10 октября 2024, 11:26

Прогулка для инженера: важные поинты для учёного в Самарской области

27-28 октября 2024 года в Самаре пройдёт IT-конференция «Импульс Т1» (18+), где соберутся инженеры и разработчики со всего региона. Предвкушая событие, мы подготовили подборку из шести мест в Самарской области, информативность или масштаб и дерзость воплощения которых и в XXI веке способны вдохновить людей технической мысли на прорывные проекты.

Бункер Сталина

Адрес: Самара, улица Фрунзе, 167

Координаты: 53.196725, 50.098075

Бункер Сталина в Самаре. Фото: архив «Кому на Волге»

Никто доподлинно не знает, чьими руками и как его строили. Есть мнения и домыслы, официальная информация засекречена – все участники строительства дали подписку о неразглашении гостайны. Тем не менее за 9 месяцев 1942 года в центре запасной столицы, в Куйбышеве, незаметно для горожан построили бомбоубежище главы государства и скрывали его 50 лет. Бункер Сталина уходит в глубину на 37 метров (высота 12-этажного здания). Для сравнения: бомбоубежище Гитлера в Берлине глубиной 16 метров, а бункеры Рузвельта и Черчилля равны лишь двум этажам. На момент, когда ещё не было ядерного оружия, советский бункер мог выдержать ударную волну от любой бомбы тех времён, например, ФАБ 2000. По своей конструкции укрытие схоже с московской станцией метро «Аэропорт». Оно снабжено лестницей, лифтом, собственной электростанцией и первой в СССР системой регенерации воздуха, так что люди в бункере могли пять суток автономно существовать без взаимодействия с окружающей средой. Рассекретили объект только в 1991 году. С тех пор это музей, на экскурсию в который нужно записаться заранее.

Монумент «Ракета-носитель «Союз»

Адрес: Самара, проспект Ленина, 21

Координаты: 53.212701, 50.145226

Монумент «Ракета-носитель «Союз». Фото: Виталий Шабинский

С 2001 года это символ космической столицы, статус которой неофициально носит Самара. Монумент – настоящая советская трёхступенчатая ракета-носитель (РН) среднего класса из семейства Р-7, предназначенная для выведения на орбиту Земли пилотируемых космических кораблей типа «Союз» и автоматических космических аппаратов серии «Космос». РН начали выпускать в Куйбышеве в 1958 году на Государственном авиационном заводе №1 (сегодня – АО «РКЦ «Прогресс»). Созданы эти аппараты для того, чтобы доставить до космической станции груз или экипаж на борт. На Землю потом они не возвращаются – сгорают в атмосфере. Самарская ракета-монумент за пределы планеты не летала, а 15 лет была учебным макетом на космодроме в Плесецке. На ней солдаты-срочники отрабатывали действия для подготовки к запуску, нюансы стыковок и расстыковок. Рядом с ракетой в 2007 году открылся музейно-выставочный центр «Самара Космическая», посвящённый истории и современности отечественной космонавтики. Сейчас, из-за строительства планетария, здание на проспекте Ленина временно закрыто. Однако все экспозиции доступны в филиале музея (ул. Красноармейская, 131, 2 этаж).

Музей авиации и космонавтики имени Королёва в Самарском университете

Адрес: Самара, Московское шоссе, 34А

Координаты: 53.212428, 50.177079

Музей авиации и космонавтики имени Королёва в Самарском университете. Фото: Виталий Шабинский

