Для многих из нас метрополитены Москвы и Питера - это знаковые достопримечательности. Но и самарская подземка может быть привлекательна для туристов и самарцев. Чем? Ответ на этот вопрос знает машинист-инструктор нашего метрополитена Вадим Машевский. Поговорили с ним и узнали, на какую станцию лучше вести туристов, почему «Алабинская» - его любимая, и из-за чего выражение «спать на работе» - вполне нормально для работников подземки (речь конечно же не про сон в кабине поезда).
Первый поезд метро отправляется в шесть утра. Во сколько начинается ваш рабочий день?
Каждый раз по-разному: если утренняя смена, то я ночую в депо – для этого у нас есть специальный бригадный дом – и в пять утра собираюсь на работу. В дневную - прихожу к девяти утра, а в ночную – к пяти вечера. Одна смена длится по восемь с половиной часов.
Я всегда должен быть подготовленным: мне нужно хорошо выспаться, а главное – быть здоровым. Перед каждой сменой мы проходим обязательный медицинский контроль. При малейших признаках заболевания нас не допускают до управления составом.
Здоровье машиниста – такая же важная часть, как и техническое состояние всего поезда. Подготовкой состава к смене занимается ремонтный персонал, но я всё равно должен проверить его повторно: принять в работу, включить и убедиться, что все приборы управления в полной безопасности. Особое внимание я уделяю качеству радиосвязи. В экстренной ситуации важно не остаться в тоннеле «одному» и всегда быть на связи с диспетчером. И, конечно, тормоза – пожалуй, самое главное устройство во всем электропоезде. После этого я прохожу состав целиком. Обязательно делаю это не только перед началом смены, но и после каждого рейса, когда перемещаюсь в кабину машиниста в конце поезда.
Почему в нашем метро нет разворотных петель? Наверное, удобнее, когда машинист остаётся всегда в одной кабине, и ему не нужно переходить в другой конец поезда на конечной?
Насколько мне известно, даже в крупных метрополитенах смена кабины управления – частая практика. Делается это для того, чтобы все части механизмов, тормозные системы изнашивались равномерно, благодаря тому, что поезд едет сначала в одну, а потом в другую стороны. Это обеспечивает безопасность поездок.
А вообще часто случаются какие-то непредвиденные ситуации?
Форс-мажоры происходят крайне редко, точно не каждый день. Работа у машиниста монотонная и спокойная. Но бывают случаи, когда кто-то не успел вовремя войти в вагон или в последний момент передумал ехать дальше. В такие моменты нужно быстро среагировать и моментально продумать у себя в голове план действий. Кажется, это единственная трудность в моей работе.
А вам можно в кабине, например, слушать музыку, как это делают те же водители автобусов?
Конечно, нет! Ничего не должно отвлекать от движения. Моя главная обязанность – обеспечивать безопасность поездок: наблюдать за приборами учёта и движением. Пообщаться в кабине не с кем – машинисты метро работают по одному. Говорю, по сути, сам с собой. Во время движения, по регламенту, передаю по рации показания светофоров, обозначаю, когда въезжаю на станцию.
После этого кажется, что машинист метро всегда сидит в кабине в полном одиночестве и совсем не общается с пассажирами. Это так?
Как я говорил, мы обязаны проходить по вагонам и осматривать состояние оборудования и показания приборов после каждого рейса. Вот тогда и получается пообщаться с пассажирами. Чаще всего спрашивают, на какой станции лучше выйти, чтобы куда-то добраться, в какой вагон лучше сесть, чтобы быть ближе к выходу из метро. Очень люблю, когда среди пассажиров есть дети: они смотрят на меня с широко раскрытыми глазами и ещё долго провожают меня взглядом. Иногда я моргаю им фарами или машу рукой в ответ, если не сильно занят управлением.
А особенно мне нравится работать в час пик, когда на станциях много людей. В эти моменты происходит какая-то эмоциональная перезагрузка. Особенно классно в праздники. После салюта на 9 Мая было столько пассажиров!
Я работаю в метро с 1998 года. Может показаться, что моя работа скучновата, потому что пейзажи вокруг меня не меняются так часто, как, например, у машиниста наземной электрички. Но мне нравится то, чем я занимаюсь. Видимо, это просто моё, раз я задержался здесь на столько лет.
Как реагируют знакомые, когда узнают, что вы работаете машинистом в метро?
Моя профессия для многих звучит довольно экзотично. Из-за того, что метрополитен в Самаре маленький, им пользуются не так много людей. Многим хочется посмотреть на то, чем я занимаюсь, от «первого лица». Но, к сожалению, это невозможно по технике безопасности.
Московское метро считают достопримечательностью. Можно ли говорить тоже самое про самарский метрополитен?
Стоит помнить, что не каждый город-миллионник может похвастаться метрополитеном, даже небольшим. Самарское метро – историческая ценность. Станции отражают основные вехи развития города. Я считаю, что прокатиться по ним – один из способов показать туристам разную Самару, а не только её центр. И, кстати, я замечаю, что в последнее время приезжих, которые фотографируют каждую деталь на станциях, стало больше.
А какая станция у вас любимая?
«Алабинская». Из всех у неё самый современный дизайн – мне такое нравится.
Но я уверен, что туристам точно стоит показать достопримечательность нашего метрополитена – станцию «Победа» – масштабную и просторную, со светильниками ручной работы в форме салюта.
Как думаете, жизнь самарцев была бы другой, если бы в нашем городе не было метро?
Возможно, многие недооценивают значимость самарского метрополитена. В час пик, когда люди едут на работу и домой, подземка становится просто незаменимым средством передвижения. Даже не представляю, насколько были бы переполнены дороги без метро.
Но почему же тогда этот транспорт не пользуется таким большим спросом, как, например, в Москве?
Стоит понимать, для чего вообще строили самарское метро. В Куйбышеве оно было нужно для работников заводов. Пассажиропоток был огромным, хотя и действовало всего четыре станции. Сегодня для того, чтобы метро было популярным, оно должно находиться в шаговой доступности от дома. Мне кажется, сейчас город в этом плане меняется: строят жилые комплексы, которые находятся относительно близко к станциям метро.
К тому же, маленький пассажиропоток из-за небольшого количества станций приводит к большему времени ожидания поездов. Например, если в Москве интервал между ними полторы минуты, то в Самаре – десять.
Да, не стоит ждать, что с появлением станции «Театральная» количество пассажиров резко увеличится. Но, думаю, со временем их точно станет больше.
Что всё-таки может резко изменить ситуацию?
Развитие и расширение метрополитена. Метро нужно районам с плотной застройкой. Например, оно просто необходимо в старом городе, где движение затруднено из-за узких улиц. Ну или вдоль центральных магистралей. Представьте, как разгрузило бы самарские дороги появление линий метро на Московском шоссе и Ново-Садовой. Тогда, возможно, метро бы стало одним из самых популярных видов транспорта в Самаре.
Фото: Ирина Бойкина, Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий