31 января 2025, 16:30

«Гуляем по Самаре» с Ириной Шаровой: металл в архитектуре, дом мечты с огромным окном и необычные арт-объекты

Мы прогулялись с Ириной Шаровой по знаковым местам старого города в поисках необычных акцентов: кованых элементов на зданиях, неочевидных видовых точек, современных скульптур и уютных скверов.

Архитектор Ирина Шарова. Фото: Виталий Шабинский

Ирина Шарова

Самарский архитектор, дизайнер и основатель ювелирного бренда. Она ведёт курс «Металл в искусстве» при Третьяковской галерее в Самаре – это серия мастер-классов, посвящённых техникам работы с металлом.

Доходный дом Нуйчева (Рабочая, 19)

Я начала знакомиться с городом, когда училась в техническом лицее. До этого казалось, на улице Рабочей не было таких достопримечательностей, из-за которых сюда захотелось бы приехать из Промышленного района. Когда я начала учиться, поняла, что здесь много деталей, которые я упускала всю свою жизнь. 

Доходный дом Нуйчева (Рабочая, 19). Фото: Виталий Шабинский

Сейчас я смотрю на свой лицей после реставрации, и мне кажется, что я старею, потому что слоны раньше были лучше. Это показатель зрелости. Просто здесь ещё всё очень личное. Окна на третьем этаже, где находился мой кабинет химии, стали основой для одного из первых моих сувениров. 

На здании есть и металлическая ковка. Металл – это суперклассный материал для скульптур, технически из него можно сделать всё что угодно. Это большая свобода для творчества.

Окна здания стали основой первых сувениров Ирины Шаровой. Фото: Виталий Шабинский

Отель «Лотте» (Самарская, 110)

В студенческие годы я часто здесь ходила. Это место ассоциируется у меня с быстротечностью жизни. Долгое время тут были маленький ларёк и дома малой этажности. Мне казалось, что то, что я вижу перед собой, будет существовать всегда. Головой я понимала, что это не так. Но прочувствовать изменения удалось, когда я увидела «Лотте». В большом городе такой отель должен был появиться. 

«В большом городе такой отель должен был появиться». Фото: Виталий Шабинский

Здание делает реверанс в сторону модерна и историчности. Я, как архитектор, считаю, что строить нужно в том стиле, который подходит ко времени, то есть делать что-то современное. Такая форма арки, например, должна была остаться в модерне. Сейчас круто и современно другое. Мне кажется, что такие отсылки – это неискренняя архитектура.

Сквер на площади Куйбышева

В 2015 году проводился большой воркшоп по реконструкции площади Куйбышева. Архитектор Дмитрий Храмов, у которого я училась, предложил подумать, как улучшить пространство. Он позвал студентов и архитекторов, чтобы разработать концепции реконструкции площади и скверов рядом с ней.

Я занималась проектированием сквера, который на пересечении Галактионовской и Красноармейской. У нас была идея, связанная с новыми маршрутами, потому что через эти скверы многим хочется пройти по диагонали, но это невозможно. Если прорубить в сквере новую диагональ, то откроется вид, который сейчас недоступен. Например, можно было бы наблюдать купол Иверского монастыря. А из другого сквера за театром можно было бы увидеть костёл

Сквер на пересечении Галактионовской и Красноармейской. Фото: Виталий Шабинский

Также в этом сквере планировали открыть скейтпарк, зону для паркура. Но нам не удалось ничего согласовать, поэтому весь проект остался на бумаге. Скверы сейчас тихие, у них нет своей аудитории. А мы задумывали для этих локаций разную направленность: выставочную, спортивную, детскую. Они бы наполнялись людьми, которым это интересно.

Улица Молодогвардейская

Мне кажется, что люди могут отличить оригинальные кованые элементы на зданиях от новодела. Думаю, что фальшь легко заметить. К слову, к нам часто приезжают гости из Казани, которые говорят: «В Самаре чувствуется душа, чувствуется история».

Когда соединяются два материала в городской среде, металл и камень, получается наслоение. Разные текстуры – это развлечение для глаз, нам хочется больше времени проводить в таких местах, потому что это интересно. Например, если бы у Музея почты (Молодогвардейская, 144) не было такого крыльца, то образ сложился бы совершенно другой.

