимофеевым тоже уезжали в Ширяево, а Алексей Елхимов следовал за нами и пытался нас найти. Всё по рассказу. Мы переночевали, а с утра уехали, чтобы нас не поймали. Экспедиции заставляют верить в то, что происходит, потому что ты – не ты. Фантазия работает по-другому.

«Дома дочь говорит, что замечает, когда я репетирую, потому что у меня меняется пластика». Фото: Ирина Быкова

Вам нравится играть романтичных и спокойных героинь или очень эмоциональных?

Я не делю так роли. Интересно всё играть. В характерных ролях ты раскрываешься по-своему, в драматических – по-другому. Если это есть во мне, значит это должно выйти. В драматических ролях ты можешь затрагивать очень серьёзные вопросы, которые касаются тебя лично.

Сейчас мы работаем над спектаклем «Воскресение» (16+), где у меня роль Катюши Масловой, которая к концу произведения становится совершенно другим человеком. Эта женщина вынужденно стала проституткой из-за обстоятельств и прошла большой путь. Она упала вниз до такой степени, что однажды убила человека. Катя не задумывалась, что это грех. Пройдя испытания, она преображается и приобретает веру. Когда ты репетируешь такой материал, начинаешь размышлять и читать книги по этой теме, например, про святых. Ты больше задумываешься о своей жизни, о последствии своих поступков. Для меня Катюша Маслова – это Мария Египетская, которая бродила по пустыне и искупала свои грехи.

«Некоторые актёры ходят по улицам и поют, не замечая этого»

У вас есть роль мечты?

Одно время я очень хотела сыграть Жанну д`Арк. Это до сих пор осталось моей мечтой. Я понимаю, что уже в силу возраста её не сыграю. Но она всегда была для меня путеводной звездой, чем-то высшим.

Приходится ли актёрам играть того, кто им совсем не нравится?

У меня было много таких ролей, когда я думала, что это не моё, что во мне такого нет. Было сопротивление. Потом оказывалось, что режиссёр знает тебя лучше, чем ты сам себя. 

Психологически потом не тяжело?

Это часть нашей работы. Ты просто не обращаешь на это внимание. Самое лучшее, что ты потом не отдыхаешь, а окунаешься в другую роль. Такой подход спасает. Когда ты выпустил премьеру, два дня выходных, а дальше опять работа. Так нужно, чтобы не зацикливаться и не переживать, чтобы идти дальше. Работа перезагружает.

У Вероники Львовой есть мечта – сыграть Жанну д`Арк. Фото: Ирина Быкова

Бывают периоды, когда у тебя много свободного времени дома, тогда становится тяжело. Актёр без работы угасает. Многие впадают в депрессию. Но с другой стороны, режиссёр Анатолий Праудин, с которым мы много работали, говорит: «Это не период затишья, а период, когда вы перезагружаетесь». В этот момент вы можете прочитать много книг, поразмышлять, посмотреть фильмы и спектакли. У меня было такое время, и я занималась с детьми – преподавала актёрское мастерство. Это дало мне очень много. Например, я открыла для себя стихи Виктора Сосноры. Я пошла за его сборниками в библиотеку. Мне принесли его книги за 1973-1974 годы. Я была первая, кто взял их почитать. Моё самое любимое стихотворение у него «Латвийская баллада». Оно невероятно красивое.

«Бывают периоды, когда у тебя много свободного времени дома, тогда становится тяжело». Фото: Ирина Быкова

Отражается ли профессия на вашем поведении в обыденной жизни? Бывает, что вы не осознаёте, что начинаете играть какую-то роль?

Дома дочь говорит, что замечает, когда я репетирую, потому что у меня меняется пластика. Некоторые актёры ходят по улицам и поют, не замечая этого. Например, когда мы выпускали мюзикл, знакомые спросили: «А у вас какая-то музыкальная премьера?». Я сказала: «Да, а откуда вы знаете?». Оказалось, они встретили актрису нашего театра, которая шла по улице и пела. Я за собой не замечала такого. Но, думаю, когда ты готовишься и что-то придумываешь, это отражается на лице.

Фото обложки: Ирина Быкова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Художественный руководитель балета Юрий Бурлака: «Мне не стыдно за то, что мы делаем»
    23 ноября 2023, 17:14
    Художественный руководитель балета Юрий Бурлака: «Мне не стыдно за то, что мы делаем»

    Узнали у заслуженного артиста Российской Федерации, педагога и художественного руководителя балета Самарского академического театра оперы и балета Юрия Бурлаки, как танец стал неотъемлемой частью его жизни, какие чувства он испытывал, когда переезжал из столицы в провинцию, и что удивило его в театре, городе и самарском зрителе.

    Искусствовед самарской Третьяковки: «Почему в музеях появляются кафе? Не потому что люди любят есть»
    08 апреля 2022, 11:33
    Искусствовед самарской Третьяковки: «Почему в музеях появляются кафе? Не потому что люди любят есть»

    Встретились с одним из представителей команды самарского филиала Третьяковки - искусствоведом Дарьей Волковой, которая точно знает, зачем в музее общепит, кто из современных художников стал частью самарской идентичности и как сделать из сахара произведение искусства. Это её история.

    Худрук «СамАрта» Денис Хуснияров: «Эта сцена – из будущего, и что-то такое из будущего на ней должно идти»
    26 апреля 2023, 16:06
    Худрук «СамАрта» Денис Хуснияров: «Эта сцена – из будущего, и что-то такое из будущего на ней должно идти»

    Денис Хуснияров для Самары – человек совсем новый, успел поставить здесь только один эскиз в фойе театра «СамАрт». Почему режиссёр, объездивший всю театральную Россию, согласился на предложение возглавить самарский театр, как, по его мнению, должен поменяться «СамАрт», и зачем гулять по два-три часа по Самаре.

    Самарский художник и музыкант: «В простом мы привыкли искать скрытые смыслы. В этом и есть сила искусства»
    27 октября 2022, 11:40
    Самарский художник и музыкант: «В простом мы привыкли искать скрытые смыслы. В этом и есть сила искусства»

    О Молохе мало, что известно, как и о многих других художниках уличной волны. Поговорили с Максимом о том, почему он решил поменять стену на холст, как шрифты превратились в картины, и чем животные могут быть лучше людей.