01 февраля 2023, 15:37

Архитектор Ира Фишман: «ЖЭК-арт – это всегда сомнительная эстетика»

Если вбить в поисковике «Как вырезать лебедя из покрышки своими руками», можно открыть бесконечный портал и найти сотни, а может, и тысячи подробных инструкций. Следовать им мы не стали, но с удовольствием обсудили такую самодеятельность с главным архитектором проектов бюро ТМ Ирой Фишман. Поговорили про пчёлок из бутылок и экологию, музейные экспонаты из палисадников и действительно красивый ЖЭК-арт, который мы все заслужили.

ЖЭК-арт, ЖКХ-арт, ТСЖ-арт или жилищно-коммунальное искусство – одно из современных направлений народного творчества, распространённое в странах постсоветского пространства. Для ЖЭК-арта характерно применение подручных материалов. Источник

«Для меня это грустно, потому что это от бедности и недостатка культуры»

Мы встречаемся на Молодогвардейской, в офисе архитектурного бюро ТМ. Вы недалеко живёте?

Я живу в одной из первых новостроек на углу Степана Разина и Льва Толстого. Наш двор – это небольшой асфальтовый пятачок с кучей машин. Больше там ничего нет, даже возможности что-то сделать. Поэтому долгое время у меня была мечта стать владельцем некоего другого, более уютного двора: два года назад мы купили здание на Молодогвардейской и переделали его под бюро.

У нас были хорошие планы по благоустройству придомовой территории, но пока что мы отложили их на неопределённый срок. Планировали вместо асфальта положить полнотелый кирпич, сделать маленький лекторий на месте снесённого сарая и проводить там образовательные мероприятия.

На пути от дома до работы часто встречаетесь с ЖЭК-артом?

Нет. Но иногда мне приходится проходить по улице Алексея Толстого, там есть милый палисадник возле одного из домов. Я заметила, что за последние годы двор там здорово окультурился: люди стали делать что-то не из мусора, а, например, вырезать из дерева. Там уже стоят столики и милый заборчик. Да, пока что там по-прежнему присутствуют и замученные погодой и ветром игрушки, и грибы из тазиков. 

Вот эти игрушки и тазы вредят общей картине - тому, как воспринимается город?

У меня к этому двоякое отношение. С одной стороны, мне нравится, что в людях есть что-то, что побуждает их создавать тех же лебедей. Желание украсить место, в котором ты живёшь, и выйти за пределы своих окон, – это прекрасно. И я думаю, что эту инициативу никак нельзя у людей забирать, убивать её.

С другой стороны, стоит вопрос, из чего и как они делают те или иные поделки. Часто это мусор и какие-то ненужные вещи. Для меня это грустно, потому что это происходит от бедности и недостатка культуры. Такие объекты нельзя назвать произведениями искусства в основном из-за их недолговечности. Камень, дерево и другие натуральные материалы – да. А вот пластик – сомнительно.

Может ли такой вид взаимодействия стать, наоборот, причиной для ссоры соседей? Кому-то нравятся лебеди из шин, а кому-то нет…

Уверена, что это не редкость. Очень хорошим решением было бы проведение совместных сессий с жильцами. Когда у нас есть пространство, которое как бы и ничьё, и одновременно общее, единственный возможный путь бесконфликтных решений – это разговор. При этом должна присутствовать третья сторона, например группа архитекторов или художников.

Что можно было бы ещё изменить такими встречами?

Я бы предложила жителям таких дворов использовать больше натуральных природных материалов. Вот в арт-парке «Никола-Ленивец» в Калужской области художники создают лэнд-арт-объекты из деревьев и ветвей. Конечно, они могут применять и металл, главное - чтобы это всё хорошо вписывалось в ландшафт. Согласитесь, есть разница между старым кирпичом и старой пластмассовой бутылкой. Куски пластика, которые в любом случае испачкаются, или лебедь из покрышек со временем станут больше похожи на мусор.

