Хотелось ли вам попробовать то, что часто мелькает в разнообразных шортсах и рилсах? Гончарный круг, кусок глины в центре, влажные руки и – магия. Буквально минуты, и кувшин готов. Так на видео. Какова же реальность, попробовали сами и рассказываем вместе с дипломированным керамистом, преподавателем гончарного дела Алёной Горчаковой.
Керамист Алёна Горчакова за гончарным кругом. Фото: Виктория Старосельская
«Гончарить» – это …
Это главное слово в студиях керамики, но отсутствующее в словарях. Это и действие, и состояние. С одной стороны, означает просто работать за гончарным кругом. Но с другой – комплекс эмоций. Для неопытного человека это – напрягаться, злиться, сжимать от напряжения губы, но, как ни странно, получать удовольствие. В момент вращения круга ты думаешь только о глине, и ни о чём другом. Ты с ней как будто споришь, борешься, перетягиваешь на свою сторону, а она упирается. Пытаешься договориться, давишь, берёшь в тиски. В какой-то момент (далеко не сразу!) она поддаётся.
Поначалу работа с глиной на круге – процесс непростой. Фото: Виктория Старосельская
В это время ты ещё и знакомишься с собой, открываешь в себе что-то новое. Оказывается вдруг, что ты элементарно не можешь расслабить кисти. Пытаешься силой добиться быстрого результата. Кажется, посильнее надавишь – и все получится. Но глина остаётся неподвижным куском, и лишь между пальцев сочится шликер – кашеобразная жижица.
Будущий кувшин выглядит сначала так. Фото: Виктория Старосельская
Гончарить — не значит, что ты делаешь горшок. Это то, что в этот момент происходит с тобой и вокруг. Когда я только училась, это была сплошная медитация. Я не могла ни о чём другом думать: я – здесь и сейчас. К тому же нужно было чувствовать своё тело. Это была медитация, по-другому не скажешь. Я залипала в этот процесс, много злилась, руки стирала в кровь. Сейчас уже во время работы могу думать о чём угодно: круг вертится, картинка спокойная, мысли успокаиваются, гончарю, но мысли могут параллельно где-то гулять. Для меня это ещё и музыка – приятен сам звук процесса. Иногда, когда бывает нужно подуспокоить эмоции, я тоже на круге занимаюсь. Глина – такой живой материал, он в себя забирает весь негатив.

керамист Алёна Горчакова
Поднять стенку
Новичок никогда не сделает кувшин с первого раза и даже второго. А кто-то и через месяц не сделает. Это нужно понимать всем стремящимся на мастер-классы. Как оказалось, делать высокий предмет или «тянуть стенку» – та ещё наука. За три дня занятий, как бы я ни старалась, выходили лишь пиалы. У моих соратников по кругу, которые пришли на занятия во второй и даже третий заход, тоже стеночки особо ввысь не стремились. Максимум выходили на уровень миниатюрного стакана. Но, поверьте, появление и таких низкоросликов вызывает восторг творцов.
С первого раза «поднять» из куска глины кувшин под силу только опытному гончару. Фото: Виктория Старосельская