Открылся он в год 70-летия Сергея Королёва в 1977 году. В экспозиции – богатейшая коллекция образцов летательных аппаратов, ракетно-космической техники, уникальные исторические документы и научно-технические разработки самарских учёных. В фонде более шести тысяч экспонатов, включая детали реальной авиационной и ракетно-космической техники, произведённой в Самаре-Куйбышеве, фото и видеоархивы, исторические документы конца ХIХ – начала ХХ века и многое другое. Среди любопытнейших экземпляров – чудом сохранившийся фрагмент межконтинентальной крылатой ракеты «Буря», производившейся в конце 1950-х годов, но не принятой на вооружение. Гордость музейной коллекции – испытательный пульт первых космических аппаратов серии «Зенит», ракетный двигатель НК-33, который был произведён в 1970-х для лунного ракетно-космического комплекса Н1-Л3, а также малые космические аппараты «ПИОН» и группировка спутников серии «АИСТ», созданные в университете. А ещё – космический аппарат «Фотон», малая спускаемая капсула фоторазведки «Янтарь-2К», подлинный скафандр космонавта Юрия Романенко, личные вещи конструктора Королёва. Эпичности и красочности всему собранию музея добавляет витраж-триптих «Путь к звёздам», созданный художником Виталием Петровым.

В экспозиции музея – богатейшая коллекция образцов летательных аппаратов, ракетно-космической техники, уникальные исторические документы и научно-технические разработки самарских учёных. Фото: Виталий Шабинский

Плотина Жигулёвской ГЭС

Координаты: 53.460076, 49.507657

Плотина Жигулёвской ГЭС. Фото: Виталий Шабинский

Гидроузел на Волге между городами Жигулёвск и Тольятти строили с 1950 по 1957 год. Чтобы оценить техническую мощь и индустриальную значимость этого сооружения достаточно сказать, что оно навсегда изменило облик Волги. С его возведением в стране появилось самое большое в Европе искусственное водохранилище площадью 6 150 квадратных километров и глубиной 32 метра. Под воду тогда ушли по разным данным от 270 до 290 населённых пунктов, переселить пришлось более 1 600 дворов и сотни госучреждений. Сегодня водоём омывает территории Самарской и Ульяновской областей, Марий Эл, Татарстана и Чувашии.

Технически Жигулёвская ГЭС представляет собой целый инженерный комплекс, в который входят плотина и два судоходных шлюза. Плотина состоит из двух частей – русловой и пойменной. Она возвышается над Волгой и построена из прочных мелкозернистых песков, что обеспечивает надёжность и устойчивость всей структуры. Регулирует и контролирует водные потоки водосливной фронт, состоящий из 38 пролётов, каждый из которых закрыт плоскими затворами длиной 20 метров.

Гидроузел на Волге между городами Жигулёвск и Тольятти строили с 1950 по 1957 год. Фото: Виталий Шабинский

Парковый комплекс истории техники имени Сахарова

Адрес: Тольятти, Автозаводский район

Координаты: 53.553429, 49.250010

Парковый комплекс истории техники имени Сахарова в Тольятти. Фото: Виталий Шабинский

Это во всех смыслах огромнейший источник вдохновения для инженерных творений. Музейный комплекс раскинулся на 38 гектарах под открытым небом (это почти 40 футбольных полей). Здесь более 450 экспонатов – достижений советских и российских конструкторов. В основной экспозиции – авиация, бронетехника, артиллерия, радиолокационная станция, зенитно-ракетные комплексы, морское вооружение, инженерная техника и даже целая подводная лодка. Тут же павильоны с тематическими выставками. На второй площадке – Паровозное депо. Бродить по комплексу можно самостоятельно в любом направлении. Если же взять экскурсию, то прогулка получится более упорядоченной. Например, сначала вам покажут артиллерийские орудия, коллекцию инженерной техники, бронетранспортёры, а после – танки, технику времён Великой Отечественной войны, самолёты Сухого, Яковлева и вертолёты Миля. 

Центральный экспонат музея – самая большая советская дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом». Такие начали строить в 1970-х, тольяттинскую собрали в 1980-х. Длина субмарины 90,2 метра, высота – 12,3 метра, а вес – около 2 200 тонн. В Тольятти из Кронштадта её везли полгода. Сначала переправляли по Волге, потом по суше при помощи девяти тягачей. Не на все экспонаты музея можно забраться, но на танк Т-80, в самолёт СУ-17 и в вертолёт МИ-24 позволяется. Подводную лодку также можно посмотреть изнутри в определённое время в составе экскурсионной группы. Главное в парке – соблюдать технику безопасности.

