06 июня 2023, 14:43

«Гуляем по Самаре» с Сергеем Баландиным: озёрное место, «графские развалины» и пляж НФС

В самую жару отправились на прогулку с Сергеем Баландиным – куратором галереи «Виктория» и художником. Почему-то были уверены, что встретимся с ним где-то в историческом центре Самары и пойдём гулять по классическим местам. А когда увидели предложенный Баландиным маршрут, удивились. За час узнали про бывший санаторий для иностранцев, увидели тайную тропу у дачи со слонами и посмотрели на «царя горы» на пляже.

В исторический центр Самары Сергей перебрался только в этом году. Большую часть жизни он прожил в районе МТЛ Арены. Сейчас говорит, что здесь зеленее и благоустроеннее, есть то, чего не хватает центру: магазины на любой вкус, торговые центры и озёра.

Школа №46

Это моя школа, которую я закончил в 2001 году. А в соседнем доме я жил: вставал за час до уроков, завтракал и выходил за десять минут до звонка. Мечта для школьников. Многих мест, которые ассоциируются с тем временем, сейчас либо просто нет, либо они сильно изменились. Например, выпускной в девятом классе проводили в «Современнике», а в одиннадцатом – там, где сейчас ТЦ «Апельсин». Раньше внутри была столовая завода имени Тарасова, а немного позже – кафе. В нём и отмечали. Сейчас, конечно, ничего от былых интерьеров там не осталось.

До следующей локации мы дошли за полминуты – достаточно было перейти дорогу.

Комплекс санаториев-профилакториев

Двор, в котором я жил, был не очень большим, поэтому нам с мальчишками приходилось осваивать близлежащие территории. Рядом с нами, на месте нынешней огромной многоэтажки, были дачи и яблоневые сады. Мы исследовали их вдоль и поперёк.

Через дорогу от школы находился комплекс санаториев-профилакториев – это культовое место. Моя мама работала на заводе имени Тарасова, периодически ей и мне давали туда путёвки. То есть я отдыхал в паре минут от своего дома.

С этим местом у меня связана одна трагическая история. Мы подружились с детьми из моего корпуса и стали выхаживать беременную кошку. После того как она родила, мы заботились о котятах, а потом обнаружили, что их убили какие-то хулиганы-сатанисты. Котят мы, естественно, похоронили, даже кресты маленькие поставили. Этот эпизод до сих пор в памяти – первая встреча с насилием и сильными переживаниями.

Но вообще это классное место для прогулок, здесь даже озёра есть. Я как-то пытался ловить там рыбу, но безуспешно – здесь она просто не водилась. Зато на одном из озёр до сих пор живут утки, а на другом – лягушки.

Рядом, там где сейчас «Самарский деловой мир», раньше работал санаторий «Ивушка». Он принимал исключительно иностранцев. В овраге неподалёку мы с друзьями строили шалаши и искали то, что выбрасывали приезжие. Однажды мы с мальчишками познакомились с немцем Арнольдом. Он спускал для нас на верёвочке с пятого этажа сок в коробке. Все радостные пили этот сок, а я думал: «Как же это ужасно».

Проходим мимо дома мамы Сергея: здесь он вспоминает про свою собаку, которую похоронил прямо на этом месте. «Моя собака, по первой версии, выпила грязную воду из лужи и умерла, а может, её отравили соседи, – предположил Сергей. – Здесь я её похоронил и тут оставил часть своей жизни. А сейчас здесь стоит дом».

Озеро Леснуха

Раньше на месте благоустроенной территории были леса и глушь, а озеро было больше похоже на болотце. Как-то отмечал здесь свой день рождения – с друзьями жарил шашлык. А зимой тут катались на коньках.

Когда надоедает смотреть на все эти высотки, я гуляю здесь. Несколько лет назад Леснуху полностью обновили. Всё сделали здорово, но есть некоторые, на мой взгляд, нелепые моменты. Например, здесь слишком много заборчиков с сетками – непонятно, для чего они нужны. Ещё бы мусор почаще вывозили, было бы вообще классно.

Дача Головкина

Следующая остановка – дача Головкина. Заходить на территорию не будем: я покажу тайную тропу, по которой вожу друзей и знакомых.

Когда я был маленьким, здесь не было никакого забора: приходил сюда обниматься со слонами совершенно свободно. Или по крайней мере перегородка была не такой высокой. Территория была заброшенная. Во время моего отдыха в профилактории нас водили на экскурсию в эти, как говорил гид, «графские развалины». Помню, как рассказывали, что девушка на пьедестале – это дочь Головкина, которая утопилась из-за несчастной любви.

Когда здание отреставрировали, рядом поставили забор, всё стало каким-то ненастоящим и искусственным.

Наша последняя локация – пляж НФС. Мы пришли сюда в будний день утром, а свободных мест на песке уже практически не было. И показалось нам это по-волжски круто: за каких-то 20 минут мы дошли от спального района до пляжа. Искупаться не удалось (хотя в +30 очень хотелось), а вот поиграть с местными мальчишками в «Царь горы» – вполне.

Пляж НФС

Помню, что в пятом или шестом классе у меня был фотоаппарат «Смена-8М». Мы приходили на пляж с «однодворниками», и я всех фотографировал.

Сейчас я с ужасом понимаю, что место в центре, где я живу, дальше от Волги, чем мой дом, в котором я провёл своё детство.

Фото: Виталий Шабинский

Рекомендуемое

Как выглядит современное искусство Самары. Год 2023
    07 ноября 2023, 10:56

Галерея «Виктория» совместно с «ЗИМ галереей» открыла выставку «Современное искусство Самары» (0+). Здесь выставлены популярные локальные авторы. Рассказываем, кто, по мнению кураторов, входит в обойму лучших художников города.

«Карманный авангард»: картины в туалете, раздевалке и у скейт-площадки
    11 октября 2023, 07:15

В Самаре в крытом скейт-парке Point торгового центра «Гудок» состоялась поп-ап выставка. В ней приняли участие художники, которые только начинают свой творческий путь. Некоторые из них выставлялись впервые. Рассказываем, как искусство интегрировали в пространство скейт-парка.

Оранжерея, столетние ели и тропики. Ботанический сад в Самаре
    31 августа 2022, 10:02

Это настоящий заповедник в географическом центре Самары. Отличное место, чтобы прогуляться по лесу, побывать в местных тропиках. В Ботаническом саду можно найти растения со всего мира: североамериканские ели, японские бананы, драконово дерево. Рассказываем, за чем идти в Ботанический сад. Показываем всю его красоту, даже ту, которая недоступна обычным посетителям.

В проектах новой самарской набережной: колесо обозрения, речной вокзал и вейк-станция
    02 декабря 2021, 19:08

Уже несколько лет идут разговоры о том, чтобы сделать территорию у Волги между бассейном ЦСКА и улицей Вилоновской общественно открытой. В Самаре провели конкурс на разработку лучшей концепции этого пространства. Мы отобрали шесть любопытных, на наш взгляд, концепций новой набережной.