05 августа 2024, 16:44

Как проходят археологические раскопки в Самарской области

Если не знаете, как провести выходные, но хотите сделать это с пользой, то в качестве варианта предлагаем участие в археологической экспедиции. В Самаре работают более 20 организаций, которые занимаются изучением археологических памятников. И многие из них берут в свои экспедиции волонтёров. Узнали, как проходят раскопки, как стать их участником и что для этого нужно, и какие ценности можно найти под землёй. Рассказал нам обо всём археолог, кандидат исторических наук, учёный секретарь Самарского областного историко-краеведческого музея имени Алабина Дмитрий Сташенков.

Археологические раскопки в селе Кошки. Фото: Андрей Савельев

Новички – на раскопки

В археологии важнейшими этапами исследовательской деятельности можно назвать разведки и раскопки. Сначала проводится разведка, в которой принимают участие только опытные специалисты. Они ищут памятники на территории области, чтобы понять, где стоит собственно проводить раскопки. Сейчас в Самарской области известно почти о трёх тысячах таких объектах. Это официально зарегистрированные памятники – объекты археологического наследия, где сохранились следы прошлой жизни.

После того как памятник обнаружен и поставлен на государственный учёт, наступает следующий этап – раскопки. Археологи получают открытый лист на право проведения археологических работ от Министерства культуры Российской Федерации и отправляются в экспедицию. Основным для раскопок считается период с мая по сентябрь.

Находки при раскопках в Кошкинском районе Самарской области. Фото: Андрей Савельев

Ежегодно в нашей области проводится минимум 15-20 экспедиций. Состав участников, длительность экспедиции и её специфика зависят от объёма полевых работ. Если раскопки проводятся в зоне будущего строительства,  работает группа минимум из 10-20 профессионалов и волонтёров в такую экспедицию не берут. При раскопках для снятия балласта может использоваться специальная техника.

Дмитрий Сташенков

Куда же возьмут добровольцев? Скорее в научную экспедицию на раскопки трудоёмких памятников – древних поселений и грунтовых могильников, где весь слой разбирается вручную. Стоит сразу отметить, что раскопки – это тяжёлый труд, который потребует от человека дополнительной подготовки и выдержки. Сюда в основном берут крепких людей, которые готовы первое время поработать землекопами.

Есть варианты присоединиться к экспедиционному отряду на день, на выходные, но можно уехать с группой и на весь период раскопок. Для этого желающим нужно связаться с организаторами экспедиций и договориться о своём участии.

Подготовка к экспедиции

На месте раскопок команда археологов разбивает палаточный лагерь. Неделю или больше участники экспедиции живут там же, где ежедневно работают. Вопросы проживаний и питания решаются совместно с организаторами экспедиций.

Что следует взять с собой в длительную экспедицию:

• палатка, спальный мешок, туристический коврик
  • одежда для раскопок (желательно светлая и с длинными рукавами, чтобы не перегреться и не обгореть), сменная одежда, тёплые вещи
  • головной убор
  • обувь по погоде (удобнее в кроссовках)
  • средства личной гигиены
  • набор металлической посуды: кружка, миска, ложка
  • фонарик и сменные батарейки
  • фотоаппарат
  • верёвка и прищепки
  • зонт или дождевик
  • косметичка и личная аптечка

Стоит отметить, что этот список не окончательный. Перед поездкой в экспедицию, организаторы обычно дают подробные инструкции, что с собой взять и что учесть.

Неподготовленным людям не стоит выезжать работать в поле сразу на долгое время. Не всегда можно предугадать, как продолжительная тяжёлая физическая нагрузка, полевые условия и погода могут отразиться на самочувствии. Для начала рекомендуем поехать на раскопки на день или на выходные.

Неподготовленным людям не стоит выезжать работать в поле сразу на долгое время. Фото: Виктория Старосельская

Находки археологов

Если вы собираетесь на раскопки, чтобы найти сундук с золотом или скульптуру XVI века, спешим вас огорчить. Для настоящих археологов любая вещь – фрагмент глиняного сосуда или останки животных – большая находка, которая несёт в себе культурно-историческую ценность.

Все находки с раскопок поступают на хранение в Самарский археологический центр. Фото: Виктория Старосельская

В прошлом году при раскопках поселения хазарской эпохи у посёлка Власть Труда, первого из изученных в Среднем Поволжье на большой площади, мы получили материалы, которые связаны с первой половиной первого тысячелетия. Эти находки, связанные с началом эпохи Великого переселения народов, очень важны в научном плане.

