13 мая 2024, 17:00

Лес в степи, шумные ярмарки и храм в византийском стиле: интересные факты о селе Алексеевка

В этом году степному селу на речке исполняется 215 лет. Именно в 1809-м появилось первое письменное упоминание об Алексеевке. Впрочем, вполне возможно, что эта дата условна. Некоторые краеведы утверждают, что поселенцы из центральных и юго-западных губерний стали осваивать алексеевские степи уже в середине восемнадцатого века. Рассказываем про интересные моменты из истории села и где найти действующий храм, построенный в русско-византийском стиле в конце XIX века.

Село Алексеевка в Алексеевском районе Самарской области. Фото: Виталий Шабинский

Село Алексеевка в Алексеевском районе Самарской области

Координаты: 52.582853, 51.273582

Предание гласит, что у истоков основания села был беглый солдат Алексей. Жил он отшельником, затаившись на берегу степной реки Съезжей. Правда есть ещё одна версия, что и до беглого Алексея в этих местах потаённо жили раскольники, молокане и беглые ссыльные.

Раньше у села Алексеевка было другое название – Землянки. Что вполне объяснимо, если учесть характер жилищ первых поселенцев. Как пишет краевед Иван Афанасьев, вначале это поселение состояло из десяти дворов. Чтобы избежать преследований со стороны властей, поселенцы старались не протаптывать дороги, а дома строили в овраге, на далеком друг от друга расстоянии.

Картина «Центр села Алексеевка» в историко-краеведческом музее. Фото: Виталий Шабинский

Со временем поселенцев прибывало всё больше и больше. Обустраивались они по обоим берегам речки Съезжей. Потянулись сюда молокане. К 1828 году в селе образовалась целая улица на правом берегу речки. Её так и назвали – Молоканская.

Вообще, улицы здесь назывались самостийно, часто – по характеру рельефа местности: Большая, Бугорская, Выглядовка, Базарная.

Молокане жили в селе обособленно, не признавая ни гражданскую власть, ни воинскую службу, ни православные обряды. В пищу употребляли в основном яйца и молоко. Отсюда и название – «молокане».

Здание с памятным знаком «На этом месте стоял дом Матвея Самодурова, в котором во время голода 1873 года Л.Н. Толстым была открыта пекарня». Фото: Виталий Шабинский

Село было небогатое. Как свидетельствовал Лев Львович Толстой, сын великого писателя, по приезду в Алексеевку он увидел здесь только два каменных дома. Остальные строения были из дерева и самана. Встречались и крошечные мазанки без дворов и сеней, с земляными крышами и такими же полами. Вместо окон – отверстия в стенах. В холода их затягивали кожей или затыкали мешковиной.

1871-1873 годы для Алексеевки, как и для других сел самарского Заволжья, стали самыми страшными. Здесь свирепствовал голод. Лев Толстой как раз писал в 1873 году об этих местах: «Голые поля… Крестьян нигде нет, все ушли искать работы». Алексеевцы целыми семьями ходили по миру с сумой в поисках подаяния.

Место усадьбы Льва Толстого. Координаты памятного знака: 52.393325, 51.407486. Фото: Виталий Шабинский

Алексеевские ярмарки и торговые страсти

Немало любопытного о прошлом села можно узнать в районном историко-краеведческом музее. Кстати, само бревенчатое здание музея – историческое. Как утверждает смотритель музея Татьяна Никитина, здесь раньше жил кто-то из священнослужителей. Потом в здании размещался детсад, а затем – музыкальная школа. В фондах музея хранятся предметы быта, в том числе из усадьбы Льва Толстого, палеонтологические находки, архивные документы, предметы декоративно-прикладного искусства.

Координаты историко-краеведческого музея: 52.585225, 51.270767

Районный историко-краеведческий музей в селе Алексеевка. Фото: Виталий Шабинский

В музее нам рассказали о знаменитых шумных алексеевских ярмарках. Одна из них проводилась на первой неделе Великого поста, за шесть недель до Пасхи. Она предваряла весеннюю страду. Вторая ярмарка – на Троицу. А самая урожайная, многолюдная, красочная ярмарка – Крестовоздвиженская – проходила 14 сентября.