Я часто думаю о том, что можно было бы устраивать с активными жильцами, которые хотят украсить свою территорию, некие мастер-классы. Вот эту прекрасную энергию направлять в более интересное русло, давать людям материалы, знания и технологии. 

«Мусор может быть объектом искусства, но при сильной и мощной идее»

ЖЭК-арт всё-таки может быть красивым?

Конечно! Мне сразу вспомнился классный опыт «ВолгаФеста»: туда приезжали ребята из творческой мастерской «Механические деревянные шестерёнки». Они предлагали по простой выкройке сделать садовые кресла буквально за пять минут. Люди приходили, делали кресла и уносили их с собой. Вся прелесть в том, что бюджет, потраченный на сосновые доски и несколько шурупов, был минимальный. Это уже, конечно, другой уровень. И такое можно было бы делать в Самаре вообще, собирать людей во дворах.

А вот взять какой-нибудь условный таз: он прохудился, у владельца появилась мысль сделать из него гриб, посадить на пенёк. Но, по-вашему, получается, что его лучше просто выкинуть?

Я всегда выступаю за раздельный сбор мусора. Этот таз можно пойти и сдать на металлолом. Мы всей семьёй мусор сортируем и сдаём, даже родителей в возрасте убедили последовать нашему примеру.

Раз заговорили про сортировку: ЖЭК-арт и экология – это, вообще, совместимые вещи?

Отчасти да, но я бы эти поделки не расценивала как что-то, что может украшать улицу. Скорее, это тренировка. Мусор может быть объектом искусства, но при сильной и мощной идее. И я считаю, что людям также нужно рассказывать об этом.

Есть ли тогда отличие между процессами «выбросить пластиковую бутылку мимо мусорки» и «сделать из нее пчёлку»? Я имею в виду - для экологии.

Человек, которому пришла идея сделать что-то из ненужной бутылки, всё равно заслуживает уважения. Эта инициатива – сделать из мусора что-то прекрасное, а не просто выбросить его на помойку – достойна поддержки. Вопрос остаётся только в том, что и простая пластиковая бутылка на дороге, и сделанная из неё пчёлка рано или поздно всё равно превратятся в мусор. Во втором случае просто в более вычурном виде.

Кроме ущерба для экологии, возможно и неосознанного, почему ещё ЖЭК-арт можно считать вредным?

ЖЭК-арт – сомнительная эстетика. Такие поделки сильно диссонируют с современными представлениями о том, что красиво и модно в благоустройстве. 

А когда лебедей из покрышек помещают в музеи – это нормально?

Встречный вопрос: унитаз – это предмет искусства или нет?

Смотря какой.

Если унитаз занести в музей, поставить его на подиум и подсветить, будет ли он предметом искусства? Например, лебеди из покрышек, которые стоят во дворе, зачастую вызывают непонимание. А когда те же лебеди появляются в музее, то это вызывает эмоции: «О-о-о, прикольно!». Они становятся объектами искусства, пусть и парадоксальным образом. 

Мы смотрим на те же древние орудия труда, которые делали наши предки, и восхищаемся, хотя для них это были простые бытовые вещи. Мне кажется, образцы ЖЭК-арта могут в будущем появиться в краеведческих музеях и рассказывать о том, что делали люди в XXI веке. Но сейчас, в окружающей нас среде, лебеди никогда не станут настоящим искусством.

«Это можно было бы в музей. А вот это уже жутко»

Хотим разобрать несколько примеров со всей России. Какие из них, на ваш взгляд, интересные? 

Это Варламов, я правильно понимаю? Думаю, что это прикольно, точно задержит взгляд. Видно, что здесь есть нетиповая идея. Но, вот когда Илья из покрышек покроется грязью и пылью, его нужно будет срочно оттуда убрать. А пока пусть радует прохожих.

