Уличный театр «Пластилиновый дождь» знаменит тем, что может создать ощущение волшебства и сказки где угодно: на фестивале в парке, в торговом центре, на городском пляже, да и просто на людной улице. Мы встретились с актёром «Пластилинового дождя» Иваном Шевырёвым и узнали, каково быть частью уличного театра, как реагирует на них публика и в каких отдалённых уголках страны побывала труппа.
Актёр уличного театра «Пластилиновый дождь» Иван Шевырёв. Фото: Алина Кавтаськина
Иван Шевырёв начал увлекаться театром во время фестиваля «Студенческая весна» в Самарском государственном экономическом университете. Когда режиссёр «Пластилинового дождя» Игорь Шадрин запустил кастинг в труппу, Иван решил попробовать свои силы. В итоге он попал в основной состав, где трудится уже шесть лет.
Театр «Пластилиновый дождь» существует с 2008 года, и известен своими уличными спектаклями и представлениями, которые проходят без слов. Он является одним из лучших уличных театров в России. Его коллектив участвовал в церемонии закрытия Олимпийских игр 2014 года в Сочи и прошёл в полуфинал телевизионного проекта «Минута славы» на Первом канале.
«Бывало, что люди подходили и рассказывали о своих проблемах, ругались на что-то»
Почему ты выбрал «Пластилиновый дождь»?
Режиссёр «Пластилинового дождя» Игорь Шадрин в 2018 году занимался также организацией Студвесны, на которой я впервые увидел номер на ходулях. Мне захотелось также. Это было что-то необычное. Раньше я участвовал в КВН, но то был совсем другой формат. А театр тогда меня так зацепил, что я в нём до сих пор.
Я пришёл в «Пластилиновый дождь» в конце 2018-го. Тогда у нас в Самаре ещё проходили зимний и летний одноимённые фестивали. После трёх месяцев в коллективе меня пригласили в постановку «Между завтра и вчера» (0+). Мы работали в смешанном составе – новички и опытные актёры. Для меня это был интересный опыт. Мы играли не на улице, а в торговом центре. К тому же, когда ты выступаешь на сцене, у тебя нет контакта со зрителем, а здесь мы очень близко всё-таки к публике и контактируем непосредственно с ней.
«Даже если нет танцевального и актёрского опыта, то ничего страшного. Можно постепенно научиться всему». Фото: Алина Кавтаськина
Есть ли у этого театра особые требования к актёрам?
Конкретных нет. Даже если нет танцевального и актёрского опыта, то ничего страшного. Можно постепенно научиться всему. В процессе работы ты получаешь и определённые дополнительные навыки. Например, мы с парнями строим ещё декорации, а девушки шьют сами костюмы.
Вы как столяры и сварщики?
Мы никому не отдаём делать наши декорации. Берём чертежи и обсуждаем с Игорем Шадриным, как сделать так, чтобы всё работало. Когда я пришёл в коллектив, ребята постарше уже умели строить декорации, передавали свой опыт нам. Сейчас мы стараемся передавать знания молодому поколению. Не так давно к нам пришли новые ребята, которых мы сейчас обучаем. Это не обязательно сварка, пригодится, например, и умение забивать гвозди. Главное – желание.
Мы, кстати, благоустраиваем театр на Льва Толстого. Там у нас большое помещение для репетиций, за которым нужно следить. Поэтому полезно умение хотя бы элементарно повесить полку.
«Мы с парнями строим ещё декорации, а девушки шьют сами костюмы». Фото: Алина Кавтаськина
Твои представления об актёрской игре сильно изменились после того, как ты попал в основной состав?
Когда я впервые увидел номер на ходулях, подумал: «Наверное, я не подхожу, там все акробаты с хорошей пластикой». Но потом я узнал, что не обязательно использовать ходули, можно быть артистом на ногах. Сначала я сомневался, что пройду кастинг, но оказалось, всё гораздо проще. Коллектив мне очень понравился, ко мне отнеслись как к родному.
Расскажи о своей первой роли?
Мы были не конкретными персонажами, а скорее образами, которые создаются с помощью одежды и грима. То есть безымянными уличными актёрами в несуразных костюмах: где-то оборванных и заштопанных, в интересных шляпах.
Можешь назвать три самых любимых спектакля «Пластилинового дождя»?
Мне нравится «Хранитель времени» (0+) – зимний спектакль, где я играю как раз самого хранителя. Также «Белые сны» (0+), который я считаю уже классикой. Это лёгкий и добрый спектакль. Третий – «Хазарский словарь» (0+). Четвёртый – «Путешествие одного пианино» (0+). Это уже топ-4 с моим участием.
Есть ещё спектакль «Аисты» (0+), который позволяет прочувствовать эмоции до конца, где-то даже прослезиться. Иногда мне нравится просто смотреть спектакли, а не участвовать. Такой взгляд со стороны на коллег и на их работу.
Иван Шевырёв на фестивале «Пластилиновый дождь» в 2023 году в Струковском саду в Самаре. Фото: Екатерина Ершова
Актёры театра получали ли травмы?
Да, были травмы на наших выступлениях. Когда ребята ездили на «Тавриду», один из актёров сломал ногу. На фестивале уличных театров в Питере, когда мы вышли на поклон, коллега подвернул ногу и на следующий день нужно было срочно искать ему замену. В Самаре во время спектакля-променада «Путешествие одного пианино» актриса случайно оступилась, после чего отправилась на лечение.