Ежегодно в Алексеевке проходили три ярмарки. Моя бабушка рассказывала, что они тянулись далеко по селу, от церкви до элеватора.

смотритель районного историко-краеведческого музея Татьяна Никитина

Это село всегда было привлекательным центром торговли. После реформы 1861 года здесь открыли 62 купеческие лавки. Особенно большой денежный оборот был у бакалейщика Еланского и в мануфактурном магазине Пиненкова.

Краевед Иван Афанасьев пишет: «Торговые страсти бушевали с заутрени до поздней вечерней молитвы. Вся улица и проулки Алексеевки были запружены подводами, скотиной, подвыпившими мужиками. На ярмарку съезжались мелкие торговцы из соседних волостей, лоточники. Купцы, кустари-поделочники, бродячие певцы, конокрады и ловкие игроки. Сюда же, в надежде на милостыню, стекались десятки нищих и попрошаек. Продавали глиняные игрушки, свистульки в виде петушков. До третьих петухов по всей Алексеевке раздавались крики, смех, шум, гвалт, переливистые свистки…».

Экспонаты районного историко-краеведческого музея. Фото: Виталий Шабинский

Для жителей села, редко видевших просвет в тяжёлых буднях, ярмарки превращались в настоящие праздники. Не упускали своей выгоды купцы и помещики. Одним из главных сбытчиков хлеба на ярмарках был помещик Александр Сапрыкин, который получал немалую прибыль и от доходных домов в Бузулуке и Самаре.

Ближе к концу девятнадцатого века алексеевцы стали приобщаться к ремёслам. Здесь появились плотники, портные, сапожники, мельники. Село славилось тем, что здесь ткали кушаки, пряли шерсть.

Гора «Шишка» (52.385468, 51.431627) в Алексеевском районе. Фото: Виталий Шабинский

Как появился лес в Алексеевском районе

В историко-краеведческом музее с нами также поделились интересной историей о жившем в селе лесничем Владимире Ивченкове. Стоит отметить, что Алексеевский район находится в степной безлесной зоне. И даже председатель райисполкома, когда Ивченков приехал в Алексеевку, сам удивился: какой лесничий в степи? Странным это казалось. Но Ивченков спокойно и неторопливо принялся высаживать деревья, вовлекая в своё дело всё больше людей. Участвовали школьники, колхозники, работники исполкома, врачи.

Поля Алексеевского района. Фото: Виталий Шабинский

Первая лесополоса была посажена от Алексеевки до поворота в посёлок Ильичевский. Потом появились другие. Узенькие, почти незаметные в бескрайней степи, полосы. Теперь это лес площадью более трёх тысяч гектаров. В нём растут грибы и ягоды, а из животных можно встретить лосей и косуль.

Деревья для алексеевского лесника были как родные дети. Он следил за их состоянием и ростом. Владимир Ивченков даже изобрёл механизм для обработки лесополос и защитил кандидатскую диссертацию на эту тему. В Алексеевке он придумал станки для плетения из лозы, открыл в селе цех, в котором возрождалось это старинное ремесло. Из ивовой лозы он и его ученики плели цветочные корзины, столы, кресла и многое другое. С уходом мастера из жизни лозоплетения в селе перестало быть популярным.

Изделия из лозы в историко-краеведческом музее. Фото: Виталий Шабинский

Храм Казанской иконы Божьей матери в византийском стиле

В Алексеевке можно увидеть большой из белого кирпича храм во имя Казанской иконы Божьей матери, возведённый в русско-византийском стиле с элементами классической архитектуры. Мало где можно встретить такие величественные церковные сооружения. Архитектор храма – знаменитый зодчий Михаил Коринфский.