В парковом комплексе более 450 экспонатов – достижений советских и российских конструкторов. Фото: Виталий Шабинский

Александровский железнодорожный мост в Октябрьске

Координаты: 53.173086, 48.797167

Александровский/Сызранский железнодорожный мост в Октябрьске. Фото: Виталий Шабинский

Ему 144 года, и до сих пор в своих характеристиках он имеет эпитет «самый». На момент открытия он был самым длинным в Европе – 13 пролётов общей длиной 1,4 километра.  Сегодня – самый старый сохранившийся мост в России. С 1877 по 1880 мост строили самые талантливые на тот момент инженерные умы: проект разработал русский учёный в области строительной механики и мостостроения Николай Белелюбски, воплотили планы в жизнь инженер-мостостроитель Владимир Березин и инженер Константин Михайловский. Они же – авторы нового на тот момент метода мостостроения, который в Европе назвали «русским методом». Суровый нрав Волги заставил профессора Белелюбского дважды переделывать проект, поэтому первые два года строительство шло медленно. Металлические пролёты для моста заказывали в Бельгии, опоры делали из местного жигулёвского известняка и гранита, который везли из Финляндии и Рыбинска. Мост имел стратегическое значение: он открывал прямой железнодорожный путь из Европы на Урал, в Сибирь и в Среднюю Азию. Именно поэтому строительство курировал лично император Александр II. Его именем и назвали сооружение. Правда Александровским мост был до революции, после стал Сызранским. Сейчас в обиходе оба названия. Посмотреть на выдающуюся конструкцию вблизи с суши можно в городе Октябрьске или непосредственно с Волги, проплывая в сторону Сызрани.

Фото обложки: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Выставка «Бывшие»: судьба представителей купечества, дворянства и аристократии после революции
    15 июля 2024, 11:36
    Выставка «Бывшие»: судьба представителей купечества, дворянства и аристократии после революции

    После революции 1917 года представители элит потеряли свой социальный статус. Временная экспозиция (12+) в особняке Курлиной в Самаре построена на реальных историях, письмах, воспоминаниях и личных вещах отчуждённых людей. Эта выставка – рассказ о том, как менялись время, события, ощущения и сама жизнь людей эпохи модерна с приходом советской власти.

    Пять лучших текстов про культуру: Stereo сafe, арт-дворики, кастомайзинг
    05 января 2023, 10:00
    Пять лучших текстов про культуру: Stereo сafe, арт-дворики, кастомайзинг

    В 2022 году культурная жизнь Самарской области, как и всегда, била ключом. «ВолгаФест», фестиваль Шостаковича, «Волжский акцент», открытие супрематического куба - список можно дополнять и дополнять. В подборке лучших текстов про «Культуру» мы решили отойти от глобальных событий.

    Где в Самаре кататься на «ватрушках»
    29 декабря 2022, 15:17
    Где в Самаре кататься на «ватрушках»

    Как можно развлечься зимой? Один из вариантов - покататься с горок. Конечно, можно делать это на попе или ледянке на площадке во дворе или найти подходящую кучу снега. Но в Самаре есть несколько мест, где готовят специальные горки для катания на тюбингах («ватрушках»). Их не так много. Рассказываем, где они находятся.

    «Мастерская ЭН», Эники и милое уличное искусство Тольятти
    22 июня 2022, 17:33
    «Мастерская ЭН», Эники и милое уличное искусство Тольятти

    Эльвира Шабурова и Никита Мельников - семья молодых художников. Мы побывали в Тольятти, заглянули к ребятам в мастерскую, немного прогулялись по улицам города в поисках их авторских персонажей и узнали, кто такой Эник.