11 апреля 2023, 10:46

Архитектор Олег Фёдоров: «Необязательно уделывать чем-то историческую кладку»

Он любит самарские бары, но не часто в них ходит. Его дизайнерские решения можно увидеть в «Куйбышеве», «Волжайне», «Боре», «Проходной», «Турбазе “Ветерок”» и других питейных заведениях города. Олег Фёдоров как никто другой чувствует место, в котором живёт. Поговорили с архитектором о волжском гедонизме, путешествиях и камерности исторического центра Самары.

Про бары

В Самаре вас многие знают, как автора оформления питейных заведений? Как вообще это получилось?

В 2017 году я сделал «Ветерок», и понеслось. Ко мне это приклеилось, и я рад, потому что получается хорошо. Заниматься барами приятно и весело. Я и сам часть этой культуры.

Как вы определяете характер будущего заведения, его внешний вид?

Он складывается сам. Конечно, влияют заказчики, их желания, концепция заведения, кухня, название, бюджет. Остальное идёт по ходу пьесы. Часто жизнь сама вносит коррективы. Ты планируешь одно, а по факту получается другое. Конечно, в голове у меня складывается определенная концепция, но она часто корректируется.

Какой из проектов ваш самый любимый?

По интерьеру они все мне нравятся. Но уютнее и приятнее в «Боре». Для меня тут комфортная камерная аура. Ещё нравится «Ветерок», во дворик которого иногда захожу в жаркую погоду. Думаю, что будет неплохо на летнике «Хвата». Планирую побывать на «Станкозаводе» в мае, когда там сделают доступной крышу.

В некоторых новых заведениях создаётся ощущение недоделанности пространства. Можно увидеть необработанный кирпич, старую краску или фактурную штукатурку. Это такой тренд?

Скорее, это экономически обосновано. Если ты открываешь чопорное заведение для ребят с огромными деньгами, то ты всё «вылижешь» и сделаешь идеально. А когда место предназначено для большего круга посетителей, ты исходишь из того, что имеешь. Так, почему бы не оставить историческую кладку или другие элементы? Абсолютно необязательно всё чем-то «уделывать». Но опять же оформление зависит от концепции.

Про исторический центр

Сейчас вы живёте в историческом центре. Так получилось случайно, или это был осознанный выбор?

Квартиру мы с семьёй купили два года назад. Квартал в районе Садовой и Некрасовской – выявленные объекты культурного наследия «Доходные дома Шихобаловых» 1913-1918 годов. Когда-то дома принадлежали купцам. В том здании, где живу я, по рассказам, в 1930-х находился отдел НКВД, в 1960-х – детский сад.

Исторический центр в Самаре камерный. Я здесь всё хорошо знаю, и здесь для меня есть всё, что нужно: ритейл, скверы, прогулочные зоны. Нет плотной застройки, и не так много людей. Архитектура и аура просто отличные.

Ну и моя работа напрямую связана с архитектурным наследием. Я один из тех, кто был в команде проекта по разработке статуса «Исторического поселения» для Самары, которое приняли в 2019 году.

Есть ощущение, что люди стали чаще задумываться о жизни вне бетонных «джунглей», стали больше тянуться к той самой «камерности».

В центре много интеллигенции, хипстеров, молодёжи, пенсионеров. Это такой микс, который притягивает. Каждый ищет и находит то, что ему близко.

А вообще история в том, что центры городов – это самая люксовая земля. Если взять европейские города или наши крупные мегаполисы с историей, то в их сердце одни из самых высоких ставок на недвижимость, комфортная инфраструктура: развлечения, магазины и так далее. Это намного удобнее, чем большие жилые комплексы. Как мне видится, у людей начинают формироваться правильные интересы и запросы на качество жизни. Но у нас Самара в этом плане аутсайдер. Исторический центр в принципе стал более менее развиваться только несколько лет назад. Но вектор есть. Уверен, что лет за десять центр приобретёт людей и верный импульс к развитию.

У каких мест старого города наибольший потенциал к развитию?

У нас очень обширный исторический центр, который относительно не разрушен, в отличие от других крупных городов. Принят статус «Исторического поселения», но это всё пока не работает в полной мере из-за ещё не принятых градостроительных регламентов. Несмотря на это, в центре уже сложно строить огромные дома, которые его убивают.

Для меня старый город – это пространство от Ульяновской до Венцека. После Венцека и до реки Самары – немного депрессивная территория, хотя именно здесь самая что ни на есть историческая часть.

В целом функционально в центре всё распределено равномерно. Например, что касается развлечений и ритейла, то очень хорошо подходят улицы Куйбышева, Ленинградская и, конечно же, Молодогвардейская, которую я называю «золотой милей».

А если брать места, где сейчас по сути нет объектов притяжения?

Возьмём, например, элеватор. Уникальность места в том, что если там всё правильно упаковать, сделать грамотный «кейс», то это могло бы дать старт развитию всей территории, в том числе района стрелки Волги и Самары. Но сделать это сложно, так как нужен большой объём инвестиций, да и площадка находится в частной собственности. 
Мне видится, что всё зависит от запроса.

Например, в 2014-2016 годах на Молодогвардейской отсутствовали общественные и питейные заведения. Потом открылось одно, затем другое. Образовалось коммьюнити из посетителей и владельцев. Это как снежный ком.

На мой взгляд, к реновации территории рядом с элеваторов и у стрелки рек Самары и Волги нужно подходить очень грамотно и аккуратно. В обратном случае вряд ли мы увидим там что-то в ближайшие годы. Если появятся несколько интересных девелоперских объектов, они потянут за собой всё остальное.