Храм во имя Казанской иконы Божьей матери в Алексеевке. Фото: Виталий Шабинский

Координаты храма: 52.584003, 51.271770

Газета «Самарские епархиальные ведомости в ноябре 1896 года про него писала: «15 лет строился в Землянках храм. Много трудов и много средств положено жителям села на его устройство. Говорят, что новопостроенный храм стоит до 120 000 рублей, и нужно отдать справедливость устроителям его – потраченные на него средства не пропали даром: храм вышел великолепный, величественный и по архитектуре замечательный. Средняя его часть при значительной высоте совершенно открытая и без сводов; стены купола очень высокие, держатся на обширных по объёму колоннах. Построенный по образцу бывшего кафедрального Самарского Вознесенского собора Землянский храм превосходит его и по величию, и по внешней и внутренней архитектуре...».

Внутреннее убранство храма. Фото: Виталий Шабинский

Внешний вид и внутреннее убранство храма за годы почти не изменились. Вот только колокольню построили заново: прежняя была взорвана. Вмещает храм полторы тысячи прихожан. Правда, такого количества верующих в селе давно уже нет.

Заходишь сюда – ощущение простора. Старинные фрески, изображающие четырех евангелистов, как будто парят в воздухе. Удивительно, что они хорошо сохранились, ведь долгие годы при советской власти здесь было зернохранилище. Рядом с современными иконами – старинные, писанные на дереве и спасённые в своё время местными жителями.

Внешний вид и внутреннее убранство храма XIX века за годы почти не изменились. Только колокольню построили заново. Фото: Виталий Шабинский

Раньше на некоторых изображениях святых были видны отметины от пуль: кто-то стрелял по ним. Часть икон отреставрирована. Геродот Колодин, художник-самоучка из Алекссевского района, восстанавливал здесь пять ликов святых и денег за это не взял.

краевед, уроженец Алексеевского района Петр Половинкин

Территория вокруг храма, видимо, хранит ещё немало тайн.

Храм в Алексеевке построен в XIX веке в русско-византийском стиле с элементами классической архитектуры. Архитектор храма – Михаил Коринфский. Фото: Виталий Шабинский

Был такой случай, корова, которая паслась неподалёку, провалилась в яму. Стали её вытаскивать и обнаружили захоронение священника в облачении. Потом его перезахоронили на местном кладбище. Где-то рядом есть и другие захоронения священнослужителей и известных в селе людей, которые помогали строить храм. Но где точно, неизвестно.

певчая церковного хора Нина Юдохина

Фото обложки: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Гвозди, бревно и коряга - инструменты студии «Много шума»
    20 сентября 2022, 06:15
    Гвозди, бревно и коряга - инструменты студии «Много шума»

    В галерее Victoria Underground выставляли и давали поиграть на очень необычных музыкальных инструментах, которые придумали ребята из Удмуртии. Куратор Анастасия Альбакринова рассказала нам про каждый из них и показала, как пользоваться этими необычными приспособлениями.

    Под крышей серпа и молота
    01 октября 2021, 13:57
    Под крышей серпа и молота

    Будущий филиал Третьяковской галереи в Самаре откроют в следующем году. Под него отреставрировали здание Фабрики-кухни. Рассказываем, где будут висеть картины, куда довезёт панорамный лифт, а ещё о том, какую роль в реставрации сыграла записка на кладбище.

    «Время читать» в Самаре: книги без наценки, «Союз» в виде кальмара, стрит-арт
    13 сентября 2022, 14:31
    «Время читать» в Самаре: книги без наценки, «Союз» в виде кальмара, стрит-арт

    Ярмарка, уличное искусство, встречи с известными авторами, удивительная музыка, куча игр и развлечений. Всё это про фестиваль «Время читать: открытый космос». Мы рады, что нам удалось попасть в минувшие выходные в областную библиотеку. Теперь расскажем вам почему.

    Топ-5 мест, где провести новогодние каникулы
    13 декабря 2021, 16:42
    Топ-5 мест, где провести новогодние каникулы

    После Нового года у большинства из нас будет девять дней отдыха. Мы собрали для вас пятёрку разнообразных мест, куда можно сорваться в выходные. Отдых за городом, горные лыжи, открытый бассейн, живой уголок с оленями и кроликами. Ну ещё и на коньках покататься можно.