Второй пример – это забавно, потому что у этого тоже есть идея. Напоминает зайца-робота из «Ну, погоди!». Но, опять же, когда он станет ветхим и будет рассыпаться, это будет неприкольно.

А вот машина классная! Это можно было бы в музей: самобытная вещь, к тому же ещё и практичная. В 2017 году мы путешествовали по США: на трассе 66 стояли закопанные в землю под углом в 45 градусов кадиллаки. Выглядело феерично. Мне кажется, эти примеры немного похожи между собой.

Шрек и Осёл тоже забавные, но местоположение этого объекта крайне сомнительное. Как я понимаю, они стоят где-то на бульваре. Хотелось бы, чтобы если человек и поставил какой-то объект, то только у себя во дворике. Украшать своим, порой странным, видением городское пространство уже перебор.

Последние два примера – это уже жутко. Здесь я не могу сказать ничего хорошего. Это страшно, с этим надо работать.

Есть ещё несколько самарских примеров…

Двор с цветами на Фрунзе – это прекрасно. Растения закрывают то, в чём они стоят. И очень здорово, что для композиций выбран нейтральный светлый фон.

Такие места, как на улице Буянова, настолько гипертрофированы дворовым искусством, что они становятся частью нашей идентичности. Несмотря на то, что они фриковые и странные, они, безусловно, привлекают внимание. Посмотреть на такое точно захочется!

Работу Сяйлева относить к ЖЭК-арт-объектам, разумеется, нельзя – это авторская работа, произведение искусства: на кирпичиках изображены новостройки, которые вытесняют старые дома. Здесь есть смысл, идея. Да и двор на XXII Партсъезда потрясающий. Мне нравится, что там используются долговечные и очень своеобразные материалы. 

Как относиться к тому, что действительно хорошие объекты, например как в последнем примере, рано или поздно испортят?

Это вечный конфликт. Помню, какое возмущение у меня вызывали граффити на почтовых ящиках, которые собирал Андрей Сяйлев. Я говорила с ним после этого, и он сказал: «Это жизнь». Согласна, что мы не можем сделать жизнь идеальной, она всё равно будет лезть из всех щелей. Ведь она разная.

Фото: Екатерина Ершова, Ксения Якурнова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    «ЭтовсёРоссия - на воде»: второй сезон, внутренний туризм и красоты Самарской области
    01 июня 2021, 00:07
    «ЭтовсёРоссия - на воде»: второй сезон, внутренний туризм и красоты Самарской области

    Три парня из Самары на яхте покоряют европейскую часть России. В начале мая они стартовали из Сочи, а закончат свое путешествие в Санкт-Петербурге. Ребята рассказали зачем им это всё, сколько это всё стоит, и на что они собирают деньги.

    Основатель проекта «Надо сохранить»: «Всех градозащитных активистов воспринимают как городских сумасшедших»
    23 июня 2022, 18:52
    Основатель проекта «Надо сохранить»: «Всех градозащитных активистов воспринимают как городских сумасшедших»

    Ставим запятую во фразе «Снести нельзя восстановить» в правильном месте (после слова «нельзя») и знакомим вас с основателем самарского проекта «Надо сохранить» Михаилом Митюковым. За два года работы вместе с командой волонтёров он завершил несколько проектов. Узнали у Михаила, зачем ему это нужно, что интересного можно найти в спальных районах Самары, и чем новая застройка на окраинах может быть интересна нашим потомкам.

    Искусствовед самарской Третьяковки: «Почему в музеях появляются кафе? Не потому что люди любят есть»
    08 апреля 2022, 11:33
    Искусствовед самарской Третьяковки: «Почему в музеях появляются кафе? Не потому что люди любят есть»

    Встретились с одним из представителей команды самарского филиала Третьяковки - искусствоведом Дарьей Волковой, которая точно знает, зачем в музее общепит, кто из современных художников стал частью самарской идентичности и как сделать из сахара произведение искусства. Это её история.