Крыльцо Музея Почты (Молодогвардейская, 144). Фото: Виталий Шабинский

Кстати, здесь – на Молодогвардейской – я первый раз почувствовала старую Самару. Впервые я приехала сюда на велосипеде. Здесь была необычная тихая и уютная атмосфера. У меня случился разрыв шаблона, я подумала: «А что, так можно жить в центре города?». А что, если бы я не поступила в лицей, не стала бы здесь ходить? Увиденное очень сильно изменило мою жизнь.

Здесь ещё находится дом, который я бы очень хотела приобрести. Это особняк Матвеева (Молодогвардейская, 69). У него самое красивое модерновое окно. Кованые элементы балкона перекликаются с лепниной на фасаде. На них изображён венок, который всегда означает победу. Может быть, когда-нибудь я смогу позволить себе квартиру в этом особняке. 

У особняка Матвеева (Молодгвардейская, 69) самое красивое модерновое окно, считает Ирина Шарова. Фото: Виталий Шабинский

И могу сказать, что эта улица меня поражает. Когда я начала работать с металлом, стала задумываться о том, как сделаны элементы архитектуры и арт-объекты. Появление новых арт-объектов – это сложный процесс с юридической точки зрения. 

Шишиги возле филармонии

Мы отливали из бронзы эти скульптуры. Этот проект очень важен с точки зрения появления в городе акцентов. У каждого персонажа есть своя история. Я надеюсь, что один из авторов проекта – Денис Либстер – напишет целую сказку про приключения шишиг, особенно про случай их похищения с площади Революции. В этой сказке полицейские будут добрыми персонажами, которые раскроют дело.

До этого я не имела представления о том, как работают правоохранители. Дело в том, что в том месте на площади не было камеры видеонаблюдения. Но полицейские нашли нескольких подозреваемых. Я даже не представляю, как они раскрыли дело. Это меня очень впечатлило.

«Мы отливали из бронзы эти скульптуры». Фото: Виталий Шабинский

Всего в Самаре находится 27 скульптур шишиг в 10 локациях: три фигурки у монумента Славы, две – возле пивзавода, две – в сквере Пушкина, две – на входе в Струковский сад, три – у почтамта на улице Куйбышева, четыре – около филармонии, три – в сквере «Три вяза», две – на площади Революции, а также три – возле Музея модерна, и три – на пожарной каланче на Хлебной площади.

Как выяснилось, похищение произошло без злого умысла. Все скульптуры вернули на место. Их уязвимость заключается в том, что они маленькие и лёгкие, у них тоненькие ножки. 

Литературный сквер Алексея Толстого

Мне нравится, что тут сочетаются скульптуры классической формы и современной. Здесь это выглядит как сцена с партером. Композиция такая масштабная, что её сложно сфотографировать. Я наблюдаю тут огромное количество людей, которые выходят на проезжую часть, чтобы поймать нужный кадр. Было даже предложение – сделать напротив пешеходный переход для удобства.

«Мне нравится, что тут сочетаются скульптуры классической формы и современной». Фото: Виталий Шабинский

Сейчас я уже привыкла к этому скверу. Когда он только появлялся, у меня было ощущение, что здесь что-то взорвалось: так много деталей вырисовывалось в нём. Думаю, что сквер позже расцветёт, в нём подрастут деревья. Он будет как «Сад баланса» рядом с Фабрикой-кухней, который тоже постепенно оживал.

Кухмистерская (Красноармейская, 4)

Меня всегда завораживала ковка в виде лепестков возле этого здания. Она вся такая монохромная. Когда мы устанавливали шишиг возле пивзавода, я заметила там похожие элементы на воротах, будто сделанные той же рукой. Стиль очень похож. Получается, что такие детали отсылают к истории. На основе них можно делать вывод о принадлежности зданий одному владельцу, в данном случае – Альфреду фон Вакано.

Кухмистерская фон Вакано (Красноармейская, 4). Фото: Виталий Шабинский

Сквер Аксакова

Занимался этим пространством архитектор Дмитрий Храмов. Сквер долгое время стоял закрытым, сюда никому нельзя было попасть. Было странно, что такое классное место пустует. Сейчас он ожил. И кстати, здесь к месту классическая бронзовая скульптура Аксакова. 