В Самаре есть несколько креативных кластеров, которые как раз появились в, как казалось, никому не нужных исторических зданиях. Например, тот же «Станкозавод». Стоит ли ждать открытия новых подобных мест?

«Станкозавод» – пример грамотного девелопмента. Если взять центральную часть Самары, то промзон здесь достаточно. Просто в «Станкозаводе» люди умеют планировать, считать деньги, они профессионалы в продвижении таких проектов. Подобная штука получила огромное развитие в Москве и Питере, где на базе старой «промки» делают деньги и улучшают инвестиционный климат. Если взять тот же элеватор, то рядом с ним – пустующая мельница Соколова, объект культурного наследия. При верном обращении и правильном подходе там вполне реально что-то создать.

Про Волгу и путешествия

Для некоторых самарцев Волга – важная часть их жизни. Как с этим у вас?

Жизнь за Волгой – часть того, привлекательного, что есть у нас в Самаре, и глупо этим не пользоваться. Ты можешь всего за 10 минут оказаться на природе. Хорошо, что у в Самаре нет моста на ту сторону. Если бы он появился, то всё бы там умерло.

А на Волге я с детства. Ребёнком часто проводил время на Нижнем пляже. В юности мы часто ставили лагеря, ходили к кругосветку, катались на велосипедах в Ширяево. Сейчас это происходит редко и длится всего день или два - приоритеты поменялись. Недавно у меня родилась дочь, ей в мае будет год. Сейчас всё время уходит на работу и семью.

А расскажите про кругосветку?

Это поход на байдарках вокруг «Самарской Луки». В этом году друзья собираются в мае, но у меня не получается составить им компанию. Может быть, летом схожу на пару ночей. Моя первая кругосветка состоялась, по-моему, в 2002 году. Шли вчетвером на двух байдарках дней пять. Спали в палатках. Заранее планировали остановки, вносили корректировки в маршрут.

Вы вообще много путешествуете?

Я объездил всю Европу. Некоторые страны посетил несколько раз. Глянул крупные города России, Уральские горы, Кавказ. Эмоциональнее всего было увидеть Эльбрус, Кабо да Рока (Португалия) – самый западный мыс континента. Ещё впечатлил собор Айя-София в Стамбуле. Да много ещё чего. Все путешествия интересны.

Самарская область в плане привлекательности уступает европейским странам?

У нас круто и красиво. В Самарской области куча мест, просто надо этим интересоваться.

Вдохновляет наша «волжскость»?

У меня была куча возможностей уехать из страны или из Самары, но я остался. Сейчас я понимаю, что Волга – огромная часть меня. Даже если летом я не уезжаю за Волгу, само чувство, что она рядом, влияет.

Ваши любимые городские локации?

Струкачи, первая очередь набережной. Обожаю тихие жилые улицы – Чапаевскую, Ленинскую, Молодогвардейскую.

Фото: Лилия Файзуллова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    «Я могу завещать свою кожу музею». Пять историй самарцев, которые сделали тату с символами города
    22 декабря 2022, 11:45
    «Я могу завещать свою кожу музею». Пять историй самарцев, которые сделали тату с символами города

    Считаем, что Самара, Жигулёвские горы, пивзавод и местная архитектура должны быть увековечены в лучших песнях, картинах, поэмах и прозе этого мира. А в некоторых случаях вся эта красота может стать эскизами для татуировок. Пять самарцев рассказали про смысл рисунков на своём теле, реакцию близких, гордость и искреннюю и вечную любовь к родному городу.

    Логотипщик Николай Давыдов: «Таких, как я, в России всего пять человек»
    16 июня 2023, 11:45
    Логотипщик Николай Давыдов: «Таких, как я, в России всего пять человек»

    Николай Давыдов – художник. Только профессия у него весьма специфическая. Он наносит логотипы на нефтяные резервуары. Чтобы понять, как это работает, мы встретились с Николаем на крупнейшей в России базе смешения нефти. Из разговора с ним узнали, каково это – работать всё лето, зачем проходить 100 километров в день на лыжах и каким, по его мнению, должен быть мурал.

    Идеолог «Сокольих гор»: «Ездил по миру, участвовал в мировых марафонах и думал: «Почему у нас такого нет?»
    19 января 2022, 10:20
    Идеолог «Сокольих гор»: «Ездил по миру, участвовал в мировых марафонах и думал: «Почему у нас такого нет?»

    29 и 30 января 2022 года будут напряжёнными для Сергея Васильева. Ведь в эти дни в Самаре пройдет марафон «Сокольи горы», а он - один из его организаторов. Мастер мировой серии Worldloppet рассказал, как локальное событие стало самым популярным лыжным марафоном в Поволжье, почему не проводят гонки по Волге и почему так важно построить на «Чайке» лыжероллерную трассу.

    Директор художественного музея Алла Шахматова: «Всё, что вы видите – это 1,5-2% от того, что мы имеем»
    15 декабря 2023, 17:44
    Директор художественного музея Алла Шахматова: «Всё, что вы видите – это 1,5-2% от того, что мы имеем»

    Это одна из главных и самых известных выставочных площадок Самары. Здесь презентуют не только классические проекты. Музей использует также пространство улиц, для фестивалей, концертов и даже участвует в коллаборациях с ресторанами. Директор музея Алла Шахматова от первого лица рассказывает о том, что искусство способно воздействовать на все органы чувств, зачем возить картины во Владивосток и что делает авангард на шёлковых платках.