02 мая 2023, 14:53

Как получить права на лодку или гидроцикл

Волга – главная достопримечательность Самарской области и наше любимое место отдыха. Проводить время на воде любят не только сторонники пляжного отдыха, но и многочисленные владельцы катеров и гидроциклов, которых с каждым годом становится всё больше.

Специально для тех, кто ещё пока готовится выйти на воду и не имеет прав на вождение лодки или гидроцикла, подготовили подробный гайд-инструкцию. Рассказываем, как готовиться к экзамену, где и как его сдавать. Помогает нам начальник регионального центра Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) Александр Старов. 

Прежде чем подавать документы в ГИМС, нужно определиться, какая категория прав вам нужна – на маломерное моторное судно, гидроцикл или катер на воздушной подушке. Разница, условно, такая же как в случае с правами на автомобиль или мотоцикл.

Маломерным считается судно длиной до 20 метров и вместимостью до 12 человек.

Права на управление маломерным судном нужны, если его масса больше 200 килограммов, мощность двигателя превышает 10 лошадиных сил.

Есть несколько категорий маломерных судов.  Первая – моторные лодки и катера длиной от 3 до 20 метров. Вторая – гидроциклы. Третья – так называемые суда особой конструкции. К ним относятся, например, суда на воздушной подушке. Удостоверение на управление водным судном могут получить только совершеннолетние.

Если у вас надувная моторная лодка, например, массой в 120 килограммов и с двигателем мощностью 8 лошадиных сил, то права на управление ей получать не нужно.

Люди, управляющие небольшими лодками, несмотря на то, что на них не нужны права, должны соблюдать правила плавания. Это же можно сказать и про тех, кто передвигается по воде на байдарках, весельных лодках, сапах. Не стоит подходить близко к большим катерам или кораблям. Нужно следить за траекторией движения других судов. У человека должно быть чувство самосохранения и разум, чтобы не рисковать своей жизнью и жизнью других участников водного движения.

начальник регионального центра ГИМС Александр Старов

Курсы по судовождению проходят в специальных школах. В Самаре таких около 15. В программу входят теория и практика. Можно выбрать как групповое, так и индивидуальное обучение. Ценник разный – от 10 до 15 тысяч рублей, в зависимости от школы.

На посещение курсов вы потратите до двух месяцев. После этого нужно будет сдать экзамен. Запись на него – через сайт или приложение «Госуслуги». Пишем заявление, прикрепляем фотографию и не забываем оплатить госпошлину 1 300 рублей.

Сдача теории по правилам водного транспорта очень похожа на то, как сдают теорию на автомобильные права. Заходите в аттестационный класс, перед вами компьютер. Вводите пароль и логин, который вам выдали при регистрации, получаете индивидуальный билет. Если сдаёте на одну категорию прав, то в билете 25 вопросов, если на две – 30. Все билеты и вопросы есть на этом сайте.

Ошибиться во время теста можно максимум два раза. Если неправильных ответов больше, вас отправят на пересдачу. На неё можно прийти через семь дней. Пересдавать «безвозмездно» можно два раза. Если с третьего раза сдать не получается, придётся снова платить госпошлину и писать заявление на сдачу экзамена.

В теоретической части более трёх тысяч вопросов. Выучить их практически невозможно. Нужно знать сами правила по блокам: устройство судна, правила плавания, оказание первой помощи. Большинство вопросов – на эти темы. Если у человека есть понимание процессов, он сдаст без труда. Ну а если он не знает ничего ни про судно, ни про то, как вести себя на воде, то у него определённо возникнут трудности.

начальник регионального центра ГИМС Александр Старов

После успешной сдачи теории, на практическую часть можно выйти в этот же день или в течение полугода.

Экзамен «на воде» сдают, как только сойдёт лёд. Чаще всего практика начинается в конце апреля или в начале мая. Заканчивается в конце октября. В Самаре практическую часть экзамена сдают по вторникам и четвергам, в Тольятти – только по средам.

На практике будущий судоводитель по указаниям экзаменатора отводит судно от понтона, выходит в акваторию. Он также должен показать умение ориентироваться по знакам водного движения, управлять судном с учётом направления ветра, волны, движения других судов.

Также к практической части относится испытание «спасение утопающего». Заканчивается экзамен возвращением к месту стоянки и швартовкой.

Если сдающий допускает ошибку, экзамен для него заканчивается отправкой на пересдачу. Снова сесть в катер и пройти испытания можно будет через семь дней.

После успешной сдачи и практики, и теории удостоверение появляется в электронном виде на портале «Госуслуги». На бумажном носителе их можно будет забрать на следующий день в ГИМС.

Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Как в Самаре появились барные лектории, и что стало с проектом 15x4
    28 июля 2022, 11:54
    Как в Самаре появились барные лектории, и что стало с проектом 15x4

    Мы уже привыкли, что в питейных заведениях можно не только просто сидеть за кружкой некоего напитка, но и прокачивать мозги. Кандидат философских наук Дмитрий Андрамонов, стоявший у истоков проекта (в его барном исполнении), помог разобраться, чем такие лектории притягивают людей, и есть ли у этого будущее.

    Какой была «Ночь музеев – 2023»
    23 мая 2023, 10:39
    Какой была «Ночь музеев – 2023»

    В Самаре наконец-то потеплело настолько, чтобы мы снова начали чувствовать себя здесь, как на курорте. Это мог ощутить каждый, кто в прошедшие выходные присоединился к «Ночи музеев». Бесконечное количество детей на разных площадках, долгожданные открытия и море позитива. Рассказываем о том, какой «Ночь музеев» увидели мы.

    Gallery 419 - место силы с самарским вайбом
    30 июня 2022, 16:46
    Gallery 419 - место силы с самарским вайбом

    Не все знают, что в «Доме 77» на Ленинградской помимо «Нулевой комнаты» есть и ещё выставочные пространства. Здесь, на четвёртом этаже, ребята занимаются независимыми проектами, связанными с современным искусством. Отличает их свой кураторский подход, индивидуальный метод поиска актуальных работ. А ещё они готовы быть проводниками в мир самарских художников. Мы побывали в атмосферной Gallery 419 и рассказываем, как она устроена.

    Много мельниц, богатства и адский труд – хлебная Самара 1912 года
    24 января 2024, 15:28
    Много мельниц, богатства и адский труд – хлебная Самара 1912 года

    На выставке «Хлебная лихорадка» (16+) в музее Алабина в роли столичных журналистов, приехавших в Самару, мы совершили путешествие в начало прошлого века. Узнали, почему жители были против строительства паровых мельниц рядом с их домами, за что могли уволить рабочего, и как на Самару повлияло то, что она была «хлебным местом».