Сквер Аксакова. Фото: Виталий Шабинский

Дмитрий Храмов потрясающе умеет увлечь людей за собой. На первом курсе я с другими студентами слушала, как он рассказывал про фестиваль «Артполис» на элеваторе. Он предложил расчистить площадку для него. Мы с удовольствием согласились. Храмов способен зажечь людей идеей. Все были счастливы, что фестиваль в итоге случился.  

Музей модерна
(Красноармейская, 15)

Ворота дома Курлиной – это символ самарского модерна. Про них все знают, поэтому слова тут излишни. Меня всегда вдохновляло это здание. У нас даже есть несколько совместных украшений с музеем. В будущем я хотела бы сделать украшение с зелёной плиткой, которая находится на фасаде здания. Есть предположение, что это плитка Михаила Врубеля. Однажды в Самару из Абрамцево приезжала специалист, которая занимается керамикой, она отметила, что эти детали очень похожи на работу мастера.

«Меня всегда вдохновляло это здание». Фото: Виталий Шабинский

Во дворе музея тоже много интересного. Тут и шишиги, и арт-объекты в виде слонов, которые мы сделали для «ВолгаФеста» в 2017 году. Они  украшали набережную, а после фестиваля поселились во дворе музея. Это лучшая судьба для арт-объектов. Чаще всего, когда фестиваль заканчивается, скульптуры и инсталляции становятся никому не нужны. Их вывозят на мусорный полигон целыми грузовиками. Это очень грустно. 

Арт-объекты в виде слонов были созданы для «ВолгаФеста» в 2017 году. Фото: Виталий Шабинский

Дерево часто портится из-за погодных условий и приходит в негодность. Металл же более долговечный. Наши слоны побывали в разных уголках Самарской области. Кстати, важное отличие современной скульптуры от классической – это мобильность. Я слабо представляю, что бронзовую скульптуру будут специально привозить на фестиваль. А жизнь слонов более динамичная. 

Фото обложки: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    «Всякие сказки» на «Станкозаводе». Личные высказывания на вечные темы
    16 ноября 2023, 18:21
    «Всякие сказки» на «Станкозаводе». Личные высказывания на вечные темы

    Мы встретились с тремя организаторами и идейными вдохновителями проекта – художницей Анастасией Кузнецовой-Руф, художником Иваном Коршуновым и петербургским искусствоведом Владимиром Назанским. Поговорили с ними про художественный язык, смыслы сказок и национальные черты.

    Выставка «Новые художники»: фотостори, значки и много абстракции
    15 августа 2022, 10:38
    Выставка «Новые художники»: фотостори, значки и много абстракции

    Каждый год галерея «Виктория» предлагает посмотреть, что делают ученики её школ. В начале августа на нижнем этаже в пространстве Victoria Underground показали выпускные работы участников образовательных проектов (0+). Было на что взглянуть. Ведь тут целых четыре школы: «QUADRO», проектная фотография, «Игра в иллюстрацию» и лаборатория современного танца «K.ART.OFF.L».

    Новая набережная в Тольятти: море, скалодром и «пятак»
    17 августа 2023, 19:30
    Новая набережная в Тольятти: море, скалодром и «пятак»

    На новую набережную Тольятти ехать стоит. Как минимум летом или ранней осенью уж точно. И вот почему мы рекомендуем это место к посещению: после реконструкции набережная в Автозаводском районе действительно может посоперничать с самарской. Прогулялись по обновлённым тропинкам, затестили скамейки-лежаки, покатались на самокате и насладились панорамным видом на Жигулёвское море.

    Скейт-парки Самары. Где кататься на доске, роликах, трюковом самокате и BMX велосипеде
    02 мая 2024, 15:50
    Скейт-парки Самары. Где кататься на доске, роликах, трюковом самокате и BMX велосипеде

    Где бесплатно покататься на скейтборде, трюковых самокатах или великах? Какие площадки подходят для тренировок и выполнения трюков? Мы собрали в одном материале бесплатные скейт-парки из разных районов города и даже немного за его пределами. Здесь деревянные и бетонные, любительские и профессиональные, стритовые и предназначенные для прыжков. На наш взгляд, выбрать для себя подходящую однозначно получится как новичку, так и опытному райдеру.