Поставить на ножку
Ещё один этап, который придётся пройти в работе с глиняным изделием, – обточка. Вывести ножку у миски, внешнюю или внутреннюю? До занятий в студии я даже не подозревала, что такая существует в природе. Но кто бы мог подумать, что и это непросто - почти ювелирно и тоже гипнотически эффектно. Стружка из подсохшей или, как говорят гончары, кожетвёрдой глины слетает с круга красиво, делая изделие изящнее. А ты в это момент ощущаешь себя едва ли не скульптором, отсекающим лишнее со своего «шедевра».
Инструменты для дальнейшей работы с керамикой. Фото: Виктория Старосельская
Время сушит
Слышали выражение: «Не боги горшки обжигают»? Так вот, в студиях керамики вам дадут понять, что вы из числа небожителей. Потому что обжигать своё изделие вам скорее всего не доверят – это процесс, требующий профессиональных навыков. Кроме того, дело это долгое, требующее немало времени. Будьте готовы к тому, что свою посуду вы заберёте не раньше, чем через месяц. Она должна высохнуть, пройти два этапа обжига и глазуровку.
Глиняные предметы до и после глазуровки. Фото: Виктория Старосельская
Постоянно тренироваться
Пройти короткий тренинг, принести домой чашечку или блюдце, сгончаренные своими руками, не означает, что вы освоили азы. Чтобы иметь более-менее крепкие навыки, тренироваться после этого нужно регулярно. Именно поэтому люди ходят на одни и те же мастер-классы не по одному разу. Стоит три месяца не позаниматься – руки и тело отвыкают, и можно считать – вы снова чистый лист.
Нужно хотя бы три часа в неделю потратить на то, что просто гончарить. У тебя ничего может не получиться, но бросать нельзя. Это как спорт: отжимаешься – отжимаешься, кажется, что ничего не происходит, только руки болят. Для примера. Одному моему ученику нужно было на конкурс в «Сириус» отправить трёхминутное видео, как он что-то делает из глины на круге. У него уже был небольшой гончарный опыт, но почти полгода не было практики. Так вот только подготовка к ролику заняла у него три дня по три часа работы. В первый день у мальчика была паника и слёзы на глазах – ничего не получалось. На второй день – гнев: то глина не такая, то круг, то ещё что-то. Я его успокаивала, рекомендовала отжиматься, качать руки и упорно тренироваться. И вот на третий день у него всё получилось. А вообще, как и везде, тут всё должно быть по любви. Только любя круг и глину, будешь гончарить постоянно и наращивать навык.

керамист Алёна Горчакова

Найти место
Возникает вопрос: «Где набираться мастерства регулярно?» Дома это делать проблематично: глину нельзя сливать в канализацию – она засориться. Нужны отстойники и готовность, что вокруг постоянно будет грязно и сыро. К тому же гончарные круги для профессионалов – инструмент дорогой: стартовая цена нового аппарата сегодня от 100 тысяч рублей. Но выход есть – коворкинг. Его чаще всего предоставляют студии, которые проводят занятия по гончарному делу. Или – посещать регулярно мастер-классы.
Для регулярной тренировки с глиной лучше заниматься в коворкинге. Фото: Виктория Старосельская
Кому подойдёт?
Всем желающим. Конечную планку возраста мастера обучения обычно не ставят, а вот начальная у разных студий быть может. Где-то предупреждают – занятия будут под силу лишь детям старше семи лет, а некоторые мастер-классы рассчитаны на людей с подросткового возраста. Малыши помладше могут заниматься лепкой из глины, но не на круге. Хотя некоторые студии практикуют и уроки с ребятами-инвалидами.
Детям с ДЦП гончарка может быть полезна. Ребёнок на ней расслабляет тело, фокусирует внимание на руках, оно концентрируется, пальчики прорабатываются, мышцы начинают работать, руки – ноги сначала напрягаются, потом наступает расслабление. Иногда мы можем просто сидеть, лить воду на глину и наблюдать за кручением, происходит своего рода психологическая разгрузка. А после круга ручная лепка за столом проходит легче.

керамист Алёна Горчакова
Глиняные предметы, выполненные в различных техниках. Фото: Виктория Старосельская

К корням
По словам Алёны, ещё буквально 10 лет назад по гончарке было очень мало информации. Знания приходилось черпать из книг, даже ей – выпускнице Красноярского государственного художественного института. Гончары были на грани исчезновения, их поглотила заводская индустрия и китайский рынок.
Древнее ремесло постепенно стало исчезать, все ушли на заводы. Плюс ещё пришла дешевая посуда из Китая – зачем делать самим, если можно купить за пять копеек. Помню, в Новосибирске, где я жила, был завод керамики. И там производили в основном кирпичи, различную сантехнику. Максимум, что было из художественной керамики – какие-то кофейники, декоративные вазы, шкатулки. А вот гончарки не было вообще. Где-то в деревнях, наверное, мастера оставались, но я не знаю, как они жили тогда, кому продавали свои изделия. И вот сейчас всё начало вновь возрождаться, появились ярмарки и интерес не только к продукции, но и к процессу. Сегодня в Самаре, наверное, около десяти гончарных студий можно найти.

керамист Алёна Горчакова
Фото обложки: Виктория Старосельская
Комментарии ()
Написать комментарий