Все находки поступают на хранение в Самарский археологический центр.

Дмитрий Сташенков

Для настоящих археологов любая вещь – фрагмент глиняного сосуда или останки животных – большая находка, которая несёт в себе культурно-историческую ценность. Фото: Виктория Старосельская

Металлических находок с каждым годом становится всё меньше. Сотни кладоискателей с металлоискателями разворовывают исторические памятники, лишая тем самым человечество части истории. И хотя археологи ежегодно по несколько месяцев работают в поле, сохранить наше прошлое можно только совместно.

Глазами участника раскопок

При подготовке этого материала мы решили также пообщаться с человеком, который много лет назад впервые принял участие в археологической экспедиции в качестве ученика и с тех пор участвовала в раскопках ещё несколько раз, журналистом Алёной Власовой (Синяевой). Она рассказала, как это, когда ты в первый раз попадаешь на раскопки, с какими трудностями сталкиваешься во время археологической экспедиции и что меняется внутри тебя.

Алёна Власова (Синяева). Фото: архив «Кому на Волге»

Когда ты в первый раз оказалась на археологических раскопках?

Я училась на Истфаке Самарского государственного университета. После первого курса должна была проходить обязательную археологическую практику, тогда все студенты на месяц уезжали в «археологичку». Мне тогда было 17 лет. Я приехала из Приволжского района и на тот момент всё, что я знала о раскопках, это то, что мы будем жить месяц в поле. Я была абсолютно неподготовленная. Мама мне дала с собой кроссовки, ветровку, по-моему, одни джинсы, майку и всё.

В первый же день «археологички» мы полезли искать сотовую связь. Мы разбили лагерь в районе Сенгилея – села на границе Самарской и Ульяновской областей. Там была болотистая местность. Мы залезли на какой-то холм искать сотовую связь и провалились в небольшое болотце, промочили всю обувь. Она у нас так и не высохла за всю археологическую практику.

Кто входил в вашу команду, кто был вместе с вами тогда?

Первокурсников сопровождают в поле более опытные студенты – старшекурсники и кто-то из действующих археологов. Тогда с нами ездили педагоги СамГУ и по совместительству действующие археологи Леонид Александрович Вязов, Риза Салихович Багаутдинов, Даниил Серых. С нами была также самарская «мама археологии» – Галина Ивановна Матвеева.

Что ты нашла на своих первых раскопках?

Тогда мы копали булгарское поселение. Находили черепки – осколки от глиняной посуды, бусины от украшений.

Находки во время раскопок в Самарской области. Фото: Андрей Савельев

Что ты чувствовала и как адаптировалась, когда впервые оказалась в поле? Как жизнь в палаточном лагере повлияла на тебя?

Первое ощущение – я оказалась абсолютно не готова к тому, что будем жить в палатках. Никогда до этого не попадала в такие условия. В первые несколько дней все в «археологичке» проходят такой период шока. Ведь ты не просто пару дней живёшь в палатке, а проходишь здесь через природные катаклизмы: сильный ветер, ливень, грозу, жару. Мы как-то почти несколько дней не выходили из палаток из-за погодных условий, в один из дней вырвало растяжки из-за ураганного ветра, заливало всё водой из-за сильного дождя. Потом научились делать специальные рвы вокруг палаток, чтобы вода не сильно попадала в «дом». Со временем привыкли спать в спальных мешках в одежде, к сырости в палатке и насекомым, с которыми её делишь.

Кроме палаточной жизни – адаптируешься к новой бытовой среде. Нас было около 40 человек и ежедневно выбирали дежурных. Они в этот день не ходили на раскопки, а готовили на весь лагерь, мыли посуду за всеми, служили целый день бытовыми помощниками. Полевая еда оказалась безумно вкусной, но чтобы её приготовить дежурные вставали в 4 утра, чтобы развести костёр и сделать завтрак на всех ребят в лагере. На раскопках привыкаешь к консервам, учишься варить макароны и костровой суп, жарить овощную поджарку, делать крупы в вёдрах на всю группу. Самым вкусным десертом становится «раскопный» или археологический тортик – это перебитое печенье со сгущёнкой.

Не было, естественно, душа, рядом был только безумно холодный ручей. И приходилось иногда мыть голову под ним. Парни нам потом построили душ из палок и плёнки, в нём даже нагревалась вода под солнцем.

