12 апреля 2021, 01:45

НЕкладбище самолетов

Есть под Самарой закрытое для свободного посещения место. Под редкими фото в соцсетях можно увидеть, что некоторые его называют «кладбищем самолетов». Разбираемся, что это собственно за «кладбище» и кого, а точнее что, там хоронят и хоронят ли вообще.

Итак. Прямо на выезде из Самары, у Смышляевки (53.242007, 50.361206) на самом деле находится учебный аэродром Самарского университета. Самолеты и вертолеты на нем действительно старые и взлететь вряд ли когда-то смогут. Но они далеко не «мертвые». Что и как работает на учебном аэродроме, почему это не музей, и можно ли сюда попасть постороннему, рассказывал директор Дмитрий Щербо:

Для чего это нужно

Создавали аэродром в середине 50-х годов прошлого века. Авиационная промышленность в стране развивалась. Нужны были кадры, которые могли бы работать с новой техникой. Для того, чтобы самолеты, вертолеты поднимались в воздух, их нужно готовить к полетам на земле.

По экономическим причинам в 90-е годы мы потеряли ближнемагистральную и дальнемагистральную авиацию. Отечественные машины не выдержали конкуренции с иномарками. Но это не значит, что обучение на аэродроме проходит впустую. Тот же Боинг 737 и его предыдущие поколения - по существу аналоги Ту-154. В авиации все стандартизировано. Нет сильного различия в американской, европейской или российской технике.

На чем учат

На аэродроме больше 20 машин. Среди них Як-42, Л-410, Ми-2, Ан-2, Ту-154м. Здесь можно увидеть и самый массовый в мире вертолет Ми-8 и Ми-24а - первый ударный вертолет чисто армейского назначения. Вертолет Ми-6 сел на учебный аэродром в 1994 году. Из-за того, что под его весом начали проламываться плиты, подготовили специальную площадку. 40-тонную махину перетащили на нее с помощью трактора.

Ту -154 - летающая лаборатория. Этот самолет был вторым Ту-154, который поднялся в воздух. Произошло это в 1968 году. Он дал дорогу в жизнь остальным самолетам. Еще один Ту-154, можно сказать, новичок. Его передала в 2013 году авиакомпания «Ютэйр». Машину сажал на площадке бывшего аэропорта Смышляевка известный летчик-испытатель КБ Туполева Рубен Есаян. Ему для посадки хватило всего 700 метров.

Ту-144 - главная звезда учебного аэродрома, жемчужина советского авиастроения. Конкретно эта машина была восьмой в серии. Ее использовали в качестве лаборатории для испытательных полетов. Налетала она больше 60 часов на сверхзвуке. Аэродром получил Ту-144 во второй половине 80-х. У самолета отклоняется нос, выпускаются крылья, крутится вспомогательная силовая установка. В салоне установим кресла, повесим плазменную панель и сделаем учебный класс. Сейчас мы продолжаем его восстанавливать.

От кого камеры и «колючка» по периметру

Каждый день на территорию пытаются попасть люди. Но всех желающих пустить внутрь мы не можем. У нас не музей, у нас по сути учебная территория. Несколько лет назад, когда на территорию мог попасть практически любой человек, здесь творился просто ужас. У Ми-6 всю кабину разбили, у самолета с рабочими двигателями вырезали все жгуты управления, растащили на цветмет. Вообще много техники испортили.

Для тех, кому интересна авиация, мы иногда устраиваем дни открытых дверей и анонсируем их в группе учебный аэродром Самарского Университета. К нам и школьники приезжают. Но большой объем посетителей принимать не можем. Только группы по 5-10 человек. Вертолеты и самолеты стоят заправленные, хоть они и не летают. Топливо нужно для запуска двигателей. Не могу я пустить много людей в рабочий вертолет. Заходит толпа в кабину, кто-то стукнет, кто-то что-то выкрутит, потом нам с этим разбираться, приводить в порядок.

Со временем, конечно, планируется сделать аэродром более, так скажем, туристическим. Но для этого надо сначала создать соответствующую инфраструктуру.

Фото: Юлия Рубцова

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    «Мария Стюарт». Убить или не убить?
    01 ноября 2021, 13:17
    «Мария Стюарт». Убить или не убить?

    Денис Бокурадзе поставил историю о том, как можно уничтожить себя борьбой с реальным или мнимым соперником. Критический материал Ксении Аитовой о шиллеровской «Марии Стюарт» (16+) театра-студии «Грань». 

    Летучий корабль, вид на горы и осетинская башня: 4 новых места, которые стоит посетить каждому
    29 августа 2022, 13:58
    Летучий корабль, вид на горы и осетинская башня: 4 новых места, которые стоит посетить каждому

    Продумали план действий для тех, кто изучил вдоль и поперёк ближайшие скверы и парки: на выходных едем на новые, пока что менее известные и популярные локации. В списке: парк с панорамой на Жигулёвские горы, место, где можно отдохнуть после трипа по Самарской луке, и целый комплекс с домами и подворьями разных народов.

    Голливуда больше нет? Весна-2022 в российских кинотеатрах
    23 марта 2022, 11:01
    Голливуда больше нет? Весна-2022 в российских кинотеатрах

    Cовершенно ясно, что многолетнее доминирование заокеанской муви-индустрии на отечественных экранах заканчивается. Что придёт на смену супергероике, боевикам и ромкомам, которые поставлял нам голливудский конвейер? Изучаем расписание кинотеатров на конец марта 2022 года.

    Кафе «Огонёк»: арабская пицца, цветы в пианино и волжские закаты
    16 августа 2022, 11:45
    Кафе «Огонёк»: арабская пицца, цветы в пианино и волжские закаты

    Мы продолжаем наши фуд-обзоры «Кому на Волге. Общепит». В середине июня гастрономическая карта Самары пополнилась новым заведением – кафе «Огонёк». Его главный козырь – место: с веранды – вид на Волгу, а в паре шагов – памятник Григорию Засекину. Увидели (читать: попробовали) всё сами: арабскую пиццу из дровяной печи, салат с креветками и страчателлу с виноградом. Рассказываем об этом новом месте честно и от души.