20 мая 2022, 10:00

Машинист метро: «Прокатиться в подземке – один из способов показать туристам разную Самару»

Для многих из нас метрополитены Москвы и Питера - это знаковые достопримечательности. Но и самарская подземка может быть привлекательна для туристов и самарцев. Чем? Ответ на этот вопрос знает машинист-инструктор нашего метрополитена Вадим Машевский. Поговорили с ним и узнали, на какую станцию лучше вести туристов, почему «Алабинская» - его любимая, и из-за чего выражение «спать на работе» - вполне нормально для работников подземки (речь конечно же не про сон в кабине поезда).

Первый поезд метро отправляется в шесть утра. Во сколько начинается ваш рабочий день?

Каждый раз по-разному: если утренняя смена, то я ночую в депо – для этого у нас есть специальный бригадный дом – и в пять утра собираюсь на работу. В дневную - прихожу к девяти утра, а в ночную – к пяти вечера. Одна смена длится по восемь с половиной часов. 

Я всегда должен быть подготовленным: мне нужно хорошо выспаться, а главное – быть здоровым. Перед каждой сменой мы проходим обязательный медицинский контроль. При малейших признаках заболевания нас не допускают до управления составом. 

Здоровье машиниста – такая же важная часть, как и техническое состояние всего поезда. Подготовкой состава к смене занимается ремонтный персонал, но я всё равно должен проверить его повторно: принять в работу, включить и убедиться, что все приборы управления в полной безопасности. Особое внимание я уделяю качеству радиосвязи. В экстренной ситуации важно не остаться в тоннеле «одному» и всегда быть на связи с диспетчером. И, конечно, тормоза – пожалуй, самое главное устройство во всем электропоезде. После этого я прохожу состав целиком. Обязательно делаю это не только перед началом смены, но и после каждого рейса, когда перемещаюсь в кабину машиниста в конце поезда.

Почему в нашем метро нет разворотных петель? Наверное, удобнее, когда машинист остаётся всегда в одной кабине, и ему не нужно переходить в другой конец поезда на конечной?

Насколько мне известно, даже в крупных метрополитенах смена кабины управления – частая практика. Делается это для того, чтобы все части механизмов, тормозные системы изнашивались равномерно, благодаря тому, что поезд едет сначала в одну, а потом в другую стороны. Это обеспечивает безопасность поездок.

А вообще часто случаются какие-то непредвиденные ситуации?

Форс-мажоры происходят крайне редко, точно не каждый день. Работа у машиниста монотонная и спокойная. Но бывают случаи, когда кто-то не успел вовремя войти в вагон или в последний момент передумал ехать дальше. В такие моменты нужно быстро среагировать и моментально продумать у себя в голове план действий. Кажется, это единственная трудность в моей работе. 

А вам можно в кабине, например, слушать музыку, как это делают те же водители автобусов?

Конечно, нет! Ничего не должно отвлекать от движения. Моя главная обязанность – обеспечивать безопасность поездок: наблюдать за приборами учёта и движением. Пообщаться в кабине не с кем – машинисты метро работают по одному. Говорю, по сути, сам с собой. Во время движения, по регламенту, передаю по рации показания светофоров, обозначаю, когда въезжаю на станцию.

После этого кажется, что машинист метро всегда сидит в кабине в полном одиночестве и совсем не общается с пассажирами. Это так?

Как я говорил, мы обязаны проходить по вагонам и осматривать состояние оборудования и показания приборов после каждого рейса. Вот тогда и получается пообщаться с пассажирами. Чаще всего спрашивают, на какой станции лучше выйти, чтобы куда-то добраться, в какой вагон лучше сесть, чтобы быть ближе к выходу из метро. Очень люблю, когда среди пассажиров есть дети: они смотрят на меня с широко раскрытыми глазами и ещё долго провожают меня взглядом. Иногда я моргаю им фарами или машу рукой в ответ, если не сильно занят управлением.

А особенно мне нравится работать в час пик, когда на станциях много людей. В эти моменты происходит какая-то эмоциональная перезагрузка. Особенно классно в праздники. После салюта на 9 Мая было столько пассажиров!

Я работаю в метро с 1998 года. Может показаться, что моя работа скучновата, потому что пейзажи вокруг меня не меняются так часто, как, например, у машиниста наземной электрички. Но мне нравится то, чем я занимаюсь. Видимо, это просто моё, раз я задержался здесь на столько лет.

Как реагируют знакомые, когда узнают, что вы работаете машинистом в метро?

Моя профессия для многих звучит довольно экзотично. Из-за того, что метрополитен в Самаре маленький, им пользуются не так много людей. Многим хочется посмотреть на то, чем я занимаюсь, от «первого лица». Но, к сожалению, это невозможно по технике безопасности.  

Московское метро считают достопримечательностью. Можно ли говорить тоже самое про самарский метрополитен?