Учишься справляться с жарой. Выйти на раскопки в лёгкой маечке, без головного убора – не вариант. Жара бывает такая, что легко обгореть. Все начинают ходить в рубашках и кепках. У кепки, кстати, есть классное преимущество: под ней не видно немытых волос.

«Я очень люблю комфорт, но после раскопок я стала «палаточным» человеком». Фото: Андрей Савельев

Несмотря на все трудности и сложности полевой жизни, рядом были старшекурсники, которые поддерживали: рассказывали нам о прелестях палаточной жизни, показывали как копать и ставить палатки, делились секретами раскопок, пели песни под гитару у костра. Параллельно с раскопками мы даже играли – занимались исторической реконструкцией. Наш лагерь был «позднеримской империей».

Девочки иногда переживают, как они будут выглядеть без косметики. На моём первом раскопе у меня даже не было с собой туши. Плюс все в лагере ели много чеснока, чтобы не заболеть. Без прикрас, без косметики, без хорошей одежды – всё это не мешало влюбляться, заводить романтические отношения. Недели через две-три у тебя полностью меняется восприятие всего, ты абсолютно привыкаешь к окружающей среде, к себе естественной. Когда хочется можешь взять и сесть на траву, посмотреть на звёздное небо. По возвращению в Самару я долго снова привыкала к «городскими правилами».

Для меня ярким осознанием было то, что в такой сложной и тяжёлой среде слетают все маски с людей. Не все проходят испытание едой, жарой, усталостью, погодными условиями и т.п. Ты можешь притворяться первые пять дней, какой ты хороший, терпеливый и вообще классный парень/девушка, но потом это всё уходит. Были истерики, ругались. Некоторые уехали, не окончив практику. Но те, кто её прошёл, получил колоссальный жизненный урок и в плане выживания в сложных ситуациях, и в плане общения с другими людьми.

Я очень люблю комфорт, но после раскопок я стала «палаточным» человеком – люблю отдых на природе, песни под гитару, полевую пищу и, конечно, раскопки. После того, как я научилась в экспедиции открывать консервные банки ножом, делаю так постоянно. После своей «археологички» я несколько раз приезжала на раскопки старшекурсницей, участвовала в них и после окончания университета, а теперь привлекла к этому ещё мужа и друзей. Сегодня условия на раскопках мягче, я же застала этакие аутентичные археологические выезды, чему я очень рада. Считаю, это хорошая школа жизни, которую стоит пройти.

Фото обложки: Андрей Савельев

Комментарии ()

Рекомендуемое

Новые резиденты, выставка и планы на будущее: как отметили день рождения культурного центра «Нулевая комната»
    02 апреля 2024, 18:05

Центру современной культуры «Нулевая комната» исполнилось два года. В честь этого команда креативного пространства пригласила редакцию «Кому на Волге» и своих друзей на паблик-ток и открытие выставки «Пункт выдачи заказов 0room» (12+). Мы узнали о планах «Нулевой» на 2024 год, о надеждах и мечтах её команды, и о новых коллаборациях.

Пять лучших текстов про спорт: ориентирование в лесу, топ лыжных трасс и развевающийся на ветру парус
    08 января 2023, 09:30

Считаем, что прочтение пяти лучших текстов про спорт вполне можно приравнять к одной кардио-тренировке (но только на праздниках). Рассказываем про то, как ходили в новый Дворец спорта, в чём смысл кёрлинга, где и как заниматься спортивным ориентированием и реально ли обучиться яхтингу во взрослом возрасте.

Копылово - песчаный полуостров посередине Волги
    14 июля 2022, 16:53
    Копылово - песчаный полуостров посередине Волги

Это одна из самых популярных в Самарской области локаций для «дикого» отдыха. На полуостров Копылово каждый год приезжают тысячи отдыхающих. За него голосуют, как за один из лучших курортов России. Рассказываем, откуда вообще взялся полуостров Копылово, чем он так привлекателен и о том, как влияет человек на экологию этого места.

В бункере Жукова
    09 декабря 2021, 14:52
    В бункере Жукова

«Объект А» находится на территории санатория «Волга». Его строили для руководящего состава Красной армии, но он так и не пригодился. Какое-то время бункер был заброшен, его затапливало. Потом воду откачали, а объект привели в порядок и начали водить туда экскурсии.