02 мая 2023, 14:53

Как получить права на лодку или гидроцикл

Волга – главная достопримечательность Самарской области и наше любимое место отдыха. Проводить время на воде любят не только сторонники пляжного отдыха, но и многочисленные владельцы катеров и гидроциклов, которых с каждым годом становится всё больше.

Специально для тех, кто ещё пока готовится выйти на воду и не имеет прав на вождение лодки или гидроцикла, подготовили подробный гайд-инструкцию. Рассказываем, как готовиться к экзамену, где и как его сдавать. Помогает нам начальник регионального центра Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) Александр Старов. 

Прежде чем подавать документы в ГИМС, нужно определиться, какая категория прав вам нужна – на маломерное моторное судно, гидроцикл или катер на воздушной подушке. Разница, условно, такая же как в случае с правами на автомобиль или мотоцикл.

Маломерным считается судно длиной до 20 метров и вместимостью до 12 человек.

Права на управление маломерным судном нужны, если его масса больше 200 килограммов, мощность двигателя превышает 10 лошадиных сил.

Есть несколько категорий маломерных судов.  Первая – моторные лодки и катера длиной от 3 до 20 метров. Вторая – гидроциклы. Третья – так называемые суда особой конструкции. К ним относятся, например, суда на воздушной подушке. Удостоверение на управление водным судном могут получить только совершеннолетние.

Если у вас надувная моторная лодка, например, массой в 120 килограммов и с двигателем мощностью 8 лошадиных сил, то права на управление ей получать не нужно.

Люди, управляющие небольшими лодками, несмотря на то, что на них не нужны права, должны соблюдать правила плавания. Это же можно сказать и про тех, кто передвигается по воде на байдарках, весельных лодках, сапах. Не стоит подходить близко к большим катерам или кораблям. Нужно следить за траекторией движения других судов. У человека должно быть чувство самосохранения и разум, чтобы не рисковать своей жизнью и жизнью других участников водного движения.

начальник регионального центра ГИМС Александр Старов

Курсы по судовождению проходят в специальных школах. В Самаре таких около 15. В программу входят теория и практика. Можно выбрать как групповое, так и индивидуальное обучение. Ценник разный – от 10 до 15 тысяч рублей, в зависимости от школы.

На посещение курсов вы потратите до двух месяцев. После этого нужно будет сдать экзамен. Запись на него – через сайт или приложение «Госуслуги». Пишем заявление, прикрепляем фотографию и не забываем оплатить госпошлину 1 300 рублей.

Сдача теории по правилам водного транспорта очень похожа на то, как сдают теорию на автомобильные права. Заходите в аттестационный класс, перед вами компьютер. Вводите пароль и логин, который вам выдали при регистрации, получаете индивидуальный билет. Если сдаёте на одну категорию прав, то в билете 25 вопросов, если на две – 30. Все билеты и вопросы есть на этом сайте.

Ошибиться во время теста можно максимум два раза. Если неправильных ответов больше, вас отправят на пересдачу. На неё можно прийти через семь дней. Пересдавать «безвозмездно» можно два раза. Если с третьего раза сдать не получается, придётся снова платить госпошлину и писать заявление на сдачу экзамена.

В теоретической части более трёх тысяч вопросов. Выучить их практически невозможно. Нужно знать сами правила по блокам: устройство судна, правила плавания, оказание первой помощи. Большинство вопросов – на эти темы. Если у человека есть понимание процессов, он сдаст без труда. Ну а если он не знает ничего ни про судно, ни про то, как вести себя на воде, то у него определённо возникнут трудности.

начальник регионального центра ГИМС Александр Старов

После успешной сдачи теории, на практическую часть можно выйти в этот же день или в течение полугода.

Экзамен «на воде» сдают, как только сойдёт лёд. Чаще всего практика начинается в конце апреля или в начале мая. Заканчивается в конце октября. В Самаре практическую часть экзамена сдают по вторникам и четвергам, в Тольятти – только по средам.

На практике будущий судоводитель по указаниям экзаменатора отводит судно от понтона, выходит в акваторию. Он также должен показать умение ориентироваться по знакам водного движения, управлять судном с учётом направления ветра, волны, движения других судов.

Также к практической части относится испытание «спасение утопающего». Заканчивается экзамен возвращением к месту стоянки и швартовкой.

Если сдающий допускает ошибку, экзамен для него заканчивается отправкой на пересдачу. Снова сесть в катер и пройти испытания можно будет через семь дней.

После успешной сдачи и практики, и теории удостоверение появляется в электронном виде на портале «Госуслуги». На бумажном носителе их можно будет забрать на следующий день в ГИМС.

Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Мельница Марковых - музей в четыре этажа
    03 января 2022, 14:11
    Мельница Марковых - музей в четыре этажа

    Это один из самых известных туристических объектов севера Самарской области. Бывшая мельница Марковых находится в Челно-Вершинском районе. Если вы хотите интересно провести время, увидеть дореволюционные ковры, пианино, другие редкие экспонаты, то вам сюда.

    Выставка «Бывшие»: судьба представителей купечества, дворянства и аристократии после революции
    15 июля 2024, 11:36
    Выставка «Бывшие»: судьба представителей купечества, дворянства и аристократии после революции

    После революции 1917 года представители элит потеряли свой социальный статус. Временная экспозиция (12+) в особняке Курлиной в Самаре построена на реальных историях, письмах, воспоминаниях и личных вещах отчуждённых людей. Эта выставка – рассказ о том, как менялись время, события, ощущения и сама жизнь людей эпохи модерна с приходом советской власти.

    Фотограф «Кому на Волге» Виталий Шабинский о поездках по области, классных кадрах и важных городских открытиях
    03 января 2024, 08:15
    Фотограф «Кому на Волге» Виталий Шабинский о поездках по области, классных кадрах и важных городских открытиях

    Продолжаем подводить итоги прошедшего года вместе с командой «Кому на Волге». Рекордное количество классных кадров в наших материалах и социальных сетях – дело рук и, конечно, фотоаппарата Виталия Шабинского. Виталий собрал пять материалов, работа над которыми в этом году понравилась ему больше всего: от съёмки в мастерской проекта «Ламповый блок» до прогулки по эко-тропе «Каменная чаша». Коротко и по делу.

    История одного экспоната: сервиз Алексея Толстого
    06 декабря 2023, 09:20
    История одного экспоната: сервиз Алексея Толстого

    Постепенно пополняем коллекцию рубрики «История одного экспоната». Вы уже можете почитать узнать про череп бентозуха, картину Кустодиева, бронзовое навершие и даже диван Альфреда фон Вакано. В новом тексте рассказываем про старинный сервиз, который в прошлом веке принадлежал семье Толстых, а сейчас находится в Самарском литературном музее.