Стоит помнить, что не каждый город-миллионник может похвастаться метрополитеном, даже небольшим. Самарское метро – историческая ценность. Станции отражают основные вехи развития города. Я считаю, что прокатиться по ним – один из способов показать туристам разную Самару, а не только её центр. И, кстати, я замечаю, что в последнее время приезжих, которые фотографируют каждую деталь на станциях, стало больше.

А какая станция у вас любимая?

«Алабинская». Из всех у неё самый современный дизайн – мне такое нравится.

Но я уверен, что туристам точно стоит показать достопримечательность нашего метрополитена – станцию «Победа» – масштабную и просторную, со светильниками ручной работы в форме салюта.

Как думаете, жизнь самарцев была бы другой, если бы в нашем городе не было метро?

Возможно, многие недооценивают значимость самарского метрополитена. В час пик, когда люди едут на работу и домой, подземка становится просто незаменимым средством передвижения. Даже не представляю, насколько были бы переполнены дороги без метро.  

Но почему же тогда этот транспорт не пользуется таким большим спросом, как, например, в Москве?

Стоит понимать, для чего вообще строили самарское метро. В Куйбышеве оно было нужно для работников заводов. Пассажиропоток был огромным, хотя и действовало всего четыре станции. Сегодня для того, чтобы метро было популярным, оно должно находиться в шаговой доступности от дома. Мне кажется, сейчас город в этом плане меняется: строят жилые комплексы, которые находятся относительно близко к станциям метро. 

К тому же, маленький пассажиропоток из-за небольшого количества станций приводит к большему времени ожидания поездов. Например, если в Москве интервал между ними полторы минуты, то в Самаре – десять.

Да, не стоит ждать, что с появлением станции «Театральная» количество пассажиров резко увеличится. Но, думаю, со временем их точно станет больше.

Что всё-таки может резко изменить ситуацию?

Развитие и расширение метрополитена. Метро нужно районам с плотной застройкой. Например, оно просто необходимо в старом городе, где движение затруднено из-за узких улиц. Ну или вдоль центральных магистралей. Представьте, как разгрузило бы самарские дороги появление линий метро на Московском шоссе и Ново-Садовой. Тогда, возможно, метро бы стало одним из самых популярных видов транспорта в Самаре.

Фото: Ирина Бойкина, Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Основатель проекта «Надо сохранить»: «Всех градозащитных активистов воспринимают как городских сумасшедших»
    23 июня 2022, 18:52
    Основатель проекта «Надо сохранить»: «Всех градозащитных активистов воспринимают как городских сумасшедших»

    Ставим запятую во фразе «Снести нельзя восстановить» в правильном месте (после слова «нельзя») и знакомим вас с основателем самарского проекта «Надо сохранить» Михаилом Митюковым. За два года работы вместе с командой волонтёров он завершил несколько проектов. Узнали у Михаила, зачем ему это нужно, что интересного можно найти в спальных районах Самары, и чем новая застройка на окраинах может быть интересна нашим потомкам.

    Диджей Настя Столповская: «Самое яркое событие в ночной индустрии Самары происходит прямо сейчас»
    30 марта 2023, 16:31
    Диджей Настя Столповская: «Самое яркое событие в ночной индустрии Самары происходит прямо сейчас»

    Пока половина города засыпает, вторая его половина только готовится к настоящей ночной жизни. Встретились с диджеем Настей Столповской, которая играет в Самаре и далеко за её пределами уже восемь лет, и поговорили, кажется, про всё: от первых сетов в баре «Мичурин», резидентства в «Вечно молодом» и выступления на VK Fest (0+) до запретов родителей, страха людей и искренней любви к одиночеству.

    Тревел-блогер и экс-стюардесса Лера Резунова: «Путешествуя, я как будто увеличиваю свою жизнь и удлиняю время»
    12 марта 2024, 18:51
    Тревел-блогер и экс-стюардесса Лера Резунова: «Путешествуя, я как будто увеличиваю свою жизнь и удлиняю время»

    Туризм в Самарской области не имеет сезонных и временных ограничений. Подтверждение – тревел-блог Леры Резуновой. Встретились с путешественницей и экс-стюардессой из Тольятти: поговорили про необычные комплименты от подписчиков, места для зимних и летних походов по Самарской области, перелёт вместо Сочи в Саратов, кастинг на телеканал «Пятница» и путешествие в Мурманск (внимание!) за 400 рублей.

    Фудблогер и фотограф Сергей Щербак: «Я ненавижу розовые сопли, когда блогерам вообще всё нравится. Если я токсичный, то это честно»
    10 июля 2023, 14:30
    Фудблогер и фотограф Сергей Щербак: «Я ненавижу розовые сопли, когда блогерам вообще всё нравится. Если я токсичный, то это честно»

    Сергея Щербака знают в Самаре как фудблогера, фотографа, 3D-моделлера, диджея и одного из основателей «Оранжевого шатра». Больше двух часов разговаривали с ним, кажется, про всё на свете: вспомнили школьные вечеринки, представили «Аль-Халяль» по-паназиатски, обсудили классные дизайны в самарском общепите и, конечно же, узнали историю знаменитых персиков на гриле.