09 ноября 2023, 15:25

Лабиринт из камней, вековые сосны и качели над лесом. Что смотреть в Рачейских Альпах

Тем, кто уже изучил Волгу вдоль и поперёк, обошёл все Жигулёвские горы и исследовал местные луга и поля, за необычными видами предлагаем съездить в Рачейские Альпы вблизи села Смолькино. Рассказываем с краеведом и гидом Петром Якубсоном про самые интересные локации этого места: плутаем по Каменному лабиринту, ищем «кобру» и «мыслителя», а после поднимаемся на смотровую площадку с качелями.

Рачейские Альпы

Каменный лабиринт 53.437777, 48.138465
Каменный лес 53.447574, 48.159124

 

Каменные плиты, древнее море и смола

История Малоусинских нагорных сосняков и дубрав или, как их принято называть в народе, Рачейских Альп, началась около 50-60 миллионов лет назад. Появлению огромных валунов из песчаника способствовало древнее море: несколько раз вода уходила, море мелело, а после снова наполнялось водой. Около шести миллионов лет назад, в результате последнего обмеления, на поверхности появились огромные каменные плиты, которые со временем под собственным весом раскололись на отдельные валуны.

Фото: Виталий Шабинский

Место крайне необычное для Самарской области: такие валуны можно увидеть только на северо-западе. Ехать сюда стоит для того, чтобы увидеть иную природу, не ту, к которой мы привыкли. В одной локации сосредоточено и много видовых мест с упомянутыми ранее валунами, и исток реки Уса, и болото, устеленное мхом, по которому можно гулять, как по мягкому матрасу.

Пётр Якубсон

По дороге к главным видовым достопримечательностям можно встретить необычные засечки на деревьях. Появились они предположительно в середине XVIII века. С помощью них жители близлежащих поселений добывали смолу: делали 20-30 сантиметровые насечки на соснах, подвешивали воронки конической формы, переливали стёкшую смолу в вёдра, а после получали из неё скипидар, канифоль и дёготь. 

Каменистые «дорожки», «черепаха» и качели над обрывом

Находится место в трёх часах езды от Самары, в часе от Сызрани. После Сызрани поворачиваем на Старую Рачейку, проезжаем село Заборовка и двигаемся в сторону Смолькино. Следите за указателями – их здесь несколько, потеряться будет сложно. По пути можно заехать на родник в районе Старой Рачейки, изучить разрушенную мельницу в Заборовке. Раньше можно было и походить по усадьбе Гагариных, но сейчас свободный доступ в неё закрыт.

К валунам и скалам на машине не проехать. Автомобиль придётся оставить на одной из специальных парковок и дальше пройтись пешком. До Каменного лабиринта от места остановки путь займёт около 20 минут, а до начала Каменного леса – около пяти.

В каменном лабиринте. Фото: Виталий Шабинский

Начать свою экскурсию советуем именно с Каменного лабиринта – места, в котором чувствуешь себя героем фильма или странником в заброшенном городе. На прогулку закладываем не меньше часа. Сначала нужно пройти весь лабиринт по верху, а после обязательно спуститься вниз. Приготовьте камеру – снимать гигантские валуны, переливающиеся на солнце, узкие «дорожки» между камнями и вековые сосны захочется много и долго. Также рекомендуем захватить с собой офлайн-карту, так как местами здесь плохо ловит интернет и пропадает сотовая связь.

Фото: Виталий Шабинский

После изучения лабиринта доезжаем до парковки у подножия Каменного леса. Идти в гору по валунам и песку будет непросто, но вид, который откроется с самой верхней точки на Рачейский бор, и качели прямо над обрывом определённо того стоят.

Фото: Виталий Шабинский

По пути собираем на фото коллекцию забавных камней: один похож на огромную черепаху, второй – на инопланетянина или кобру, третий – на задумчивого человека, которого туристы называют «мыслителем». 

Фото: Виталий Шабинский

Я вместе с другими спелеологами часто езжу в Рачейские альпы. Мы ищем новые пещеры в песчанике – редкое явление для Самарской области. А ещё мы нашли там искусственные рукотворные подземелья. Раньше в них добывали песчаник для изготовления жерновов и точильных камней.

Пётр Якубсон

Карликовый народ, огненные змеи и украденный камень

Ехать в Рачейские Альпы рекомендуем заранее ознакомившись с местными мифами и легендами – так интереснее. По поверьям, места перенаселены мистическими существами. По одной из легенд, в камнях живёт карликовый народ или «люди-филины», по другой – энергетические сущности в виде огненных змей. А охраняет таинственное место самый главный хозяин – лесной дух.

Мистика в этих местах присутствует. Например, я часто слышу, что Рачейские Альпы могут просто не подпускать к себе туристов, которые едут туда в первый раз. По пути может сломаться машина, или поездка вовсе срывается и не раз. Так, например, когда-то было и у меня.

Пётр Якубсон

Фото: Виталий Шабинский

И Каменный лес, и Каменный лабиринт – практические священные места для жителей близлежащих поселений. Так, один из камней, который называли «головой лошади», по мнению старожилов, помогал вызывать дождь во время засухи. Сейчас местонахождение камня неизвестно. Местные предполагают, что его украли приезжие туристы.

Мы же хотим напомнить, что важно бережно относиться не только к местным обычаям и традициям, но и к природе. Не разжигайте здесь костры. Это запрещено, и может привести к крупному пожару. А ещё, не оставляйте мусор. Пакетик с ним совсем несложно забрать с собой.

Фото обложки: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Смелые идеи, изобретения и «ожившая» картина на выставке «Тайны да Винчи»
    11 июля 2023, 15:49
    Смелые идеи, изобретения и «ожившая» картина на выставке «Тайны да Винчи»

    Недавно в Самаре открылась выставка, посвященная человеку, чей вклад в наследие цивилизации неоценим. «Тайны да Винчи» в музее Алабина (0+) поведают о великом мыслителе, его мечтах, надеждах и духе прошлых времён. Рассказываем о том, чем экспозиция может удивить не только детей, но и взрослых.

    В оркестровой яме: камера наблюдения и электро-пол
    11 ноября 2022, 10:08
    В оркестровой яме: камера наблюдения и электро-пол

    Узнали у заведующего оркестром и дирижёра театра оперы и балета Алишера Бабаева, зачем в яме камера, кто поднимает и опускает электро-пол, от чего зависит рассадка музыкантов и не обидно ли им, что их не видят зрители.