Бывало всякое. Просто на сцене ты знаешь где что у тебя находится, нет опасных факторов. А когда мы выходим, например, с пианино на улицу, нас окружают машины и люди, поэтому нужно быть осторожным.
Тебе больше нравятся выступления на улице или в помещении?
Мне нравится контакт со зрителем на улице, а также смена площадок. Новый город – это как новый вызов. Ты думаешь о том, как нужно выстроить спектакль, как привлечь внимание зрителей. В помещении тоже бывает интересно, например, на «Станкозаводе». Но для меня это немного не то. Я влюбился в уличную атмосферу, поэтому хочу в ней оставаться.
«Мне нравится контакт со зрителем на улице, а также смена площадок. Новый город – это как новый вызов». Фото: Алина Кавтаськина
Бывало, что актёры сталкивались с неожиданной реакцией зрителей на улице?
Во время спектакля «Аисты» можно было увидеть неожиданные живые эмоции, например, как люди плачут. Это значит, что всё сделано правильно. Актёры дали зрителю эмоцию.
«Путешествие одного пианино» – это спектакль, во время которого публика в наушниках и артисты тоже. Обычно прохожие ничего не понимают. Они видят, что едет пианино, четверо идут в странных костюмах, а за ними толпа из 40 человек и тишина. Некоторые подходят, хлопают по плечу и спрашивают: «А что у вас здесь происходит?». Отвечаю: «У нас спектакль и я чуть-чуть занят». Интересующихся мы тоже зовём на спектакль.
Бывало, что люди подходили и рассказывали о своих проблемах, ругались на что-то. Но мы просто играли спектакль и не спорили ни о чём. Уличный театр для Самары – формат необычный. Спектакль-променад, это что-то новенькое. В следующем году мы сделаем ещё один такой спектакль с наушниками, но уже для прогулки не по городу, а по торговому центру.
«Если зритель вдруг не так воспринял наш театр, то в этом есть наша ошибка. Возможно, мы его не заинтересовали в самом начале». Фото: Алина Кавтаськина
В каких городах ты побывал и где самая лучшая публика?
Гастроли у нас летние и зимние. За месяц мы можем посетить четыре города. За шесть лет мы объездили почти всю страну. Я побывал в Новом Уренгое и Абакане. Это далеко, интересно и неожиданно. Когда мы приехали в Новый Уренгой под Новый год, там было минус 50 градусов. Выступали с номером в торговом центре, на улицу было сложно выйти – замерзаешь за минуту. Примерно год назад были на Кипре. Надеюсь, что появятся новые места, куда ещё можно будет съездить.
Что касается публики, то каждый раз она разная. Если зритель вдруг не так воспринял наш театр, то в этом есть наша ошибка. Возможно, мы его не заинтересовали в самом начале.
Успеваешь посмотреть что-то из достопримечательностей?
Иногда приезжаем только на один день. Но когда гастроли рассчитаны на несколько выступлений, то мы стараемся посетить интересные места.
А на Кипре вы выступали для русскоязычной публики? Что это было за мероприятие?
Да, для русскоязычных. Там их много живёт. Мы приезжали туда, чтобы поддержать благотворительный фонд, который собирал средства на лечение мальчика. Театр подготовил небольшие зарисовки для общего концерта, в котором участвовали и другие коллективы. Мы переживали о том, как нас воспримут, потому что публика неизвестная. Но всем понравилось и нам сказали, что мы большие молодцы.
Кипр мы посетили в декабре, там было плюс 20 градусов. Успели сходить к морю, насладиться природой, оливками, мандаринами.
«Уличный театр для Самары – формат необычный. Спектакль-променад, это что-то новенькое». Фото: Алина Кавтаськина
Как много времени у тебя занимает деятельность в театре?
Минимум три раза в неделю у нас репетиции. Мы готовим новые проекты, занимаемся хореографией, так сказать, повышаем свой скилл. Очень важно поддерживать себя в форме.
Ты упомянул ранее про Студвесну. Что она дала тебе в творческом плане?
Это отдельный этап жизни, который длился шесть лет. Там я начал работать с Игорем Шадриным, у которого своё особое видение, как у режиссёра. Отмечал, что делают ребята из других университетов – у нас подход во многом был другой. Во-первых, никто не заставлял нас что-то делать. Во-вторых, мы занимались не только постановками, но и декорациями. Многие говорят – тем, кто прошёл школу Студвесны, будет проще попасть в какой-то другой успешный проект, потому что здесь ты начинаешь понимать многие процессы – организационные и творческие. Это формирует хорошую базу.
«Бабушка мне говорила, что в советское время Красную Глинку называли «маленькой Швейцарией» из-за природы. Сейчас многие смеются, когда такое слышат». Фото: Алина Кавтаськина
Какие места в Самарской области тебя вдохновляют?
Я живу на Красной Глинке, там природа меня окружает каждый день. Свежий воздух, горнолыжка, лес. Мне не приходится далеко за этим ездить. Летом стабильно мы с друзьями ходим гулять на гору Тип-Тяв, также иногда выбираемся в штольни. Бабушка мне говорила, что в советское время Красную Глинку называли «маленькой Швейцарией» из-за природы. Сейчас многие смеются, когда такое слышат.
Также мне нравится старый город, говоря о Самаре. Здесь я начал в студенческие годы больше гулять и открывать для себя много нового. Архитектура и улочки меня завораживают. До сих пор я изучаю районы возле нашей репетиционной базы. Меня привлекают и арт-кластеры, в которых можно встретить своих знакомых. Самара – маленькая деревня.
Фото обложки: Алина Кавтаськина
Комментарии ()
Написать комментарий